Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Инок Киприан, в миру Сергей Владимирович Строкин, музыкант, дирижер, пианист, композитор, профессор. Родился в Москве в 1946 г. С детства занимался музыкой, был учеником известного дирижера, хормейстера и педагога Александра Васильевича Свешникова. В 1970 г. окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. С 1986 по начало 2000 г. руководил студенческим хором в Химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева. Под его руководством хор вырос в уникальный коллектив, продолжавший вокально-хоровые традиции Синодального хора и по своему мастерству не уступавший ведущим профессиональным хорам. Академический хор Российского химико-технологического университета имени Менделеева завоевывал призы на конкурсах всех уровней – от внутрисоюзных до международных. Коллектив побывал с концертами во многих городах нашей страны, совершил гастроли по Италии и везде получал теплый прием. У Сергея Владимировича четверо детей. В 2003 г. стал насельником Саввино-Сторожевского монастыря, приняв иноческий постриг с именем Киприан; сейчас – насельник Нило-Столобенской пустыни.
Русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыка не только фактор, облагораживающий и воспитывающий, но музыка есть целитель здоровья. Как всегда в это время, вашим душевным здоровьем занимаемся я, Александр Крузе, и еженедельная музыкальная программа «Канон». У меня в гостях насельник Нило-Столобенской пустыни, музыкант, композитор отец Киприан. Батюшка, Вы выдающийся пианист, композитор, руководили большим академическим хором. Сегодня Вы – насельник Нило-Столобенской пустыни. Пожалуйста, расскажите немного об этой обители.
– Нило-Столобенская пустынь – это островной монастырь на озере Селигер в Тверской области. Удивительные места, удивительные красоты, и, самое главное, намолена каждая пядь земли. По силе духовного воздействия на любого человека, будь то монах, прихожанин или паломник (когда я еще жил в миру, то посещал много монастырей), думаю, нашему монастырю просто нет равных. Великий святой Нил Столобенский преставился в 1554 году, и он предсказал, что через 40 лет на этом месте будет монастырь. В 1594 году первый наш Патриарх Иов дал благословение на открытие монастыря. В монастырь пришел некий иеромонах Герман и привел с собой 6 монахов. Они построили деревянную церковь, 6 деревянных келий, что стало рождением монастыря.
В чем уникальность обители?
– Приведу интересный факт. 27 лет прожил отшельником преподобный Нил. Представьте, его ребра не знали постели, он не ложился спать, в келье были вбиты два подплечника, и когда тело утомлялось от различных работ, преподобный опирался на них руками, чтобы не упасть, и вот так, даже не садясь, находился в полудреме. Паломники приходят, удивляются: «Надо же! Как же так, он не спал? Это такие мучения...». Для преподобного Нила это было не мучением, а необходимостью. Он понимал бренность земной жизни, ее кратковременность и буквально каждую минуту земной жизни нуждался в общении с Богом.
Вы, как никто другой, можете поделиться радостью общения с Богом, радостью Его ощущения, осязания – расскажите нам о чудесах, которые случались в Вашей жизни.
– В моей жизни?
Или когда Вы были свидетелем чудес.
– Я сам получил два исцеления, расскажу об одном из них. У меня было отслоение сетчатки на обоих глазах, и я видел лица размыто, как сквозь матовое стекло. Врачи говорили, что это неизлечимо, прогрессирует и надо готовиться к полной слепоте, сделать ничего нельзя. И вот больше года назад произошло следующее. На праздник Благовещения у нас традиция: каждый год духовник обходит кельи и кропит крещенской водою. Когда он с послушником пришел ко мне в келью, тоже стал кропить с молитвой, а потом неожиданно брызнул святой водой прямо мне в лицо. Она попала мне в глаза: я даже не успел зажмуриться. Глаза промылись. И представляете: открываю глаза, проморгался – я все вижу! Я сначала не поверил, но вот уже больше года не надеваю очков.
Врачи, которые Вас обследовали, наверное, были в шоке?
– Врачи не в шоке. Когда они увидели снимки глаз, то хотели положить меня в больницу, чтобы изучать этот феномен. Я им сказал, что ковыряться в здоровых глазах совершенно не надо – все это уже изучено и описано. Врач спрашивает: «Где?» Я говорю: «В Евангелии, читайте Евангелие, там все есть». Вот такой пример.
Это действительно чудо!
– Да, я уже больше года не надеваю очков, все вижу, читаю самый мелкий текст. Если хотите, можете мне дать что-нибудь, я прочту.
Я Вам верю на слово.
– Вот такое чудо! У нас многие паломники прикладываются к мощам преподобного и исцеляются. Одну такую паломницу я очень хорошо знаю. У нее был рак 4-й степени, и она приехала в монастырь, просила молитв, приложилась к мощам, к чудотворной скульптуре преподобного в музее монастыря. Это было 6 лет назад. Сейчас она совершенно здорова, у нее нет никаких метастаз, а была безнадежная ситуация.
Вот какова сила молитвы!
– Да, молитва – это великое дело. Без молитвы все пусто, ненужно и бессмысленно. Молитва всеобъемлюща.
Батюшка, хотел бы спросить, как в Вашей жизни появилась музыка?
– Я сел за рояль в 5 лет.
А семья была музыкальная?
– Нет. Мой прадед, Михаил Гаврилович Строкин, был известным композитором. В 5 лет я сел за рояль, и, еще не зная нот, начал сочинять. Естественно, это были первые опыты, первые попытки, но я уже твердо знал, что буду музыкантом. Музыка прошла через всю мою жизнь. Семья моя была глубоко верующей, православной.
Несмотря на советские гонения?
– Несмотря ни на что. Ведь я в школе не учился, а в 8 лет поступил в Московское хоровое училище к Свешникову.
Лично к нему?
– Конечно, это мой самый главный учитель, наставник. Сначала расскажу о Церкви, потом – о Свешникове. Вы представляете, какие были времена? У входа в храм стояли дружинники. Бабушек пропускали, а молодежь спрашивали: «Ты в какой школе учишься? В каком классе?» – и разворачивали назад. А меня пропускали. Они прекрасно знали, что я могу взять камень и «влепить» кому-нибудь как следует.
Они привыкли к тому, что я прохожу, и уже никто у меня ничего не спрашивал. Вот так. С 5-ти лет бабушка читала мне Евангелие, читала и сказки Пушкина. Потом любовь к Богу стала развиваться дальше.
В 8 лет Вы поступили к Свешникову, а потом в консерваторию?
– Да, потом консерватория.
А когда Вы стали сочинять?
– Как я уже говорил, практически с 5 лет. Но, пожалуй, первые серьезные сочинения: хоровые, для детского хора мальчиков или женского хора – это были обработки народных песен. Из них осталась «Как в лесу-лесочке», есть где-то в интернете. Так дело и пошло. Потом появились фортепианные сочинения. Одно из значительных сочинений – поэма на стихи Рубцова «Дороги русские». Эта поэма – о трагедии Руси XX века, она не о тех дорогах и колдобинах, по которым мы боимся ездить на автомобилях, в этой поэме колдобины исторические – боль, слезы, страдания земли Российской. Случилось так, что поэт Николай Рубцов погиб. Кстати, это один из самых значительных поэтов XX века.
Вы были с ним лично знакомы?
– Да, я был лично знаком с ним, мы встречались несколько раз. Я читал ему свои стихи, он меня, кстати, «заразил» поэзией. В 70-м году Николай Рубцов погиб. Понимаете, он все время говорил правду, не кричал, он не был крикуном, а говорил правду тихо. Но его правду слышали все – и враги, и друзья. Вот за эту правду он и поплатился жизнью, его убили в 35 лет. У Крупина, с которым мы тоже дружили, я буквально украл томик стихов Рубцова, и уже в 75-м году была готова моя большая поэма.
Как к Вам приходит музыка? У каждого особое чувство, и, как правило, никто не знает ответа.
– Да, думаю, что никто не знает, и я не знаю, как она приходит. Но вот это качество, состояние – быть в музыкальном образе постоянно – просто мучительно, и без него просто нельзя. Когда-то Максим Горький сказал: «Рожденный ползать летать не может». Плохо сказал.
Как бы Вы сказали?
– Я бы сказал так: рожденный летать не летать не может.
Где-то к 1975-му году была уже готова моя поэма. Конечно, там сплошная антисоветчина, и ее нигде не печатали. Когда я организовал академический хор, мы исполняли эту поэму, правда не целиком, частями. А в 2011 году большой хор Российского государственного гуманитарного университета (кстати, это мой бывший хор, которым сейчас руководит профессор Борис Тараканов, начинавший у меня совсем молодым человеком) исполнил ту поэму целиком. Это был 9-й фестиваль «Русская музыка», который проходил в Гнесинской академии. И вот в самом конце фестиваля была исполнена поэма. Успех был просто потрясающий, я даже сам не ожидал.
Спустя столько лет поэма впервые прозвучала целиком!
– Да.
Вы руководили академическим хором, и наверняка, как любому руководителю, Вам нужно было приучать коллектив к дисциплине, порядку? Я нашел в интернете очень занимательные афоризмы, которые называются «хоризмы» Сергея Строкина (как Вас зовут в миру). Эти «хоризмы» опубликовал солист М.В. Тарарышкин.
– Да, был у нас такой солист Миша, совершенно верно.
Процитирую один из них: «Ну и что ж, что я на вас ору, – говорите Вы. – Когда Данилин в Синодальном хоре переставал орать на певцов, они в кулуарах говорили: „Что-то наш батька сегодня не в форме!”». «Наш батька всегда в форме», – уверенно заключает кто-то из басов». Достаточно остро звучит!
– Да, но, тем не менее, любовь певцов ко мне была совершенно безгранична, доверие полное, дисциплина вообще просто идеальная!
А как воспитать дисциплину, чтобы соблюсти баланс?
– Только личным примером и только трудом. Люди увидели, что это что-то настоящее. Недаром вы затронули синодальный вопрос, тут я снова перехожу к Свешникову. Свешников сделал грандиозное дело. Еще мальчиком он пел у Данилина, руководителя Синодального хора, и традиции синодального пения через советский период перенес в наше время. Мы – «свешниковцы», нас целая когорта, но мы уже постепенно уходим, вот уже Вадим Новоблаговещенский почил… Умирают люди, понимаете...
Но если мы были как бы дети Свешникова, то есть уже внуки и правнуки. Дело в том, что работа была построена именно по синодальным принципам. Ребята нутром почувствовали, что это настоящее. Во-первых, натуральный строй. Например, для специалистов фа-диез и соль-бемоль на клавиатуре – это одна и та же клавиша. А для вокалиста, для хора это разные звуки. Происходит то, что наш слух априори, еще до рождения, настроен на натуральный строй. Чем отличается натуральное молоко от того, что мы покупаем в магазине? Чем отличается натуральный мех от «рыбьего» меха? «Натур» на подавляющем большинстве языков означает «природа», это то, что существует в природе. Натуральная кожа и кирза – разные вещи, правильно? Так вот, темперированный строй – это эрзац. Человек рождается с натуральным слышанием, а на музыкальных занятиях, как правило, бездарных, в детском саду, потом в общеобразовательной, музыкальной школе, затем в училище, консерватории человеческое ухо адаптируется к строю темперированному. Вот это и страшно.
Когда хор поет в натуральном строе, даже у неподготовленного человека дух захватывает: затрагивается то, что дано ему от природы, от Бога. И ни один рукотворный инструмент встроиться в натуральный строй не может, только человеческий голос, только хор, певец, вокальный ансамбль – это доступно только вокалу. И первые полгода было очень трудно: я ребят мучил, выстраивал с ними чистые квинты, вгонял «в ноль». Это же не та квинта, которая на инструменте: настройщики роялей квинты немножко заужают, а кварты расширяют, иначе квинтовый круг не сойдется. И ребята поняли, что это действительно серьезно и что это здорово, удивительно красиво.
То есть зарабатывали авторитет только трудом и своим примером?
– Да, да. И вы знаете, я мог себе позволить и крикнуть на них.
Но, наверное, был не только кнут, но и пряники?
– Пряники были на сцене – овации, цветы, телепередачи. Бывало, какой-нибудь наш концерт пишет телевидение, заканчивается второе отделение, телевидение уже закрывается, а публика нас еще минут 40 не отпускает! Вот вам и пряники! Это гастроли, поездки, возможность увидеть мир...
Христианский образ жизни и монашеское служение в частности, мне кажется, лучше всего описал Симеон Афонский: он сказал, что к тому, кто все отдает, все и приходит. Расскажите, пожалуйста, о том моменте Вашей жизни, когда Вы поняли, что уже дошли до той самой черты.
– Симеон Афонский сказал правильно, но, думаю, не до конца. Когда человек все отдает, к нему приходит гораздо больше, чем он отдает. То есть даже не на порядок, а гораздо больше. В миру я оставил огромную четырехкомнатную квартиру, огромную дачу, удивительную работу, огромную зарплату – я жил как барин, и я все это оставил и пришел в монастырь.
И я столько получил в монастыре! Я там увидел, почувствовал, впитал в себя такое! Меня теперь в мир никаким калачом не заманишь. Монастырь меняет человека полностью, меняется все. Меняется мироощущение, отношение к вещам, к людям, к их поступкам – и к своим, между прочим. Себя начинаешь видеть, а ведь это так трудно – увидеть себя со стороны. Нам кажется, мы себя уже знаем, а в монастыре вдруг понимаем, что мы не те. Мы начинаем себе задавать вопросы: «кто я? что я? откуда?» И самое главное – «куда я?» Вот это «куда?» – главный вопрос монастырского служения, главнее его нет: все – и молитва, и музыка, и различные послушания, все нацелено на это «куда я?»
После такого ответа, мне кажется, никакие вопросы уже не имеют значения, но все же... Ваше представление о музыке изменилось с началом монашеского служения? Что для Вас музыка сейчас?
– Не изменилось. Представьте себе: советская эпоха, все со сцены поют хвалебные песни о партии: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» – и тут я вывожу хор, и мы поем литургическую музыку.
Вы – особый пример, не свернули с пути в советское время.
– Еще в 1968 или 1969 году я организовал детскую хоровую студию «Орленок» и затем 12 лет руководил ею. Тогда было только две студии – у Струве, с которым мы дружили, была известная студия «Пионерия», и у меня – «Орленок». Любители музыки старшего поколения наверняка помнят ее. Меня обвиняли в том, что я растлеваю детей и пропагандирую христианство. Конечно, жилось тогда несладко. В общем, все вытерпел, все вынес, через все это прошел и в конце концов пришел в монастырь.
То есть это все звенья одной цепочки? Вы, наверное, через музыку к этому и пришли?
– Да-да, через музыку. Мы давали благотворительные концерты в храмах, монастырях, пели в хосписах, больницах. Не забуду один случай. Мы пели в хосписе, где безнадежные больные, в основном онкологические. После концерта ко мне подошел один больной и говорит: «После такого мне уже не страшно умирать!» Понятие музыки вбирает в себя то, что возвышает нас духовно, а иногда под музыкой понимается та попса, которой грешат телевизионщики.
Сейчас существует такой формат – «легкий жанр», который навязывают людям.
– Так вот, это не музыка.
А, на Ваш взгляд, такая музыка не должна существовать?
– Форматы бывают разные. Скажем, джаз, рок. Есть выдающиеся явления. Вот представьте себе Моцарта. Вокруг него была масса других композиторов, которые пользовались известностью, славой, королевским поощрением, а в истории остался один Моцарт! И так в каждом жанре. Например, «Битлз» я считаю явлением в музыке – они поднимают очень серьезные, глубокие человеческие темы, хотя, конечно же, это не та музыка, которая должна или может звучать в церкви. Но, тем не менее, это музыка в плане общечеловеческих ценностей. Что такое музыка? Один из видов отражения окружающего нас мира, одна из эстетических форм этого отражения.
В период Великого поста музыка вообще должна звучать? И если должна, то какая? Должны быть какие-то ограничения?
– Музыка должна звучать всегда, даже когда вы ее не слышите, а просто идете по улице, неважно, пост ли это или Пасхальные дни… Да, музыка разная, в зависимости от случая. Что такое пост? Это прежде всего пост души, пост – это не голодовка, это явление духовное.
Расскажу вам случай. Один замечательный священник в Прощеное воскресенье наставлял у себя в храме верующих: «Не надо есть то-то и то-то, вот это – только по благословению...». Да ешьте вы все, только друг друга не ешьте! Вот смысл поста. Особенно подтягиваешься, следишь за собой. Можно сказать: «Что такое пост? – Не объедаться». А что, если поста нет, разве можно объедаться? Нет, не надо. «Пост – это усиленная молитва». А если поста нет, разве можно не молиться? Просто пост учит нас, как вообще надо вести себя в жизни. Нет поста, а ты все равно уже получил заряд, вот в чем его смысл. Пост всегда нужно ожидать с радостью. И эта радость, особенно после Великого поста, перерастает в радость Пасхальную.
Батюшка, к сожалению, время нашей программы подходит к концу. В заключение нашей беседы я по традиции хотел бы попросить Вас сказать напутственные добрые слова всем нашим телезрителям.
– Всем здоровья, радости, долголетия и, главное, быть с Богом! Желаю всем помощи Божией в делах праведных.
Батюшка, благодарим Вас за эту встречу, спасибо, что проделали долгий и непростой путь к нам на телеканал. Мы с телезрителями подготовили для Вас небольшой подарок и хотим вручить Вам образ Пресвятой Богородицы «Троеручица» – пусть Она защищает Вас. Мы еще раз благодарим Вас за встречу, желаем крепкого здоровья и Божией помощи во всех делах! Храни Вас Господь!
– Вам спасибо за вашу большую работу на канале. Я часто обращаюсь к вашему каналу, вы делаете правильное, большое дело, и, наверное, не только я благодарен вам, но и все ваши телезрители! Храни Вас Господь!
Записала:
Татьяна Башилова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-inok-kiprian-strokin-chast-1;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-inok-kiprian-strokin-chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.