Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → Монах Ермолай (Чежия): Русский Афон

Монах Ермолай (Чежия): Русский Афон

№19 (868) / 24 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Вопрос о монашеском призвании интересует многих – и старшее и молодое поколение. Как услышать в себе монашеское призвание, если человек его имеет?

– К сожалению, в обществе бытует мнение, что монашество – это одна из профессий, определенная деятельность: есть юристы, медики, инженеры – так и монахи. Это не профессия, это призвание, состояние, благословение. Это приходит свыше, человек сам не может решить: я буду монахом, следовать этой цели. Если нет Божия благословения, как бы ревниво человек ни приступил к этому делу, у него ничего не получится.

Как узнать, есть ли благословение? Некоторые ходят к старцам за благословением – это один из путей, но самый главный путь узнать, есть ли благословение Божие – это переполняющая сердце любовь. Если человек чувствует такую любовь в сердце, что ничем иным не может заниматься, чем думать только о Христе, чем служить людям, чувство безграничной самопожертвованности всеобще овладевает его сердцем, он хочет всегда делать что-то доброе не для себя, для других. Он во главу угла ставит окружающих людей. Тогда это явный признак того, что Бог благословил его быть монахом. Такой человек не сможет потом жить в миру. Мир такого человека называет чудаком. Его даже вытесняют из социума. Но этот чудак самый счастливый человек среди этих умных людей, потому что его Бог благословил на монашество.

А есть люди, которые становятся монахами по обстоятельствам. И Церковь-Мать их принимает, никого не отвергает. Все имеют право быть среди спасающихся. Но такому человеку будет очень трудно нести монашеский крест, это станет для него огромным испытанием. Есть сильные духом люди, которые этот крест осиливают; и много примеров есть, – но я говорю об идеальном призвании, когда Бог напрямую дает человеку знак: ты призван служить Богу и людям. Это переполняющая сердце любовь.

Часто молодые люди, потерпев неудачу в личной жизни, начинают думать о монашестве или никак не могут решиться, что им выбрать: вступить в брак или принять монашество? Может ли такой человек быть монахом, или он обманывает себя?

– Да, он себя обманывает: если нет такого чувства, о котором я говорил, для него монашеская жизнь станет просто кошмаром. Это тяжелейший крест, и его нести без Божественной любви в сердце невозможно. Без благодати – невозможно, без благословения Божия – невозможно. Это станет мучением для человека.

Когда лично друзья меня спрашивают, стоит ли им идти в монахи, я отвечаю: «Если у человека вообще есть этот вопрос, то он не должен идти в монахи. Если перед человеком стоит дилемма, идти или не идти, – он не должен идти. Это уже ответ. Только тогда можно идти, когда он больше ничего не может, не хочет – и не может больше жить, существовать, дышать без этого, тогда для него монашество станет просто счастьем. Да, будет трудно, будет много испытаний, будет и уход этой благодати, но он будет помнить тот свет (даже если это длилось в течение одной минуты), который вошел в его сердце и, ориентируясь на это, преодолеет все препятствия. А кто идет с расчетом, каким бы он ни был справедливым или уравновешенным, он не сможет нести этот крест. А если донесет, то замучает себя и всех вокруг себя». Я желаю всем молиться, чтобы Господь дал им такую любовь и такую благодать, чтобы они больше ничего не хотели, кроме монашества.

Когда смотришь на фотографии афонских старцев, как правило, они улыбаются, и такое ощущение, что они светятся. Люди, которые едут на Афон, действительно ли ощущают благодать, которая озаряет лица этих старцев и которая передается от снимков, от икон?

– Я могу только подтвердить эти слова. За 15 лет моего проживания на Афоне я видел десятки тысяч людей, освещенных благодатью. Не монахов, а паломников, не церковных людей, а просто, только что пришедших в Церковь. Придя на Афон, они переполняются этой благодатью. Там собрались монахи, и к любви, которую им Бог подарил и которая переполняет их сердце, дополняется еще тысячу лет накопленная молитвенная благодать наших старцев, наших предков, живших на Святой Горе Афон. Вдобавок еще благословение Богородицы, – и все это создает такую неимоверно сильную всеохватывающую силу благодати!.. Не только крещенные в Православии, но и иноверцы это чувствуют. Думаю, что это чувствуют даже животные, – просто невозможно уйти от этой энергии: она всеохватывающая, даже окаменевшее сердце не выдержит этой благодати.

В такой благодати и любви можно ли жить в больших городах, мегаполисах, с суетой и шумом?

– Если человек решает жить в любви и силой воли стремится к этому, то где бы он ни был, он получит от Бога этой благодати: Бог нас любит, и любит в любом состоянии. Монахи ли мы, мирские – Он просто ждет от нас решимости, внутреннего решения: «Господи милостивый, я живу Тобой. Я хочу быть с Тобой, хочу жить в Твоей любви, служить этой любви» – и после этого решения Бог никого не оставит, где бы он ни был – в мегаполисе или афонской пещере. Конечно, на Афоне соблюдать это решение, быть верным Богу будет легче, чем в мегаполисе. Бог ради любви даст всем силы.

Монах себе не принадлежит, он служит Богу, служит людям – такое беспрекословное послушание воле Божией, которая передается и через старцев, с которыми монахи регулярно имеют общение… Бывают люди, которые постоянно недовольны своей судьбой, работой, учебой, местом в обществе и т.д. Что можно им посоветовать?

– Обратиться к Богу любви: без любви невозможно обрести смирение, без смирения невозможно обрести послушание – без послушания мы никак не спасемся. Все взаимосвязано. Основа всего – любовь. Если у человека нет любви, то все в его жизни стереотипно. Что-то так принято, сказано, положено. Эти стереотипы никогда не будут удобными, никогда не будут комфортными, поэтому он всегда реагирует агрессивно. Но если в основе действий человека любовь, то что ему будет мешать? Он живет Христом, любовью к братьям, к своим родным. Здесь не может быть у него помехи, наоборот, помехи станут частью любви. И он будет счастлив в любом случае: есть ли у него деньги или нет, есть ли у него квартира и машина. Все – и лишение и приобретение – будет считать частью любви. А человек, у которого нет любви или он не стремится ее обрести, – какой бы рецепт, психологический модуль ему не дали, он все равно не выйдет из этого заколдованного круга эгоцентризма.

Складывается впечатление, что человек, который несет послушание, в нем подчиняется воле Божией, как раз и обретает истинную свободу? В обществе бытует иное мнение о свободе.

– Это чисто механическое восприятие свободы на животном уровне. На духовном уровне свобода – это когда ты в своем сердце обретаешь всю вселенную во Христе. Христос настолько открывает в тебе сердце, мир, вселенную – тебе уже ничего не нужно внешнего, ты свободен от всего. Постепенно ты становишься непристрастен ни к чему внешнему и радуешься этой великой свободе внутренней, свободе во Христе. И чем бы ты ни занимался внешне, какие послушания или приказы ни исполнял, ты этого не чувствуешь, ты свободен и все тебе радостно: и служить людям и выполнять послушания вышеначалия. Это и есть самая настоящая свобода. На основе этого можно определить, что такое любовь: любовь – это когда ты такую же прекрасную вселенную видишь и в других людях, т.е. не зацикливаешься на том прекрасном, что ты в себе открыл, но это открываешь и в других людях. На основе этого ты считаешь их своей частью, ты их уважаешь, дополняешься ими.

Что такое мудрость? Мудрость – это когда ты понимаешь, что все семь миллиардов миров едины во Христе. Когда человек дойдет до этого сознания сердцем и умом – он мудрейший человек. Потом его невозможно ничем соблазнить и обмануть. Он уже достиг того уровня, когда он воспринимает Бога, он Его чувствует и видит в духовном смысле.

Хотелось бы узнать: например, некто решил стать монахом, желает монашества и приехал в Свято-Пантелеимонов монастырь – каким образом испытывается такой человек?

– Формально по Уставу каждому послушнику, который желает стать монахом, на Афоне дается трехгодичный искус. Духовник, игумен (часто в одном лице), братья наблюдают за ним, и если в течение трех лет он все испытания перенес достойно, духовно, тогда и принимается решение постричь его в монахи, если он сам этого желает. Это еще не закон, срок может быть еще и больше: 4–5–6–7 лет. Все зависит от отношений послушника и духовника, как у них складываются отношения, как он сумел открыться духовнику, как он его воспринял как посредника между собой и Христом. Очень много нюансов, на основе которых духовник дает благословение постричься в монахи.

Ежегодно на Афон приезжает множество паломников – прикоснуться к благодати, которая явно присутствует на этой горе. Как часто, посетив монастырь, люди сразу остаются или приезжают снова, желая поступить в число послушников Свято-Пантелеимонова монастыря?

– Это зависит от отношений паломника и духовника монастыря. На Афоне традиция такова, что есть только один духовник. Сколько бы ни было братьев – 100–200–300, – отец игумен решает все духовные и материальные проблемы. Если отношения между вновь прибывшим и игуменом на духовном уровне состоится, как сына и отца, тогда это может быть сразу; может быть, ему дадут время для испытания себя. Это часто бывает: приезжают послушниками и потом становятся монахами.

Вопрос о духовничестве: как человеку в миру найти духовника?

– Сложный вопрос. Это стереотипный подход, когда люди начинают искать духовника. Человек должен смириться и принять батюшку, который есть в его приходе. Почему? Потому что важнее не духовный уровень духовника, а смирение послушника. Мы это делаем ради Бога, а Бог всемогущ и если мы в это не верим, то все бессмысленно. Тогда надо идти к психологу или психиатру, а не к духовнику. Если я обращаюсь к Господу Создателю моему, Отцу моему говорю: «Отче, благослови меня вот перед этим человеком преклонить голову, принять его в мои духовники. Прошу тебя, через него открой волю Твою», – я абсолютно уверен, что какой бы ни был этот батюшка образованный, духовно изощренный или простак, все равно Господь через него откроет Свою волю, если я буду верен молитве, которую вознес, т.е. не поколеблюсь, не буду искать другого – все, я уже нарушил свое обещание перед Богом и испортил отношения между мной и духовником, т.е. между мной и Богом. Поэтому проблема в моем смирении, а не в уровне духовника. Поэтому я всем советую: лучше смириться перед тем, кого мы в первый раз встретили, кто нас обратил. Это значит, его Бог к нам прислал. Если мы смиримся и примем его как посредника, тогда Бог нам откроет Свою волю через него.

Как обрести любовь в сердце? Человек стал жестокосердным, сердце его окаменело – такое бывает и у верующих людей, когда у них наступает кризисное состояние, когда они не чувствуют того, что ощущали в начале духовного пути. Как человек может из этого выйти: чтение Писания, Исповедь, усиленная молитва?

– Все это надо сделать. В первую очередь надо молиться Богу, чтобы Он вернул нам любовь. У нас любовь была изначально – Господь подарил нам любовь, но из-за грехов мы теряем. Просите об этом, и Он может ее вернуть. Но простой просьбы не достаточно – это не хлеб, который мы можем попросить, и Он нам даст. Это состояние, в которое мы должны войти. Войти в это состояние можно только через силу воли.

Что такое Христова любовь? Это самопожертвованная любовь. Господь нам дал пример этого. Он для этого и пришел на землю, чтобы показать что такое Божественная любовь. Он взошел на Крест ради любви к нам. Если человек решится причаститься такой любви, стремиться к такой любви, – это есть уже просьба и молитва. Господь увидит это и даст любовь. Все начинается с решимости самопожертвования. Если просто сидеть и просить: «Господи, дай мне любовь!», ничего не получится. Мы должны что-то сделать. А что? Мы должны решить жить не для себя, ради моих интересов, целей, устремлений, стереотипов. Просто с этой секунды я хочу жить для Бога, для людей. И если эта решимость истинная, искренняя – уверяю вас: эта любовь сразу придет. Она просто воссияет в сердце как благодать. Может быть, на секунду мы поймем то, что просили и будем зубами держаться за эту любовь.

Звонок. Вопрос о земных поклонах при выносе Плащаницы во время Великого поста.

– В Церкви есть определенные правила – они написаны, чтобы богослужение выражало определенную благоговейность, смысл. Но это все формальность. Отношение с Богом не укладывается в формальности – всеобъемлющая любовь не воспринимает законов. Когда она переполняет сердце, то человек вправе делать то, что сердце ему говорит. Мы вправе выражать свою любовь к Богу так, как хотим. Вас никто не будет осуждать, если вы хотите поклониться Чаше. Только не понимающий и не чувствующий ту благодать, которую ощущаете вы, может осмелиться вас упрекнуть, но будем за него молиться, чтобы он тоже когда-нибудь это почувствовал.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре Вы заведуете библиотекой. Расскажите, что читает братия.

– В основном братия читает духовную литературу: святых отцов, жизнеописания святых. Есть люди, которые занимаются научной деятельностью. Некоторых (небольшой процент) интересует история монастыря, других – богословие.

Вы приехали в Россию рассказать о проекте «Русский Афон XIX–XX вв.», который вы делаете в монастыре.

– Десять лет назад Священноначалие монастыря, предвидя празднование 1000-летие пребывания русских монахов на Афоне в 2016 году, благословило нас к переработке и каталогизации нашего архива, чтобы все привести в порядок. На основе этой работы выявились редкие документы, рукописи, которые оставили наши старцы, предшественники. Это их воспоминания, дневники, духовные записки. На основе этого мы приняли решение все опубликовать и сделать достоянием всех людей. Запланировали 25-томную серию. Так, первые три тома – это жизнеописание этих старцев, которые жили за последние 200 лет на Афоне в скитах и монастырях, охватывается жизнь почти 8 тысяч русских монахов – выходцев из Российской империи. Следующие три тома – это 100-летняя история монастыря до сегодняшнего дня. В этом проекте участвовали около 20 разных ученых из России и всего мира, и нам удалось сконцентрировать и скоординировать их действия, и в результате получили три огромных тома с прекрасными эксклюзивными иллюстрациями.

7 и 8 тома – каталоги нашего монастыря: славяно-русских, греческих, западно-европейских и восточных рукописей, архива монастыря, нотных рукописей, нумизматический. Всего 6 разных каталогов. Их опубликование важно, чтобы ученые и дальше могли работать над документами, хранившимися в нашем монастыре, и глубже раскрывать суть этих документов.

9-й том содержит две части: первая – жизнеописание старца Иеронима, возобновителя нашего монастыря, который в 1840 году возглавил наш монастырь, возобновил его почти с нуля. Он пришел в монастырь с десятью монахами, а когда он умирал в 1885 году, он оставил более тысячи монахов – своих послушников. Одним из них был будущий игумен схиархимандрит Макарий (Сушкин) – ему и посвящена вторая часть тома. В этом томе помещены все их письма, творения, воспоминания, речи, проповеди – все, что они оставили и что хранится в нашем архиве.

10-й том посвящен переписке нашего монастыря с выдающимися людьми России. Всего мы выбрали 36 корреспондентов – очень известных людей, церковных и светских деятелей. Очень интересная переписка. Эти письма еще никто никогда не читал и не видел, и я уверен, что работа над ними даст нашим ученым большой толчок к более глубокому изучению и биографий этих людей, и истории нашей Церкви.

11-й том посвящен переписке нашего библиотекаря отца Матфея (Ольшанского) со всеми востоковедами того времени, как России, так и почти всех стран Европы. Он переписывался с примерно 130 разными корреспондентами, и все эти письма нам удалось перевести и распределить хронологически, идентифицировать их авторов. Там раскрывается, над чем работали эти люди, какие идеи возникали, на каком уровне они остановились или были завершены. Одним словом, книга – это клад идей, которые нашим ученым дает большой стимул продолжать изучение тем и проблем, которые там поднимались.

12-й том посвящен выдающемуся ктитору нашего монастыря – графу Николаю Игнатьеву, который почти на протяжении почти 40 лет был основным ктитором нашего монастыря и помогал во всех проблемах того времени. Он был послом Российской империи при Оттоманском дворе и имел огромное влияние на Востоке и сделал очень много для монастыря. Без него почти ни один вопрос не решался в нашем монастыре. И до сих пор его поминаем как главного ктитора нашего монастыря. Его переписка нашими старцами и представлена в этом томе.

В 14-й том вошли творения наших старцев о безмолвии молитвы. Эту книгу мы назвали «Афонское Добротолюбие», т.к. она отражает именно ту практику, которая была отражена в оригинальном греческом «Добротолюбии», где говорится, как творить молитву, как приобщиться к благодати, как безмолвствовать. Как технические вопросы, так и суть этих проблем там хорошо передана. Там 7–8 авторов, которые на протяжении ста лет передавали друг другу эту традицию, и тем самым она интересна.

Следующий, 15-й том – творения и наследие выдающегося архиепископа Василия (Кривошеина), который был монахом нашего монастыря на протяжении 20 лет и оставил огромный архив, который нам удалось переработать в сотрудничестве с его прямыми потомками – господином Никитой Игоревичем Кривошеиным и его супругой Ксенией Игоревной. Удалось перевести все письма, которые ему писали родственники, и получилась прекрасная книга: история одной семьи на протяжении 50-ти лет. Эта книга внесет огромный вклад в изучение не только творений отца Владыки Василия, но и раскроет много фактов из истории нашей Церкви того времени, особенно Зарубежной.

Эти книги выпущены. Еще 10 томов запланировано, и если Бог даст, постепенно мы осуществим все эти планы.

Как люди могут приобщиться к этому большому книжному проекту? Почитать все тома или какой-то из томов?

– Мы сотрудничаем с сайтом «Русский Афон» – это известный информационно-просветительский портал, где освещаются все наши издания. Там все наши издания находятся в PDF-формате, и любой интересующийся может их прочитать или скачать, и работать над ними. Для тех, кто хочет приобрести книгу, у нас есть Афонское подворье в Москве на ул. Гончарной, 5. Продаются они на Афоне в нашем книжном магазине.

Легко ли Вам совмещать научную деятельность с молитвенным подвигом?

– Любое дело становится относительно легким, если делается по послушанию. Если нас благословили что-то делать, это значит, что за нами стоят люди, которые дали это благословение, – наши старцы, они за нас молятся. Вместе с ними молятся и братья, которые служат рядом с нами в этом храме. Человек не должен смущаться, если ему дали такое послушание, которое не оставляет время для молитвы. Это самообман. Такого состояния не может быть, если человек преданно, искренне, честно выполняет послушание. Где бы он ни был, у него в сердце благодать, потому что старцы за него молятся. Я сам никогда не чувствую богооставленности, сколько бы часов я не копался в документах, я все время чувствую присутствие Господа в своем сердце, чувствую отеческую заботу старцев, все время чувствую, что они меня поддерживают. Я никогда не был оставлен ни Богом, ни моими старцами. Я уверен, что мне это дано было ради послушания.

Желаю всем Божией любви, потому что без любви ничего невозможно сотворить, создать, приобрести на Земле. Мы можем купить весь мир деньгами, но мы не можем ничего обрести для себя для своего уюта, для своего внутреннего мира. Только через любовь это возможно. Уверяю вас, это стоит того, чтобы человек напрягся и стремился к этой Божественной любви. Это единственное, что нам принесет счастье. Без этого все самообман. Ничто не даст нам мира в сердце, кроме Христа. Я не призываю всех становиться монахами. Для этого только нужна решимость, что я живу ради любви. Аминь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс