Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Иерей Михаил Сергеев: Женщина в Церкви

Иерей Михаил Сергеев: Женщина в Церкви

№18 (867) / 3 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Вы строите храм в честь Святых Жен-Мироносиц, скоро у вас престольный праздник. Расскажите, как идет строительство храма?

– Решение, что в Дюссельдорфском парке района Марьино будет построен храм, приняли достаточно давно. В феврале 2012 года проходили общественные слушания, и жители района высказались за строительство храма. Затем были сложные периоды. Так, когда мы поставили поклонный крест, не все это восприняли с энтузиазмом – прежде всего жители, которые считали себя нехристианами. Были и те, кто выступал против строительства в парке, хотя наш участок занимает всего 5% площади парка. Потом, когда началось строительство временного храма (весь 2014 год, начиная с марта, мы строили деревянный временный храм), я почувствовал изменение отношения – уже не было тех, кто выступал против. Наоборот, люди приходили и предлагали свою помощь – кто-то мог купить доски, кто-то хотел поучаствовать в приобретении кровли храма, кто-то пожертвовал средства на купол, а кто-то приходил и просто красил, помогал рабочим. Было радостно видеть, что местные жители участвовали. У нас не было крупных меценатов – люди приносили те средства, которые могли пожертвовать, а те, у кого не было возможности помочь средствами, приходили и помогали своими силами.

Бывали случаи, что явные противники строительства храма потом приходили с покаянием и были впоследствии ревностными строителями?

– Таких случаев я не припомню. Но был один случай, когда человек сначала с недоверием и отрицательными эмоциями высказывался, что «и так много храмов, зачем это нужно», но потом, когда храм освятили и люди стали заполнять его, пришел и сказал, что был не прав, потому что храм востребован.
– Часто можно слышать, что «строительство храмов никому не нужно», что «в Москве их уже достаточно», но на деле получается не так – храмы нужны, в них есть потребность.
– Могу сказать, что на Пасхальной службе в 2015 году было более 100 причастников, а храм вмещает 120 – 140 человек. Двери мы смогли закрыть только в середине службы; люди стояли на улице, на площадке, на ступенях, желая услышать и увидеть Пасхальное богослужение.

Получается, храм пользуется спросом, местные жители посещают его и участвуют в созидании дома Божия.

– Мы построили храм двухэтажный. Выбрали именно такой проект, потому что парковая зона и хотелось сразу открыть воскресную школу. Таким образом, сам храм расположен на втором этаже, а на первом – два класса воскресной школы. Оказалось, что классы заполнились в течение двух недель, и сейчас встает вопрос, где размещать детей, потому что желающих попасть в воскресную школу все больше и больше.

Храм открылся в январе 2015 года.

Вопрос телезрителя из Дивеево: «Христос Воскресе! Скажите, только в монастырях женщины молятся в левой стороне храма, а мужчины – в правой, или в любом храме действует это правило?».

– Это благочестивая традиция, когда в храме мужчины становятся по правую сторону, а женщины – по левую. Мы знаем, что она сейчас не везде соблюдается, хотя было бы хорошо, если бы соблюдалась – такая дисциплина помогает сосредоточиться на молитве. Нередко можно слышать на Исповеди покаяние, особенно молодых людей и девушек, что половину службы они просмотрели на того, кто им понравился, и никак не получалось отогнать эту мысль, сосредоточиться на службе. Поэтому, чтобы все-таки мы в храме молились, а не рассматривали друг друга, соблюдать эту традицию было бы правильно.

Есть традиция в храме, когда к Святой Чаше приступают сначала младенцы, потом мужчины, потом женщины. Если бы действовало разделение в храме на мужскую и женскую стороны, эта проблема сама собою решилась бы...

– Это момент не дисциплинарный, а больше воспитательный: дети в возрасте 5 – 10 лет наблюдают, что сначала к Чаше подносят совсем маленьких младенцев, затем идут их папы, дедушки – главы семейств. Этим воспитывается уважение к старшим. Если бы такая практика была заведена на каждом приходе, не обязательно в монастыре, это было бы правильно и хорошо.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «У старца Амвросия Оптинского был такой совет: «Научиться молчанию благоразумному и благовременному, после которого не будет раскаяния». Как это понимать и как этому научиться, особенно женщине?».

– Этот совет актуален для всех христиан, а не только для женщин. Часто бывает так, что человек начинает жалеть, что он говорит под воздействием эмоций, особенно разрушительных эмоций – гнева, злобы, мести. Этот совет преподобного Амвросия Оптинского позволяет человеку сначала утихомирить эмоции и страсти, которые в нем бушуют, и говорить только когда они стихнут. Поэтому и раскаяния не будет, что мы что-то не вытерпели или разгневались.

Почему храм посвящен именно женам-мироносицам?

– Это очень интересная история, которая берет свое начало с того дня, когда проходили общественные слушания по поводу размещения храма на территории Дюссельдорфского парка. Когда я встретил епископа Воскресенского Савву, который был на этих слушаниях, он спросил меня, в честь кого планируется построить храм, если решение будет положительным. На это я ответил: «Как благословите, Владыка». Тогда Владыка решил спросить у народа. На то собрание пришло очень много молодых девушек и женщин, и, когда у них спросили, они почему-то сразу все заговорили о женах-мироносицах. Возможно, это произошло отчасти от того, что они сами носили такие имена – Мария, Иоанна. Может, это связано с тем, что в Москве пока не было ни одного храма, посвященного святым женам-мироносицам, но так родилось название этого храма, которое затем Святейший Патриарх утвердил. Владыка Савва, епископ Воскресенский, совершил малое освящение, и, таким образом, храм был освящен в честь жен-мироносиц.

Кто такие были жены-мироносицы, и почему Церковь их так высоко чтит?

– Практически на каждом всенощном бдении в субботу, накануне воскресного дня, мы слышим воскресное Евангелие, повествующее о событиях, связанных с Воскресением Христовым. Есть восемь таких отрывков, и в большинстве их упоминаются жены-мироносицы.

Это женщины, которые вместе с апостолами следовали за Христом и выполняли ту работу, которая ложится на плечи женщин, – приготовить поесть, убрать, приготовить место для сна. Часто человек этого не замечает, но на самом деле имеет большое значение, когда в семье порядок, вовремя и с любовью приготовлена еда, когда дети ухожены, выполнили домашнее задание. Часто мужья приходят домой поздно, и это все ложится на женские плечи. Так же и жены-мироносицы в те далекие годы старались послужить Христу чем могли.

В Церкви все же главенствующая роль принадлежит мужчине. Из Ваших слов можно сделать вывод, что женщина на приходе тоже востребована и, при желании, работа ей найдется.

– Трудно сказать, что главенствующая роль принадлежит мужчине. Если мы имеем в виду настоятеля храма, священника, то это так, но в основном всю работу совершают женщины. Если мы возьмем, к примеру, мужской монастырь, то там больше трудится монахов, а на обычных городских и сельских приходах весь труд ложится на плечи женщин. День памяти святых жен-мироносиц является православным женским днем, они – пример, образец для современных православных христианок.

Ваш приход единственный в Москве носит имя святых жен-мироносиц. На ваших прихожанок, «жен-мироносиц», накладывается какая-то особая ответственность в связи с этим?

– Об особой ответственности сказать трудно. Мне кажется, что те женщины, которые трудятся у нас, чувствуют эту ответственность. Приятно видеть их заботу о храме. Наверное, они внутри чувствуют некую гордость за то, что трудятся на приходе в честь святых покровительниц женщин-христианок. Но эта гордость не греховная, не гордыня, – гордость за то, что у них есть возможность потрудиться во славу Божию и помочь украсить храм, привести его в порядок. По-моему, это для каждого христианина радость.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Христос Воскресе! У апостола Павла почти во всех посланиях очень жесткие ограничения относительно женщин. В Послании к Тимофею он советует: «…бабьих басен отвращайся». Я понимаю, что он был монахом, неженатым. В чем причина такого отношения к женщинам?».

– У любого человека есть слабости, и у женщин тоже. Кто-то из них любит много поговорить, кто-то иногда за этими разговорами что-то прибавляет, кто-то кого-то осуждает. Я думаю, речь шла о том, чтобы в Церкви, в общении верующих людей не было того, что мы часто можем видеть в обычной мирской жизни, чтобы женщина не пыталась привнести в Церковь свои слабости. Мы можем читать и такое повеление: «Женщина в Церкви да молчит» (См.: 1 Кор. 14, 34). «Молчит» – то есть не распространяет слухов, сплетен, или когда женщина пытается учительствовать, навязывать свое мнение, которое, может, совсем даже и не соответствует церковному опыту и традиции. В этом случае можно очень аккуратно привести такой женщине слова апостола Павла, чтобы она успокоилась и увидела, что есть определенные пределы. Во всем остальном, думаю, участие женщин очень важно.

Тем более, есть женские монастыри, где практически все, кроме совершения богослужения, лежит на плечах матушек-монахинь, которые имеют благословение помогать даже в алтаре в определенные моменты. Конечно же, там есть воспитание, когда монахиня молча выполняет то послушание, которое на нее возложено, и ни в коей мере в храме нет никаких разговоров, ни тем более уж басен, как говорит об этом апостол Павел. Поэтому, думаю, это такое предостережение.

В малой Церкви – в семье – женщина тоже да молчит?

– В таинстве Венчания читается Послание апостола Павла, где говорится, что «жена да боится своего мужа» (См.: Еф. 5, 33). О чем апостол Павел говорит здесь? О том, чтобы она боялась его обидеть чем-то, чтобы не были разрушена любовь, нарушено единство. Если женщина будет бояться оскорбить мужа, обидеть, то этого вполне достаточно. Такой муж, видя смирение и кротость своей жены, вряд ли будет совершать какие-то не очень хорошие поступки, которые будут приводить к тому, чтобы жена его боялась в том смысле, как мы боимся хулиганов или людей в нетрезвом состоянии, неадекватных.

Почему в семье есть разграничение – обязанности мужа и жены разные?

– Иерархия есть везде, даже в Церкви Небесной – ангелы, Архангелы, престолы, власти, силы, начала. Это установление Божие. Есть иерархия в Церкви, и есть иерархия в семье. Человек так устроен, что он всегда должен знать свое, определенное ему, место. Если Господь поставил тебя руководить кем-то или чем-то, ты должен понимать, какую ответственность ты при этом несешь. Если тебе доверено и положено подчиняться, то и в подчинении, если человек это со смирением принимает, он принесет больше пользы, чем если бы пытался этому противиться.

Так же и в семье. Господь сначала создал Адама, и уже из глубинной части (из ребра) Адама создал Еву, привел ее к Адаму и сказал, что жена находится в подчинении мужа, ибо от мужа она взята была, и она будет ему помощницей. Когда женщина понимает, что она – помощница, она от этого получает великую радость, потому что у нее и так достаточно много обязанностей – по рождению и воспитанию ребенка, поддержанию порядка в доме и созданию уюта, который позволяет семье быть целостной, позволяет любви пребывать в семье.

Мы видим, что и в природе есть определенная иерархия – сказано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». В любом обществе порядок, процветание и рост есть там, где есть четкая иерархия. Как только она нарушается, когда двое или трое претендуют на место руководителя (правителя), то там начинаются нестроения. Так же и в семье. Если женщина попытается взять верх и главенство, конечно, мудрый муж устроит так, чтобы этого не было, но иногда это случается, и такие семьи распадаются. Опыт нескольких тысячелетий показывает непреложность заповедей Божиих и тех пожеланий, которые мы видим как в Священном Писании, так и в Священном Предании Церкви.

Не все женщины понимают свое место в семье, в жизни, в обществе – как им это объяснить и привить?

– В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви был дан ответ на этот вопрос. Часто меня спрашивают, может ли быть православная женщина-христианка руководителем крупного предприятия или даже возглавлять государство? Отвечаю – может, но при соблюдении определенных условий: если при этом не страдает семья, если ее муж доволен тем, что жена выполняет общественные или руководящие функции, если дети не оказываются заброшенными в силу большей занятости мамы.

Если женщина все успевает, она может быть в общественной жизни кем угодно. К сожалению, часто бывает так, что, идя по ступенькам карьерной лестницы, женщина все меньше времени уделяет семье, и это естественно, потому что в сутках всего 24 часа. Если страдает семья – муж и дети, то не полезно ни для женщины, ни для ее семьи такое главенство и руководство.

Когда женщина – верующая, а муж – неверующий, то возникают разногласия. Как их преодолеть?

– Мы читаем у апостола Павла, что неверующий муж освящается женою верующею (См.: 1 Кор. 7, 14). Освящается тогда, когда женщина очень мудро подходит к вопросу веры в семье. К сожалению, так бывает нечасто. Когда человек приходит к вере, ему хочется, чтобы все вокруг были такими же верующими, как и он, чтобы они увидели Христа в своей жизни. Читая Евангелие, бывая на богослужениях, участвуя в таинствах Церкви, человек соприкасается со святыней, и она настолько его окрыляет, что он хочет поделиться этим со всеми и, конечно, с самыми близкими. Но бывает так, что близкие не готовы воспринять это. И если совершить ошибку – действовать напористо и необдуманно, то можно привести ситуацию к не очень хорошему концу. Мы должны помнить, что смирение и терпение – это добродетели, против которых не может устоять лукавый. Они позволяют показать всю красоту христианского устроения жизни.

Я знаю пример, когда одна церковная верующая девушка вышла замуж за молодого человека, который был очень хорошим, добрым, но неверующим. Они поженились. В первый год им было особенно трудно – когда она хотела вечером или утром помолиться, он ее отговаривал, говорил, что это трата времени, что лучше сделать что-то другое. Прошло несколько лет, во время которых она никогда не спорила с ним, только иногда плакала, потому что внутренне ей было очень тяжело и больно. Но она смирялась и молилась, чтобы Господь привел ее супруга к вере. В воскресенье она старалась ходить на раннюю Литургию, чтобы вернуться к тому моменту, когда муж обычно просыпался, чтобы они могли вместе позавтракать и строить дальше свой день. Прошло семь лет, и в один из воскресных дней ее разбудил муж – он встал раньше, чем она, и сказал: «Пойдем в храм». Господь услышал ее молитвы, Он открыл сердце ее супруга, который воцерковился и стал глубоко верующим человеком.

Как найти золотую середину, чтобы в семье не было соперничества, чтобы супруги по-настоящему жили в православной традиции?

– Все семьи к этому стремятся. Не бывает четко, что муж – глава семьи. Я знаю семьи священников, где фактически глава семьи – женщина, но муж-священник, у которого очень много забот в храме, настолько мудро и с терпением ко всему относится, что в семье не бывает конфликтов. Матушка понимает, что часто бывает не права, когда пытается что-то взять в свои руки или принять какое-то важное решение, и, когда она видит, что решение ошибочно, тогда раскаивается и пытается опять стать послушной мужу. Здесь важно мужу проявлять мудрость, чтобы главенство супруги не привело к разладу. Через терпение и смирение мужа Господь может показать женщине, что она в данном случае не права.

Не секрет, что воспитание детей ложится в первую очередь на плечи женщины. Каков главный принцип воспитания детей, чтобы их вырастить действительно достойными сынами нашего Отечества – как земного, так и Небесного?

– Очень важно пытаться дать не только образование детям, хотя оно тоже очень важно, но собственным примером, примером послушания мужу важно научить детей тем христианским добродетелям, без которых человеку сложно достичь спасения. Часто бывает так, особенно в многодетных семьях, когда женщина не может работать, занята домашним хозяйством, а мужья вынуждены работать по 12 часов в день, чтобы только прокормить семью.

Когда дети подрастают, на вопрос «кто больше занимался воспитанием в семье?» они отвечают: «Родители вместе нас воспитывали». – «Но ведь папа в основном работал?». – «Через это он нам показал, что нужно трудиться».

Дети, возможно, отца видят редко, только в выходные и поздно вечером, но если они видят, что он трудится на благо семьи, то это тоже воспитание. Нельзя сказать, что в данном случае только женщина занимается воспитанием, хотя, безусловно, часть, связанная с учебой, подготовкой к праздникам, ложится на плечи женщины. Она и физически устает намного больше.

В день памяти жен-мироносиц есть традиция поздравлять женщин, этот день считается православным женским днем. Как Вы женщин в храме в этот день поздравите?

– Даже когда у нас не было храма, мы в этот день собирались на месте его строительства. В этом году также будет совершаться Божественная литургия, по окончании которой силами нашего молодежного клуба «Скимен» готовится спектакль, посвященный святым женам-мироносицам.

Я хотел бы поздравить с днем памяти святых жен-мироносиц прежде всего женщин – не только в храме, но и в семье действительно очень много трудов ложится на их плечи. Хочется пожелать, чтобы они старались с радостью совершать то служение, которое вверено им Господом. Если мы будем за все благодарить Бога, если будем стараться с радостью принимать каждый момент жизни, тогда радость в нашем сердце будет такой же, как у преподобного Серафима Саровского, который в течение всего года каждого приходящего к нему человека встречал Пасхальными словами: «Христос Воскресе!». Хочется пожелать, чтобы эта радость была всегда с вами, даже в сложные, тяжелые моменты жизни. Когда мы будем вспоминать подвиг святых жен-мироносиц, которым тоже порою было нелегко, тогда у нас на сердце действительно будет радостно.

Да пошлет Господь вам силы, крепости и больше радости!

Христос Воскресе!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс