Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Протоиерей Олег Стеняев: События Страстной седмицы и Христово Воскресение

Протоиерей Олег Стеняев: События Страстной седмицы и Христово Воскресение

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Что предшествовало событиям Страстной седмицы?

– Событиям Страстной седмицы предшествовало чудо – воскрешение четырехдневного покойника Лазаря, которое взволновало всех жителей Вифании и Иерусалима. В то время в Иерусалим пришло очень много людей на праздник Пасхи, и на следующий день после воскрешения Лазаря Христос входит в Иерусалим, въезжая на осле. Весь город пришел в движение, все люди вышли Его встречать, потому что это чудо их поразило. Конечно, они по-разному воспринимали Христа. Одни говорили, что это один из древних пророков; царь Ирод говорил, что это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых и творящий великие чудеса; ученики Христа исповедовали Его как Сына Божия, Мессию, Богочеловека.

В Великий Понедельник вспоминается иссушение бесплодной смоковницы. В чем смысл и символическое значение этого действия Христа?

– Мы можем посмотреть песнопение, совершаемое в этот день. Тропарь звучит так: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». В этом тропаре говорится, что мы должны приносить плоды добрых дел – недостаточно только веровать.

Что интересно, в это время смоковницы не плодоносят. Надо понять, что Христос на примере этой смоковницы показал, что, во-первых, в любое время года Он вправе от нас требовать плодоношения: мы не знаем, когда Господь будет собирать Свой урожай – люди могут умирать и зимою, и летом, и осенью. Святитель Иоанн Златоуст дает такое истолкование: Христос во время Своего Первого Пришествия никогда никого не проклинал, не наказывал, говорил, что Он пришел не судить, а спасать. Но проклятием смоковницы Он показал нам, что в Своем Втором Пришествии придет именно как Судья.

С другой стороны, Христос показал, что если бы захотел, то тех людей, которые Его арестовывали, допрашивали, учиняли против Него казнь, мог бы иссушить одним словом, чтобы ученики были посвящены в тайну могущества Его. Ведь о том, что Он преобразился на горе Фавор, знали только три ученика, и им было запрещено кому-либо об этом рассказывать, пока Он не воскреснет из мертвых. А здесь уже все 12 учеников убедились, что Он обладает силою и может произнести проклятие, ведь Бог – истинный Господин всего мира, по праву Творца Ему принадлежит все, что существует во Вселенной. Здесь Христос засвидетельствовал, что Он может наказать и принести благословение, произнести проклятие и проявить милосердие. В день Суда, когда будет Его Второе Пришествие, Он придет, как Судья, и одним скажет: «Войдите благословенные в покой Мой», а другим – «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его».

Смоковница – это символ еврейского народа, ветхозаветной Церкви, народа, который, к сожалению, не принес те плоды, которые мог ожидать от них Христос. Апостол Павел пишет, что все, что было с ними, относится и к нам, христианам, достигшим последних времен. В Послании к Римлянам апостол рассуждает: «Если Бог не пощадил природных ветвей, смотри, пощадит ли и тебя» (Римл. 11, 21). С нас, христиан, более серьезный спрос, если мы не приносим плоды нашей веры. Человек живет так, как он верит, и верит так, как он живет.

Получается, что повествование о бесплодной смоковнице соответствует высказыванию вера без дел мертва?

– Это известные слова из Послания апостола Иакова, который рассуждает: «Покажи мне веру твою без дел твоих» – как ее можно показать? И он добавляет «а я покажу тебе веру мою из дел моих». (Иак. 2, 18).

Действительно, есть вера мертвая и вера живая. Мертвая вера – это отсутствие подлинной веры. Например, один человек говорит: «Я верую в Бога», а другой говорит: «Я верю Богу». Разница между первыми словами и вторыми огромна: один человек верит в существование Бога, в то, что Бог есть, а второй доверяет Богу и выстраивает свою жизнь в соответствии с Его волей. Очень часто представители искусства, спорта, политики на вопрос, верят ли они в Бога, отвечают: «Да, там что-то есть». Для христианина этого мало, мы должны не просто верить в существование Бога – мы должны доверять Ему. Апостол Павел говорил о себе: «Я верю Богу», что значит – принимаю с доверием каждое Его слово, каждую заповедь, которая имеет для меня жизненное значение.

Получается, что образ неплодной смоковницы можно растолковать как слова Господа: «Не всякий говорящий «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное»?

– Да. Если мы будем просто декларировать свою веру, что будет проявляться в наших словах, суждениях, может быть, даже в очень грамотных суждениях, но никак не будет сказываться на нашей жизни, тогда горе нам. Ибо людям, которые будут говорить в день Суда: «Не Твоим ли именем мы пророчествовали? не Твоим ли именем многие чудеса творили?», Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22–23). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что самое страшное мучение – это не адский огонь, а видеть в день Суда Лицо Спасителя, Который отвращается от тебя, и слышать Его грозные слова: «Я никогда не знал тебя». Ведь о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем, и если Он прекращает диалог с любой частью творения, оно прекращает свое бытие. Здесь Христос выносит приговор: бытие не прекращается, ад – это и есть жизнь без Бога, вакуум, в котором человек, оставшись один на один со своим грехом, будет раздираем пустотою, миром без Бога.

Вы сказали, что Господь, иссушив смоковницу, показал Свое могущество. Но до этого было явлено уже много чудес, в том числе воскрешение Лазаря, изгнание бесов...

– Могло сложиться впечатление, что Господь лечит, прощает, милует, но люди ни разу не видели, что Он кого-то наказал. Святитель Иоанн Златоуст на это обращает внимание, говоря, что Христос всех прощал. Но в этом случае Христос действует необычным способом – проклинает, показывает, что Он не только милосердный Господь, но еще и Божественный Судья, который вправе требовать от каждого верующего, о котором Он позаботился (Бог заботится о каждом Своем творении), чтобы было ответное движение с его стороны.

Когда мы говорим о любви, предполагается любовь между обусловленными личностями, нельзя любить электричество или камень. Если Бог проявляет Свою Божественную любовь по отношению к нам, откликом на эту любовь является желание исполнять Его заповеди. Сказано Господом: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

В Великий Вторник вспоминается притча Христа о разумных и неразумных девах. Как это соотносится с событиями Страстной седмицы?

– В этой притче рассказывается, что было пять разумных и пять неразумных дев. Число «пять» в понимании святых отцов не случайно – существует пять человеческих чувств. Разумные девы – это те, которые кон-тролировали мир своих чувств, соответственно, неразумные – те, которые их не контролировали. У тех и других были светильники, но у одних было масло в светильниках, у других не было. Очень интересное истолкование у Кирилла Александрийского, который пишет, что и те, и другие – девы, они имеют светильники и ожидают пришествия жениха, но как по-разному складывается их судьба. Одни имеют в светильниках масло, другие не имеют его. Масло указывает на Божие помазание, благодать Святого Духа, которая изливается на всех верующих. Апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Римл. 5, 5), она научает нас и наставляет на всякую правду – Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Если человек надеется не на свои только силы, а прежде всего на Божию помощь в стремлении вести правильный образ жизни, тогда возможен хороший результат. А если человек только ожидает Пришествия Христа, только стремится к этому, но благодати нет, спасение невозможно.

Ведь есть огромное безблагодатное сообщество, когда люди живут без подлинного Причастия, без настоящей Исповеди, без других таинств Церкви, которые совершаются Духом Святым, так же, как Духом Святым совершается помазание каждого человека. Само наше имя «христианин» означает «помазанный». Поэтому, когда мы стремимся к спасению, мы стремимся, чтобы благодать Божия усиливалась в нашей жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Смысл жизни христианина – стяжание благодати Духа Святого». Разумные девы – это те, которые стяжали благодать, а неразумные – те, которые теряли, расточали благодать. В Книге Притчей сказано: «Пусть источники твоего колодца не растекаются по улицам города».

Мы стяжаем благодать прежде всего в таинствах Церкви, когда должным образом готовимся к ним, а, приобщившись к ним, пытаемся сохранять это состояние как можно дольше. Напротив, когда люди не очень серьезно готовятся к тому или иному таинству, даже таинство святого Причащения может создать для них проблемы. Апостол Павел пишет прямо: «Кто ест и пьет, не рассуждая о Теле и Крови Христа, тот ест и пьет в осуждение, потому многие больны и немало умирают» (1 Кор. 11, 29–30).

Проблема неразумных дев в том, что они неправильно распорядились возможностью иметь светильник. Кирилл Александрийский считает, что светильник – это познание о Боге. Они имели девство, Бог дал им необходимое целомудрие, но без благодати и познания о Боге внешнее девство не решает главной проблемы – проблемы нашего спасения.

Неразумные девы попросили у разумных масло, но те не дали им, а сказали: пойдите и купите. Не усматривается ли здесь жадность, эгоизм, неготовность послужить ближнему?

– Кирилл Александрийский пишет, что возглас: «Жених грядет в полунощи» – это звук трубы Архангела Гавриила, а ночь, когда задремали все и уснули, и разумные, и неразумные, – это смерть. Этот святой отец пишет, что умирают разумные и неразумные, праведные и нечестивые, богатые и бедные, но когда будет день Воскресения – «Се, Жених грядет в полунощи»,– все восстанут. Те, которые примирились с Богом через благодать Божественного прощения, обретут спасение, а те, которые расточали Божественную милость, не оберегали дар собственного спасения, которое совершается по благодати, окажутся в тяжелом состоянии. Вот почему мы стремимся умирающих людей напутствовать Святыми Дарами: чтобы человек прошел Соборование, причастился, как положено оставил этот мир. За каждой службой мы молимся о христианской кончине, чтобы она не была в беспечном состоянии, как неразумных дев эта ситуация застала в плачевном состоянии.

В Великую Среду происходят события в доме Симона прокаженного. Как они соотносятся с последующими событиями? В чем заключалось предательство Иуды?

– Каждую ночь, начиная со Входа Господа в Иерусалим, Иисус проводит в Вифании. В среду Господь был в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову (Мф. 26, 6–7; Мк. 14, 6). Все жители города знали, что она блудница. Она разбила сосуд – лила драгоценное миро на ноги Спасителя и отирала своими волосами; Господь говорит Симону: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги» ( Лк. 7, 44 – 46 ). Иуда, который присутствовал при этом, стал сразу высчитывать, за сколько можно было бы продать это миро. Он, как и другие, стал протестовать, что лучше было бы продать миро, а полученные деньги раздать нищим (всегда, когда говорят о помощи нищим в обход церковного служения, в этом какая-то коррупционная схема). И сказано, что Иуда так говорил, потому что он носил ящик и отвечал за сбор пожертвований на служение Учителя. Господь говорит, что не надо останавливать эту женщину, что она опередила всех, даже жен-мироносиц.

В связи с этим днем поется такое песнопение – тропарь Великой Среды: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она опередила всех жен-мироносиц, предшествует Его смерти, приуготовив Его тело к смерти. Христос говорит: «оставьте ее; чтó ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, чтó могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, чтó она сделала » (Мк. 14, 6–9 ). И то, что сегодня мы беседуем о Страстной седмице и вспоминаем об этой женщине, не случайно.

Возникает вопрос: может быть, этой женщиной была Мария Магдалина? Есть толкования, в которых говорят, что это не была Мария Магдалина, хотя в Евангелиях эта женщина называется Марией. Получается, что она выше Марии Магдалины, выше всех жен-мироносиц, потому что взяла на себя чин мироносиц, предваряя страдания Господа и саму Его смерть. Христос отмечает ее особое служение – дух самоуничижения.

Учитель Церкви Тертуллиан, рассуждая по поводу этого события, писал: «Каждый христианин, читая Евангелие об этом событии, думает: «А как я могу помазать ноги Господа миром благоухающим?»». Ориген пишет: «Благоухающее миро, помазание ног Господа – это добро, которое мы делаем по отношению к другим христианам. Ибо все христиане – это и есть ноги Господа». Ведь сказано: земля – подножие ног Его. И когда мы заботимся о братьях и сестрах по вере, мы умащаем ноги Самого Спасителя благоухающим миром. Это мы можем делать каждый день, мы к этому призваны: делать добро всем, наипаче своим по вере.

Великий Четверг – день установления таинства Евхаристии?

– Да, это день установления таинства Божественной Евхаристии. Это событие началось в четверг с заходом солнца. Когда солнце заходило, евреи начинали пасхальный седер. На следующее утро они собирались в Иерусалимский храм, где первосвященник должен был от лица всего народа приносить жертву. И как раз днем распинается Иисус Христос на Голгофе.

После Тайной Вечери Христос с учениками идет на Елеонскую гору. Там Его схватить не могли – собиралось очень много народа, все пели пасхальные псалмы царя Давида. Потом Христос с учениками спустились в Гефсиманский сад, в этом и заключалось предательство Иуды: он знал, куда они придут с Елеонской горы, и привел туда воинов и первосвященников; здесь и происходит арест Иисуса Христа. Его ведут во дворец первосвященника, где собираются все старейшины и допрашивают Его. Иоанн Златоуст с негодованием восклицает: «Они должны были дома петь псалмы пасхальные, а они идут, чтобы убить Сына Божия». Всю эту ночь Христос не спал. С утра Его ведут к Понтию Пилату, потому что еврейский синедрион вынес смертный приговор, но они не имели права его реализовать, только римский прокуратор либо отменял смертный приговор, либо утверждал его. С утра они находятся у Понтия Пилата, потом ведут Христа на Голгофу, хотя в это самое время должны были участвовать в общественном пасхальном богослужении, когда приносится жертва.

Таким образом, жертва Христа буквально заменила жертву пасхального агнца. Иоанн Креститель, когда впервые увидел Иисуса Христа, воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Апостол Иоанн пишет, что Кровь Иисуса Христа, Агнца Божия, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

В Великую Пятницу распяли Иисуса Христа, пролилась Его Кровь. Накануне Он заповедует, взяв хлеб: благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите, вкусите: сие есть тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов». Также и чашу, говоря: «Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов»… Почему Литургия не совершается в Великую Пятницу?

– Обратим внимание на песнопение этого дня: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный». Когда Сам Сын Божий повисает на Голгофском Кресте – это такой момент, когда само Богослово – в начале было Слово, и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, – умирает на Кресте. Поэтому мы пребываем в молчании, Литургии нет, а мы собираемся в храмах к 12 часам, когда совершается Погребение Плащаницы: это был момент настоящей Литургии, той истинной единственной Литургии, которая, начавшись на Тайной Вечере, осуществилась на Голгофе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что где бы ни служилась Литургия – в городе или селе, кто бы ни служил – апостол Павел или апостол Петр – это та же самая Литургия, которую Христос совершил на Тайной Вечере, и, следовательно, то же событие, которое произошло на Голгофе. Поэтому в каком бы храме, у какого священника мы ни причащались бы, это все та же Голгофа, та же Тайная Вечеря.

Что произошло в Великую Субботу?

– В Великую Субботу мы вспоминаем события, связанные с погребением Христа. Дело в том, что суббота еврейская начинается в пятницу с заходом солнца, как и любой богослужебный день всегда начинается с заходом солнца. Почему спешили снять распятых, и даже был дан приказ перебить им голени, чтобы они умерли быстрее? Потому что наступала суббота (она наступала в пятницу с заходом солнца, а не в 12 ночи, как сейчас у нас), и они спешили сделать погребение. Вот почему жены-мироносицы не успели помазать Христа миром. Миро возлили на Него (в Иерусалиме мы видим камень Помазания), но как это положено, сделано не было. Мы знаем, исходя из свидетельства Туринской Плащаницы, которую называют пятым Евангелием, что Тело Христа не было полностью омыто, хотя на него и было возлито миро.

Песнопение Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» и другое: «Мироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд».

В Великую Субботу мы вспоминаем, с одной стороны, погребение Христа, с другой – Его схождение во ад. Все это предваряет Его Воскресение. Жены-мироносицы рано поутру, когда закончилась суббота (а она оканчивается в субботу вечером), уже могли выйти из Иерусалима и двигаться в сторону, где был погребен Иисус, чтобы, как полагается, помазать Его миром. Но Христос уже Воскрес.

В чем смысл Христова Воскресения?

– Смысл Христова Воскресения в том, что, когда Он умер на Кресте (а Он неоднократно предсказывал это событие), враги Его и друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту Жертву. Некоторые думают, что смысл Христова Воскресения в том, что Он Воскрес – и мы воскреснем. Григорий Богослов пишет, что некоторым людям лучше бы не воскреснуть, чем воскреснуть, оказаться на Суде и потом в аду вечно мучиться.

Смысл Христова Воскресения заключается в том, что когда Господь Иисус Христос был воскрешен Богом Отцом и восстал Сам силою Собственного ипостасного Божества, как Сын Божий в Духе Святом, это стало свидетельством того, что Жертва принята. Это было знамение от Бога, что все те грехи, которые Он взял на Себя, умирая, оправданы Его чудесным Воскресением. Апостол Павел пишет, что это взаимосвязано. У него есть такое высказывание: если Христос не воскрес, вера наша тщетна: и мы еще во грехах своих (1 Кор. 15, 17). Но Он Воскрес, и это значит, что Жертва за наши грехи (а Он умер не только за грехи верующих, но и за грехи всего мира) принята, и каждый, кто воспользуется этой жертвой, станет православным христианином, обретет дар вечной жизни.

Почему Христос после Своего Воскресения не вознесся сразу?

– Ответ на этот вопрос содержится в Священном Писании, в Послании к Колоссянам апостола Павла, где Христос называется первенцем из мертвых (1, 18). Сразу возникает вопрос – как он первенец из мертвых, если Лазарь воскрес за неделю до этого, сын Наинской вдовы воскрес, и так далее? Он – первенец из мертвых, потому что показал новый «формат» воскресения: имеется в виду, что тот, кто воскреснет со Христом и во Христе, уже не умрет. А Лазарь умер, сын Наинской вдовы прожил и умер. Когда мы переживем воскресение во Христе и со Христом, смерть уже не будет иметь над нами никакой власти. Ибо «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Божие благословение на дни Страстной седмицы!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс