Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

Главный дирижер Московского Синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков: Показать красоту русского духовного песнопения

№24 (873) / 28 июня ‘16

Канон

Окончание. Начало в №22 (871) – №23 (872)

Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, о Ваших новаторских проектах – как сказал Святейший Патриарх: «Нужно выходить к пастве туда, где она сейчас есть», то есть в интернет. У современного поколения изменилось восприятие – все смотрят энергичные, динамичные фильмы. У Вас есть мультимедийное шоу, в хорошем смысле этого слова, то есть Вы не только голосом исполняете произведения, но и создаете визуальный ряд. Не могли бы Вы рассказать об этой программе?

– Я бы назвал это действом. Это действо для концерта, которое имеет в основе древние духовные песнопения.

Их сопровождает электронная аранжировка?

– Да. Вы, наверное, имеете в виду проект «Традиция и новации». Последние Рождественские образовательные чтения этого года были посвящены теме «Традиции и новации в церковной жизни». Мы подготовили специальную программу, которая включила в себя традиционную духовную музыку (от знаменного распева до современных авторов, таких, как Георгий Свиридов, митрополит Иларион) и при этом была подана в современном саунде. Мы обратились к специалистам в области электронной музыки, которые помогли нам составить такую композицию. Это студия «Анима Арт», аранжировки выполнили Александр Федоров и Михаил Леонтьев. Была сделана и визуальная проекция образов XVII в., Симона Ушакова, которая дополнила единую композицию.

Этот проект был показан в зале Церковных Соборов на закрытии XXIV Рождественских образовательных чтений и немного ранее впервые был представлен в Большом зале Московской консерватории. Конечно, это эксперимент, но, на мой взгляд, электронное звучание может органично сочетаться с духовной музыкой в том смысле, что электронное звучание имеет космическое наполнение и несет образ мироздания. Сочетание образа космоса с духовной музыкой, которая тоже имеет своим основанием вечность и постижение невидимого Бога, как эксперимент, может иметь место.

Как вы точно заметили, этот проект обращен к тем, кто, может быть, еще ищет свою дорогу к храму. Соединение понятного молодому поколению электронного звучания с древней русской традицией может открыть дорогу, чтобы люди старались постигнуть и глубже понять наше традиционное православное музыкальное искусство.

Алексей Александрович, на Ваше духовное становление повлиял митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). За вашу более чем 30-летнюю дружбу Вы стали свидетелем его становления как пастыря, композитора и просто человека. Не могли бы Вы рассказать о вашей дружбе с митрополитом?

– Я всегда считал Владыку, скорее, своим наставником, чем другом. Хотя мы ровесники, но Владыка раньше меня пришел в Церковь. Мы познакомились в храме, он давал мне читать много духовной литературы, которая в начале 80-х годов еще не была так широко распространена, как сегодня. Владыка всегда обладал необыкновенным горением сердца и любовью к Церкви и богослужению. Он мне очень многое открыл как в самой Церкви (в ее традициях и наследии), так и в светской музыке: митрополит Иларион профессионально учился музыке – сначала он обучался в музыкальной школе имени Гнесиных, а потом в Московской консерватории.

Как композитор?

– Да, он учился на композитора и так же, как его коллеги по обучению, сдавал экзамены, писал светские произведения. Сегодня, по прошествии многих лет, наш коллектив имеет радость и возможность исполнять его духовную музыку, написанную для богослужения, и его концертные произведения, такие, как «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Песнь восхождения», которые написаны на духовные темы, но для светских концертных залов.

Он доверяет Вам быть первыми в исполнении его произведений – это ответственная задача.

– Да, это сложная задача, но я благодарен Господу за то, что так складывается моя судьба и судьба нашего хора.

Сложно ли раскрыть произведение, если до Вас его никто не исполнял, то есть Вы не могли его слышать?

– С одной стороны, еще не с чем сравнивать, но с другой стороны, конечно, это очень большая ответственность, ведь задача музыкального коллектива – постичь и раскрыть замысел композитора, и мы всегда стремились к этому.

А сам Владыка участвует в подборе репертуара для Синодального хора?

– Да, Владыка делает иногда очень точные замечания. Он, конечно, не навязывает свою точку зрения, свой вкус, но, по-моему, во многом наше понимание церковности и благолепия очень близко. Конечно, каждый человек уникален, но строй богослужения, сочетание нашего пения и молитв митрополита Илариона создает необыкновенную, на мой взгляд, атмосферу богослужений в этом храме.

Чтобы быть актуальным, нужно исполнять, как мне кажется, и современную музыку. Есть ли композиторы, которые пишут для Вашего хора? Вы исполняете произведения современных композиторов?

– Наш коллектив сотрудничает с целым рядом современных авторов. Мы говорили о митрополите Иларионе, но мы исполняем музыку и Андрея Микиты, Владимира Довганя, Антона Вискова. Иногда современные авторы приносят произведения, из которых мы не все можем исполнить, но, тем не менее, к современной музыке обращаемся. Мы исполняем и музыку, которая была написана в XX веке, но по каким-то причинам предана забвению.

Например, это творчество выпускника Московского Синодального хора начала прошлого века Николая Семеновича Голованова. Он был известен, в основном, как оперный дирижер Большого театра. Он работал в суровые сталинские годы, когда духовное искусство было под запретом. Как человек верующий, продолжал писать духовную музыку, практически без надежды, что он ее когда-нибудь услышит.

После его кончины в архивах было найдено очень много партитур духовной музыки. Не так давно они были опубликованы издательством «Живоносный источник». Наш коллектив одним из первых исполнял эти произведения. Они действительно уникальные – в них есть своего рода исповедничество. С другой стороны, Николай Семенович писал уже как человек не XIX, а середины XX века, поэтому его творчество – это некая ступень и продолжение той линии развития русской духовной музыки, которую он воспринял от Синодального периода и от творчества Сергея Васильевича Рахманинова.

В нашей программе по традиции гости рассказывают о чудесах, явленных им в жизни Богом. Не могли бы Вы вспомнить какие-то поворотные моменты или события, изменившие Вашу жизнь, когда спустя годы Вы понимали, что это было послано Богом, что это маленькое чудо в жизни?

– Таких случаев в жизни было очень много – когда ты в какой-то момент останавливаешься и теряешь дар речи и рассуждения: это как озарение и откровение, которое поражает все твое существо. Такие воспоминания у меня есть с самого детства, когда я был еще некрещеный. Однажды родители взяли меня на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру. Когда я попал в эти древние намоленные храмы, то в моей душе уже тогда неосознанно происходили какие-то необъяснимые светлые переживания. Позже это вылилось в любовь и преданность к Русской Православной Церкви, которые наполняют мою жизнь сегодня.

Таких случаев было много, и трудно выбрать из них какой-то самый яркий. Иной раз эти светлые мгновения бывают во время богослужений, может быть, даже рядовых и будничных. Когда ты чувствуешь, что Небо отверзается, и Иисус Христос рядом. Как священник читает: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Такое чувство живой сопричастности Церкви, ее истории и традиции – это самое большое чудо, которое происходит в человеческой душе.

Я желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья, душевной радости. Многая и благая лета Вашему коллективу, и храни Вас Господь!

– Большое Вам спасибо!

Записала
Людмила Моисеева

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-23-04;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-zasluzhennyy-artist-rossii-aleksey-puzakov-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс