Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (875) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нелегкий, но очень благодатный путь

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Нелегкий, но очень благодатный путь

№26 (875) / 12 июля ‘16

Архипастырь

Владыка, как постоянный член Священного Синода Вы бываете в разных городах и странах. Каково сейчас отношение общества к Царственным Страстотерпцам? Становится ли их почитание более осознанным, или отношение меняется в сторону неприятия? Каковы Ваши наблюдения?

– Действительно, я встречаюсь со многими людьми в разных регионах и эту тему всегда специально затрагиваю, чтобы узнать, как люди реагируют на почитание Святых Царственных Страстотерпцев. Я очень рад, что многие их почитают, причем с особым благоговением, с любовью. Люди пытаются даже распространять везде и всюду, где они бывают, сведения о достоинствах, о тех благих и добрых делах, которые совершали и совершают сейчас, молясь за нас и помогая, Святые Царственные Страстотерпцы.

Есть люди, начитавшиеся разных книжек, но, когда начинаешь с ними говорить, слава Богу, они сразу переключаются, говорят: «Мы этого не знали, мы думали, что это так», не упорствуют, не стоят на своем. Когда доводишь до них некоторые данные, архивные свидетельства, люди принимают это и благодарят, что им рассказали то, о чем они раньше не знали.

Очень отрадно, что люди хорошо воспринимают информацию. Недавно я был в Санкт-Петербурге на Синоде и посетил Смольный. Мне показали места, где работал Ленин. Потом я спросил женщину, сопровождавшую нас: «Как Вы относитесь к Царской Семье?». Она ответила: «Очень позитивно». Я ее спросил: «Вы упомянули, что царь отрекся, а знаете ли Вы, что есть свидетельства, что он не отрекся?». Она ответила: «Да, конечно. И невозможно было, чтобы он отрекся: он был человеком, который не мог отречься, – он очень любил свою страну, свою державу. Мы просто привыкли так говорить, а на самом деле, если логически подумать, невозможно, чтобы он отрекся». Вот с такими случаями я сталкиваюсь.

Владыка, а как в Средней Азии? Перед вылетом паломнической группы, которую Вы привезли на Урал, Вы беседовали с ними именно о Царственных Страстотерпцах. Есть ли интерес у нынешней паствы к их личностям?

– Когда я приехал, паства моя не совсем понимала смысл деятельности Царственных Страстотерпцев, и когда мы начинали говорить об их достоинствах, о делах, которые совершала Царская Семья, они удивлялись: «Как? Откуда Вы это взяли?». И мы давали людям конкретные свидетельства из архивных данных. Я им говорил: «Если вы мне не верите, приезжайте в Екатеринбург, там есть музей Царственных Страстотерпцев, где хранятся все самые важные документы, свидетельствующие, что делали для России Царь и Царская Семья».

Мы каждый год проводим праздники в честь Царственных Страстотерпцев. Сейчас у нас организована большая выставка, посвященная им. Мы показывали ее министру иностранных дел Сергею Викторовичу Лаврову, который высоко оценил нашу деятельность. Будут организованы различные мероприятия, концерты, связанные с Царскими днями, и будут выступления наших священнослужителей, которые расскажут о тех позитивных делах, подвигах, которые несли Царь и Святые Царственные Страстотерпцы.

Я думаю, что в Средней Азии, в Киргизии, в Таджикистане, в Узбекистане к Царской Семье относятся с любовью, с уважением и с почтением – мы организовываем очень много мероприятий, ей посвященных.

Рядом с Царственными Страстотерпцами были их верные слуги, у которых была возможность сойти с этого пути, но они предпочли верность; вместе с преподобномученицами Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и инокиней Варварой были спутники – князья Дома Романовых, и не только они, разделившие этот голгофский подвиг, но и другие не прославленые в лике святых. Можно ли в перспективе ожидать их прославления?

– Конечно, мы высоко ценим их подвиг. Спутники Царской Семьи и преподобномученицы Елисаветы совершили подвиг – были с ними рядом до конца жизни, хотя видели, что дело идет к очень серьезным и страдальческим путям жизни членов Царской Семьи. Но, несмотря на это, они все равно пошли за ними. Это подвиг, это преданность, это верность, и это нужно высоко оценить. Есть комиссия по канонизации святых, которая руководствуется определенными параметрами, чтобы определить – причислить к лику святых или не причислить. Комиссия работает в этом направлении. Не будем предвосхищать их деятельность, а будем молиться, чтобы Господь Сам указал.

Поговорим о новомучениках и исповедниках Российских: мы сейчас ищем героев, на кого бы равняться, ведь в любое время хочется, чтобы были какие-то идеалы, – а ведь они и есть настоящие герои, о которых должны слагаться легенды, песни, сниматься фильмы, что раскрывало бы их жизнь и открывало их имена широкому кругу. А этого нет – в лучшем случае, новомученика, его житие, подвиг знают в том храме, где он служил, или на том месте, где он был убит, а таких мест по России миллион… Больше в этом отношении (если так можно выразиться) повезло святителю Луке Войно-Ясенецкому: очень достойный художественный фильм сняли именно по его житию. О Царственных Страстотерпцах есть совершенно отвратительные произведения, а есть и добрые, правдивые. Как Вы полагаете, что должно делаться, чтобы новомученики стали известны? Мы привыкли к святителю Николаю, к святой Екатерине, к святому Георгию (много можно перечислять), но появляются новые имена...

– К сожалению, мы еще недооцениваем подвиг и труды наших новомучеников и исповедников Российских. Мы хорошо знаем, как они жили. Конечно, есть жития, которые не совсем, казалось бы, на высоком нравственном уровне, и мы относимся к ним немного по-другому, чем к тем святым, которые жили давно, особенно к мученикам первых веков христианства. Но когда мы смотрим на мучения, которые они терпели в новое время, то они в некоторых случаях превосходят мучения первых мучеников. Может быть, люди этого не знают, думают, что расстреляли – и все, а на самом деле перед расстрелом они претерпевали страшные мучения, чем показали верность вере Христовой, свою твердость и не предали свою веру – переубедить людей, чтобы они отреклись от веры, старались очень сильно, но наши новомученики показали твердость, совершили мужественный подвиг стояния в вере при всех условиях, которые создавались, чтобы человек отрекся.

Надо больше об этом говорить, через книги, фильмы рассказывать об этом. И Русская Православная Церковь активно участвует в этой деятельности. Издательским советом было принято решение, как распространять прославление новомучеников. Священным Синодом принято определение во всех епархиях активизировать деятельность по их прославлению: Церковь говорит людям, чтобы они обратили внимание на новомучеников и исповедников Церкви Русской, окунулись в жизнь тех тяжелых годов, ведь, когда читаешь их жития, удивляешься мужеству, вере, которую они имели.

Есть еще такая проблема. Дело в том, что жития новомучеников написаны не житийным языком, а протокольным: как их допрашивали, что они говорили, что им говорили. Наша важная работа – в том, чтобы составить жития в таком виде, как мы привыкли это читать у святителя Димитрия Ростовского. Может быть, найдутся люди, имеющие талант изложить житие того или иного святого именно в таком направлении, ведь среди них были и дети, и молодые люди, и священники, и миряне: представители всех слоев населения прошли через горнило испытания, стояния в молитве, в вере и благочестии перед таким страшным, ужасным гонителем и мучителем. Я думаю, что даже наше сегодняшнее напоминание о новомучениках и исповедниках Церкви Русской тоже будет содействовать тому, чтобы люди обратили на них внимание.

Нужно читать о них, жизнь этих святых очень интересна. Даже если мы читаем это как некие протокольные свидетельства, то и в этом можно увидеть очень много между строк о жизни новомученика и исповедника Христова.

И каждый христианин, узнавший о местночтимых новомучениках, пострадавших и совершивших подвиг, может в храме рассказывать это и другим людям.

Хочется сказать несколько слов и о палачах. Такое ощущение, что в обществе происходят очень тревожные процессы – мы знаем про памятник Сталину, установленный в Тверской области, в Москве – официальный референдум по вопросу восстановления на Лубянской площади памятника Дзержинскому… Еще 10 лет назад такое представить себе было невозможно, а сейчас это обсуждается на серьезном уровне! Как Вы оцениваете эти движения? Что происходит?

– Мы должны определиться, что дать нашему обществу, какой образец для подражания в разных сферах жизни – и в политике, и в экономике, и в трудах, которые несет простой человек. Мы знаем, что в советское время ставили на пьедестал почета лучших людей, которые трудились, приносили пользу обществу, – памятники обычно ставились тем людям, которые были светом для общества, кому человек мог подражать. Надо такие критерии иметь в нашей жизни.

Помню, когда я был в Екатеринбурге, мне люди рассказывали, что дети, проходя мимо памятника Ленину, спрашивали: «Кто он такой, хороший или плохой?». Отвечаешь: «Не очень хороший». Спрашивают: «А почему тогда памятник ему стоит?». И не знаешь, как объяснить ребенку. Когда он станет постарше, то прочитает, что при Ленине было много крови, жестокости. Конечно, нам нужно разобраться в том, что мы хотим дать нашему народу. Если хотим дать людям добро и примеры добродетельной жизни, то надо именно это делать. Как принято в русском народе: надо ставить в пример человека, который провел жизнь в святости. Надо кристально чистого человека ставить на пьедестал почета, чтобы он стал образцом для подражания.

Бывает, что даже православные отдают дань уважения Сталину или Дзержинскому, говоря, что «это личности исторические». Главный православный аргумент: «Не смейте никого осуждать». Считается ли осуждением рассказ, что эти люди сделали, изложение фактов их биографии? Мы имеем право доносить до людей сведения с негативной оценкой? Это все-таки оправданное напоминание, каков был этот человек, каковы последствия его деятельности, чтобы мы поостереглись его превозносить и на него равняться?

– Я уже говорил: нужно определиться с пониманием, кого нужно превозносить, почитать, на кого можно равняться. Сейчас, к сожалению, по телевидению и в обществе нет такого определения – эти хорошие, эти плохие, а эти имеют и то, и другое. Граница между добром и злом утеряна, потому так у нас и получается. Когда мы поставим границу между добром и злом, мы будем более серьезно к этому относиться. Уважаем человека или не уважаем – это каждый человек решает для себя лично. Но чтобы ставить человека на почетное место, нужно серьезнее к этому относиться. Каждый может по-своему оценивать того или иного человека, послужившего в истории, но, чтобы ставить человека на пьедестал почета, нужно быть более определенным. Мы должны определиться, кого ставить.

А чтобы определиться, получается, надо поднять факты, которые не всегда добрые. Нас порой за это упрекают: «Вы осуждаете, это грех».

– Это не осуждение. Мы просто определяем, что есть добро и что есть зло. Мы не говорим, что тот или иной человек такой-сякой, но, если есть негативные факты, мы так и говорим, что они есть. Как мы определяем в жизни Церкви: если он святой, то святой. Поэтому комиссия по канонизации святых очень щепетильно относится к каждому человеку, и если есть хоть что-то, что позволяет усомниться в его святости, то его уже не причисляют к лику.

Думаю, что так же должно быть относительно уважаемых людей, которых мы хотим выделить. Да, мы знаем, что он историческая личность, сделал то-то и то-то, но, чтобы поставить его на пьедестал почета, нужно определиться конкретно.

А для этого надо максимально объективно изучить материалы и факты – и хорошие, и плохие.

Вернемся к Царской теме. В начале июля 2015 года распоряжением премьер-министра России Д.А. Медведева была образована Межведомственная рабочая группа по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением находящихся в Государственном архиве РФ останков Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии. Вот такая формулировка. Как Вы относитесь к этой инициативе?

– Когда проводили исследование этих останков, я здесь был и прекрасно помню натиск со стороны некоторых властных людей, направленный на то, чтобы получить именно этот результат. К этому нужно относиться очень серьезно и внимательно: есть и другие мнения у ученых – специалистов в этой области.

Мы не специалисты и не можем дать никакую оценку, мы слушаем специалистов. Если в числе многих специалистов есть разномыслия, нужно к ним прислушиваться: они знают этот вопрос, эту проблему лучше, чем мы. Спешить не надо, надо стараться все урегулировать и дать возможность каждому из ученых высказать свое мнение.

Дело в том, что сама формулировка уже утверждает, что это останки Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, что не признано Русской Православной Церковью. Это же непризнание касается и тех, якобы «царских останков», которые захоронены в Петропавловской крепости. Слава Богу, что они по-человечески преданы земле. Но дальше возникает вопрос: это святые мощи или останки убиенных людей, к которым надо отнестись с почтением, помолиться за них (но все-таки останки не царские)?

– Останки не царские – об этом говорят люди этой области науки. Это не мое личное мнение. Мы знаем, что Царскую Семью полностью на Ганиной Яме уничтожили огнем, серной кислотой и известью.

И это продолжалось двое суток.

– Около трех суток. У нас в музее есть свидетельство, что было использовано 11 пудов (77 л) серной кислоты! Что еще говорить?

Будем надеяться, что комиссия действительно имеет желание разобраться и, может быть, те выводы, которые будут сделаны, на этот раз будут достойны доверия.

Владыка, нам очень понадобится Божия помощь в Царские дни. В ночь с 16 на 17 июля – Божественная литургия возле Храма-на-Крови, затем крестный ход на Ганину Яму, в следующие дни – целый ряд богослужений, служба в Алапаевске. Дайте советы тем, кто, может быть, впервые собирается на службу и на крестный ход, любая подсказка будет нелишней.

– Когда мы встречались с нашими паломниками перед отъездом в Екатеринбург, я беседовал с ними и рассказывал, как себя нужно настраивать на то, чтобы пройти этот нелегкий, но очень благодатный путь крестного хода.

Самая большая ценность, или секрет прохождения через этот путь, – это молиться во время крестного хода. Будут болеть ноги, болеть спина, будут приходить мысли: «Устал, больше не могу». Эти мысли нужно удалять от себя, не принимать их. Нужно полностью погружаться в молитву. Всегда есть о чем помолиться – есть осознание своей греховности, есть понимание, как была прожита прежняя жизнь, в которой много грехов. И вот этим трудом и молитвой можно искупить свои грехи, очистить себя – трудом и молитвой святые угодники Божии получали от Бога исцеление души от многих грехов, которые они совершали в своей жизни. Мы тоже можем это сделать через такой труд, помня страдания, которые претерпели Царственные Страстотерпцы в Ипатьевском доме и в течение всего этого пути, когда они еще чувствовали боли, когда они еще не полностью отошли ко Господу, тела их чувствовали эти страдания – в таком состоянии их провезли до Ганиной Ямы, где полностью уничтожили огнем, серной кислотой и известью.

Когда мы будем молиться, каяться, просить у Бога помощи для себя, для ближнего, для всей нашей страны, для других стран, когда у нас будет такая углубленная молитва, мы забудем и о ногах, и о своих болезнях и пройдем, как на крыльях, до Ганиной Ямы, радуясь, что Господь сподобил пройти этот путь.

Дорогой Владыка, сердечная Вам благодарность и за этот визит, и за эту беседу. Мы Вам тоже желаем сил, помощи Божией. Вспоминайте нас в Ваших молитвах.

– Помоги Господь, Бог в помощь вам. Благодарим за ваши труды.

Скажите напутственное слово нашим зрителям.

– Хочу всех поздравить с наступающим праздником Святых Царственных Страстотерпцев, которых мы чтим, любим, сознавая ошибку наших предков, когда-то пренебрежительно относившихся к ним.

Сейчас мы празднуем их память, несем свой подвиг крестного хода, то есть мы проходим по тем местам, где начался крестный путь Царственных Страстотерпцев, и тот путь, когда их везли на машине израненных, измученных, полумертвых. Мы должны и обязаны чтить Царственных Страстотерпцев, любить их: они многое сделали для нашего Отечества, но были так бесславно умерщвлены, над ними совершили такое страшное, нечеловеческое злодеяние, и сейчас мы должны реабилитировать то, что было когда-то сделано. Реабилитация эта выражается в нашей любви к Царственным Страстотерпцам, в нашем почтении их и в том крестном пути, который мы проходим.

Желаю, чтобы мы все прошли крестный ход благополучно, с любовью, с Божественной силой, с молитвой Царственным Страстотерпцам и принесли радость молитвенного общения в свои дома, в места, где мы проживаем, чтобы эта радость духовная всегда путеводила нас на делание добра, исполнение заповедей Божиих и совершенствование в Боге для достижения Царствия Божия, для достижения вечного благополучия, где находятся наши Царственные Страстотерпцы.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс