Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Игумен Дамиан (Залетов): Начало Петрова поста

Игумен Дамиан (Залетов): Начало Петрова поста

№24 (873) / 28 июня ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей сегодняшней беседы – начало Петрова поста. Расскажите, пожалуйста, о поприще Петрова поста, для чего он был установлен?

– Само название – Петров пост – уже подсказывает цель его появления в нашем календаре: подготовка к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла и следующему за ним празднику Собора святых апостолов.

Прежде всего, надо сказать об обобщенном смысле любого поста. Пост – это не только воздержание в пище. Это обязательно присутствует в посте, поскольку человек обладает двойной природой – духовной и телесной. Духовная, церковная жизнь охватывает всего человека, поэтому пост касается обеих природ. Человек склонен акцентировать свое внимание на том, что ему более полезно или ощущается им как первичное. К сожалению, наша телесная природа стоит на первом месте, мы воспринимаем пост как воздержание от чего-то, и на первом месте стоит еда.

Конечно, дело не только в еде. Пост есть воздержание всех наших чувств, что подчеркивается в начале Великого поста – эталона поста. Пост есть воздержание от наших греховных чувств, это должно иметь свое отражение и в зрении, и в слухе, и в нашем языке. Когда мы говорим о некоем комплексе воздержания, мы должны иметь в виду, что целью мы ставим приобретение. Отказываясь даже от малого и вредного, мы приобретаем.

В первую очередь приобретаем терпение, опыт контроля над собой, опыт внутреннего самовоспитания. Великие вещи, которые нельзя приобрести без великого опыта воздержания, отказа. Отказ – это средство, в итоге в пост мы приобретаем опыт духовной жизни. Прежде всего, стараемся ограничить себя в наших излишках или минусах. Это касается еды и каких-то наших чувств – зрительных, слуховых, языковых. Отказ – это первый опыт.

Второй шаг – обратить наши прекрасные, богоданные чувства от плотского, земного, суетного на духовное. В пост мы духовно себя подпитываем – освободив свои чувства и время, мы можем побольше помолиться, побольше почитать духовного, больше времени выкроить на добрые дела. Отказавшись от излишков в пище, мы поддержим свою работоспособность, ведь недаром народная мудрость говорит, что сытое брюхо к тому и тому (есть разные варианты) глухо. Это народная христианская мудрость. Пост возникает и по этой причине. Это одна сторона медали.

Вторая сторона, как мы уже отметили, в том, что пост – это всегда приобретение опыта. Библейского-богословский взгляд на смысл поста – это некое взращивание первозданной духовной традиции. Вспомним первые главы Книги Бытие: творение мира, рая, человека, который питается растительной пищей. Животная пища появилась в нашем рационе как следствие нашего грехопадения, некоего расслабления. Это факт, он принимается и Богом, и нами, мы работаем с ним, избавляя этот факт. Мы принимаем факт нашей греховности – ослабления нашей человеческой природы, человеческой личности, в том числе вкушение животной пищи как Божие благословение. В пост у нас есть удивительная возможность вернуться к традициям рая, пожить мирной, целостной жизнью, без злоупотреблений, использования чужих жизненных сил на свое. Мы вынуждены это делать: поскольку наши силы истощаются из-за греха, мы подпитываем себя чужой жизнью. Это факт нашей греховной жизни, который мы принимаем. Но важно, чтобы человек не забывал, откуда он произошел: постясь, мы приходим в наше естественное состояние, какими мы должны быть.

Пост – это не какой-то необычный период, но как раз самое естественное для нас состояние. Но которого мы недостойны, мы для него слабы, поэтому он мудро установлен Церковью в меру – изредка, но не редко, в нужные периоды времени. Мы можем почувствовать себя Адамом в раю.

Мы подчеркнули аспект еды, но надо обратить внимание и на другие. Это богообщение, молитва, множество аспектов той перспективы, которая была дана человеку в раю и с которой мы можем соприкоснуться. Вот откуда монашеская традиция невкушения мясной пищи – люди, которые специально выбрали путь еще большего возвращения в рай. Это некие основы постов.

Вопрос телезрительницы: «Очень хочется поститься, но я больна сахарным диабетом, и врач не разрешает есть углеводистую пищу. Я постоянно исповедуюсь в нарушении поста. Как правильно поступать христианину в такой ситуации?».

– Вопрос актуальный для многих: все мы больны, поскольку часто проводили нашу жизнь в нарушении нашего пути к Богу. Отходя от Бога, не соответствуя замыслу о нас, мы разрушаем нашу телесную и духовную природу, вот причины болезней. Если мы осмысляем это так, то следствия наших болезней становятся орудиями нашего спасения, такими же, как пост, покаянные чувства. Это другой вид подвига.

Как мне кажется, вопрос христианина должен звучать «как мне правильно поститься в данной ситуации?»; подумаем с точки зрения здравого смысла и совести (вопрос нашей телезрительницы был поставлен правильно – от правильной постановки вопроса мы и ответ получим правильный).

Мы уже начали говорить, что пост – не только телесный, есть еще не менее сложные и не менее важные аспекты, на которые нужно обратить внимание. Если мы так больны, то нам опасно и время терять, нам нельзя откладывать, нельзя терять время и на ругань.

Скоромную пищу тоже можно есть по-разному. Пусть еда в таких объективных случаях будет как лекарство. В других случаях мы можем позволить себе порой что-то лишнее, что-то вкусненькое. В нынешнее время многое стало для нас обыденным, мы, по крайней мере, москвичи, многим избалованы, поэтому всегда есть от чего отказаться. Говорю для примера, но не ставлю определенной меры. Можно принять таблетку, а после нее, подобно таблетке, принять стакан кефира или сто граммов творожка.

Как я говорил, пост – возможность почувствовать опыт некоего духовного мироздания, райского состояния, иметь на практике такой опыт, чтобы не забывать, что это наша духовная родина. Отказываясь, мы приобретаем опыт терпения, а значит скорби, переживания, сопереживания. Сопереживание – основа любви. Любовь в нашей земной жизни ни что иное, как сострадание. Но нельзя сострадать, если сам не страдал. Наше общество активно уходит от этого – в жизни не должно быть страдания, все должно быть комфортно, уютно, безболезненно. И мы уходим от опыта страдания, что было немыслимо всего лишь пятьдесят лет назад. С одной стороны, это хорошо, но минус может быть духовный, если мы забудем чувство опытного сострадания. Мы должны поддерживать его в себе, и для этого нам даны прекрасные христианские средства – пост, церковная жизнь. Есть еще одна народная мудрость: сытый голодного не разумеет. Если нет опыта страдания, то не разумеешь.

Вопрос юного телезрителя из Самары: «Петр и Павел не родственники – почему их память празднуют в один день?».

– Замечательный вопрос от внимательного и мудрого ребенка. Каждый пост может иметь свои дополнительные аспекты. Петров пост готовит нас к празднику Петра и Павла и напоминает об апостольском служении. Конечно, все апостолы равны перед Богом, и апостолов было много – двенадцать, потом семьдесят, еще пятьсот.

С другой стороны, мы подчеркиваем личностный аспект как некий идеал – из всех апостолов выделяем яркие личности как образец всех апостолов. Петр и Павел – полноценный образ для каждого апостола. У каждого есть свои особенности служения. Личности Петра и Павла выделяются, они явили полноту апостольского служения во всех его аспектах, очень ярко проявили себя. Промыслом Божиим запечатлены и дошли до нас их письменные послания. Петр и Павел повлияли на Евангелие, с их слов записывали евангелисты Марк и Лука. Петр и Павел почитаются особо как наиболее потрудившиеся и явившие в себе образец для апостолов и для нас.

Прозвучало слово «родственники». Для нас на земле аспект кровного родства важен, но христианство возвышается над ним, о чем говорил Христос в Евангелии. Брат и сестра для нас каждый, независимо от родословных связей. Поэтому апостол Петр и Павел были духовные братья, это выше и важнее, чем земные.

Как получилось, что они стали первоверховными апостолами?

– Церковь выделила их как наиболее ярко потрудившихся. Не все апостолы пришли в Рим и так ярко себя проявили, не все обладали яркими писательскими талантами. Второй аспект – как я уже говорил, их пример как образец.

На второй день после их праздника – Собор всех апостолов Христовых, как нераздельных. 12 и 13 июля – это апостольские дни.

Почему продолжительность Петрова поста каждый год меняется?

– Петров пост приурочен к 12 июля – празднику Петра и Павла, а начинается всегда через неделю после Праздника Святой Троицы. Праздник Святой Троицы совершается на пятидесятый день от Пасхи, а Пасха движется в зависимости от пасхалий. Так что на него выпадает порой 14 дней, но он бывает и длинный – около 40 дней. По пищевому своему составу Петров пост является легким, потому что ограничивается молочная пища, но вкушение рыбы дозволительно более часто.

Кроме ограничений в пище, что должен сделать православный христианин в Петров пост?

– Поскольку Петров пост – это подготовка к празднику апостолов, значит, наше мировоззренческое обращение должно быть направлено к апостольскому служению. Поэтому, мне кажется, христианин должен подумать о своем месте в апостольском служении. Каждый христианин в некотором смысле продолжатель дела апостолов – посланник Христов. Апостолы передали свое служение Церкви, епископам прежде всего, и всем христианам поручили нести весть о Воскресении Христовом до скончания века. Это обязанность всех христиан – иметь соответствующие знания, настрой и ревность, а прежде всего – опыт: нельзя поделиться опытом, если его не имеешь. Можно поделиться знаниями, но это будет сухо и по-фарисейски, если не имеешь такого опыта в реальной жизни.

Пост как раз и есть приобретение опыта, практическое исполнение заповедей Христовых, установок во всех отношениях – молитва, Церковь, пост. Если мы имеем опыт, мы можем делиться с ближними опытом христианской жизни, чтобы наше слово о Христе было приправлено, как говорит апостол, солью, было крепкое, со вкусом. Опыт – это соль, он придает нам возможность говорить остро, злободневно.

Надо более активно насыщать свою душу Священным Писанием. Почему бы дополнительно не прочитать Послание апостола Павла с пояснениями, например, Феофана Затворника или какую-то святоотеческую книгу? Например, прочитаю в пост Толкования Иоанна Златоуста на те же послания и Евангелия. Приобретая опыт жизни, знания в контексте Предания, все это совмещая, мы становимся готовы к апостольскому служению. Апостол Павел пишет: горе мне, если не благовествую. Это касается каждого христианина. Бывает, что христианин благовествует без слов, своей жизнью. Лучшая проповедь – своей жизнью. Как пишет апостол Иаков, вера без дел мертва. Когда есть дела – это живая проповедь. Об этом хорошо написано в Деяниях святых апостолов.

Наверное, не случайно в Пасхальный период читается Книга Деяний. Пасха – и сразу же обращение к реализации Воскресения Христова в жизни. Сразу проповедуем, делимся этой радостью, Пасхальная весть сразу побуждает к апостольскому служению.

Недаром память святых апостолов – пост-Пасхальная по строю. Через пятьдесят дней после Пасхи благодать Божия сошла на апостолов, родилась Церковь, через неделю – память Всех святых, как общая реализация заданной программы: будьте святы, как Я свят. Затем акцентирование на апостолах: будьте апостолами для других, делитесь этой радостью.

Вопрос телезрительницы: «В пост стараюсь не пропускать вечерние и утренние молитвы, соблюдать пост в пище, но очень много времени у меня занимают внуки, и сложно уделять время на чтение Евангелия. У меня два внука – девять и пять лет».

– Не зря сказано о возрасте внуков. Если человек чего-то не имеет, он не может поделиться этим, будь то знания или опыт. Поэтому есть два аспекта воспитания. Прежде всего, начни с себя, затем – покажи пример.

Замечательно, что есть внуки, но важно, чтобы они выросли достойными, хорошими людьми, христианами. Пусть найдется время для их христианского воспитания – их возраст не только позволяет, но даже требует донести не только словами, не «гундеть» о христианстве, но в живой, спокойной обстановке мудро рассказать о добре, Христе, о вечности – не говорить какие-то общие фразы, но иметь в себе нужные слова и нужные знания. Надо все-таки найти время в течение жизни и года. Евангелие неотъемлемо, хоть у вас и двадцать внуков, но прочитывайте одну главу. Пусть усталость и трудно, но подвиг как раз сопряжен с трудностью, поэтому хорошо, когда трудно. Часто многое зависит от нас: мы начинаем много суетиться, что-то в плане физическом, социальном можно сократить, чтобы было время и на молитву, и на слово Божие.

Важно найти нужные слова для внуков, чтобы у них на всю жизнь запечатлелось, что говорила бабушка. Это будет у них канатом, который удержит их и выведет в свое время по лабиринту жизни. У нас не было правильного христианского воспитания, мы прожили непростые годы в советское время, но с раннего детства я помню молящуюся прабабушку. Я не участвовал в молитве, даже не осознавал, но этот образ прабабушки, стоящей на коленках перед иконами, навсегда остался в моей памяти.

У нас столько технических достижений – стиральные машины, лифты, не буду перечислять все, но у нас все равно не хватает времени и сил. А раньше люди носили воду из колодца, топили печки, но имели время. Так что не будем гневить Бога, но будем благодарить и прославлять Его и учить этому наших детей.

Каково сейчас миссионерское служение Церкви?

– Церковь – это мы и каждый из нас. Каждый из нас должен нести это служение в мире. Прежде всего, по отношению к своим близким – своему супругу, своим детям, внукам. И даже более того, имея опыт и знания, мы должны, как пишет апостол, всякому вопрошающему благоразумно и основательно дать ответ. Это наша обязанность. Часто у нас больше эмоций, чем знаний.

Церковь – это единство, и все вместе мы составляем Христово стадо, церковную общину, а все вместе мы можем сделать больше. Под водительством Святейшего Патриарха мы должны обязательно участвовать в общецерковных программах, это придает еще большую силу.

В наше время при всех его сложностях и трудностях, которые, впрочем, были всегда, открыта возможность осуществлять наши прямые христианские обязанности. Спокойно по-христиански жить, молиться, а дальше нести слово Божие: весть о Христе, правильное знание о вере, вера через добрые дела – социальное служение в больницах, Домах ребенка и так далее. Это тоже свидетельство о нашей вере, и каждый может и должен в этом участвовать. Не только читать молитвослов, но и делать какие-то добрые дела.

Когда мы ухаживаем за родственником – это наша обязанность. Доброе дело – для того, кому мы не должны напрямую, и никто не может нам воздать, это служение абсолютно бескорыстное, и в плане внешнего проявления благодарности, и, тем более, в плане какого-то воздаяния. Поэтому сюда входят социальная, миссионерская, просветительская работа, особенно работа с молодежью, поскольку это – наше будущее.

Вопрос телезрителя: «Мне 31 год, но я недавно обратился к вере. У нас в семье была очень сложная ситуация, и я, как, наверное, многие именно из такой ситуации обратился к Церкви. Я начал читать Евангелие, посещаю церковь, готовлюсь к Причастию, начал соблюдать пост. Что мне сделать еще, чтобы глубже понять Церковь и веру?».

– Это очень хороший подход. Священники, бывает, очень огорчаются, когда слышат фразу «Каждый верит, как хочет». Это такой странный подход, когда люди, как минимум, берут на себя права Бога. Это отдельная глубокая тема. Поэтому очень важно, когда люди вопрошают у Бога о правильном пути к Нему, а Бог отвечает через Церковь.

Отсюда сразу и ответ – надо быть ближе к Церкви не как некоей абстракции: Церковь – живой, реальный организм, тело Христово, состоящее из людей. Как пишет апостол Петр, подобно живым камням (1 Петр 2, 5), мы составляем это церковное здание. Будьте ближе к конкретному храму, к конкретному приходу. У нас много разных храмов, у разных общин может быть разный человеческий аспект. Надо найти нужную общину, пастыря, и вы найдете множество вариантов приложения своих усилий, сможете влиться в реальную живую деятельность, реальный коллектив, обрести пастыря. Пастырь ведет овец, ведет не к себе, а к Богу. Ищите такого пастыря, который поведет вас ко Христу.

Будучи человеком молодым и грамотным, приложите усилия и к собственному образованию. Возьмите в руки книги о христианском вероучении, не бойтесь сложных книг. Часто христианство мало проявляется в нашей жизни, потому что мы мало знаем о нем, и у нас в руках мало средств. Когда у тебя всевозможные и разнообразные инструменты, можно построить прекрасное здание, но если у тебя в руках один топор, то трудно построить что-то хорошее. Надо много средств, поэтому надо узнавать христианство глубже и шире, глубже вникать в Священное Писание, восхититься его глубиной. Это интересно, увлекательно, христианину должно быть радостно молиться, поститься, ходить в Церковь, ведь он понимает, что, зачем и почему. Поэтому сами изучайте, вникайте в христианскую науку, в христианское богословие и ищите живое приложение в конкретной приходской жизни конкретного храма, знакомьтесь с людьми. Обязательно найдете, если будете искать. Призыв Господом, и в таком возрасте – вас ожидает радостная встреча с Богом молитвами вашего святого покровителя апостола Петра. Дай Бог вам помощь.

Что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

– Я мог бы пожелать только того, что нам желает Святая Соборная и Апостольская Церковь – быть в единстве веры и в единстве и духе апостольского служения. Пусть Петров пост будет для нас толчком в углубление церковной жизни, в осознании себя в рамках апостольского служения.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс