Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Монах со звездой Героя на груди – явление, на мой взгляд, достаточно редкое. Но если вспомнить воина Пересвета (ведь он же и воин, и монах) – получается, Вы своим примером несете определенную миссию. Монахи всегда были воины. Всегда монастыри были крепостями сопротивления всякого рода захватчикам. То есть и духовный воин, и воин в прямом смысле слова.
– Конечно, монах – воин как на духовном фронте, так, если потребуется, и на поле брани. Таким был Пересвет – мы это тоже из истории с вами знаем хорошо: побеждают на войне сильные духом. Но это же неважно, удостоен человек звания Героя Советского Союза или нет, героев в истинном смысле этого слова гораздо больше чем тех, кто удостоен звания Героя. И про себя могу сказать, что эта награда высокая (эта высшая степень отличия была в Советском Союзе), я ее не считаю своей личной наградой: она принадлежит всем нашим авиационным наводчикам, всем, кто воевал в Афганистане, в этой серьезной военной профессии.
Вы по собственному желанию отправились в Афганистан?
– Да.
Что Вас сподвигло на этот шаг?
– Во-первых, это мне отец предложил – поехать в Афганистан в 1981-м году – он добровольно тоже написал рапорт, поехал туда и позвонил мне, спросил, «не желаю ли я вместе с ним на юг?». Я сказал: «Конечно, желаю». Почему я так сказал? Ну, мы же воспитаны были в советское время как воины-интернационалисты и искренне хотели помочь братскому афганскому народу. Просто не сложилось поехать вместе в один год: я заболел и вместо Афганистана попал на больничную койку, а потом опять-таки когда уже должен был выехать в Афганистан погиб отец, и, когда я вернулся с похорон, мне запретили поездку туда.
И Вас не остановило даже то, что Афганистан забрал отца?
– Дело в том, что если первоначально такой мотив был – помочь братскому афганскому народу, то когда я выгружал труп своего отца с самолета и видел оцинкованный гроб, обитый досками, на досках было написано красной краской: «П–к Бурков», то есть «полковник Бурков», во мне тогда возник вопрос… Во-первых, осознание, что Афганистан это не шутки: эта помощь афганскому народу может закончиться смертью, и она так закончилась для моего отца. И у меня возник вопрос: «А оно того стоит? Все-таки не на своей территории, мы не защищаем свою Родину от нашествия врага, да, помогаем братскому афганскому народу, но стоит ли жизнь за это отдать?». Я и хотел это понять. В письме отца, которое было написано за 12 дней до его гибели, в общем-то, был ответ на этот вопрос – ради чего он туда поехал, там даже было описано как он погибнет, просто пророческие слова были: «Не жалей, мама, я не страдаю, и не трудная жизнь у меня – я горел, я горю и сгораю, но не будет стыда за меня». Он так и погиб – два экипажа, оба остались живы, а он последним покидал вертолет сбитый и когда, как ребята рассказывали, появился в боковом люке, в этот момент произошел взрыв – вертолет взорвался – попали, видимо, в боковые баки с горючкой, и произошел взрыв. Ну, естественно, керосин горящий, все это пламя на него вместе с керосином, и взрывной волной выкинуло из вертолета, но пока подбежали, затушили, только белая полоска осталась под портупеей. Но там были и другие слова – ради чего, то есть за что он погиб: «За долю лучшую мусульманина-брата в бой шел, перевалы брал, и за совесть, а не за награды своей жизнью рисковал». Это был ответ моего отца, но мне хотелось понять самому для себя: а для меня что ценности? Поэтому я и попросился, несмотря на то, что по здоровью мне нельзя было категорически участвовать в боевых действиях. Даже поездка в такую страну запрещена в течение 3-х лет. Но, слава Богу, мне удалось уговорить врачей. А в Афганистане просто никто не знал, да там не до того, чтобы расспрашивать можно или нельзя, я пришел на командный пункт, доложился, что прибыл. Меня спрашивает начальник КПП полковник Иванов: «Ну, куда тебя?». Я говорю: «В авиационные наводчики». – «Ну, да, не нам же, старикам, по горам лазить». И вот так я попал в наводчики – и, слава Богу, я этому очень рад, несмотря на свое ранение: именно Афганистан мне помог обрести настоящие ценности, которые потом помогли пройти все искушения властью и через бизнес и, как говорится, не испортиться.
В Афганистане произошло событие, перевернувшее Вашу жизнь: Вы потеряли обе ноги. Можете рассказать об этом?
– Это была Панджшерская операция 1984 г., с пехотным полком мы брали гору – гора 3300 м, до этого мы залезли на 4000, мы заходили с тыла противнику – важно было перерезать ему пути отступления, и брали мы его с двух сторон, снизу с разведротой (вот я с ней как раз и пошел), и основные силы вдоль хребта ударили. Взяли эту высоту, авиация работала, я поставил, как говорится, вертолеты, до этого был авиационный удар самолетами, бомбовый удар. Но потом, когда мы на нее забрались, я там увидел грот – в камнях, сразу и не заметный, такой узкий маленький вход – и, подойдя к нему, увидел там, что пулемет стоит ДШК, крупнокалиберные патроны, гранаты, бумаги какие-то валяются. Вот я решил залезть в этот грот, вытащить документы. Я с опытом был, посмотрел не заминировано ли, ну, в принципе, оно не могло быть заминировано: мы ударили так быстро и хорошо, что противник не мог просто заминировать местность. Обычно если минирование идет, то площадь какая-то покрывается минами, тем более, когда мы их выбили, еще тут стрельба даже шла – вдогонку духов палили. Когда вылез, поднял руки вместе с этими гранатами, патронами, говорю: «Вот, мужики, трофеи наши», положил на землю, сделал шаг и раздался взрыв. Я даже сначала подумал, что кто-то другой подорвался – звук с правой стороны раздался – но сразу в голове темно стало, в глазах темно, и первая мысль, пронзившая (знаете, как пронзила меня всего): проклятие, сон в руку.
А сон мне, действительно, перед Афганистаном приснился, что я правой ногой наступил на мину, что я подорвался. И я видел себя в этом сне без двух ног на протезах в звании майора (хотя я был ранен капитаном), в парадной форме, это говорило о некоем будущем, что я буду майором, буду военным, то есть не буду комиссован.
Несмотря на тяжелейшее ранение у Вас даже мысли не было покидать строй, Вы вернулись в профессию.
– Конечно, я хотел летать, хотел служить, тем более пройдя Афганистан. Было над чем, как говорится, поработать и послужить еще Родине. И мне помог, конечно, образ Алексея Маресьева. В ходе операции побывал я в клинической смерти трижды (об этом я, правда, узнал спустя 3 года), так что опыт посмертной жизни я прошел и о том, что такая жизнь есть – жизнь после смерти, я знаю не по книжкам, не понаслышке, а, как говорится, на своем личном опыте. Когда я очнулся после операции, увидел себя: я под простыночкой лежал, правая рука в гипсе, раскинул левой рукой простынку, смотрю – остатки ног в гипсе… И вот, знаете, это момент «Ч». То есть в данный момент должно было в голове что-то сработать. И это два варианта. Один: все пропало («все пропало – гипс снимают, клиент уезжает», как в известном фильме) – летной работы не видать, увольнение из армии, и как жить без ног, как жениться (я был холостяк в то время)...
В тот момент, в момент этого времени «Ч», у меня в голове следующее произошло: у меня, знаете, как икона явился образ Алексея Маресьева (в уме прямо стоит передо мной), и я на него смотрю, вижу его в летной форме, и у меня идут такие мысли в голове: «Он летчик – и я летчик, он советский человек – и я советский человек. А чем я хуже его? Если он смог, значит, и я смогу». И в этот момент я левой рукой так махнул: да, ерунда, новые ноги сделают – и все, и больше в моей жизни никогда не было даже малейшей мысли как я там буду бедненький, несчастненький, без ног… Была абсолютная уверенность, что я встану на ноги, останусь в боевом строю, буду летать, прыгать с парашютом. Ну, так и случилось: 13 лет я еще потом прослужил в армии.
Отец Киприан, Вы вспомнили, как Вы и тысячи таких же мальчишек, солдат, берегли сердца своих матерей, не сообщая им, что на самом деле происходит там, в Афганистане. Я знаю, что у Вас есть песня, посвященная матери. Могли бы Вы нам ее исполнить?
– Мы из Афганистана, конечно, не писали своим матерям чем мы там занимаемся. Мой друг Саша Левко писал: «Мама, мы тут живем как на курорте, покупаем бананы, мандарины, апельсины, ходим на базар, загораем под солнышком, так что не переживай». А мама ему писала: «Дорогой сыночек, ты бы не ходил на базар, не покупал бы апельсины и бананы, они могут быть отравлены». Саша брался за голову, говорит: «Ребята, я не знаю что еще сочинять маме – обо всем волнуется». Я тоже маме писал, что мне нельзя ходить на боевые, я играю в ансамбле здесь, нам предложили с концертами съездить по гарнизонам Афганистана. Мама мне пишет: «Дорогой сыночек, ты бы уж не ездил по гарнизонам Афганистана с концертами, это так опасно». Это я уже лежал в реанимации, и знали бы наши мамы с какими концертами по каким гарнизонам мы там ездим. Поэтому я всегда прошу, когда встречаюсь с молодежью, с ребятами: «Никогда не говорите правду своим матерям о ваших проблемах. Матерей надо беречь, а трудности надо самим преодолевать». Песня, которую я сейчас спою называется «Прости, моя мама».
Ах, милая мама, как сердцем несешь
Ты тяжкую ношу из боли и слез?
Погибший твой муж и израненный сын –
Прибавилось много безмолвных седин.
Прости, не смогли мы от горя сберечь
Твой ласковый взор и твоих хрупких плеч,
Ты сильная, мама, и выстоишь ты,
За все остальное с отцом нас прости.
Прости за разлуку, покинутый дом,
За то, что пошли в бой мы вместе с отцом,
За то, что его я спасти не сумел,
Когда он живой в вертолете горел…
Прости, по-другому мы жить не могли
И легкой тропою по свету не шли
Наш долг нас позвал, и пошли мы вперед
По трудной дороге военных невзгод.
И доля твоя оказалась горька:
Безмолвно рыдала над гробом отца,
Прощаясь, просила: «Мой маленький сын,
Вернись же скорее обратно живым».
Прости, мне себя уберечь не дал Бог,
Я жизнью солдатской прикрыться не мог.
Пойми, моя мама, поверь и прости
Иначе не могут отчизны сыны.
Отец Киприан, говорят, на войне нет людей неверующих. Это так? Казалось бы, все жили в атеистической стране. Ваш опыт какой?
– Я не могу говорить за всех, могу за себя и в какой-то степени об отце могу говорить. Не могу сказать, что отец мой был верующим, но любовь к ближнему у него была, это точно. Я старался быть похожим на отца, в рапорте писал: «Хочу быть достойным чести своего отца, погибшего в Афганистане».
Не могу сказать, что я был верующий на тот момент, но и не могу сказать, что был неверующий. Если говорить о признании, что есть какой-то Высший Разум, в то время я уже это признавал; до Афганистана у меня уже были и вещие сны, и само ранение.
Вы упомянули, что у Вас была клиническая смерть.
– Да. И были «летающие тарелки» – как говорят, неопознанные летающие объекты дважды в своей жизни я видел. И клиническая смерть… Побывав там я, конечно, не мог этого понять в тот момент, 3 года спустя только узнал, что у меня была клиническая смерть. У меня просто остались воспоминания.
И я точно помню, что эти воспоминания относятся к периоду, когда меня завозили, – вот я потерял сознание, последнее мое воспоминание, как мне тяжело: все болело, я сам весь был болью, как говорится – и до того, как утром очнулся. Это точно было в этом промежутке. А в промежутке была только операция.
Я увидел себя лежащего, то есть душа моя вышла из тела. И со светом повстречался, с тем, который «свет в конец тоннеля» – можно так это называть. Но это можно назвать и по-другому – это встреча с Богом. Бог же говорит: «Я свет миру». И Его любовь я испытал. Когда ты в этот, образно говоря, луч света попадаешь и начинаешь двигаться в сторону Источника света, то ты наполняешься блаженством, возникает огромное чувство радости, любви, счастья. Но черная каемочка, которая вокруг этого тоннеля, – вот оттуда начинает выглядывать всякая нечисть, страшилища. Тогда я с этим впервые столкнулся – как с Божественным, так и с демоническим миром. А потом я опять оказался в теле.
Осознанный приход в храм был намного позже...
– Ранение было в 1984 г., и только в 2009 г. я наконец-то откликнулся на стук Бога в дверь моей души. А до этого были разные явления и мистического характера, и просто жизненные, которые, конечно, обращали мой взор к Небу: я думал, что есть некий Высший Разум, а вот Кто этот Разум, я не имел никакого понятия. Хотя Господь мне делал такие подарки!
Я был очень близок с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым) – мы вместе и за рубеж ездили, и создание Союза ветеранов войны в Афганистане в свое время вместе обсуждали. Я так много от него узнал. Это был светлейший человек! И к моей печали, даже тогда я не приблизился к Богу.
А почему, на Ваш взгляд, так произошло? Просто было не время?
– Суета сует. Я же был советником президента, бизнесом занимался – было не до Бога, как говорится. Тем более, когда ты успешный человек, у тебя все хорошо, то кажется: есть Бог или нет Его – какая разница? У тебя есть своя жизнь, свое поле деятельности… Поэтому было не до того. Но вот в один момент – думаю, это с каждым происходит рано или поздно… Ведь наша задача в этой жизни – разочароваться в ней, осознать, что это все пустое, что это все суета сует.
Вся моя деятельность 1988 г. была связана с тем, чтобы помогать людям – сначала в рамках Всероссийского общества инвалидов инвалидам-афганцам, потом в должности советника президента сначала в координационном комитете по делам инвалидов в рамках уже страны в целом, потом в качестве советника президента помогать уже не только инвалидам, но и длительно и часто болеющим людям, с хроническими заболеваниями, то есть тем, кто нездоров. А в качестве депутата – это помощь вообще всем гражданам, которые обращались по всяким вопросам, как связанным, так и не связанным со здоровьем.
То есть была активная социальная деятельность, направленная на оказание помощи людям. И к чему она меня привела? Знаете, в профессиональной среде есть такой термин – «выгорание». Особенно это происходит с теми, кто работает с людьми. У меня это и произошло в конечном итоге. Я понял, что вся эта «социалка» как таковая – это тоже суета сует.
Но она связана с помощью.
– А не всякая помощь полезна. Приведу простой пример. Я сейчас заканчиваю магистратуру на психологическом факультете по христианской психологии, в прошлом году закончил еще педагогический факультет в ПСТГУ. Так вот, когда человек приходит к психологу, говорит: «Мне плохо, у меня проблема, у меня внутри душа болит», психолог помогает ему эту боль устранить. Но вопрос: а на стороне ли Бога в этот момент психолог? Может быть, как раз и надо, чтобы душа поболела? Ведь она не просто так заболела. Значит, что-то не богоугодное человек делал, и это призыв Божий.
Так что не всякая помощь во благо. Она полезна только, как говорил Серафим Саровский, во славу Божью и когда ты четко понимаешь, чего достигаешь этим, каков результат. Смысл не в том, чтобы люди перестали болеть, – смысл в том, чтобы люди перестали грешить. Для этого и болезни хороши.
Что в Вашей жизни стало причиной прихода в монастырь? В народе говорят: «Ушел в монастырь». Но Вы, наоборот, пришли в монастырь. Уходят от каких-то разочарований, а Вы, получается, пришли за чем-то?
– В 2009 г. у меня действительно началась счастливая жизнь. Я учился дружить с Богом. Из меня плохой друг Божий, но как-никак все-таки стараешься, а Бог милостив. Я, конечно, испытал Божию любовь. И каждый человек у нас ее испытывает, когда причащается: это же тоже Божия любовь, когда нам хорошо после Причастия, благостно на душе.
Все познается в сравнении. Хорошо рассуждать о мирских делах – о карьере, самореализации, саморазвитии и так далее. А вот когда встречаешься с Богом и понимаешь: однозначно – все это пустое. И Господь меня бросил на другой фронт, ну, фронт борьбы – это я, как военный человек, называю. Если бы я занимался социальной помощью, борьбой за социальную справедливость, социальные блага… Ерунда это все. А вот Он бросил меня на духовную брань – то есть помогать людям подружиться с Христом.
И это того стоит. Здесь можно любые скорби проходить, ведь ты понимаешь, что это даст человеку счастье. Самое главное в жизни – подружиться с Богом, встретиться с Ним здесь, на земле, стать счастливым поэтому, обрести в себе любовь, как дар Божий, и многое другое, что дает Бог. Бог благ и только благ, Бог есть любовь и только любовь. И вся радость в душе от Бога. А все мирское приходит и уходит. Влюбился – «Ах! Ох!» – через 3 года развелся. Статистика печальная, на эту тему можно много говорить.
Но 7 лет я не стремился в монастырь, понимая, что какой монастырь? Я без ног, в 2009 г. мне было 52 года – какой там монах? В монахи надо молодым человеком идти. Но сложилось так, от меня совершенно независимо, как говорят в народе, случайно: я оказался – не по своей воле – на встрече со старцем Илием, который вдруг неожиданно меня благословил на монашество – человека, который был женат в тот момент.
Вы подошли к нему с вопросом? Или старцы обычно какой-то знак подают?
– В Переделкино, где находился старец Илий (Ноздрин), нас привез протоиерей Владимир Иванов, служащий в храме в поселке Кожино, относящемся к Рузскому благочинию, на благословление реабилитационного центра, который батюшка попросил меня создать как человека, который занимался реабилитацией и алко-, и наркозависимыми людьми, и с разными трудными жизненными ситуациями.
И эта встреча была обстоятельной, нам никто не мешал, нас было 3 мирянина и батюшка. Старец Илий с каждым побеседовал. Когда моя очередь пришла, я просто не знал, о чем спрашивать, хотя отец Владимир говорил: «Готовьте вопросы – ведь старец!». Но я думал: «Если старец, он сам скажет, что мне надо, а если не скажет, значит, мне и не надо».
И когда я уже стоял перед старцем и молчал, мне отец Владимир своим огромным кулачищем, размером с мою голову (он занимался вольной борьбой в своей прошлой жизни) так двинул в спину, что я просто чуть не упал в ноги старцу и выпалил: «Скажите, батюшка, есть ли Божия воля на пострижение меня в монахи?». Сам до сих пор удивляюсь, как это из меня могло вылететь.
Смотрите, как: «Есть ли Божья воля…». Я не спросил его, что он мне посоветует и так далее. И он совсем не сразу ответил. Это была длительная неловкая пауза. Только в самый последний момент он благословил. А через год мне позвонил из Кыргызстана иеромонах Макарий, благочинный Свято-Казанского Архиерейского подворья в городе Кара-Балта, и сообщил мне радостную новость: «Вчера был у Владыки, он благословил постричь тебя в монахи, так что приезжай через месяц в апостольский пост на постриг».
Вот представьте: когда ты находишься в Москве у себя на даче, отдыхаешь, а тебе звонят: «Через месяц чтоб был в Кыргызстане на постриге». Поскольку у меня был принцип ни на что не напрашиваться и ни от чего не отказываться, кроме греха, тем более, если это исходит от батюшки, то я поехал на постриг. Вот так я стал монахом.
Отец Киприан, к сожалению, у нас остается совсем немного времени. Я хотел бы попросить Вас поздравить всех защитников Отечества с праздником и исполнить для нас какую-нибудь из своих песен.
– Я уже говорил, что для меня было важно понять, стоит ли отдать свою жизнь в Афганистане, защищая не свою страну, а чужую. Я нашел для себя ответ на этот вопрос и дал его в песне. Песня так и называется: «Что же я сумел понять»… 30 лет прошло с момента окончания войны в Афганистане. Большой срок, конечно. Могу сказать, что благодарен Господу за то, что Афганистан был в моей жизни. Он мне помог обрести стержень. Я бы хотел всех тех ребят, которые прошли через эту войну, поздравить с годовщиной ее окончания. Хочу пожелать всем нашим воинам только одного – подружиться с Богом. И тогда весь опыт нашей военной жизни будет нам только во благо. Поздравляю вас, дорогие друзья, и желаю вам здоровья, счастья и всего самого лучшего в вашей жизни. Спасибо.
Записали:
Елена Чурина
и Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.