Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → Как я в Оптину ездил

Как я в Оптину ездил

№19 (868) / 24 мая ‘16

Зарисовка

Какое православное сердце радостно не вздохнет и не затрепещет при упоминании Оптиной пустыни? Оптина – обитель известных на весь православный мир делателей Иисусовой умной молитвы, вершины духовного делания, знаменитых Оптинских старцев, своей святостью засвидетельствовавших ее благодатное воздействие на сердце человека, к которым за духовными советом и утешением приезжали многие передовые деятели своего времени и такие писатели, как Николай Гоголь и Федор Достоевский.

Оптина ворвалась в мою жизнь со знаменитой книгой братьев Киреевских «Оптина пустынь», открывшей мне мир Оптинских старцев и благодатной молитвы. Сам вид этой книги звал к духовным приключениям! Она была отпечатана в Нью-Йорке в издательстве православного братства Иова Почаевского в 1961 году на простом черно-белом принтере с расплывающимися нечеткими фотографиями старцев, которые словно прорывались к тебе из другого мира. Книга в твердой обложке темно-кирпичного цвета без всякого названия, на что была веская причина: из Америки в атеистический Советский Союз, где за веру людей преследовали, притесняли и сажали в «психушку», ее тайно переправили через границу, читали без свидетелей и передавали из рук в руки как великую святыню. Каким образом она попала к настоятелю моего родного Покровского собора в Камышлове протоиерею Валерию Шилову, который подарил ее мне, остается только догадываться. Вручая книгу, отец Валерий советовал не просто читать, но и стараться духовные знания из нее применять на практике. Я прочитал ее от корки и до корки несколько раз и выучил почти наизусть, а потом подарил своему доброму другу – первому помощнику руководителя Издательского совета РПЦ иеромонаху Макарию (Комогорову), как яркий и символичный пример издательской деятельности в православной Америке.

Первые две поездки в Оптину пустынь я совершил благодаря моему духовному отцу, духовнику Пафнутьева Боровского монастыря, схиархимандриту Власию (Перегонцеву). Как-то в 90-х я приехал в Боровский монастырь, чтобы пообщаться с батюшкой, походить на службы и поработать во славу Божию. Время тогда для паломничества было благодатное: монастырь только восстанавливался, тысяч паломников, как сейчас, не было. Случайные люди сюда не ездили, в основном приезжали благочестивые верующие, любившие святость древней обители и длинные монастырские службы. Они ходили к отцу Власию не с вопросами, куда лучше вложить деньги или какой дом купить, а с тем, чтобы получить благословение старца на выбор жизненного пути и решить другие важные для верующего человека духовные вопросы. До сих пор помню светлую молитвенную обстановку, какая была в монастыре в те годы. Хотя вокруг была разруха, откровенная бедность и отсутствие комфорта – не как сейчас в номерах монастырской гостиницы, где есть апартаменты класса «люкс», вай-фай и горячие обеды, – я многое бы отдал, чтобы оказаться в той единственной тогда келье для паломников через стенку от кельи, где батюшка Власий принимал посетителей.

В той бедной паломнической келье были идеальная чистота и братская искренняя любовь друг к другу, всегда заправленные свежим бельем кровати и вымытый пол, по которому мы ходили без обуви. Вспоминаю нашу маленькую дружную компанию: двое будущих священников, один послушник, которого батюшка Власий благословил на постриг, писатель из Санкт-Петербурга, который, когда я зачем-то купил в лавке «Историю мировых религий», уговорил меня вернуть и поменять ее на собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), отец с маленьким сыном, приезжающие в монастырь на время школьных каникул. Мы ходили на братские молебны и службы, вместе с братией работали на стройке и заготовляли дрова, а вечером парились в монастырской бане, пили чай с братьями-монахами и говорили о Боге.

Как-то раз я заговорил с духовником про Оптинских старцев, а батюшка Власий улыбнулся и говорит: «Дионисий, хватит про старцев книжки читать! Садись на автобус, съезди в Оптину пустынь, посмотри, как они жили, походи на службы, помолись, где они молились, а потом вернешься и расскажешь!» Я благословился, оставил вещи на привратной и поехал налегке.

Была поздняя осень, пролетал первый снег, деревья стояли серые и голые, погода была такая, что лучшего времени для духовного путешествия и не придумать. Со всеми пересадками в Калуге дорога от Пафнутьева монастыря до Оптиной пустыни заняла несколько часов, и уже к обеду я был в главном соборе Оптиной пустыни – Введенском соборе Пресвятой Богородицы. До сих пор не забуду мироточившую тогда икону Пресвятой Троицы в нижнем ряду главного иконостаса и маленький кувшинчик перед ней, куда собирали выступавшее и стекавшее по иконе драгоценное миро. Святость Оптиной била сразу и наповал!

Из храма я отправился в гостиницу Иоанно-Предтеченского скита. Там гостиничный-цыган объявил мне, что по благословению настоятеля всем паломникам полагалось с первого же дня идти на послушания. «А как же службы, молитва и святыни, ради которых я сюда ехал?» – на это гостиничный заметил, что за послушание я получу и то, и другое, и третье. Я не был белоручкой, но от перспективы провести паломничество на коровнике решительно отказался. «Тогда, брат, мы не сможем принять тебя в гостинице!» – грустно вздохнул гостиничный, подняв глаза к небу. «Ничего, гостеприимный мой брат, – твердым голосом ответил я, – сейчас на улице еще не очень холодно, как-нибудь переночую, и пошел смотреть монастырь».

Тогда в Оптиной повсюду шла стройка, везде были люди в строительных касках, сверкала сварка, визжали пилы и гремели «КамАЗы», подвозившие кирпич. После маленького уютного Пафнутьева монастыря, со всех сторон окруженного крепостной стеной, в буквальном смысле защищавшей тебя от мирской суеты, Оптина оглушала и будоражила. Но на вечерней хор из трех монахов пел так, что я позабыл обо всем на свете и только слезы успевал вытирать. Монастырские службы – особые, время на них летит незаметно, особенно если поминать верующих, записанных в большие книги, которые раздавали всем желающим. Мне очень хотелось помолиться вместе с братией, и я выбрал самую толстую, которую едва успел прочитать до конца службы. Еще запомнились огромные, чуть не в руку толщиной, восковые свечи, которых, как мне сказали, хватало на пять-семь лет горения. Денег у меня на такую свечу, конечно же, не было, но сама перспектива такой молитвы рядом с Оптинскими старцами захватывала.

После вечерней из алтаря вышел духовник обители батюшка Илий (Ноздрин), сел на маленькую скамеечку в притворе – и братия, затем сестры из Шамординской обители и все желающие подходили к нему под благословение и за духовным советом. Подошел и я. Батюшка Илий улыбнулся, а затем неожиданно взял меня за руку, усадил рядом с собой, продолжая благословлять подходивших людей. Задавал разные вопросы, слушал с улыбкой, а потом вдруг говорит: «А ты оставайся со мной в Оптиной, поживи хотя бы до Пасхи!» От удивления я чуть язык не проглотил. «Простите, – говорю, – хоть мне у вас и нравится, но я не останусь! Я вообще-то из Пафнутьева монастыря приехал, где живет мой духовник батюшка Власий!» При упоминании отца Власия батюшка заулыбался, пожелал мне напитаться духовными сокровищами Оптиной, благословил и отпустил с миром. Хотя, чего скрывать, этим своим «оставайся до Пасхи», до которой было еще несколько месяцев, сильно меня удивил.

А потом я удивился еще больше, когда на выходе из храма ко мне подбежал гостиничный-цыган и сказал: «Прости меня, брат, если я тебя обидел! Не могу, чтобы ты на улице остался! Пойдем, в гостиницу, я тебе уже место приготовил, а потом поступай как знаешь!» Растрогал до глубины души. Вечером я лежал под одеялом в монастырской гостинице и думал, что успею еще помолиться, а с утра пойду послушаться.

Утром после братского молебна и завтрака меня послали не на коровник, а строить теплицы на монастырском подворье, где я работал с одним молодым монахом и взрослым дядькой-паломником. Мы с дядькой просили монаха рассказать о жизни в монастыре, он отмалчивался, а потом попросил ни о чем его не спрашивать, потому что отвечать все равно не будет. Дядька аж молотком от обиды стучать перестал: «Ну, ты, брат-монах, даешь! Мы же к тебе как к родному, а ты?» Сейчас вспоминаю эту сцену с улыбкой, а тогда нам казалось, что монах должен был непременно выложить первым встречным всю свою жизнь, и желательно со всеми чудесными подробностями!

Монах, хоть и был молодым, но умным. «Давайте лучше попоем!» – предложил он с улыбкой, глядя в наши посуровевшие лица. Как стали мы петь «Взбранной Воеводе победительная», обижаться мне быстро расхотелось, а захотелось, наоборот, думать о себе и о этом благодатном месте, куда меня привел Господь. Мы дружно стучали молотками, пели молитвы – раз, и день прошел! Нас пригласили в маленькую чистенькую трапезную на подворье и накормили таким вкусным обедом, что мы потом еле из-за стола вылезли.

А вечером я гулял в лесу между монастырем и скитом, том самом, который Оптинские старцы запретили вырубать, и наслаждался тишиной и молитвой, которая сама лилась из сердца. Это совсем не то, что смотреть на закат на море или красивые горы на курорте. Это не наслаждение внешней красотой, а тихая радость сердца по Богу, от которой легко на душе и хочется плакать от умиления. Вот что такое Оптина пустынь.

Второй раз я поехал сюда снова из Пафнутьева Боровского монастыря, когда батюшка Власий шестой год проводил в затворе в Ватопедском монастыре на Афоне, где молился Пресвятой Богородице, чтобы Она вылечила его от рака и он дальше мог принимать и помогать людям. О том, что отец Власий на Афоне, в затворе, знали только самые близкие, народ ехал и смотрел на деревянную табличку «Приема нет» на дверях его кельи.

Когда батюшки снова не оказалось, я собрался было уезжать, а потом в трапезной познакомился с батюшкиной духовной дочерью Ольгой из Владимира, руководителем группы паломников оттуда. «Хотите с нами в Оптину?» – предложила Ольга, и я с благодарностью согласился. Их группа, путешествующая на стареньком «ПАЗике», – маленькая община недавно открытого храма, который они восстанавливали своими силами почти десять лет. Хотя работы было впереди очень много – на храме не было куполов, крестов, иконостаса и многих икон, – глаза у людей в автобусе горели такой радостью и любовью, что сразу было понятно: все у них получится. И молитва у них была такая, что не часто встретишь и в больших многолюдных красивых храмах. Уже через час нашего путешествия Ольга предложила читать Богородичное правило Серафима Саровского и все с радостью согласились. Вот раз пропели «Богородице Дево, радуйся», другой, тридцатый. Осторожно наклоняюсь к уху соседа: «Много еще?» Тот радостно отвечает: «Много! Триста раз!».

По дороге на огромной скорости наш автобус обогнала черная блестящая «ауди», которую я случайно заметил, глядя в окно. «И куда так торопятся?» – помню, подумал тогда. Километров через тридцать возле какого-то дачного поселка, мы увидели несколько машин на обочине и обогнавшую нас перевернувшуюся покореженную «ауди» в кювете. Двоих ехавших в ней мужчин успели вытащить на снег, но они были уже мертвыми, сама машина дымилась, а потом взорвалась. Мы смотрели на мертвых мужчин, которые еще десять минут назад куда-то опаздывали, горевшую груду перемолотого железа, несколько минут назад бывшую новой спортивной машиной, и крестились. Помню, дети из группы спрашивали: «А что, правда дяди погибли и никогда больше не встанут?» – а взрослые отводили глаза и украдкой вытирали слезы.

Когда добрались до Оптиной пустыни вместо гостиницы, которая оказалось переполненной, для ночлега нам открыли…. домик справа от врат на скиту, с несколькими комнатами, где как нам сказали, когда-то жил сам преподобный Макарий Оптинский! Даже непоседливым малышам, готовым до того баловаться и озорничать, рядом с батюшкиными покоями захотелось вместе с взрослыми почитать акафист Оптинским старцам. Когда за окном стали сгущаться сумерки, мальчик Леша, с которым в дороге мы успели сдружиться, позвал меня на прогулку по темному лесу: «Хочу попросить Оптинских старцев, чтобы избавили меня от страха ходить в темноте!» И мы целый час гуляли по самым темным дорожкам и молились. Шел мягкий снег и в свете редких фонарей все выглядело как в сказке. Когда вернулись на скит, мой маленький собеседник чуть не прыгал от радости. «Сначала, – говорит, – было немножко страшно, а как стали молиться, все внутри успокоилось и стало хорошо!».

Утром, радостные и отдохнувшие, мы отправились на службу. Те, кто готовился к Причастию, пошли на раннюю Литургию, остальные с малышами пришли позже. После службы к нам из алтаря вышел отец Илий и обстоятельно с каждым пообщался. Я рассказал ему, что несколько лет не вижу своего духовника и спросил, что делать. Он внимательно меня выслушал, а потом говорит: «А заповеди Божии нам зачем? Хочешь волю своего духовника выполнять, живи с чистой совестью, работай над собой, не ленись, и когда он вернется, увидишь, как этим его порадуешь!». Когда мы сказали ему, что после службы собираемся на святой источник, а потом сразу домой, так как дорога дальняя, батюшка Илий покачал головой и говорит: «Поезжайте с Богом! Только благословляю сначала заехать в Шамордино, а уж потом домой!» И просфор нам дал на прощанье.

Раз батюшка благословил – хочешь, не хочешь, а надо ехать. Только сначала на святой источник. В те времена оборудованной купели еще не было, а была прорубь, обдуваемая со всех сторон холодными ветрами без намеков на удобства. С нами была одна старушка, бабушка Анна, тоже духовное чадо отца Власия, которая продала квартиру в городе и купила домик рядом с Боровским монастырем, чтобы на службы ходить и с батюшкой общаться, «божий одуванчик» 80-ти лет. На улице было холодно, дул зябкий ветер, снежок пролетал. Все окунулись – и бегом в автобус греться. А она знай себе, ныряет и ныряет в ледяном источнике, как окунек. Радостная такая! Еле уговорили вылезти. Всю дорогу потом пела песни о Пресвятой Богородице...

Когда приехали в Шамордино, нас встретила сама мать-настоятельница, и не успели мы рта раскрыть, говорит: «Пока не пообедаете, никуда вас не опустим!» Сестры провели для нас замечательную экскурсию, а потом пригласили в трапезную с высокими потолками и картинами на стенах и таким вкусным обедом накормили, что уезжать не хотелось! И еще несколько мешков пирогов наложили в дорогу. А это для группы паломников, где всего четверо мужчин вместе со мной, а остальные женщины с маленькими детьми и бабушки, было явной милостью Божией. Вот что значит молитва Оптинских старцев и батюшкино благословение!

Денис Ахалашвили

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс