Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → Протоиерей Евгений Попиченко: Проект «Супружеские встречи»

Протоиерей Евгений Попиченко: Проект «Супружеские встречи»

№19 (868) / 24 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Для человека, который ощутил в себе, в своей жизни присутствие Бога, пришел к осознанию Истины и присутствия Истины в своей жизни, на свете нет прекраснее слов «Воскресе», «воистину Воскресе»: Христос Воскрес, и в Его Воскресении надежда нашей жизни – если Христос не воскрес, то тщетна проповедь наша, тщетна и вера наша. И мы, по словам святых апостолов, самые несчастные люди, потому что не в того уверовали. Но Христос Воскрес – первенец из мертвых – и повержены демоны. Христос Воскрес – и освобождены пленники из узилищ ада. Христос Воскрес – и побеждена смерть. А пожелание очень простое: не потеряйте весну, не растеряйте нажитое непосильным трудом.

Время Великого поста – время реанимации души. И хоть оно и закончилось, не забывайте, что даже малое попущение себе в том или ином деле может отразиться большой потерей.

В одной шиномонтажной мастерской выставлены на стенде причины сдутых колес – сотни болтиков, шурупчиков, гвоздиков, железных стружек. Вроде бы маленькая вещь – что она может сделать большой машине? Но попадает и вкручивается в колесо, и человек теряет время, средства, прилагает очень много усилий, чтобы машину транспортировать до шиномонтажки, сделать ремонт… Очень-очень много потерь из-за такой безделушки. В духовной жизни все точно так же. Мы порой думаем: ну что такого, в пост добавлю молочко в кофе, сокращу молитвенное правило? Позволим себе эту или ту вольность, и машина теряет возможность двигаться.

Проект «Супружеские встречи» зародился в Санкт-Петербурге, где успешно реализуется. В прошлом году этот опыт приняли в Екатеринбурге. Давайте подробнее расскажем об этом проекте.

– Отец Александр Дягилев адаптировал этот опыт к православному сознанию. Отец Димитрий этот опыт из Петербурга привез в Екатеринбург. Это уникальный православный семинар, встреча – несколько дней супруги, даже прожившие в браке не один десяток лет, вдруг оказываются только вдвоем. На самом деле, это редкая возможность. Мы с матушкой Олей только через 17 лет совместной жизни получили такую возможность – недельку отдохнуть вдвоем (дети выросли, им не нужна постоянная опека). Это было ощущение свадебного путешествия, когда есть возможность вдвоем поговорить, пообщаться.

Главная тема «Супружеских встреч» – освоение навыков диалога. Это огромная проблема. Мы не умеем вести диалог, все время нарушаем принципы его ведения. А ведь на них строится контакт между родителями и детьми, между начальником и подчиненными, между государствами, между цивилизациями, наконец.

В тот раз собралась 21 пара, причем 5 – священнические семьи. Пять пар были ведущими – задавали лейтмотив встречи, готовили вопросы для общения и затем это передавали другим супружеским парам.

Встречались семьи одного прихода. На этих встречах присутствовала абсолютно церковная атмосфера. На заключительной беседе было несколько серьезных откровений. Например, один из супругов сказал: «Мы с женой прожили много лет, и эти встречи мне позволили понять, что «женщина – тоже человек»». Причем это не ирония какая-то. А другая жена сказала: «Я поняла, что мужчина – тоже человек. Ты думаешь, что мужчина – титан, который держит на своих плечах весь мир, а ведь он тоже чувствует, переживает, у него есть какие-то немощи, слабости, ему тоже нужны помощь и поддержка...» Мы часто об этом даже не задумываемся – у нас есть сложившийся образ: «такой муж, такая жена», так оно должно быть, и эти стереотипы сильно мешают. Общение у нас бывает «по касательной», на уровне бытовых сообщений: как дела, как в школе, как себя чувствуешь, какие новости, что интересненького? Но эти отношения не касаются личности человека – соприкосновения души с душой, сердца с сердцем не происходит. Это серьезная проблема, поскольку контакт, близость происходит именно на уровне встречи личности с личностью. Эти важные правила диалога надо знать и учиться по ним жить, это универсальные законы, которые позволяют услышать другого человека.

Первый принцип – слушать прежде, чем говорить. Очень важно научиться слушать и слышать. Послушание – это слышание. Мы обычно все время говорим, наша задача – передать другому информацию, настроить на свою волну и детей. Да и вообще, никого мы не слышим, кроме себя. Бывает, человек приходит на Исповедь и вроде как к батюшке с советом, начинает что-то рассказывать, и ты пытаешься три–четыре раза вклиниться, что-то сказать. А человек просто едет на танке. И никакого внимания на то, что ему что-то говорят – у него есть свои понятия. И как можно сказать что-то человеку, если у него такая сосредоточенность на том, что он говорит? Научиться слышать: ребеночек прибегает со словами «Папа, посмотри, что я нарисовал». А мы в ответ: «А что у тебя такие коленки грязные? Почему за собой со стола не убрал?». У ребенка сразу голова понурая. Он о себе захотел что-то сказать.

Или встречаются два знакомых, два друга, два близких человека: «Знаешь, я вчера узнал такую вещь…» В ответ: «Мне вчера уже об этом сказали» – по гордости: «Я уже знаю, я в курсе, мне сообщили». Но ты дай человеку что-то сказать о себе, он же не новость говорит, он говорит что-то о себе – он хотел открыть себя. В результате диалога не получилось.

Научиться слушать – это великое сокровище. На самом деле, профессия священника – не столько говорить, сколько слушать. Слышать другого человека – искусство. Большинству людей, чтобы получить утешение, даже не надо ничего говорить, просто надо их внимательно послушать, вникнуть.

Второй принцип – понимать, а не оценивать, потому что у нас всегда готова уже оценка. Ребенок или человек приходит и рассказывает какую-то историю, хочет поделиться тем, что на душе. А у нас уже готов ответ, мы знаем все о спорте, медицине, политике, религии. Человек скажет, что занемог, и десяток человек дает десяток советов. В политике все профессионалы. В религии – 100% профи, у них всегда готов ответ. Не надо оценивать.

Третий принцип – делиться, а не спорить: там, где спор, нет никакой истины. Истина всегда кротка и смиренна. Спор – всегда конкуренция, конфронтация, попытки перетянуть человека на свою сторону, победить, убедить, задавить контраргументами. Нет, – делиться. Я могу открыть тебе свои чувства, рассказать о своих переживаниях, сказать, что мне не нравится, что раздражает, и отдать это Богу, отдать это совести человека. Мы думаем, что мы заставим, убедим человека и тем самым его воспитаем… Открыть, поделиться – и отдать Богу.

Четвертый принцип – прощать.

Такие встречи позволяют супругам посмотреть друг на друга, поговорить друг с другом, пообщаться. Их помещают в такие обстоятельства, когда некуда отвлекаться.

Еще очень важный момент – научиться говорить о своих чувствах. Чувства выражают сердцевину нашего состояния. Чувства говорят о том, что я есть на сегодняшний момент. Мы не умеем говорить о своих чувствах. Мы умеем говорить про другого человека: ты меня достал, ты меня раздражаешь, я тебя терпеть не могу, а про себя человек не говорит. Но именно разговор про себя дает возможность другому почувствовать, что с тобой происходит, без штампов и стереотипов. Мы все время про другого что-то придумываем. Нам кажется, что человек такой или иной. Но когда мы начинаем говорить о своих чувствах: «мне больно», «мне тяжело», «я не могу выносить такие слова»… Причем важно прямо говорить о своих чувствах, а не с захода, манипулируя другим человеком. Когда душа открывается, близкий человек начинает сопереживать, происходит контакт, происходит откровение: я и не знал, что ты, оказывается, так думаешь, так чувствуешь, ты, оказывается, человек.

В прошлом году Вы были одним из участников «Супружеских встреч», а в этом году Вы с матушкой были ведущей парой. Получается, что ведущая пара не только передает свой опыт участника встреч, но и сама перенимает этот опыт. Какова разница Ваших ощущений прошлого года и этого?

– В любом случае, это не просто и требует решительности и мужества. После первой встречи было устойчивое ощущение, что на самом деле это не игрушки, т.е. мы друг с другом говорим о тех вещах, о которых раньше не говорили. А потом возникает мысль: а что дальше? Сейчас эти гнойнички вскроешь… Какое-то ощущение тревоги, беспокойства. А как быть? Семинар закончится, два интересных, насыщенных дня пройдут, а дальше жизнь начинается. Но с нами Бог со Своей благодатью и человеколюбием ныне и присно и вовеки веков. И участие в таких встречах – это откровение Богу о себе: Господи, мы стараемся как можем, побудь среди нас. Это заявление дает возможность Богу развивать отношения. Даже если не получается сначала, мы стремимся, мы стараемся: молимся, просим. Пытаемся эти правила человеческих взаимоотношений применять в нашей семье.

В этот раз мы были ведущей парой – это пара, которая готовит несколько встреч. Есть определенный сценарий – алгоритм, в который входит часть истории нашей семьи, чтобы помочь людям настроиться на контакт друг с другом. Когда просто слышишь искренние истории других людей, это дает возможность настроиться на откровенный диалог. Разница существенна. Как участники, мы тоже проходили весь этот курс. Задаешь себе вопрос: о чем же думали в прошлый раз? Запускаются механизмы взаимоотношения, которое позволяет и в дальнейшем супругам быть в контакте, быть близкими друг другу. Было несколько пар, которые говорили: у нас все так хорошо. А уже из опыта известно: вы просто плохо себя знаете. Может быть лучше. Они немало нового и полезного узнали, несмотря на то, что много лет прожили вместе.

Когда знакомился с проектом, то считал, что он предназначается для семей в трудной (кризисной) жизненной ситуации, чтобы какой-то кризис преодолеть. Обязательно ли это условие – или каждая семья так или иначе находится в каком-то кризисе?

– Острокризисных семей не должно быть в группе более 30%. В противном случае этот фон может сделать все наоборот. Кто может сказать про себя, что в их семьях, в их жизни не бывает кризисных периодов? Это слишком самонадеянно – все мы немощные. И детки подрастают, и новые детки рождаются, и физиологические изменения происходят… Важно научиться быть и в скорби, и в радости до скончания века.

Планируется ли помимо «Супружеских встреч» в дальнейшем организовывать семейные вечера, которые проходили у Вас на приходе?

– Это были встречи для неженатых. Это возможность встретиться, создать семью не хитря, не лукавя, а просто обозначая желание создать православную семью. Эти встречи всегда предваряются молебном с акафистом Иисусу Сладчайшему, с особыми прошениями – мы просим, чтобы Господь помог найти свой жизненный путь, жизненное призвание: если один – то встретить человека, с которым создать семью; если по Божиему замыслу быть без семьи – силы смириться с этим и не печалиться сверх меры.

Одна из миссий любой семьи – продолжение рода, воспитание детей, воспитание детей в вере. Как найти золотую середину? Вы – многодетный отец. Поделитесь опытом воспитания детей в традициях благочестия.

– Я переживаю и за своих детей, и за приходских, которых у нас более сотни. Несмотря на то, что мы стараемся организовать их максимальное присутствие в храме, чтобы это не было тусовкой, тем не менее, очень переживаю, как дети себя ведут в храме, на службе, как подходят к Причастию. Важно дать детям не просто формальные правила – ребенок, в силу своей недоразвитости, не понимает, что такое десять заповедей: он может заучить их, как таблицу умножения (что такое «не прелюбодействуй»?), и Закон Божий ребенок тоже может выучить и сдать на «5», Священную историю – «что там было с Соломоном и Давидом? Когда и кого Христос воскресил?», – но это будет как школьная зубрежка, когда сдают, а потом забывают.

И еще проблема для церковных детей. Мы с вами не были церковными детьми, мы нашли это сокровище в зрелом возрасте после страданий, соплей, боли, крови. Когда человек, как блудный сын, расточив все, устав нуждаться, вдруг, как свежий воздух, как глоток холодной воды в пустыне, обрел Христа. И это ценно. Ради этого человек готов терпеть лишения и осознанно поститься, потому что он понимает реальную пользу – пост дает возможность стяжать благодать Духа Святого. Если человек когда-то серьезно постился, у него есть практический опыт поста и молитвы, молитвы и смирения, которое привлекает благодать Божию. Но у детей этого ничего нет. И мы сами не знаем, как опытно ребенок ощущает себя верующим в 6, 7, 12 лет. У нас есть опыт 20–30-летнего христианина. А как это все «надеть» на ребенка и как он будет себя чувствовать в этой одежде – этого нет. И еще: дети, приходя в храм или во время богослужений, часто бывают и в алтаре, и на клиросе, – как они относятся к святыне?

Важно одно значение слова «религия» – это благоговение перед Всевышним. Это состояние души, где есть благоговение: начало премудрости – страх Божий, благоговейное чувство святыни. Если душа ощущает святыню – она живая, если к святыне относится равнодушно – это мертвая душа. И не нужно строить иллюзии, думая, что мы будем ребенка причащать любым способом... Иногда видишь, с какой сопротивляемостью ребенка ко Христу ведут. Можно ли тело Христово засунуть в ребенка? Он же извивается, сопротивляется...

По-разному это можно комментировать, но что у ребенка останется в памяти? Причастие – это не магия, это не значит, что мы будем его пичкать, и вдруг – щелчок, и он станет отроком Варфоломеем (св. Сергием Радонежским). Ничего подобного, не нужно строить иллюзий, если у ребенка нет чувства святыни и храм для него – место тусовки, а молитва – скучное занятие. Как у 5-летнего ребенка мама спросила, что такое Причастие, он ответил с претензией: «Причастие – это когда есть не дают». Таких случаев много.

Ребенку важно передать чувство живого Бога. Это благоговение перед святыней, трепетное отношение к храму, молитве. Поэтому родители должны быть очень внимательны, не нужно солдафонства и муштры, потому что любая муштра… То, что для нас дорого всегда, входит вразрез с тем, что дорого для ребенка. У него прихоть – телевизор смотреть, шоколад есть, с товарищами «ВКонтакте» висеть… А мы ему запрещаем: пост. Пока ребеночек наклоняется, мы ему подкручиваем пружиночку. Когда ему станет 10–12 лет, эта пружинка развернется, и он вылетит как пробка из Церкви и не зайдет туда, потому что кроме формализма, внешних правил, не смогли ребенку передать чувство живого Бога.

А дальше думайте, как вы своему ребенку будете это прививать, – но привить можно только то, к чему ты привит сам. Если свеча горит, то она может зажечь другую свечу. Если свеча давно остыла, то как ты зажжешь? Один из принципов приобретения страха Божия – быть рядом с тем человеком, у которого есть страх Божий. Если мы хотим, чтобы у детей было благоговение, то и у нас должно быть трепетное отношение к святыне. Например, Церковь – это святыня, и человек должен благоговеть перед Церковью. Священник в каком-то смысле тоже священен – благоговеть перед ним, не допускать панибратства, хамства. Отец, мать – тоже святыня, люди, к которым должны относиться с почтением. Старшие – это тоже, по Закону Божию, люди, которых мы должны почитать, благоговеть перед ними. Если у нас нет чувства благоговения, то как мы это сможем передать детям? Поэтому в себе нужно эту святую добродетель иметь. А для ребенка – внимательно наблюдать, конечно, чутко слышать, когда у него душа обострится. Залечить душу, дать душе живой опыт можно тогда, когда она болит. Например, если у ребенка в классе проблемы – трудности с учителем, никогда не поощряйте и не поддакивайте ребенку, когда он начинает жаловаться на учителя. Учитель – это старший, и хамство недопустимо. В любом случае нужно старшего прикрыть, потом переговорить с учителем, защитить ребенка от учителя, если учитель – самодур. Но никогда не позволять ребенку осуждать, тем более самим никогда не осуждать старших – правительство, иерархию, учителей. Это жизненные принципы. Если мы нарушим их, то как потом хама сделать благоговейным? Это невозможно.

«Вот Господь, давай вместе помолимся и попросим, чтобы Господь умирил, устроил, помог, сохранил», – и когда с живой верой родитель будет вместе с ребенком молиться, а Господь не посрамит эту молитву верующего и ребенок ощутит реальный опыт присутствия Бога, – будет кирпичик в основание благоговения живого чувства святыни. Это процесс. Не надо думать, что если мы сейчас научим правило читать, умилимся, как ребеночек в стихаре выходит из алтаря со свечой и между делом с кем-то перемигивается, переговаривается, дергается… Как ангел может себя так вести? Лучше его никогда в алтарь не пускать больше. Это будет меньшее зло, чем он привыкнет в алтаре себя нагло, дерзко вести, как на улице или в школе. Обязательно должно быть чувство святыни.

Вопрос телезрительницы из группы «Вконтакте»: «Если я хожу часто причащать детей, обязательно и мне тоже причащаться или ходить с ним и только тогда, когда причащаюсь сама? С какого возраста начинать с детьми утренние и вечерние молитвы, приучать их к посту?».

– Всегда все индивидуально, нет готовых инструкций, нужно чувствовать своего ребенка. Кому-то с 5 лет, кому-то с 9-ти. Утренние молитвы… Должно быть все выверено. Отец Владимир Воробьев вспоминал, что ему впервые торжественно вручили молитвослов в 15 лет, то есть в 15 лет он осознал себя взрослым. Это был переход от детскости к юности.

Ребенок должен понимать, о чем он молится. Просто зазубривать длинные тексты – нет в этом никакого смысла. Пусть он лучше поклончики побьет – 10 земных поклончиков с молитвой «Боже, милостлив буди мне, грешнику», потом своими словами поблагодарит за все хорошее, что было в течение дня, попросит прощения у Бога про себя или вслух, попросит прощения у родителей за какие-то ошибки, поцелует иконочку или крестик и побежит спокойно спать. Важно читать Евангелие, но не просто начитывать тексты, чтобы что-то оставалось в памяти, а взять коротенькую историю, прочитать и обсудить, спросить у детей, что они поняли. Прокомментировать это самим.

Насчет Причастия: важно, чтобы у детей сохранялось благоговение – может быть, лучше причащать пореже. Например, когда ребенок готовится к Причастию, лучше, чтобы родитель за него прочитал пару молитв, от искреннего сердца попросил бы у Бога, чего он хочет для своего чада в этом великом таинстве. Это всегда творческий процесс, нельзя здесь подходить шаблонно. Надо учиться чувствовать своих детей, наблюдать, как ребенок ведет себя после Причастия. На это все требуется время. У нас нет времени, мы формально схватили какие-то верхушки и понеслись куда-то. Куда нестись, если сейчас происходят какие-то важные события? У нас все это на потом, а потом все в памяти затирается, ребенок заснул, забыли поговорить, а завтра уже и не вспомнили, и так бывает из раза в раз. Так быть не должно.

Как не растерять Пасхальную радость и соотнести ее с нашей жизнью?

– Прежде, чем что-то назидательное сказать, у меня просьба. Телеканал «Союз» испытывает необходимость в нашей поддержке, пожалуйста, обратите на это внимание и поучаствуйте каждый, кто чем может, это важно для нашего телеканала.

Из Послания апостола Павла к Фессалоникийцам: всегда радуйтесь. Наша вера – это источник постоянной радости. Бог – радостный, и Он хочет, чтобы мы жили в радости. Постоянно молитесь. Это высочайшее духовное искусство – быть в постоянном общении с Богом. Это искусство должно быть нами усвоено: без непрестанной молитвы, без памяти о Боге человек остается как без оружия во время войны. За все благодарите, говорит апостол. Эта удивительная вера говорит, что нужно благодарить не только за радости, но в большей степени нужно благодарить в моменты скорби, ведь все от Бога. Если мы от Бога доброе принимаем, то неужели злое не сможем от Него потерпеть? При условии, что Бог – наше сокровище, что мы Его любим: Бог дал, Бог взял – будет имя Господне благословенно отныне и до века, говорил праведный Иов. Ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе Господе нашем. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите – помогай нам всем Господь!

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс