Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (867) → Чудо Благодатного Огня: ответы скептикам

Чудо Благодатного Огня: ответы скептикам

№18 (867) / 3 мая ‘16

Паломничество

Многих смущает слово «церемония», которым порой обозначают чудо схождения Благодатного Огня. Насколько корректно такое название?

Рафаил: – Это вопрос, который касается филологии и хорошего знания английского языка, который для меня родной, в отличие от русского. Был дан неверный перевод слов Блаженнейшего Феофила III, Патриарха Иерусалимского и всея Палестины, сказанных им в беседе, которая велась на английском языке. Патриарх использовал слово «сеremony» – это точный перевод греческого слова «тάксис». Но «таксис» в переводе на русский – это не «церемония», «таксис» – это «чин». Молитва, которую читает Блаженнейший Патриарх перед чудом схождения Благодатного Огня, – это и есть чин.

Из-за путаницы в переводе и вышли все те скандалы, проблемы, недопонимания, как будто это какой-то «организованный обман».

Важно сказать, что чудо схождения Благодатного Огня хоть и связано с молитвой Патриарха, но Патриарх тут является как законный, каноничный представитель христианской общины Иерусалима, в том числе представитель паломников, которые находятся в это время в городе.

Когда Патриарх передает людям Благодатный Огонь – это уже тварный огонь. Но были случаи, что люди видели этот Свет перед тем, как он становится пламенем. Были люди, которые сподобились увидеть Божественную силу, действие, которое переводится по-гречески как «энергия», до того, как она превращалась в вещественное пламя. Я читал и слышал об этом от людей довольно трезвенных. Сам я такого не видел, однако я верю нашим православным традициям.

Есть книга, которую написал греческий автор, она называется «Святой свет». Эта книга переведена на русский язык. Там описаны всевозможные свидетельства со времен античности, Средневековья, до наших дней.

Если люди считают себя умнее, чем наши православные предания, считают себя умнее игумена Даниила, который еще в XII веке великолепно описал свое паломничество в Иерусалим, – ну, тогда я поздравляю этих людей.

Я видел, как получают Божественный Огонь, т.е. как трогают пламя, эти 33 свечи, я бывал в это время в храме Гроба Господня. Это замечательно, это очень большая радость. В то же время для меня это событие всегда сопровождается очень многими искушениями. Я очень сочувствую людям, которые возмущаются, что это суеверие, что это не нужно. Тут надо иметь определенное смирение. Если мы считаем себя лучше и умнее всех людей, других паломников, тогда как мы можем с ними причащаться? Здесь возникает элемент гордости – так же, как у некоторых еретиков в истории нашей Церкви. Мы должны быть очень аккуратны, когда рассуждаем о традициях. Сошествие Благодатного Огня – это никоим образом не народный фольклор.

Анна: – Кстати, книга «Святой свет» Хариса Скарлакидиса переведена на все языки мира. Это научный труд, очень объемный. Там собраны свидетельства, представлены документы, описание Благодатного Огня, начиная со II века, потому что Благодатный Огонь на Гробе Господнем всегда был. Это Божественная энергия сродни Фаворскому свету, и я могу свидетельствовать, что он бывает виден там не только в Великую Субботу. До того, как я вышла замуж и родила деток, – до этого около 15-ти лет я и мои родители ходили на ночные службы ко Гробу Господню каждое воскресенье, на все праздники, в дни великих святых – практически это был наш приходской храм. Году в 2000-м в Иерусалиме почти совсем не было паломников: в Израиле шло очередное вооруженное восстание, интифада. Я пошла приложиться ко Гробу Господню до начала Литургии. Когда я вошла, в храме стояли монахи и несколько мирян, сам Гроб был пустой. Думаю: «Пойду, помолюсь спокойно». Я захожу во Гроб, встаю на колени, и передо мной по мраморной плите, т.е. по самому Гробу Господню, проносится маленькая голубовато-сиреневая шаровая молния. Я вздрогнула и отпрянула назад... И радость, и трепет, и первая мысль: что это?..

В другой раз я стояла у входа в Гроб Господень в приделе Ангела – там есть по сторонам средневековые скульптуры, с одной стороны – Архангела Гавриила, а с другой – двух жен-мироносиц. Там темнота, полумрак, горят 1–2 свечи. И вдруг эти фигуры вспыхнули пульсирующим сиянием. Я подумала, что кто-то сзади фотографирует со вспышкой, обернулась, – но там никого не было.

Помню, как первый раз в жизни в Великую Субботу я была на схождении Благодатного Огня. Это был 1996 или 1997 год. Нас разнесло толпой: родители и я были в одном месте, бабушка наша была в другом месте. Ночь была очень тяжелой (в те годы можно было оставаться в храме с ночи, теперь это запрещено). Народ теснил страшно. Почти 23 часа на ногах, в одной позе, ни попить, ни, простите, сбегать в туалет. Под утро у меня в душе было отчаяние, я была подростком, я начала плакать и сказала, что хочу домой и не хочу никакого Благодатного Огня и ничего не понимаю. И тут пришли арабы с барабанами – те самые, которые кричат, вы все это по телевизору видели. Мне стало интересно, я начала на них смотреть и утешилась.

И вдруг началось невероятное. Потом мы спрашивали бабушку – она видела то же самое, хотя была в другом конце храма. Стены вибрировали от всполохов. Представляете, пятна света размером со стену или свод храма, цвета солнечного сияния, только рассеянного, более мягкого, и они пульсируют, как северное сияние. Потом над входом в пещеру Никодима и Иосифа я видела (и мама тоже видела) золотистую молнию, змейку, которая от потолка до пола пробила, сверкнула. Мама спросила: «Что это? Ты видела?» Это передать невозможно. Слезы градом. Еще ведь очень важно, что в этот момент душа чувствует. Если внутри у тебя страх или неприязнь, мрак – значит, как нас учат святые отцы, это явно не от Бога, душа чувствует приближение бесов. Могут быть и фантазии у людей экзальтированных или психически нездоровых. Но здесь иное: ту радость, которую ты ощущаешь в момент всполохов, которые начинаются еще до молитвы Патриарха, описать невозможно.

Потом Патриарх зашел в Кувуклию и стал молиться. Напряжение было колоссальным. Вокруг нас собрались верующие люди, мы молились Иисусовой молитвой, вслух даже просили Господа, чтобы сошла благодать. Что интересно – и бабушка, которая находилась в другой части храма и тоже пристально смотрела на Кувуклию, и мы с мамой видели, как от купола храма небольшой шарик голубовато-сиреневого свечения ударил в купол Кувуклии – и буквально через несколько секунд зазвонили колокола, возвещая, что сошел Благодатный Огонь.

В то время здесь жил старец, архимандрит Серафим, игумен лавры Саввы Освященного, человек святой жизни. Мы его попросили объяснить то, что мы видели. Он стал креститься и благодарить Бога, и сказал: «Вы видели, как сходит Благодатный Огонь». Да, можно сказать, что это нам показалось. Скептики скажут, что это были галлюцинации от усталости. Но я знаю, что это не так. Я просто знаю сердцем. И по описанию из книги «Благодатный Огонь» – да, так он и выглядит. Есть еще одна книга, она называется «Я видел Благодатный Огонь» – это свидетельство монаха, который в 30-е годы ХХ века служил у Гроба Господня, и по ряду причин его терзали сомнения. И он дерзнул спрятаться в Кувуклии, и видел все, что происходит. Он видел, как молился Патриарх, как появился свет вокруг него, как этот свет собрался в шар, как от этого шара на самом Гробе Господнем зажглась разложенная там вата. И по благословению Патриарха он уже в старости своей рассказал об этом одному журналисту, и тот написал книгу, которая тоже переведена на многие языки.

Так что это дело веры и определенного смирения.

Рафаил: – Кому-то это чудо не необходимо, это не Причастие. Любой православный христианин, если он не причащается, – он не c Церковью. Человеку для спасения не обязательно бывать у Гроба Господня или на схождении Благодатного Огня. Но, с другой стороны, это не означает, что можно с высокомерием смотреть на это событие и свидетельства о нем, как будто это что-то глупое или ненужное. Человек может говорить о Духе и истине – и уходить в ложный спиритуализм. Это тоже определенная гордость – считать себя более духовным, нежели те простые паломники, бабули, которые совершают паломничество на Святую Землю.

Анна: – У нас Пасха начинается в Великую Субботу, когда сходит Благодатный Огонь. В этом году (2015 г. – Прим. ред.) днем в субботу мы с мужем ходили за Благодатным Огнем: дождались, когда он сошел, и принесли его домой, где нас с радостью встречали дети, рассматривали и трогали Благодатный Огонь. Он не жжет первые 2–3 минуты, а бывает и более, час – два. Поэтому дети его и погладили, и потрогали. Потом мы зажгли лампаду и по традиции с зажженной свечой обошли весь дом с молитвой «Да воскреснет Бог». Это очень важно. Это ощущение Пасхи, как будто дом наполняется нетварным светом, – чем и является Благодатный Огонь.

В этом году я особо задумалась, когда шла с Благодатным Огнем: Господи, я несу в руках частицу Божией благодати, которая превращается, сходя к нам, в Огонь. Это невозможно постичь умом, чувства захлестывают, и мы можем только молиться и каяться, потому что мы недостойны такого чуда.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс