Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → И возродилась духовная жизнь...

И возродилась духовная жизнь...

№19 (868) / 24 мая ‘16

По святым местам

Нижний Тагил иногда называют кузницей России, ведь даже датой основания Нижнего Тагила считается день, когда на местном заводе получили первый чугун. На запад от города протянулся Уральский хребет. Да и в самом Нижнем Тагиле возвышаются несколько гор. Но, несмотря на кажущуюся суровость, в городе горняков и металлургов есть не только заводы, но и храмы, и монастыри. Сегодня наш рассказ о Скорбященском женском монастыре.

По старинной уральской легенде, из далекого Новгорода в эти края прибыл архимандрит Израиль. Ему чудесным образом было открыто, что в горнозаводском поселке должен быть построен храм. Приехав на тагильскую землю, отец Израиль собственноручно обозначил местонахождение будущего дома Божия.

В.А. Чемезова, заведующая архивным отделом Нижнетагильского Скорбященского женского монастыря: – Будто бы он пришел на это место, а здесь шумел сосновый бор, и будто бы в этом лесу, по откровению Божию, он выкладывает камнями, привезенными из Иерусалима, крест. Именно с этого креста и начинается будущий монастырь.

По преданию, случилось это 160 лет назад, хотя по другим данным храм на этом месте был заложен на 11 лет позже, в 1864 году.

В.А. Чемезова: – Все это происходит в начале 1860-х годов. Купец Иван Сергеев, умирая, завещал своему сыну потратить на кладбищенскую церковь две с половиной тысячи рублей. Его сын выполняет это завещание – посылает в Пермь Владыке прошение, средства и проект храма, который сегодня называется Скорбященским.

Но ждать освящения этого храма пришлось очень-очень долго, и когда храм был освящен в 1863 году, вокруг него начинают собираться женщины, сначала в основном вдовы, причем крестьянки, потом к ним присоединяются девицы, в большинстве своем – сироты, не имеющие ни родных, ни близких. И возникает то, что мы называем общиной.

Из архивных документов известно, что архимандрит Израиль в 1883 году испросил у господ Демидовых две десятины земли для будущей обители и через три года заложил здесь скорбященское общежитие.

В.А. Чемезова: – Духовным основателем этого монастыря был архимандрит Израиль.Пока мы склоняемся к тому, что это был по-своему легендарный человек, игумен Коневецкого монастыря.

Одной из пришедших в те годы в Скорбященскую богадельню, была будущая настоятельница монастыря Феозва Крузе.

В.А. Чемезова: – В 12-летнем возрасте она приезжает в нижнетагильский завод, ее берет на воспитание старшая сестра Мария Константиновна Кожевникова, переехавшая сюда со своим мужем. Девчонка осталась сиротой, 6 лет до этого она прожила в Пермском приюте, хотя ее отец еще был жив, но заниматься воспитанием не мог, он был бедный портной. В 12 лет, когда она уже полностью осиротела, ее берет на воспитание сестра. Когда ей исполняется 25–26 лет, точной даты пока не знаем, она приходит в Скорбященскую богадельню. Она была, видимо, очень талантливым человеком: прекрасно пела, обладала блестящими организаторскими способностями. И очень быстро встала во главе Скробященской богадельни.

Около 20 лет богадельня подавала прошения о переименовании в монашескую обитель. И вот в 1902 году она стала общиной, а в 1904 – монастырем. Феозва Крузе, в иночестве Мария, была первой монахиней монастыря, а потом его первой настоятельницей.

В.А. Чемезова: – Она была возведена в сан игумении в 1909 году, в 1913 награждена золотым наперсным крестом.

Центром духовной жизни обители был храм в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Кирпичная церковь, построенная в псевдорусском стиле, посвящена Богородичному чудотворному образу, которому молятся в отчаянии и скорби, в поисках утешения и защиты.

В.А. Чемезова: – Кладбищенская церковь была невероятно маленькая, а уже только в общине жило где-то 150 человек, были прихожане. Нужен был большой новый храм.

Таким храмом должен был стать Вознесенский собор.

В.А. Чемезова: – 26 мая 1905 года, как раз в праздник Вознесения Господня, сюда приехал Владыка Екатеринбургский и Ирбитский. После Божественной литургии была совершена торжественная закладка нового храма. И начинается стройка...

Храм возводили трехпрестольным. Главный престол – в честь Вознесения Господня, правый придел – в честь Святителя Николая Чудотворца и Праведного Симеона Верхотурского, а левый – во имя Преподобного Серафима Саровского. Церковь частично построена из кирпича, который обжигали сами монахини. Строительство закончили к 1913 году.

В.А. Чемезова: – В праздник Преображения Господня было невероятное для нижнетагильского завода событие, сюда собрался весь живший неподалеку люд. У нас есть фотография историческая, где видно, что народу было невероятно много, и были подняты 8 крестов на этот храм.

Начало XX века можно считать временем настоящего расцвета монастыря. Кроме молитвенного подвига, сестры вели школу для местных жителей по домашнему хозяйству, переплетали книги и ухаживали за могилами на монастырском кладбище, читали Псалтирь по усопшим, опекали девочек-сирот. Десятки монахинь и послушниц несли труды вышивальщиц, кружевниц и золотошвей. В обители были портняжная, сапожная, кузнечная, столярная и слесарная мастерские. Перед революцией и гражданской войной в монастыре подвизались около 150 человек. По переписи 1913 года, в обители было 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.

В.А. Чемезова: – В основном это были девочки, которые попали в монастырь в 6–8–12-летнем возрасте, потеряв родителей. Наша богадельня, потом община, воспитывала их, брала на свое содержание и воспитание, не беря у государства ни копейки. Они вырастали и настолько прикипали к этому месту, что здесь и оставались.

Под покровительством святого образа Божией Матери жили сестры и насельницы монастыря. Все они были одной семьей, где под руководством настоятельницы удалось создать особый духовный фундамент, в основу которого были положены любовь и милосердие к ближним.

А потом наступило время тяжелых испытаний. В ноябре 1920-го новые власти закрыли монастырь. Большинство послушниц вернулись в родные деревни, а многие монахини пережили тюремное заключение. Монастырь обнесли колючей проволокой, а на территории устроили концлагерь.

В. А. Чемезова: – Место очень скорбное, потому что за несколько лет через него прошло 920 человек и почти каждый второй умер здесь.

В то время оба храма были закрыты, но тагильчане продолжали бороться за свой монастырь и даже добились возобновления богослужений. Но позже, решением Нижнетагильского горсовета от 30 марта 1923 года, постановлено: храмы немедленно закрыть, а на территории монастыря создать детский городок, который впоследствии стал детским домом.

В.А. Чемезова: – Какие бы попытки верующие люди ни предпринимали, чтобы защитить свои храмы, священнослужителей и сестер, им это не удалось, и в конечном итоге детский дом занял всю территорию.

Храмы обители стали использоваться детским домом для хозяйственных и иных нужд. Так, в Скорбященской церкви находилась библиотека. Все это не могло не отразиться на внешнем облике церквей. И когда к началу 1990-х годов их вернули верующим, стало понятно, что впереди огромная работа по восстановлению.

Инокиня Хрисанфа (Соколова), эконом Скорбященского женского монастыря: – Нашему монастырю повезло по сравнению с другими монастырями – у нас существовали до революции два храма, и оба дошли до наших дней. Конечно, в измененном виде, перестроенными, но тем не менее они сохранились. Сейчас мы восстанавливаем Вознесенский собор. Фасадные работы завершены, остались только работы в цокольной части. Перекрыли полностью кровлю, восстановили полностью главы, семь глав, центральный барабан. И сейчас ждем установки восьмого купола над алтарной частью. И еще такое радостное событие – полностью заменили все 32 окна.

Вместе с изменением внешнего облика храмов, развивалась и духовная жизнь, были созданы православный приход, воскресная школа, а в 1998 году вновь открыт монастырь, где в течение 13 лет служение настоятельницы несла игумения Кирилла (Суворова). Она почила 6 ноября 2011 года, в день празднования иконе «Всех скорбящих Радость». С декабря 2011 года, по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия, настоятельницей Скорбященского монастыря стала игумения Мария, прибывшая на Урал из Владимиро-Суздальской епархии.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс