Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №23 (872)
В предыдущей программе мы поговорили о тревожных детях, разобрали типы тревожности. Сегодня я предлагаю поговорить о страхах. Насколько я понимаю, тревожность и страх – это разные вещи?
– Абсолютно верно, тревожность и страх – разные вещи. Их отличает степень глубины, длительности переживания и то обстоятельство, которое вызывает либо тревожность, либо страх. Начнем с того, что тревожность – это состояние, которое чуть длительнее, чем страх. Страх – более регламентированное состояние, и в отличие от тревожности страх не бывает личностным образованием. Тревожность бывает личностная, и есть типы тревожных людей. По степени переживания тревожность переносится чуть более спокойно, нежели страх. Страх – это острое состояние угрозы жизни, здоровью или какому-то положению, то есть состояние, которое может вызвать последующие реакции, например, панику или состояние ступора, когда человек находится в оцепенении и ничего не может сделать. Последствия такого состояния, как страх более серьезные и глубокие.
Расскажите, пожалуйста, разделяется ли страх по каким-то видам? В чем причины страха?
– Тимофей, я предлагаю не говорить о страхах широко, а поговорить о страхах, связанных со школой, потому что в основном к нам поступают звонки от родителей школьников. В большей степени тема школьных страхов – эта тема начального звена, и родители детей с первого по пятый класс говорят о том, что у ребенка есть определенный страх. Как им кажется, этот страх либо вышел из школы (то есть его внушили в школе), либо связан со школьной тематикой и школьными отношениями. Поэтому сузим тему страхов до уровня школьных.
Итак, какие бывают виды страхов у школьника? Первый и самый широкий вид – это ситуативный страх перед выступлением у доски. Скажу несколько слов об этом страхе. Откуда берется страх выступления у доски? Ведь ребенок, собственно говоря, придя в первый класс, еще не совершал это действие, для того чтобы его испугаться. Поэтому этот страх предвосхищает страх неизвестности, и он берется от недосказанности взрослых. То есть взрослый может сказать: «Итак, сегодня ты рассказываешь стихотворение у доски». И тот тон, каким мама сказала об этом предстоящем событии, вызвал у ребенка напряжение, потом волнение, после определенную тревожность. В итоге, когда он начал рассказывать маме, как будет выступать у доски и увидел недовольные мамины глаза и последующую реакцию, то испугался и решил, что все, кто будут его слушать, будут смотреть на него, так же, как мама, а потом, как мама, ругать, и, конечно, он уже этого боится.
Бывает, что в школе очень строгая дисциплинарная система. Например, учитель говорит: «Выйди к доске, руки должны лежать прямо, вдоль туловища. Смотри в одну точку, а теперь читай свое стихотворение выразительно». Здесь для ребенка начальной школы столько наложений, что он действительно боится запутаться во всех этих условиях. А ведь еще нужно прочитать стихотворение так, чтобы тебе поставили хорошую оценку. На эту оценку будут смотреть родители, они будут ориентироваться именно на этот результат. И этот комплекс условий, вызывающих напряжение, и последующая реакция окружающих рождают в ребенке страх.
Возьмем еще одну распространенную ситуацию школы и страх, связанный с запугиванием ребенка: «Если ты будешь себя плохо вести, то тебя отведут к завучу». Если ребенок никогда не был у завуча, то он будет бояться. Кто такой завуч? Что там у завуча? И это непонимание и незнание рождают страх. Чаще всего страх – это состояние, связанное с чем-то неизвестным. Можно до бесконечности так пугать ребенка. Может быть, он никогда и не пойдет к завучу, а даже если пойдет, ему это покажется совсем нестрашным. Но потом будет думать, что когда он был у завуча, было не страшно, а в следующий раз обязательно будет страшно, поэтому надо бояться. Это первая категория ситуативных страхов ребенка, которые вызваны определенными обстоятельствами.
Следующие страхи мы выделим в отдельную группу и назовем «внушенные страхи». У ребенка нет в настоящем конкретного страха, но он боится в какой-то ситуации его испытать. Например, родитель говорит: «Если ты не окончишь школу, ты не поступишь в институт, и потом у тебя будет такой-то жизненный путь…» И мама сказала это так строго, так напряженно, что ребенок стал бояться всех этих последствий. Как только мама начинает эту цепочку: «Бойся, что тебя ждет в будущем», ребенок напрягается и, может быть, боится этого.
Следующий страх – это страх, когда пугают (чаще всего педагоги) тем, что ребенок не сдаст ЕГЭ и ему никогда не окончить школу. Школа часто не вызывает у ребенка положительных эмоций, а если его напугали, что он вообще никогда ее не окончит, то мыслью о том, что это будет продолжаться вечно, заставляет его жить в напряжении и желании не допустить этого. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.