Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №17 (866)
Святитель Игнатий в своем Слове отмечает, что ангелы как святые, так и падшие подчинены времени и пространству. И что понятие о подчинении пространству неразлучно связано с понятием о подчинении форме. Если мы отвергнем такое подчинение, пишет святитель, то вынуждены будем признать одно из двух – либо то, что ангелов вообще не существует, либо то, что они существуют повсюду, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Ведь только две неопределенные величины – ничто и бесконечность – не подчиняются никакой форме; а всякая определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. И если мы на основании этих доводов соглашаемся с тем, что ангелы ограничены, то вынуждены принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму… И далее святитель Игнатий подробно говорит о форме и виде ангелов и затем переходит к Учению о сотворенных духах, принятому нашей Церковью. Это учение, поясняет святитель, кратко, но весьма ясно и определенно изложено в догматическом богословии Православной, Кафолической Восточной Церкви и служит учебным руководством в российских семинариях. И заключается этот рассказ об ангельской природе словами: о том, что чужды истинной жизни и истинной духовности и ангелы падшие, и души отверженных грешников. Будущие жилища душ соответствуют естеству их, т.е. их природе.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это истина, которую мы должны принять и ей руководствоваться: к чему себя человек приготовил, то состояние и наследует. Святитель Игнатий пишет, что чужды истинной духовности падшие духи и люди в состоянии грехопадения. В наше время очень спутаны понятия. Современная жизнь – это картинки, клипы, «мультики», это отсутствие длительного мыслительного процесса. В вере – одно положение, неминуемо связанное со Христом, с темой спасения.
Современный разговорный русский язык слово «век» понимает как 100 лет, «ограниченное количество времени». Господь говорит: «Будете мучиться вовеки». Современному человеку кажется, что это ограниченное количество времени, а после мучений будет рай. В церковнославянском языке слово «век» аналогично слову «вечность». Словосочетание «во веки веков» обозначало «бесконечность». Но нам надо извратить, из белого смысла сделать черный смысл, ограниченность из безконечности: жил, веселился, ел, пил, спал, умрешь – век помучаешься, потом айда в райские обители… Самое настоящее учение о чистилище, как у католиков, придумали некоторые современые богословы.
Именно поэтому вслед за рассказом об ангельской природе святитель Игнатий говорит такие слова: «Часто, когда хотим тщательно обозреть какой-либо предмет видимого мира, то избираем удобное для себя место, с которого предмет лучше виден. И делаем так не потому, что в этом нуждается сам предмет, а потому, что мы нуждаемся помочь собственной ограниченности». Вот и при рассмотрении вопроса о смерти, продолжает святитель, нам не лишним будет избрать для себя приличное мысленное место. И мы безошибочно найдем и займем его лишь в том случае, когда увидим и осознаем нашу ничтожность среди громадного мироздания, ничтожность наших средств к приобретению познаний, ничтожность самих наших познаний, и осознаем нужду, настоятельную нужду в тех знаниях, которые открыл для нас Сам Господь в Своем Божественном Откровении. Но мы порой дерзаем черпать знания из самых разных непроверенных источников, заняв места для рассмотрения того или иного предмета неправильные, неподходящие. И при этом даже не догадываемся, что полученные таким образом знания не только не имеют ничего общего с учением Церкви, с наследием святых отцов, – они уводят нас от спасения, а значит – ведут к гибели, чего, собственно говоря, так и добиваются падшие ангелы.
Протоиерей Андрей Канев: – По словам святителя Игнатия, падшие духи не имеют в себе истинной духовности. И когда человек-христианин начинает говорить что-то против святоотеческого учения, против догматов Церкви, против постановления Вселенских Соборов – это признак того, что он не открыл что-то новое. Все о Боге и о спасении открыто две тысячи лет назад, и современному человеку нужно только это принять и себя перестроить под то, что он узнал о Боге. А источником личного опыта светлые ангелы не являются, более того – апостол Павел говорит: если даже ангел светлый явится вам и начинает учить не как я, то надо отвергать это все учение. Поэтому мы должны быть очень внимательными. Нужно познавать так, как говорит Церковь. Ни сны, ни оккультный опыт, ни доверие своим чувствам не дадут правильной информации. Учение падших духов – это ложная духовность, и когда грешники начинают учить, нет в этом ничего благодатного и живительного. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.