Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (863) → Архимандрит Алексий (Поликарпов). Великий пост: с любовью ко Христу

Архимандрит Алексий (Поликарпов). Великий пост: с любовью ко Христу

№14 (863) / 12 апреля ‘16

Беседы с батюшкой

Пост – это подвиг?

– Несомненно. Пост – это не просто неедение. Святые люди, подвижники радуются посту, а невоздержники скорбят, что надо воздерживаться, надо бороться с собой, потому что самое трудное – это как раз борьба с самим собою. Но есть правила Святой Церкви, устав которой говорит, каким образом нам воздерживаться в пище. Каждый имеет, может быть, для себя еще какой-то обычай. Поститься, я думаю, желают многие православные христиане. В отдельных учреждениях в столовых есть постная пища, так что поститься легче. Но прежде всего важно внутреннее стояние пред Богом, сокрушение, покаяние, молитва. Меру подвига, меру поста определяет Церковь, но каждый принимает это по-своему, в силу состояния физического и духовного здоровья. Это важно – послужить Богу не меньше, чем я могу.

Многие говорят о том, что важно не столько не вкушать пищу, сколько «не есть других людей». И многие как раз на этом играют: «Ну и что, что я нарушил пост, зато я в душе мир сохраняю».

– Хорошо. Каждый стоит пред Господом, каждый своему Господеви стоит или падает (Римл. 14, 4), – говорит Священное Писание. Совесть каждого оправдывает его или обличает. Кто-то, может быть, действительно по-фарисейски постится, и это будет ханжество, всего лишь внешняя форма. А кто-то внутренне предстоит пред Богом. Каждый и получит ту награду, которую он заслужил. По совершении Великого поста каждый из нас подводит итоги и смотрит, что же он сделал.

Перед началом поста, может, немного страшновато вступать на это поприще, тем не менее каждый ставит себе задачи, ближние или дальние: что он может сделать в этом году, как он может стать лучше. Если кто-то пришел в Церковь недавно, он постепенно воцерковляется, ему может быть сложно, либо, наоборот, он имеет такую горячность духа, что он готов и голодать, и поститься, и молиться, и живым на Небо... Но, как говорят святые отцы, всему есть мера, и очень важно идти средним путем для того, чтобы исправиться, начать новую жизнь.

Естественно, сразу не получается. Святые отцы говорят, что состояние бесстрастия не в том, чтобы не испытывать страстей, а в том, чтобы бороться с ними. Если мы встали на этот путь, боремся, состязаемся, прежде всего, с самим собой, то это уже значимо, важно, богоугодно.

Скажите, почему нужно ограничивать себя в еде постом?

– Это, наверное, самое простое, хотя это может быть сложным, трудным и не всем доступным. Есть люди, которые не могут физически соблюдать пост, тогда они могут сделать что-то для Бога, показать свою любовь ко Христу. Это может быть молитва, пусть небольшая, но от сердца.

В пост мы свое тело воспитываем для того, чтобы оно могло в полной мере служить Христу Спасителю. Это весна покаяния, время исправления, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Но человек состоит из души и тела. Первый человек был создан Господом богоугодным, чистым, братолюбивым, незлобивым. А когда прародители согрешили, то на этого первого человека, как говорит преподобный Макарий Великий, наложился во всем как бы ему противоположный: рука на руку, нога на ногу, голова на голову. Наша задача этого пришельца, страстного человека победить, отказаться от него. И наши шаги этому служат.

Раз мы говорим о прародителях, то, что Господь заповедал не вкушать от древа познания добра и зла, не является ли первой заповедью о посте?

– Первая заповедь о посте и заповедь о послушании. Каждый из нас, как учит Церковь, может себя испытывать: «А что я могу сделать?» Кто-то полностью приемлет пост, если силы и здоровье позволяют, кто-то хотя бы отчасти, но каждый должен свой талант принести Богу.

Часто слышал такую фразу, что человек, который говел Великим постом, может не соблюдать другие посты. Говорят, что Великий пост – самый главный пост.

– Самый главный, важный, серьезный, потому что он ведет нас к Пасхе, к Воскресению Христову. Но другие тоже важны. Мы знаем, что после Великого поста летом будет Петровский пост, который приводит нас к празднику святых апостолов Петра и Павла. Мы тоже молимся, просим святых апостолов, чтобы они дали нам силы быть в «духовном тонусе». После этого Успенский пост, который посвящен Богоматери, и иногда говорят, что он является как бы отрезком Великого поста, потому что он довольно строгий. Если в Петровский пост мы можем в определенные дни вкушать рыбу, то Успенским постом рыба не разрешается. Успенский пост непродолжительный, длится две недели, поэтому его все-таки соблюдать легче. В зимний период мы приходим к посту перед Рождеством Христовым.

Так что каждый пост имеет свою цену и значимость, для каждого из нас это определенные этапы духовной жизни. Как мы уже неоднократно говорили, самое трудное – это бороться с самим собой. И если человек в свою меру с Божией помощью преодолевает эти сложности, то он будет иметь награду от Бога, он может воспитывать самого себя. Нужно говорить, что Великий пост важен, но нельзя при этом отрицать другие посты, потому что это установления Церкви, установления апостольские.

Говорят, что устав Церкви формировался именно в тех областях, где нужно не так много, чтобы утолить голод и поддержать свои жизненные силы. А мы все-таки живем на севере, нам нужны витамины... Если в Египте съели финик – и уже сыты, здесь другая проблема. Люди задают такие вопросы: как мирянам быть? Устав Церкви очень строгий, и не всегда все могут его соблюдать.

– Мы соблюдаем пост в той мере, в которой это возможно для нас. Пост, если строго подходить, – это полное воздержание. На Афоне, когда идут дни первой седмицы, монахи ничего не вкушают. На второй день (в разных монастырях может быть свой устав) вечером вкушают отвар лаврового листа. Вот такая строгость. Когда проходит первая седмица, разрешение на пищу уже другое.

В России и монахи, и миряне стараются поститься: кто-то не вкушает пищи, если ему позволяет здоровье, духовное состояние, но кто-то кушает то, что может. Каждому подсказывает его совесть. Можно посоветоваться со своим духовником, насколько я могу подвизаться. В монастырях есть игумен (игумения), которые говорят: «Вот мы будем таким образом соблюдать наш устав». И каждый приносит свой плод, и каждый получает свою награду. Так что, думаю, тут можно рассуждать.

Пост нельзя отрицать, потому что это опыт Церкви, опыт тех людей, которые достигли святости. И если мы следуем их путем, то приближаемся ко Христу. А если мы слабы и немощны, то мы приходим к священнику. Иногда говорят: «Разрешите мне не поститься». Если доктора говорят, что вам нельзя соблюдать пост, тогда приходите к священнику и говорите: «Я не мог(ла) соблюдать пост, потому что мне не позволяет мое здоровье». Господь не требует от нас невозможного, Он требует от нас любви, служения Ему душой и телом (сейчас мы говорим о внешнем телесном посте) – это будет самое главное и важное.

А если здоровье не позволяет, но человек хочет соблюдать пост и вредит себе...

– Если человек неразумно постится, то это неправильно. А если, положим, он не ест одного, а ест другое либо ест меньше, значит, он поступает разумно. Мы люди церковные, наверное, у многих есть духовники, они могут подсказать, как правильно и разумно это делать.

То есть все-таки стараться действовать без фанатизма.

– С любовью ко Христу.

Вопрос телезрительницы из Сургута: «Можно ли читать в Великий пост акафисты или заменить их канонами?»

– Если мы говорим о том, что совершается за богослужениями Великим постом в храме, то чаще всего в этот период акафисты опускаются. Больше читают Псалтирь, каноны. Но есть такое выражение: «Для келий устав не писан». Если вам хочется помолиться за акафистом у себя дома, это не возбраняется.

Давайте перейдем от вопросов телесных к духовным. Зачастую пост превращается в формальность: мы не едим и этим довольствуемся. Как найти баланс, золотую середину между воздержанием в пище и духовным состоянием, чтобы Великий пост провести достойно и встретить Светлое Христово Воскресение с великой радостью?

– Важно, чтобы сердце наше принадлежало Христу. Мы молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Дух, душа и тело должны быть нераздельны. Мы смотрим, насколько исполняем заповеди, насколько чисты в своих устремлениях, делах, намерениях и согласуем дела душевные и духовные, служение Богу, Церкви. Это важно.

Конечно, нужна молитва. Мы знаем из опыта, что постом большое внимание уделяется молитве. По церковному уставу в храмах начинают читать Евангелие особым образом, чтобы все четыре Евангелия были прочитаны. Это говорит о том, что Священное Писание очищает душу, приближает человека ко Христу.

Насколько я могу это делать? Может быть, я человек занятой, у меня есть семья, много работы, я не всегда могу прийти в храм. Но Господь не требует невозможного, и я должен делать то, что могу. Очень важно, когда я служу Христу теми талантами, которые у меня есть. Может, я не могу много молиться, но могу посетить своего ближнего, могу сделать какое-то доброе дело. И это тоже важно, что в такой непростой период мы начинаем исправляться, начинаем жить по Божиим законам. Я думаю, что каждый может определить эту меру для себя, согласуясь со священником, осознавая свои возможности и учитывая сложности.

Великий пост, наверное, является некой целебницей, которая заряжает энергией на весь оставшийся год?

– Да, это так. Особенно когда мы переживаем молитвы, когда читаем Священное Писание, когда переживаем Светлое Христово Воскресение, когда ликует небо и земля, тогда, конечно же, человек становится новым. Быть новой тварью во Христе – каждый из нас призван к этому. Это непросто, но тем не менее мы дерзаем. Будем иметь благословение церковных пастырей, читать молитвы перед началом Великого поста для того, чтобы укрепиться и совершить это течение.

Когда наступает Великий пост, в храмах совершается таинство Соборования. Объясните, пожалуйста, что это за таинство, в чем его смысл и польза.

– Таинство Соборования (или Елеосвящения) может совершаться и вне Великого поста, в любое время. В этом таинстве человек освящается елеем, молитвой, семь раз читается Евангелие. Все органы чувств человека помазываются елеем. В таинстве прощаются грехи и от Бога дается здравие души и тела. Иногда люди бояться собороваться, даже если чувствуют себя физически не очень хорошо, говорят: «Я не буду собороваться, мне рано собороваться», потому что считают, что это таинство совершается только перед смертью. Это далеко не так. Напротив, если я приступил к таинству, то я получил от Бога исцеление.

Иногда трудно совершить таинство Соборования, и священник как никто знает это. Например, в больнице, потому что человек, может быть, не один находится в палате. Святая Церковь, идя навстречу нуждам своих верующих, имеет особый сокращенный чин Елеосвящения. Но при этом таинство совершается, и духовная сила способствует душевному и телесному здравию человека.

В Даниловом монастыре таинство Соборования будет проходить со второй седмицы Великого поста каждый четверг в 17 часов. Таинство будет совершаться и в других московских храмах. От этого священнодействия особое настроение, потому что мы просим у Бога помощи: оставления грехов и исцеления души и тела.

Как часто постом нужно причащаться? Есть разные практики: кто-то редко, кто-то часто...

– Я думаю, что постом нужно непременно причаститься. Для того мы и постимся, чтобы очистить душу и тело, соединиться со Христом. Кто может подготовиться должным образом, тому возможно причащаться каждую неделю. Кто усердно постится, молится, тот может причащаться в среду и пятницу на Литургии Преждеосвященных Даров. Каждый день Великим постом не причащают, только в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Если человек подготовился, жаждет духовного обновления, если священник его благословляет, он может причащаться в эти дни. Но, конечно, надо приготовиться. Есть молитвенное правило ко святому Причащению, есть пост в пище, для людей, живущих в супружестве, есть супружеский пост. И это важно – соединиться со Христом для того, чтобы двигаться дальше.

Как важно постом не осуждать?

– Для этого Церковь предлагает молитву святого Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» и поклоны. Это очень важно. Мы помогаем нашему телу и духу помнить свои грехи. «Даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения» – это очень важная объективная оценка самого себя, кто я есть...

Пророк Давид говорил: Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс.21,7). Кто может похвалиться, что он не такой? Друг перед другом нам подчас кажется, что мы хорошие, благочестивые, закрадывается мысль, что я не творю греха… А если поставить себя пред Богом? Кто может Богу сказать: «Господи, я умный, красивый, положительный, смиренный и кроткий?» Вряд ли найдется такой человек. Если я свои грехи буду видеть, я уже не буду осуждать другого. Как говорят, когда покойник у меня в доме, я не пойду чужого покойника хоронить, буду плакать о своем.

Как детям соблюдать пост? Им же надо расти...

– Если мы говорим о детях, которые живут в семье, значит, родители решат, как будет. Я помню такие примеры, как одна маленькая девочка (сейчас она уже замужем, имеет свою семью) в свое время говорила: «Я не хочу белую котлетку, я хочу коричневую», то есть мясную, а белая, вероятно, была картофельная или из каши. Так родители постепенно воспитали ее, она выросла здоровой православной христианкой. В каждой семье по-своему. Кому-то не дают чего-то, кому-то говорят: «Не делай этого, а поступай таким образом». Так что это решается в силу воспитания.

Часто бывает, что в семье есть верующий и неверующий, кто-то хочет соблюдать пост, а кто-то нет.

– Господи, умудри, чтобы верующие и постящиеся не осуждали непостящихся и неверующих, а неверующие имели бы снисхождение к тем, кто постится. Нас, постящихся, иногда упрекают, что мы становимся злыми, не проявляем любви.

На протяжении всей нашей беседы Вы очень мягко высказываетесь по многим вопросам. Где-то же нужно жестко? Человек имеет свойство, можно сказать, наглеть в некоторых ситуациях: ему тут разрешили, там разрешили… А в конце он вообще, не дай Бог, упадет или возгордится...

– Почему же упадет?! Я наде-юсь, что через мягкость, как вы выразились, через любовь человека к Богу и через Божию любовь к человеку, человек наоборот поднимется. Ведь все когда-то начинают, приходят в Церковь. Кто-то осознанно, кто-то в благочестивой семье со своими родителями, и постепенно человек растет. Росточек появился, потом он приносит плод. Я думаю так. А надо жестко, строго?

Может, кому-то и полезно.

– Я старался акцентировать на другом: Церковь наставляет через свое учение своих пастырей, и она возводит человека от земли к Небу. Это важно. «Умеренному деланию нет цены», – говорят святые отцы. Постепенно человек растет. Кто-то в минувшем году не постился, еще не пришел в Церковь, а в этом году мы надеемся, что человек придет в Церковь, приступит к таинствам, начнет поститься. Известно, что все непостные продукты постом меньше покупаются, люди уже больше постятся, больше покупают постных продуктов. Так что понемногу, потихоньку, каждый в свою меру… А вы считаете, что нужно так: «Правило такого-то Собора гласит так-то…»?

Тяжело так считать, потому что мы не соблюдаем того, что написано...

– Мы слабые, немощные, священники это понимают. Кому-то они строго скажут, а кому-то скажут: «Хорошо, милочка, сегодня ты еще не сумела подготовиться должным образом, приходи в следующий раз, тогда уже нужно будет поступить так и так…» Есть много пастырских вопросов, которые сразу не решаются.

Люди задают вопрос о вегетарианстве, когда человек (независимо от того, пост или нет) воздерживается от мяса, это своего рода образ жизни. Можно ли вегетарианство считать постом?

– Нет. Ведь цель какая? Постройнеть, похудеть, вылечиться, может быть. Если есть необходимость, хорошо, что человек соблюдает диету. Но мы же говорим о служении Богу. Наш пост – это, прежде всего, проявление любви ко Христу. Так что вегетарианство само по себе, если оно не повреждает духовной сущности человека, может быть. Или сыроедение, например, – много разных диет. Но это еще не пост. А у нас есть устав о посте.

Если человек оступился Великим постом, скушал что-то скоромное, причем осознанно (может, и неосознанно)… Бывает, приходит человек в кафе на обед, заказал что-то, а там скоромное в салате, он не заметил и съел. Многие очень сильно переживают из-за этого.

– Есть такая шуточка: «Порося, обратись в карася»…В том, что от человека не зависит, он не виноват. А потом есть покаяние: пришел на Исповедь и сказал – вольный грех (если нарушил намеренно) или невольный грех (если нарушил ненамеренно). На все есть покаяние и прощение от Бога.

Многие знают наше гостеприимство: приходишь в гости к людям, которые не постятся, и на столе скоромная пища. Нехорошо отказываться и сидеть «забитым» вне коллектива. Как быть в этой ситуации, когда тебя кормят, а тебе нельзя, и в то же самое время не хочется обидеть человека?

– И что же выбирает человек: обидеть другого или чтобы потом совесть его обличала, что он нарушил пост? По-разному бывает. Иногда человек решает, что если он съест, тем сотворит меньшее зло – не обидит другого. Иногда он может гостеприимным хозяевам сказать: «Простите, я пощусь», и они принимают такие доводы. Нужно смотреть по ситуации, по внутреннему настроению...

Мы должны заканчивать беседу. Очень бы хотелось, чтобы Вы дали нашим телезрителям какое-то наставление.

– Господи, благослови нас сотворить поприще Великого поста преисполненным духовных сил, радости о Господе Воскресшем. Всем нам, Господи, помоги!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс