Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Протоиерей Михаил Стрельников: Тайная Вечеря и Божественная Литургия

Протоиерей Михаил Стрельников: Тайная Вечеря и Божественная Литургия

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Расскажите, пожалуйста, о том, как происходила Тайная Вечеря, и что она из себя представляла.

– Тайная Вечеря – последняя встреча Спасителя со своими учениками, последняя беседа и совместная трапеза. Это была праздничная трапеза, последнее совершение еврейской пасхи, праздника опресноков, когда заколали пасхального агнца. О приготовлении этой Вечери мы читаем у всех четырех евангелистов. В самом приуготовлении этой Вечери мы видим чудо предвидения того, как ученикам найти место для совершения Тайной Вечери. Встречая по слову Христа на своем пути первого человека с кувшином воды, они обретают того, кто является хозяином дома, где для них приготовлена горница для совершения пасхальной трапезы. Все, что совершал Спаситель, Он совершал как власть имеющий, как истинный Чудотворец, которым может быть только сам Бог.

Трапеза была приготовлена по правилам ветхозаветной пасхи: агнец с горькими травами и солило, куда обмакивались опресноки. Пасхальный агнец приготавливался для воспоминания события избавления евреев из египетского плена. Само слово «песах» означает «мимо прошел». Воспоминание событий об избавлении евреев от ангела смерти, который поражал всех перворожденных младенцев в Египте, а мимо домов, помеченных жертвенной кровью агнца, проходил мимо. Поэтому после исхождения из Египта остался обычай закалать агнца и вкушать эту трапезу. Опресноки – бесквасный хлеб, в котором не происходило брожение, богословски он обозначает чистоту еврейского народа от египетских языческих заблуждений. Горькие на вкус травы должны были напоминать евреям о тех горьких страданиях, которые они претерпели в плену. Это была Вечеря воспоминаний самых важных ветхозаветных событий.

Для нас важно то, что произошло у Христа с его учениками. Чем отличается совершенная ими Вечеря от ветхозаветной, и почему она называется Тайной? Для нас, христиан, она важна, прежде всего, тем, что Господь приносит себя в жертву. Перед своими страданиями: перед тем, как пролить свою кровь и отдать свое тело, Он под видом хлеба и вина совершает новую пасху – это уже не избавление еврейского народа от рабства иноплеменных, но избавление всего человеческого рода от всех грехов, в том числе от греха прародителей – первородного греха. Все эти грехи Он принимает на себя, как новый пасхальный агнец, и идет закалаться. Прежде своего заколения Он устанавливает то, что мы теперь называем таинством Евхаристии, таинством Благодарения, таинством святого Причащения.

Насколько исторические данные о Тайной Вечере соответствуют тому, как она изображается на картинах западноевропейских живописцев: кубок, стол, ученики вокруг стола?

– Конечно, в этих изображениях нет соответствия евангельскому тексту. Начиная с того, что не было никакого стола, ведь написано, что Иисус, придя со своими учениками, возлег. Внешне трапеза совершалась точно так же, как совершали пасху иудеи. Кардинальное отличие начинается с того момента, как Христос взял хлеб и, воздав хвалу Отцу, преломил его и, подавая своим ученикам, сказал те слова, которые мы сейчас слышим во время Евхаристии: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, преломляемое за вас во оставление грехов». И, как сказано у всех евангелистов, кроме Иоанна, взяв Чашу, сказал: «Приидите, пейте из нее все. Это кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих проливается во оставление грехов».

Понятно, что хлебы были плоские опресноки, Чаша, скорее всего, был простой сосуд без всяких украшений. Это вопросы не церковного осмысления, а вхождения в ту культуру, когда были выполнены те или иные изображения. Ранние христиане вообще не изображали Тайную Вечерю. Изображения носили аллегорический характер: Спаситель изображался в виде агнца, иногда рыбы. В древних христианских храмах и катакомбах изображались колосья, хлеб в виде лепешек, иногда Чаша (достаточно простая по форме).

Насколько современная Божественная литургия похожа на ту Вечерю, которая была соделана Господом?

– Вечеря, сотворенная Господом, была соединением ветхозаветной пасхи с новозаветной, которую сотворил Сам Христос. На Божественной литургии ветхозаветная пасха не повторяется, потому что она потеряла свой смысл.

Сама форма Литургии претерпевает со временем изменения. Существует заблуждение, что Литургия и само богослужение носят неизменяемую форму, которая окончательно утвердилась и не подлежит теперь никаким изменениям. Те, кто хоть немного занимаются литургической исторической наукой, видят, что изменения строя богослужения происходят постоянно.

По самой форме на Тайную Вечерю более всего походили раннехристианские агапы – вечери любви. Совершались они вечером, были довольно краткими и повторяли ту часть Тайной Вечери, где Христос говорит о вине и хлебе как Крови и Теле. С развитием богослужения Литургия начинает постепенно обретать те формы, которые мы видим сейчас. Появляются Литургия оглашенных и Литургия верных. Все соединяет момент анафоры, то есть приношения, когда происходит то, что у нас называется евхаристическим каноном, когда после «Символа веры» начинается песнопение «Милость мира, жертву хваления» и до молитвы «Отче наш».

Господь заповедал «творить это» в Его воспоминание, однако слово «это» можно понимать по-разному. Когда Церковь пришла к выводу о том, что Божественная литургия должна выглядеть именно так, как сейчас?

– Литургия рождается из самого опыта Церкви, ведь она является ее главным таинством. Сама Литургия – это самое полное богообщение, которое не достичь никакими молитвами и никакими созерцаниями. Это не то, что совершает человек, чтобы соединиться с Богом, а то, что совершает Бог для того, чтобы соединиться с человеком, хотя, конечно, при его участии и ответе.

Невозможно говорить об утверждении Литургии, как это происходит при составлении канона или церковного песнопения, у которых есть один или несколько авторов. Литургия – творчество целых поколений авторов и со-творчества Господа нашего Иисуса Христа как основателя Церкви. Литургия – главное таинство Церкви, поэтому здесь особое формирование ее формы, и поэтому мы видим ее многообразие не только при сравнении с западным христианством, но и среди православных Церквей, имеющих евхаристическое общение. Евхаристическое общение означает, что, даже находясь в церкви иной культуры, языка, мы можем там причаститься.

Какую роль играет священник? Апостолы были равны между собой. Когда появилась необходимость в избрании отдельного человека для совершения таинства Евхаристии?

– Совершителем таинства является Сам Христос, потому что Он Сам является приносящий и приносимый. Он есть агнец, Он есть истинный Архиерей.

Если говорить о тех, кого Господь ставит совершителями таинства в Церкви, то, прежде всего, надо сказать об епископах. В раннехристианской церкви не было такого разграничения между епископами и пресвитерами. Разграничение было между самими апостолами, как столпами и самовидцами Слова, и между теми, кого они рукополагали как своих последователей и опосредованных совершителей таинства.

Мы подходим к таинству священства, когда через рукоположение – возложение рук и призывание Духа Святого – совершается посвящение для совершения таинств, и в первую очередь, таинства святой Евхаристии. В первую очередь священник является служителем Евхаристии, что иногда даже забывается церковным сознанием. В момент приношения анафоры священник произносит слова так, как они звучат в самом Евангелии: «Приимите, вкусите, сие есть Тело мое», – говоря от первого лица. В Литургии мы видим, что священник олицетворяет здесь самого Христа, и Литургия совершается им, как бы Самим Христом.

Но это не наделяет священнослужителя авторитетом Самого Христа?

– Конечно, нет, это абсолютно разные вещи. Этот момент очень сложный и касается практически всех таинств. Кто прощает грехи в таинстве Исповеди? Кто вообще может прощать грехи, как только не Сам Господь? Но почему человек не может принести покаяния, когда он просит прощения у Самого Бога? Однако даже если он искренне кается, для совершения таинства необходимо присутствие священника. Бог прощает человека именно через священника, которого Он поставил. Участие священника необходимо и во всех других таинствах Церкви.

Постоянно идут споры между консерваторами и реформаторами. Кто-то хочет сохранить то, что сложилось, кто-то обновить, а кто-то вернуть к тем истокам, что уже утрачены. Какую позицию занимать?

– Путь золотой середины – христианской мудрости. Было бы неплохо, если бы у нас повышался общецерковный культурный уровень, и люди бы изучали, в том числе историю Церкви.

История Церкви учит нас избегать тех ошибок, о которых вы сейчас сказали, потому что это крайности. Одни стремятся обновлять, другие говорят о незыблемости и невозможности изменений. Заблуждаются те и другие. Первые заблуждаются потому, что Церковь в части форм богослужений и чинов обновляется постоянно. Это касается даже совершения самой службы, ведь Устав в своей полноте не соблюдается практически нигде по той простой причине, что сами уставные положения различны в разных уставах. Даже существующий утвержденный Устав, книга Типикон, не может регулировать все богослужения, потому что, во-первых, существует некоторые нюансы, во-вторых, Устав составлен не для того, чтобы соблюдать его ради него самого. Это лишь образец совершения богослужения в определенном порядке.

Сам Типикон делает много оговорок на усмотрение самого предстоящего совершителя, как он сочтет это более логичным и целесообразным. Целесообразность идет от потребностей данного места. Существует много традиций, связанных с конкретным местом. Наша петербургская епархия богата своей традицией, которую нам надо изучать и поддерживать в наших храмах. К сожалению, в наших храмах нет единообразия, так как священники привносят свои традиции, приезжая из других регионов или учась у других священников. В свое время ныне покойный митрополит Никодим мудро сказал о том, что все мы можем приезжать из разных регионов, но мы должны всячески развивать и поддерживать стиль петербургского богослужения, потому что он и красив, и торжественен, имеет под собой огромный пласт петербургской культуры.

Петербургская традиция отличается торжественностью и неспешностью, четкостью чтения, красотой пения, ни в коем случае не в ущерб чему бы то ни было. Лучше, чтобы люди услышали слово Господне, если же оно читается псаломщиком неразборчиво, то услышать его невозможно. Можно и нужно что-то сократить, но прочесть так, чтобы это было понято, услышано и воспринято, коснулось сердца человеческого. Ведь богослужение совершается не только ради прославления Бога, но ради того, чтобы обратить к этому сердца человеческие. Если же человек смущается и раздражается неразборчивостью и торопливостью, тогда о каком прославлении может идти речь?

Тайная Вечеря ясна: вот Христос, вот ученики? А что же происходит во время Божественной литургии сейчас?

– Я бы не сказал, что Тайная Вечеря до конца ясна, потому что нельзя познать до конца непознаваемого Бога. Мы читаем такие слова «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, Сущий в недре Отца, Он явил». Мы узрели Слово, Которое обитало рядом с нами. Осознать всю глубину того, что происходило на Тайной Вечере, только умом совершенно невозможно. Как можно понять только умом те слова, что произнес Христос: «Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, в том Я пребываю, и он пребывает во Мне». «Кто не есть Моего Тела и не пьет Моей Крови, тот не имеет части со мною. Кто же ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, того Я воскрешу в последний день». Как осмыслить эти слова, и сказать, что они нам полностью понятны. Здесь мы говорим о богообщении, которое есть еще неизведанное нами Царство Божие. Как говорит апостол Павел, сейчас мы видим гадательно, как бы сквозь тусклое стекло. Но вкушаем Тело и пьем Кровь мы истинно, и это есть истинные Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Но говорить о том, что это исследовано и понятно, вряд ли возможно.

Как объяснить то, что без изменения физических свойств хлеба и вина, это истинно Тело и Кровь Господа. В восточном и западном мире были чудеса, когда для вразумления во время преложения (более верный термин) хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя происходило и физическое превращение в часть плоти и крови. Но это носит вразумительный смысл для неверующих.

В «Учительном известии», труде, написанном для совершителей таинства Евхаристии, сказано, что если священник увидит не хлеб и вино, а либо Младенца, либо часть плоти, он должен остановить свое служение во время Божественной литургии и молиться Господу, чтобы Он прекратил это видение.

В богословской литургической науке есть осмысление того, что происходит за Божественной литургией, об этом можно прочесть. Скажу лишь кратко, что само понятие «присно закалается, освещаяй причащающияся», который всегда вкушается и никогда не заканчивается, это есть понятие о продолжении той самой Тайной Вечери, совершенной Спасителем.

Сейчас в богослужении Великого четверга мы слышим, как во время Херувимской поется молитва «Вечери Твоея Тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Днесь – это сейчас, сегодня. На каждой Божественной литургии мы вместе с учениками, апостолами являемся участниками той самой Тайной Вечери. Господь каждый раз совершает это чудо, несмотря на то, что Его Крестная жертва, принесенная за всех нас, единократна. Чтобы понять это, надо вспомнить о том, что жертва евхаристическая называется «бескровной жертвой». Кровь Спасителя была пролита однажды, но продолжающееся действие Бога в мире и Церкви для вкушающих Его Тело и Кровь происходит на бескровных жертвах.

На одном из атеистических порталов я недавно увидел ряд статей, в которых до сих пор пишут о том, что Евхаристия практически проповедь каннибализма, и это обсуждается ими вполне серьезно. Что же такое вкушение Тела и Крови Христовых?

– Вспоминаются слова Спасителя из Евангелия, сказанные иудеям, что кто не будет есть Его Тела, не обретет жизни вечной. И они сильно смутились этими словами, как и эти современные люди. Они не поняли и не поверили в то, что услышали. Господь говорит: «Тело Мое есть истинная пища. Кровь Моя есть истинное питие. Я есть Хлеб, сходящий с Неба, кто будет вкушать этот Хлеб, не умрет вовеки». Эти слова произвели на слушающих такое действие, что они соблазнились: стали внутренне возмущаться и насмехаться. Думаю, мысли их были не далеки от того, что мы называем каннибализмом.

Для истинно верующего христианина, понимающего весь смысл евхаристического общения с Богом, это звучит, конечно, кощунственно. Как сказал Сам Господь «блажен, кто не соблазнится обо Мне». Это вопрос веры и духовного развития.

В полемике с этими людьми можно говорить о том, что для нас Тело и Кровь то, что Спаситель дал своим ученикам на Тайной Вечери под видом хлеба и вина. Но как можно доказать им, что это истинные Тело и Кровь? Здесь нужно вспомнить Господни слова «не мечите бисер перед свиньями, чтобы, обратясь, они не растерзали вас».

Если говорить о православных христианах, что происходит с нами, когда мы принимаем Тело и Кровь Христовы, и насколько это для нас важно?

– Мы становимся обожены, мы становимся причастны к Богу. Слова Господа о том, что тот не имеет части со Мною, кто не ест Моего Тела и не пьет Моей Крови, как раз и говорят о том, что значит иметь или не иметь части. Быть причастным – значит, быть участником не просто того события, когда ученики сидели и слышали Христа, а того, что называется Церковью как Телом Христовым. Как эти части соединены между собой в единое церковное тело? Как раз таинством Евхаристии. Когда человек причащается, он становится Телом Христа. Поэтому необходимо часто причащаться, и необходимо этого жаждать.

В Евангелии от Иоанна Господь говорит о виноградной лозе: чтобы быть на лозе, надо постоянно обновляться. Принести плод может только та гроздь, что постоянно обновляется соком этой лозы. Это аллегорическое сравнение, для нас этим оживотворяющим является Евхаристия. Когда человек причащается, он становится причастным Церкви, причастным Богу, причастным жизни вечной. Неразрывно связанным со всем этим. В Причастии человек получает залог вечной жизни. На земле Царство Небесное находится только в зачатке, поэтому требует постоянного нашего освящения, жажды, приуготовления и участия в Евхаристии. Здесь, на земле мы находимся в пути, и чтобы не оскудеть на этом пути, мы должны снова и снова прибегать к этому таинству.

Только что Вы вспомнили повествование о виноградной лозе в Евангелии Иоанна Богослова. Почему тогда во время описания им Тайной Вечери не говорится о преломлении хлеба, но о словах Спасителя и омовении ног апостолам?

– Первые три Евангелия, называемые синоптическими, очень близко передают нам повествование об одном и том же событии. Евангелие от Иоанна стоит несколько особняком. Оно написано в ином ключе: богословски более развито и во многом не повторяет синоптические Евангелия, тоже и в описании Тайной Вечери. Евангелие Иоанна Богослова было написано гораздо позже, чем первые три, поэтому, возможно, он не стремится повторить то, что уже было сказано, но сказать то, о чем не было еще сказано. Само омовение ног ученикам потрясающе по своему нравственному значению. Если бы это не было описано, было бы великой потерей для нас, христиан.

Синоптические Евангелия так же не всегда повторяют друг друга. В Евангелии от Луки мы видим потрясающий пример обращения человека от зла к покаянию – обращение благоразумного разбойника. Повествование о том, кто первый вошел в рай, кто первым исповедовал в распятом Иисусе Христа и Бога.

Описанное Иоанном Богословом омовение Спасителем ног ученикам, Его слова о том, что, кто хочет среди вас быть большим, да будет всем слуга, это важнейший пример для понимания самой сути христианства.

Евангелие от Иоанна исключительно и продолжительно по глубине, он приводит слова учеников, которые восклицают на Тайной Вечери, обращаясь к Спасителю: «Ты не говоришь с нами больше притчами, но напрямую говоришь нам». Это неисчерпаемая кладезь премудрости, которой нет у синоптиков.

Тайная Вечеря заканчивается, и после предательства Иуды ученики оставляют своего Учителя. Как получилось, что люди, услышавшие все эти слова и получившие первое Причастие, оставили Спасителя?

– С одной стороны, надо вспомнить слова Господа, обращенные к Петру «что Я сейчас делаю, ты сейчас не понимаешь, уразумеешь после». С другой стороны, на слова учеников о том, что они веруют во Христа, потому что Он говорит с ними как власть имеющий, Он им ответил: «Сейчас веруете в Меня, наступает время, в которое все Вы оставите меня, и Я останусь один. Но Я не один, ибо со Мною Отец Мой». Господь говорит о том, что должно произойти. По-человечески нам сложно воспринять, как можно, столько пребывая со Христом, столько слыша, ученики проявляют непоследовательность и даже человеческую трусость. Однако я бы воздержался не просто от осуждения, а даже рассуждения на эту тему в таком рассудительном ключе, потому что мы знаем, что было дальше. Ведь мы знаем, как они затем засвидетельствовали Бога, и какой смертью прославил Его каждый из них.

В завершении нашей передачи скажите, пожалуйста, о том, как мы, живя от Литургии до Литургии, грешим, и получается, так же оставляем Спасителя?

– Да, и не только оставляем, но и распинаем Его грехами своими. Это один из самых сложных вопросов. Одно из главных нареканий от неверующих людей о том, почему мы, постоянно каясь, вновь согрешаем. Это вопрос, который говорит о том, что мы всегда должны стремиться вперед. Так как Спаситель сказал нам о том, что мы ничего не можем творить без Него, мы не можем оставить Христа, Литургию, Причащение, даже если мы вполне осознанно считаем себя недостойными этого. Мы в принципе не можем считать себя достойными Бога. Сколько бы мы не готовились, как бы не очищали себя, какое бы глубокое покаяние не приносили, достойными мы быть не можем. Это исповедуется в той молитве, которую произносит священник, принося анафору: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приступити, или приближитися, или служити Тебе Царю Славы».

Достойными мы быть не можем, но стремиться быть готовыми и изживать грехи из своей души, со смирением понимая, что без Божией помощи избавиться мы от них не можем. На изумленный вопрос своих учеников о том, кто же может спастись, Господь ответил «Невозможное человекам возможно Богу». Бог хочет нашего спасения, мы же должны приложить все наши силы, чтобы не помешать Ему в этом действии по отношению к нам.

Расшифровка:
Юлия Подзолова.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс