Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «У нас в большом, очень хорошем парке прошел праздник красок Холи – это очень плохо, я знаю, но Вы хотя бы с большого экрана поясните, расскажите людям, что это такое. Были там и мамы, и детки, все очень довольные, счастливые. Я в интернете прочитала об этом два дня назад, это просто ужас, и православному христианину нельзя туда идти».
– Я не понимаю даже, о чем речь.
Телезрительница: «Расскажите, что означает этот праздник Холи».
– Я не знаю, что такое праздник Холи, первый раз слышу.
Телезрительница: «Это индийский праздник, когда обсыпаются красками, в честь демоницы. Вы не знаете такого?».
– Нет, не специалист по индийским языческим праздникам.
Телезрительница: «Но это же у нас в России, в Краснодарском крае».
– Так чего у нас в России только нет! У нас же народ совершенно, полностью потерял историческую память, потерял свою веру. Ну и что вы хотите? Что начальство придумает или за что ему заплатят, то мы и увидим завтра же на улице. А что я могу объяснить? Какие-то новые фокусы, и я должен все знать? Да и знать не хочу, мне это совершенно неинтересно.
Вопрос: «О смирении много говорится, его часто используют как всем известное слово: то, без чего нельзя спастись. Но мне так и непонятно, что же это за состояние для человека? Не могли бы Вы на нескольких примерах растолковать, что я должен испытывать или как мне нужно себя вести, чтобы достичь смирения?».
– У меня есть прекрасный пример, я его даже как-то в храме объяснял, и некоторым людям он запомнился. А я это слышал от одного батюшки. Досконально я не могу привести этот пример, но сам смысл дойдет, я думаю.
У некоего человека был сосед. Он постучал к нему в дверь и говорит: «Слушай, ты не мог бы мне помочь перенести шкаф, потому что он большой и мешает?». Сосед говорит: «Хорошо, давай перенесем. Куда будем нести?». – «Я решил в другую комнату». С большим трудом они положили шкаф на бок, перевернули его на 180°, выволокли; многие вещи мешали, их пришлось убрать. Вынесли шкаф в прихожую и хотели уже опять поставить на попа (извините за выражение), но он по своей высоте никак не разворачивался в этой комнате. После этого он говорит: «Давай тогда попробуем лежа перетащить в ту комнату, куда я его предназначал». Попытались его туда занести, а он не разворачивается – по длине мешает. Сосед весь вспотел, говорит: «Ну, что будем делать?». – «Не знаю, давай тогда назад». И с большим трудом они водрузили шкаф назад. Он соседа поблагодарил, извинился.
Через некоторое время снова стучит: «Сосед, прости, что я тебя беспокою, но он так мне мешает, давай мы его вынесем на улицу. Может быть, в лифт он влезет». Тот смиренно согласился, и они потащили шкаф к лифту. В лифт шкаф не вошел. 12-й этаж. Они соорудили из простыней петли. Шкаф был хоть и пустой, но довольно тяжелый и большой по ширине и высоте. Шкаф довольно старинный (не говорилось, из какого он был материала, но в старину нередко использовалось древо дуба), значит, был очень тяжелый. И вот они с отдыхом на каждой площадке, на петлях, которые соорудили из простыней, тащили шкаф. Пооббивали на углах в доме штукатурку, дотянули до входного фойе, и уже надо было выносить его на улицу. Дверь в фойе была стеклянная, они ее отодвинули, но она пошла назад, стукнула по углу шкафа, и стекло треснуло. Они что-то подложили под дверь, и все-таки им удалось вытащить шкаф. Оказалось, что контейнер с мусором стоял метрах в пятидесяти от их подъезда. Они потащили шкаф туда, поставили его рядом с контейнером. Сосед сердечно поблагодарил другого соседа, тот ответил: «Ничего-ничего, всегда рад помочь».
Вечером пришла с работы жена бывшего владельца шкафа и спрашивает: «А где шкаф?». Он говорит: «Он очень мешал, у нас и так комната небольшая. Я попросил соседа, и мы его вытащили на улицу». – «Ты же говорил, что перенесешь его в другую комнату?» – «Знаешь, он туда не вмещается, а разбирать его нельзя, это не современная мебель». – Где же он теперь?» – «Мы оттащили его на помойку». – «Немедленно назад! Это память от моего дедушки, я не хочу, чтобы этот шкаф пропадал, я с ним выросла, играла, пряталась от дедушки в этом шкафу. В общем, он мне так же дорог, как сам дедушка».
Что ж, он идет к соседу по лестничной клетке, говорит: «Прости, друг, пришла жена и говорит, чтобы я вернул шкаф обратно. Прошу тебя, давай еще немножко потрудимся». И сосед говорит: «Ну, давай, помогу». И пошли вместе назад, и уже в обратном направлении с 1-го этажа на 12-й принесли шкаф. Вот это называется смирение. Так что, если кто не знает, будьте любезны.
Вопрос телезрительницы: «Мне сказали, что после Причастия нельзя три дня мыться. Если это правда, то объясните, пожалуйста, почему?».
– Это серьезная догматическая ошибка. После Причастия нельзя мытья 33 дня, а лучше 333 дня – это вершина благочестия. Поэтому на Афоне монахи вообще не моются. Запомнили? Запишите: триста тридцать три дня не мыться, ходить и вонять.
А зубы чистить можно?
– Про зубы не спрашивали. Если спросят про зубы, я тоже что-нибудь отвечу.
Телезрительница: «То есть мыться можно?».
– Не «то есть». Я все сказал.
Телезрительница: «Спасибо большое».
Вопрос: «Как достичь ненависти ко греху?».
– Для начала чисто теоретически, то есть постараться глубоко осознать, что тот грех, который мною владеет, неприятен Господу. А то, что неприятно Господу, должно быть неприятно и Его ученику, и это то, что мешает человеку стать учеником Христовым и получить от Христа спасение. Вот это усвоить и начинать подвизаться. Род сей (а каждый грех – это влияние, воздействие диавола на человека) изгоняется молитвою и постом. Человек должен все время молиться об избавлении от этого греха и всеми силами души от него воздерживаться. В зависимости от того, как глубоко грех поразил душу, на это придется потратить от месяца до 25 лет. И человек в процессе постоянной молитвы, воздержания от этого греха его возненавидит.
То есть это процесс именно временной? Не то, что человек что-то сделал, прочитал, исповедал его?
– Бывают чудеса, что Господь может убелить душу в одну секунду. Это бывает нечасто, но нельзя сказать, что это редчайший случай. Бывает у человека такой серьезный настрой, что он решается – и все.
Да, иногда люди рассказывают, что так бросили, например, пить или курить...
– Да, у нас сосед по деревне бросил пить сразу. А пил так, что падал в снег и засыпал. И кончалось вообще уже ситуацией, когда он мог замерзнуть насмерть. Но самое поразительное не это, а то, что за некоторое время до смерти он так же бросил и курить, хотя курил с детства. А бросил курить, когда ему уже было немножко за 80. Я его спрашивал: «Как тебе удалось?». Он говорит: «Ты знаешь, последнее время что-то кашлять стал». И бросил. Так что я видел такую решительность на примере этого простого русского человека, очень трудолюбивого.
Вопрос телезрительницы: «Почему я, простой грешный человек, в общем-то не делавшая ничего особо хорошего для людей, по многим показателям, может быть, хуже какой-то скотины, должна мечтать и стремиться к вечной жизни?».
– Никому вы ничего не должны. Это совсем не обязательно. Просто одних людей привлекает вечная жизнь, а других – нет. Одни хотят быть лучше, чем скотина, другие хотят жить по-скотски, а третьи довольствуются тем, что они хуже скотины. Но хуже скотины быть довольно трудно, скотина-то безгрешная. Хотя особенно домашних животных люди иногда ругают, когда они делают, как нам кажется, что-то не так. Мы ворчим на них или даже чем-нибудь в них запускаем, но на самом деле это, конечно, несправедливо, ведь нельзя животному объяснить, что можно, что нельзя. Так что Царство Небесное только для желающих, причем очень-очень.
Но если человек осознает свою греховность и никчемность, на чем основана его надежда, что он достигнет в этой жизни?
– Так это совсем из другой оперы. Здесь человек не хочет. Нехотя нельзя войти в жизнь вечную.
Мне показалось, что здесь как раз вопрос был: «Могу ли я надеяться?»
– Надеяться можно только на Бога.
Но для Бога ничего хорошего не сделано.
– Так еще времени полно, еще вся ночь впереди.
Можно начать и...
– Ну да.
Я сейчас зачитаю один вопрос по этому поводу: «Я пообещала священнику на Исповеди разорвать греховную связь, в которой живу, но не смогла этого сделать. Теперь не могу ходить в храм: стыдно перед батюшкой. Но и без церкви мне плохо. Подскажите, что делать».
– Я подсказываю: надо прийти к батюшке и сказать: «С первого захода у меня не получилось. Не подскажете ли чего?».
То есть здесь нужно ни бояться, ни стыдиться?
– Ну как можно не стыдиться?! Надо стыдиться и бояться и все равно идти. Представь себе (упаси Бог, конечно, но такое часто бывает): загорелся дом. Ты хочешь выйти, а перед тобой огонь столбом. Если ты будешь стоять и ждать, погибнешь от того, что продукты горения тебя отравят. И как ни неприятно, идти в огонь придется, другого пути нет. Твой дом горит, ты знаешь расположение комнат, что надо идти – так и так, закрываешь лицо руками – и бегом. Иначе сгоришь. Так же и здесь.
Останешься на месте – погибнешь.
– Ну да. Не будет же человек говорить: «Я как-то стесняюсь, огонь все-таки…».
Как бы мне косичку не подпалить...
– Или ресницы. Как же я буду без ресниц-то ходить?..
Вопрос телезрителя: «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: «У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать». Объясните, пожалуйста, смысл слов».
– Дело в том, что Господь – наш Отец. А отец знает, в каком возрасте для сынка купить самокат, в каком – велосипед, а в каком – мотороллер; сам лучше знает, хотя сын и ноет, и просит. Но если остальные родители действуют по принципу: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» (потому что когда дитя плачет, отвлекает от матча «Россия–Англия», мешает жить, поэтому: «Ладно, вот тебе мопед, иди бейся насмерть»), то Отец Небесный не так – Он каждому человеку дает то, что ему желательно, в то время, когда это будет для человека наиболее приемлемо, безопасно и так далее.
А если человек не просит, но что-то ему необходимо, Господь подает или ждет просьбу?
– Всем по-разному. Но очень часто подает, причем подает как-то с юмором, я бы даже сказал. Помню, я квартиру получил. Перед этим, как обычные люди, я пришел в отдел учета и распределения жилплощади, мне сказали там очень вежливо и приятно: «В ближайшие 20 лет вам ничего не светит». Я говорю: «Большое спасибо». И в этом же году, ко дню ангела, я получил ключи от новой квартиры. Я не буду рассказывать, как это все произошло, но просто было явное вмешательство, и я даже не просил. Я просил в отделе учета и распределения жилплощади. Все окружающие потом мне говорили, что, наверное, я слишком много денег занес туда и сюда. На самом деле – ничего. Вот так из однокомнатной квартиры – двухкомнатная, и никаких денег, даже ни одной шоколадки не отнес. «Придите за ордером». Так что так бывает. А чтобы я не сомневался – случилось именно в день ангела.
Может быть, иногда излишняя настойчивость человека как раз и мешает подать ему просимое?
– Бывает все. Сколько есть людей, столько может быть различных вариантов.
Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по поводу поста перед Причастием. Я соблюдаю все многодневные посты и посты в среду и пятницу. Если Причастие в воскресенье, следует ли поститься в субботу?».
– Вообще, чтобы не смущать свою совесть, я думаю (это мое, грешного человека, мнение), что в субботу достаточно мяса не вкушать ради литургического поста. Если вы в среду и пятницу и все остальные посты поститесь, я считаю, что этого вполне достаточно при условии, если вы причащаетесь раз в неделю. Если вы причащаетесь раз в месяц, тогда в субботу надо поститься полноценно, так же, как и в пятницу.
А если еще реже человек причащается, например, четыре раза в год?
– Тогда неделю надо поститься. Вообще, это называется – говеть. Если человек причащается четыре раза в году, тогда нужно и на службы ходить по возможности ежедневно в течение этой недели, и поститься.
Так раньше было – длинными постами причащались.
– Постами – да, это говение как бы «вставлялось» в пост. А если причащаться вне поста, тогда неделю очень важно попоститься для очищения души.
Четыре раза в год каждым длинным постом причаститься, на Ваш взгляд, для современного человека достаточно или этого мало?
– Смотря где человек живет. Если человек живет от ближайшей церкви за 1 700 километров, то это прекрасно. А если церковь видна у него с балкона, то это, конечно, никак нельзя назвать достаточным.
Вопрос: «Святой апостол Иаков писал: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, и дастся ему». О какой мудрости нужно просить у Бога, которой нам недостает, и что имел в виду святой апостол Иаков?».
– О любой мудрости, хоть о Соломоновой, хоть о мудрости преподобного Сергия или отца Иоанна Кронштадтского, которые в детстве не были мудры, но крепко молились Богу, чтобы Господь подал им великую мудрость – и пастырскую, и государственную.
Но вот им Господь подал действительно удивительную мудрость! А нам, грешным, вообще можно надеяться?
– Всегда.
Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу программы «12 шагов» о лечении зависимости и созависимости. У меня сын наркоман, шестой месяц находится в реабилитационном центре».
– Я никогда ничего не читал про эту программу, но название такое слышал. Если ко мне приходят наркоманы, я с ними занимаюсь индивидуально, иногда отправляю к специалистам.
Телезрительница: «А какого бы Вы посоветовали специалиста? Какой православный центр?».
– У нас в Даниловом монастыре живет такой человек, он сейчас, правда, в основном занимается с алкоголиками, но, думаю, и по наркоманам даст дельные советы.
Телезрительница: «Спасибо».
Вопрос: «У меня умер муж. Через какое время я могу повторно выйти замуж?».
– Может женщина на следующий день замуж выходить – у нас нет никаких возможностей запретить человеку делать то, что он хочет.
А есть на этот счет какие-то церковные ограничивающие правила?
– Есть. Сорок дней – это обязательно, это время посвящается молитве об усопшем. А приличия и народные обычаи говорят, что целый год человек должен носить траур.
То есть в течение года – тоже особая молитва об усопшем?
– Не особая, те же самые молитвы.
Но это связано именно с загробной участью усопшего?
– Нет. Это связано с тем, что Господь сказал: «Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А тут смерть развела.
Потерял жену – не ищи жены.
– И такие есть слова. Но Церковь оказывает снисхождение: позволяет человеку вступать во второй брак, в отдельных случаях – и в третий.
Телезрительница: «Отец Димитрий и отец Александр! Спасибо вам за передачи, низкий вам поклон. Мы с нетерпением ждем передачи, они очень нам помогают по многим вопросам. Я хочу вам пожелать доброго отпуска и быстрого возвращения к нам. Ангела-хранителя вам!».
– Не могу, к сожалению, исполнить вашу просьбу и обещать скорое возвращение. Могу только вам обещать, что это время пролетит очень быстро, по крайней мере для нас с отцом Александром.
Вообще время летит с потрясающей скоростью.
– Только Рождество было – уже до Троицы дожили.
Вопрос: «Человек, которому я во всем доверял, обманул меня. Потом просил прощения, но доверия ему больше нет. А ведь он покаялся. Как вернуть доверие к человеку?».
– Да никак. И вообще зачем это? Простить и забыть.
А червячок-то точит в душе.
– Если человек покаялся, то ничего его и не точит. Предательство, человек забыл – это самые обычные вещи на земле. Что тут такого? Если сказал кому-то что-то по секрету – через неделю будет полмира знать; это закон. А если сказал женщине – то вообще через два дня, да еще со своими интерпретациями, причем с догадками. А другой человек уже воспринимает эти догадки как случившиеся факты, и пошло-поехало...
Иногда в догадках уже и первоначальная информация теряется.
– И это бывает. Что тут особенного? Если человек хочет что-то сохранить, он хранит это в своем сердце, не доверяя и бумаге. Если человек пишет дневник – успокойся, его обязательно прочтут: во-первых, тот человек, про которого ты знаешь, что ни в коем случае не хотел бы, чтобы он прочел; во-вторых, это обязательно станет достоянием людей, от которых ты это хотел бы сохранить.
Хорошо еще, если не опубликуют.
– Сейчас-то с помощью интернета вообще только вздохнешь – и уже эхом по земному шарику... А, может, и до луны долетает, там лунатик сидит, улавливает.
Вопрос телезрительницы: «В Евангелии есть такие слова, что двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. С другой стороны, мы знаем о двух разбойниках, висевших со Христом, один из которых покаялся, а второй нет. Есть ли связь между этими сюжетами?».
– Есть связь между любыми людьми: все человечество – это единый человеческий род. Вот сейчас мы говорили про секрет, который мы доверяем, – это касается и европейцев, и африканцев, и азиатов – всех. Все люди таковы. Так же и здесь: что разбойника касается, то и того, кто на одном ложе лежит или на одном поле трудится.
Вопрос: «Грех ли иронизировать над другими или над самим собой?».
– Смотря какая мотивация.
То есть что хочет человек – унизить или, наоборот, может быть, взбодрить, поддержать.
– Да. Или, например, можно с помощью иронии человека обличить, но это не будет так обидно, как назвать его, например, «Скотина ты бессовестная».
Это обидно.
– Да. А сказать: «Ну что ты, как козлик, бодаешься?» – это вроде ирония и сравнение с козликом. Но все же не козел.
Спасибо большое, батюшка, за передачу.
Записала
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.