Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша сегодняшняя тема «Страсти Христовы и Пасха. Духовный подвиг, а не повод к распущенности». Расскажите, пожалуйста, в двух словах о событиях, которые мы вспоминаем в этот день.
– Пока я не стал настоятелем храма, у меня была возможность встречать Страстную пятницу в великом граде Иерусалиме. В этот день там собирается весь мир. Люди собираются у претории, где был суд над Спасителем, где были Его страдания, и с крестным ходом идут на Голгофу. Собираются тысячи людей, давка, казалось бы, несусветная, но при этом такая радость, такое спокойствие. За много лет в этой несусветной давке не пострадал никто, Божия благодать охраняет всех.
Когда проходишь путь на Голгофу, думаешь о своей прожитой жизни. Но идешь с великой радостью, потому что в Страстную пятницу мы уже знаем, что Христос Воскрес, и уже живем Пасхой. Радость, потому что Господь принял на Себя грехи мира и открыл нам двери рая. Когда после смерти мы предстанем перед Ним, Он спросит нас, а простили ли мы грехи должникам нашим? Если мы сможем сказать, что, по Его примеру, простили всех своих обидчиков, тогда и нам простятся наши грехи.
В эти дни надо задуматься обо всех обиженных нами людях и о тех, кто обидел нас, чтобы попытаться подойти к Пасхе, простив всех. Если есть люди, которые проявили к нам несправедливость, значит есть у нас грехи, которые мы не осознаем, но которые будут нам прощены. То, что наши грехи скрыты от нас, это великая Божия милость. Если бы мы увидели гроб своей души, все наши нечистоты, мы вошли бы в величайшую депрессию и уныние. Поэтому наши немощи открываются любящим нас Отцом по мере нашего укрепления. Поэтому у нас всегда есть возможность простить тех, кто нас обидел. Это сделать гораздо легче, нежели увидеть свои грехи. Для того чтобы увидеть свои грехи, надо иметь особую Божию милость.
Вспоминаю рассказ о встрече двух старцев. Один спрашивает у другого:
– Как прошел день, отче?
– Плохо, – отвечает ему другой. – Никто не обидел, не залил грязью, не оклеветал – плохо молимся. Усиливай молитву.
Встречаются в следующий раз радостные:
– Унавозили, оклеветали. Теперь, Господи, расцветем пышным цветом. Господи, мы их простили по Твоему примеру.
Поэтому очень важно подойти к Пасхе с таким багажом. Представьте, что мы умерли и встречаемся с Христом. Поэтому постарайтесь использовать это малое время, оставшееся до Пасхи, чтобы простить тех, кто обидел нас, и кого обидели мы.
«Бог умер…» Мы, христиане, понимаем это выражение буквально – Ф. Ницше понимал это в переносном смысле. Однако есть ли что-то общее в наших пониманиях?
– Конечно, общее есть. Бог умер, как Человек. Как Бог, Он умереть не мог, но Он перенес все страдания, все муки физической смерти. Когда Он висел на Кресте, был момент, когда Он воскликнул: «Боже, зачем Ты оставил Меня?». Наверное, никто из богословов не сможет сказать, что почувствовал Христос, когда завис над адской бездной и взял на себя все грехи мира. Когда Он Воскрес, Он разрушил державу смерти, открыл нам двери рая. Величайший праздник, величайшее ликование души всякого православного человека.
Думаю, что Иисус Христос един для всех людей, для всех народов, в том числе для Ницше и всех других философов. Богоизбранность еврейского народа в том и заключается, что он показал, что Господь един для всего мира, всех людей. По слову апостола Петра, всякий народ, угождающий Богу, угоден Богу, и заповеди Божии написаны в сердце каждого живого человека. Но мы, в первую очередь, православные христиане, мы проповедуем «единую Святую Соборную Апостольскую Церковь», веру наших дедов и прадедов, поэтому, никого не осуждая в других религиях, мы твердо держимся своего пути спасения, который и указывает нам Святая Соборная единая Церковь.
Что все-таки имел в виду Ф. Ницше, когда говорил, что Бог умер?
– Трудно ответить за него. Думаю, что он так и считал, что Он умер, как Человек, и Воскрес, как Бог. Наверное, Ницше был верующим человеком, что видно из его работ. Однако он не мог поверить в Воскресение Господа во плоти, это ему не дано было, поэтому и умер для него Бог. Видимо, он подразумевал Его физическую смерть и духовное воскресение. Для нас физическая смерть Христа привела к Его физическому Воскресению, духовно же Бог не мог умереть никогда.
С чем мы приходим к Светлому Христову Воскресению?
– В Великом посту многие православные люди стараются соблюдать диету, посещать чаще храмы, увидеть свои немощи, и это правильно. Но гораздо важнее в Великом посту сохранить духовную радость, потому что весь Великий пост приближает нас к встрече со Христом.
В последнее время мне все чаще задают вопросы, почему православные люди такие невеселые, такие хмурые, мрачные и несчастные? Ведь Господь сказал: по тому узнаете, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой. Почему же так катастрофически у нас не хватает духа любви, если мы ученики Христовыми?
Думаю, это связано с тем, что вхождение современного человека в церковную ограду происходит через изучение правил, например, утреннего, вечернего, причастного, через соблюдение церковных обрядов, воздержание от пищи. Таким образом, у новоначального человека начинает складываться мнение, что если соблюдать все эти правила, это и есть Православие. Но все правила являются вспомогательными. Лучше всего правила соблюдали фарисеи и саддукеи, законоучители израильские, и закончилось это соблюдение тем, что они распяли Господа нашего Иисуса Христа.
Если у нас нет духа любви, не уподобляемся ли мы фарисеям, не распинаем ли тем Господа? При том, что фарисеи были высокодуховными людьми, мы до них мало дотягиваем. Я хочу сказать, что главное, что мы должны вынести из Великого поста – это дух любви. Мы должны просить Господа о преумножении духа любви. Ведь невозможно избавиться от греха, пока не придет благодать покаяния, благодать Божественного Духа, Духа любви. Грех – это талант, лишенный благодати Святого Духа. Невозможно перевоспитать взрослого человека, все, что заложено в нем от рождения, так и проявляется в нем всю его жизнь. Но когда человек обращается к Богу, особенно на таинствах Исповеди, Святого Причастия, то Сам Господь входит в него вместе с Телом и Кровью, и тогда все наши грехи превращаются в таланты. То есть я хочу сказать, что невозможно избавиться от греха без встречи с Богом.
Хочется пожелать всем нашим православным людям, чтобы они не уподоблялись человеку, входящему в темный погреб с завязанными глазами. В темный погреб надо входить с фонарем, который освещает темноту и помогает определить дорогу. Я бы хотел, чтобы люди из Великого поста вынесли самую главную истину, что пост – это самое радостное, самое светлое и прекрасное время года.
Те, кто много лет в Церкви, знают, как все мы с нетерпением ждем поста. Мы, русские люди, не всегда умеем соблюдать умеренность вне поста, да и в посту не всегда это удается. Пост для нас – самое благодатное время, потому что пост и молитва – это, по словам святых отцов, два крыла, которыми человек поднимается к Богу.
Стоит ли человеку при окончании Великого поста взглянуть на проведенное время и постараться найти плоды поста, подвести личные итоги? На что надо обратить внимание?
– Думаю, плоды оценивает Господь Бог. Сами мы вольно или невольно оцениваем, но всегда очень субъективно. С моей точки зрения, очень страшно увидеть какие-то плоды. Думаю, главный плод должен быть следующим – когда человек приступит к Господу, он должен сказать: «Господи, все во мне плохо, я абсолютно недостоин встречи с Тобой. И пост я плохо провел, и все у меня не получается, но я очень хочу встретиться с Тобой. Прими меня, Господи, не по моему достоинству, а по моей великой нужде».
Потому что Господь долготерпелив и многомилостив. Если бы Он применял к нам Свой справедливый суд, наверное, никто бы и дня не прожил. Поэтому главный духовный итог поста должен быть плач сердечный о своих немощах, сокрушение духовное, которое полностью перекрывается великой Пасхальной радостью. Чтобы человек мог сказать: «Воистину, Господи, иго Твое благо и бремя Твое легко есть. Я грешный и немощный человек, но благодаря Тебе, Твоему Воскресению, Твоей победе над смертью, преврати все мои грехи в таланты, Господи! Я очень этого хочу!».
Думаю, это должен быть главный итог – радость от встречи со Христом, которая растворяет в себе нашу человеческую немощь, превращает ее в ничто.
Почти пятьдесят дней мы развивали в себе это покаянное чувство. Как теперь переключиться на светлое Пасхальное чувство, ведь после Пасхи мы даже не будем класть земные поклоны?
– Мы не очень правильно понимаем покаянное чувство. Для нас покаяние – это некое состояние углубленного самокопания, снижения настроения, некой мрачности житейской. Как не вспомнить слова Спасителя: когда поститесь, радуйтесь и улыбайтесь, чтобы никто не видел вас постящимися. То есть покаяние – это искренняя перемена ума, перемена судьбы и жизни. Для искреннего покаяния человеку необходима Божия благодать. Человеческое покаяние – это только стучание человека в двери Царствия Небесного. Тот, у кого в посту происходит покаяние, будет испытывать величайшую радость от перемены духовной, от изменения своего состояния. Если же человек будет каяться только своим умом, то он превратится в безблагодатного подвижника. И такое покаяние приведет человека не к благодати, а к унынию, к потере радости жизни.
Нередко на Исповедь приходят люди и говорят:
– Я не причащаюсь, потому что изучил свои грехи, и считаю себя недостойным причащаться.
– Что вы хотите сделать, чтобы стать достойными, как вы сможете избавиться от грехов без Причастия?
То есть человек изучил свои грехи умом. Такой человек напоминает мне студента медицинского института, который изучает предмет «психиатрия»: он ставит себе все диагнозы, которые там встречает. Профессор же может исключить эти диагнозы.
Так и человек, «прочитавший все грехи», находит все грехи. Когда мы видим, что больны всеми грехами, это означает, что мы не видим самого главного, то есть наши мысли рассредоточены. Это значит, мы пытаемся проникнуть в зону, которая сокрыта от нас Господом. Надо просить Господа, чтобы Он дал нам благодать покаяния, чтобы, если Ему это будет угодно, показал нам, предварительно укрепив то, в чем мы можем измениться.
Духовную литературу надо читать крайне осторожно, по особому благословению духовного отца. До революции во многих монастырях всем было разрешено читать Евангелие и жития святых, а на чтение духовной литературы надо было получать особое благословение. Хорошо бы эту практику восстановить сейчас. А то люди, начитавшись книг, находят у себя все грехи, приходят в состояние уныния и совсем перестают ходить в Церковь.
Состояние уныния не имеет никакого отношения ни к Церкви, ни ко Христу. Надо уметь просить Бога о том, что мы не можем сделать сами, и делать сами то, что должны сделать. Я бы хотел, чтобы люди радовались встрече с Богом и чаще причащались. И по мере Причащения будут уходить наши грехи. По мере нашего духовного укрепления мы начнем видеть в глубине нашей души то, с чем мы можем справиться с Божией помощью.
Поэтому радость должна быть во всем, и пост – это время особой радости. Внешним людям кажется, что пост – время печали, потому что они видят православных людей, которые ходят с печальными, смурными лицами. Потому что люди просто не представляют, какие бывают трудности.
Мне пришлось побывать во многих странах мира, и я хочу сказать, что наша страна – одна из лучших. В ней есть все необходимые возможности для реализации любого потенциала человека, всех его духовных устремлений. Но мы живем по принципу: что имеем – не храним, потерявши, плачем. Ведь вера – это верность заповедям Божиим, доверие Богу и благодарение Его за все. Вера начинается с того момента, когда мы начинаем благодарить Бога за все. Благодарить Его за то, что весь металлолом наших грехов Он переплавляет в сверкающий металл талантов.
Вопрос о телесной аскезе. Так или иначе, в Великий пост мы все старались в чем-то себе отказать. В монашеской практике существовала такая закономерность, что в общежительные монастыри монахов-отшельников не принимали, потому что в пустыне очень растет гордыня. Думаю, что многие в себе замечают такую закономерность: чем жестче аскеза по отношению к себе, тем выше ощущение гордыни. Как с ним быть, и тот ли это плод, с которым мы должны подходить к окончанию поста?
– Гордыня – это, прежде всего, попытка темных сил проникнуть в помыслы человека. Гордыня – это духовное знание без духа любви. Не случайно у сатаны, отца лжи, повелителя державы смерти, непомерная гордыня. Больших знаний, чем у него, нет ни у кого, но у него нет любви. Поэтому в духовной аскезе очень важно просить Бога о духе любви. Как только любовь будет ослабевать, все духовные достижения превратятся в ничто.
Как сказал апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Если я и горы передвигаю, и мертвых оживляю, и отдам все имение нищим и тело свое на сожжение, но любви не имею, то моя вера ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, на все надеется, все прощает. Любовь никогда не прекратится, хотя все знания упразднятся».
Поэтому для человека, который совершает любую аскезу, необходимо постоянное прошение у Бога преумножения духа любви. И когда в человеке проявляется дух любви, он всегда будет видеть, какие хорошие, замечательные люди вокруг, и какой немощный, недостойный он сам.
Любая форма духовного самопревозношения, видение своих духовных достижений – это великое горе и большая беда, потому что в этот момент человек становится духовным подвижником «другого ведомства» – он уподобляется отцу лжи сатане. Это начало духовной прелести. Прелесть – это сокровенные духовные знания без духа любви. Во многия мудрости многия печали, и умножающий знание умножает скорбь, поэтому очень важно просить Бога о преумножении духа любви. Преподобный Серафим Саровский совершенно искренне ставил себя ниже всех, с кем общался. То есть духовная практика без смирения, без духа любви превращается в безблагодатное подвижничество, приводит к духу прелести.
Поэтому если человек находится один, рядом нет другого человека, который подскажет ему, что его духовная жизнь не в порядке, – очень большая ответственность. Думаю, современным людям такая аскеза противопоказана.
Даже психическое заболевание начинается со снижения критической самооценки. Когда человек заболевает психическим заболеванием, сам себя он больным не считает. Например, когда жена говорит мужу-алкоголику, что ему надо пойти лечиться. Он отвечает: – Тебе надо, ты и лечись.
Он говорит это совершенно искренне, он именно так и считает. То есть человек духовно больной всегда болен и психически.
Как бороться со стереотипом, что на Пасху надо поесть, выпить, обязательно сходить в гости?
– Пост как раз вырабатывает навыки, благодаря которым такой тяги уже и не будет. Не заставляйте себя, не переедайте, не ходите в те гости, в которые не хочется идти. Старайтесь проявлять здравый смысл и умеренность при выходе из поста. Восстанавливайте навык постоянно. Старайтесь не разрушать его потому, что все можно. Если так уж говорить, и в посту все можно. Пост – это рекомендация, а человек может делать все что угодно.
Как, с точки зрения диетолога, должен выглядеть пасхальный стол?
– Молочные продукты, творог, пасха, кулич. Может быть, на первый раз этого и достаточно. Мясо, лучше паровое, вводить в небольшом количестве и постепенно. Мясную пищу с годами надо ограничивать. Старайтесь полностью воздерживаться от нее в среду и пятницу, но и в другие дни ограничивать. Мясную пищу старайтесь всегда принимать с овощами. Лучший гарнир – это салат. Помните о количестве пищи: за один прием от 250 граммов до 500, включая жидкость. Больше желудок не растягивайте. Из того, что стоит на столе, не съедайте больше пол-литра – это главный совет.
Как правильно вести себя в оставшееся до Пасхи очень малое время?
– Последние дни перед Пасхой, насколько это возможно, надо провести в храме. Еще раз скажу, что если мы не простили и не попросили прощения, то пост прошел зря – мы не сможем встретиться со Христом. Иногда, когда люди причащаются, не чувствуют, что Господь входит в душу. Господь как бы проходит сквозь человека. Это потому, что мы не простили тех, кто нас обидел. Господь не может оставить нам наших грехов, «якоже и мы оставляем должникам нашим». Человек не хочет поступать по образу и подобию Божию.
В последние дни, я бы сказал даже, лучше не выходить из храма – сидеть в этом Божием «бункере», под защитой Господа и постараться финишировать. Очень важно, насколько мы придем в состояние умиротворения для встречи с Господом нашим Иисусом Христом.
Не у всех хватает сил и возможностей присутствовать на ночной службе от начала до конца. Литургия, которая служится утром, меньше ли по своему достоинству, чем та, которая служится ночью?
– Дневная Литургия по чести и достоинству не меньше. Если человек по своей немощи, иным причинам, по многолюдью не может присутствовать, любая Литургия на Светлой Седмице будет благодатна. Постарайтесь причаститься в воскресенье – не получится, каждый день будет церковная служба. Но старайтесь в это время причащаться как можно чаще.
Люди спрашивают обычно, как поститься в это время. На Светлой Седмице поста нет, поэтому достаточно соблюдать литургический пост – шесть часов до Причастия не вкушать пищи и не принимать воды. Наверное, это главная подготовка к таинству Причастия. В этой постоянной встрече со Христом как раз и будет главная Пасхальная радость.
Прошу Вас в завершение передачи сказать несколько слов о благодатном, но печальном времени, когда Господь находится во гробе, и все мы ждем Пасхи.
– Помните, что в Великую Субботу на Гробе Господнем возгорится Благодатный Огонь, и все зло будет уничтожено, и радость распространится по всему миру. Думайте о предстоящей встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Мы почувствуем этот Огонь в каждом храме, в каждом городе, каждой деревне. Пусть благодать Божия горит в ваших сердцах. Пусть Господь поможет всем вам достойно и радостно окончить этот пост, в конце которого все мы встретимся со Христом. Божие благословение да пребудет со всеми вами.
Расшифровка:
Юлия Подзолова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.