Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Архимандрит Александр (Глоба): Духовное здоровье

Архимандрит Александр (Глоба): Духовное здоровье

№24 (873) / 28 июня ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

– Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И, конечно, у каждого, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как о состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, – это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются, и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хотят узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

Какие существуют представления о здоровье и болезни?

– Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но человек должен знать и что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность – это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью. Когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье – это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

Чем различается понимание духовности у людей в лоне Церкви, от понимания ее людьми вне Церкви?

– Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру – увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух» – справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

– Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спорт-смены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, особенным образом заниматься спортом, чтобы выигрывать в Олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора: жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни – Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные, особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молод и красив, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его Учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

То есть спортивная сила духа – это совсем не стяжание Духа Святого?

– Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то, значит, он изменяется в корне – изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам через Священное Писание, Священное Предание Святая Церковь, по тем правилам и «нормативам», которые необходимы, чтобы попасть в Царство Бога.

А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников ведь как раз наоборот: в немощном теле больного человека происходит цветение духа.

– Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван: он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и так, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный был нездоров телом и, когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать: если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за «механизм», «машину» дал ему Господь, ведь тело – это машина, по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело – это Божий дар, и к нему надо правильно относиться – заботиться, но не поклоняться ему (есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело).

Духовные люди заботятся, чтобы их дух достиг Царства Небесного – они знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела – не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим Воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить – и не могут, хотят обнять – Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христово на Литургии, Он пребывает там и Духом, и телом, но мы Его не видим – так же, как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет: мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить: попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата... Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, ведь Господь – Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

– Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести: сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит, первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье – это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же, как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело – они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, – у каждого они есть, просто не каждый об этом знает. Есть вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

Можно ли считать человека по природе духовно здоровым, или каждый так глубоко поражен грехом, что ни о каком духовном здоровье речи идти не может?

– Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос – Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть Крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело, как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной – здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают, каково предназначение человеческой личности; это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. У каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех – первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

– Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические: все люди болеют болезнью третьего курса мед-института – когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно – ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице, в Церкви с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, диакон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом. Все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя. Другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли – делать нам плохое или не делать: каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное Закону Божиему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, он понимает, что делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть – дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек – трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа – это разум, обладающий волей, чувствами и имеющий некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает душа – эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

– Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

Записала
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс