Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мученица Пелагия родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева. Первоначальное образование Пелагия получила в сельской школе; долгое время жила вместе с отцом, помогая ему по хозяйству.
В 1927 году она перешла жить в село Шарапово Егорьевского района, устроившись работать сторожем при местной Троицкой церкви. Здесь она стала помогать настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому и со временем была избрана старостой храма. 18 ноября 1937 года Пелагия вместе с настоятелем и другими прихожанами Троицкой церкви была арестована и заключена в Таганскую тюрьму в Москве.
Протокол допроса со свидетельскими показаниями против нее подписал секретарь Шараповского сельсовета; он хорошо знал, что подписывает лжесвидетельство, но, желая избавиться от священника и активных прихожан и закрыть храм, делал это вполне сознательно. На следующий день после ареста Пелагия была допрошена. «Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобой на сельсовет ввиду его отказа в постройке церковной сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу!» – потребовал от нее следователь. – «Да, я действительно собирала подписи прихожан под данной жалобой». – «Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу!» – «Действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов дня – когда были престольные праздники и исполнялись требы, чем срывались колхозные работы». – «Вы обвиняетесь в проведении антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной в предъявленном вам обвинении?» – «Да, признаю себя виновной, вела антисоветскую агитацию».
На следующий день снова состоялся допрос, и следователь спросил Пелагию, подтверждает ли она свои показания предыдущего дня. Осознав, что ее затягивают на путь опасного лжесвидетельства против себя, она заявила: – «Показания свои подтверждаю... но антисоветской агитации я не вела и виновной себя не признаю». – «На какие средства живете?» – спросил ее следователь. – «Я проживаю у благочинного Сперанского на средства церковной общины». – «Какие обязанности вы выполняете в церковной общине?» – «Помимо поручений священника при его службе, я исполняю обязанности церковной старосты».
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. В 1940 году все приговоренные по этому делу написали жалобы. Были передопрошены свидетели, некоторые из них не подтвердили данных ими ранее показаний. Несмотря на это, приговор был сочтен законным в силу принадлежности обвиняемых к Церкви, гонимой тогда безбожными властями. Пелагия Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.
Одно из важнейших условий духовной жизни – стремиться со вниманием наблюдать за собой, не только за действиями, но и за словами и чувствами. А также сохранять свое сердце в сокрушении, видении своих немощей, – это удивительное средство предохранения от осуждения других. Когда человек видит собственные болячки, ему нет дела до болячек других. Необходимо пребывать в покаянии: величайшее искусство – научиться покаянию как покаянному процессу. Многие сводят это к Исповеди, причем формальной. Иногда видно, как человек во время службы, стоя к Исповеди, что-то пишет на листочке. Он пришел на богослужение, но вместо того, чтобы быть с Богом, например, параллельно читает правило ко Причастию. Если пришел на Причастие, то сосредоточься на молитве. Бывают такие обстоятельства, что не успел прочитать правило. Если то произошло по нерадению, тогда лучше Причастие перенести. Но если не смог физически, тогда постой на молитве, почитай про себя Иисусову молитву, настройся на богослужение и подойди к Чаше, а молитвы ко святому Причастию прочитай позже, чтобы напитать душу молитвенным общением. Не надо все превращать в фарисейство и формализм – вычитывать во что бы то ни стало молитвы. Бывает, что человек уже к Чаше стоит и все читает по молитвослову, а за два человека до нее облегченно выдыхает: «Фу, успел, прочитал». Это нездоровое отношение к молитве.
Покаяние – это не только Исповедь, поэтому недостаточно во время службы что-то написать на бумажке, прийти к батюшке, зачитать, получить «допуск» к Причастию и на этом успокоить свою совесть… Мы порой слишком расхолаживаемся и в отношении к церковной жизни, и к Исповеди, и благословению священника, воспринимая его порой как бездушную и безжизненную формальность. Если же правильно относиться к благословению, оно может даже принести исцеление души, особенно, если это духовник. Помогай нам всем Господь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.