Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №13 (862)
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского женского монастыря в Москве: – Поставьте на должное место Святую Евхаристию в своей жизни, и мало-помалу у вас все выправится с потреблением земных благ. И не будете злоупотреблять горячительным, и отсохнет от вас эта курительная страсть, и вкушать будете в простоте и веселии сердца, от избытка уделяя нуждающимся: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» «Виноградную косточку в теплую землю зарою… А иначе зачем на земле этой вечной живу?» – все у вас будет просто, со вкусом, с изюминкой, с искоркой, если вы будете в праздничные дни готовиться и приступать к Святой Чаше, если Небесные Пища и Питие будут для вас пределом вашей светлой мечты, если вы будете идти к свету Божию, на Божественную литургию, как мотылек стремится к свету! И думается, что все вот это услаждение грехом («Ах, я и ненавижу свою страсть, но и лобызаю ее!») происходит от диспропорции в нашей жизни. Мы удалились от духовного света, и в сумерках страсти играют нами, как мячиком для пинг-понга. А вот возвратимся в лоно Матери Церкви, будем по воскресным дням взирать туда, где священник в алтаре, повернувшись к нам, говорит: «Вкусите, примите: сие есть Тело, сия есть Кровь Господня, за вас ломимая и изливаемая во оставление грехов», – и все у нас наладится! «Молись Троице, и все устроится». Я в этом глубоко убежден.
Может быть, к нашему разговору следует добавить еще кое-что. «Батюшка, – иногда спрашивают, – если мы такие страстные и ужасные, если каждый день нам надлежит сражаться с этими главами гидры, рубя ее щупальца – обидчивость, уныние, то останется ли место для деятельного добра? Какую цену имеет мое желание помочь человеку, находящемуся в нужде, посетить больного, коль скоро я с головы до ног покрыт проказой страстей, есть ли место для деятельной любви?» Есть, и очень даже есть! Потому что от внешнего можно и должно идти к внутреннему. Подлинная любовь Христова всегда требует от нас маленькой жертвы, это всегда удар по собственному себялюбию, эгоизму. «Царство Небесное силою берется». На самом деле не просто даже выслушать человека: он нам кажется недостаточно умным, понятия его сбивчивы, он занимает наше время, все это мы давно проходили, это нам неинтересно. А что, если он завтра опять придет? Так мы вот и бегаем друг от друга, как «ежики в тумане», на самом деле сознавая, что слабы, и грешны, и нечисты пред очами Божиими. Ради Господа Бога ты можешь и должен делать маленькие жертвы, отщипывая от собственного самолюбия, зная только, что подлинной наградой за твое добро будет не комплимент, не статья о твоей благотворительности в газете и не доброе о тебе суждение, а раскрытие твоего сердца в еще большей полноте пред Богом. Ибо «в каждом народе приятен Богу делающий добро», говорит Священное Писание. Быть милостивым необходимо, чтобы мы еще лучше познали самих себя, чтобы в еще большей полноте нам открылась область поражения, чтобы мы обретали вдохновение в борьбе со страстями. Только рядом с милостивыми, умеющими сострадать, проявлять сердечную заботу, печалиться о ближних находится Господь Иисус Христос – наш Врач, наш Хирург и наш Целитель.
Вот почему необходимо всегда держаться золотой середины. С одной стороны, мы не одобрим тех людей, которые говорят: «Я вся в благотворительности, в социальных прожектах, аскетикой я не интересуюсь, это не для меня. Я в сиротских домах, посещаю заключенных, а что там у меня в душе – знает Бог». Не только Бог, но и ты должен знать, что у тебя в душе, необходимо отделять пшеницу от плевел, потому что внешними и добрыми делами не спасется никакая плоть. Необходима чистота, смирение и любовь, а это без покаяния, без самоуглубленного наблюдения, без внутренней борьбы с помыслами не достигается. И с другой стороны, нехороша крайность: «Знай себя – и довольно с тебя». Да, конечно, это основа основ, но нельзя в наше время превращаться в «премудрого пескаря»: забрался в свою норку, усами шевелишь, умные книжки по аскетике читаешь, а не слышишь воплей нуждающихся, которые у тебя за окном раздаются, закрываешь уши. От внешнего к внутреннему – это общий наш путь, особенно для тех, кто живет в шумных городах, и выявление внутреннего вовне. Если роза не искусственная, а живая, она пахнет! И вера наша, и молитва наша – это прекрасный цветок! А вот благоухание, исходящее от цветка, – это твои сердечные расположения, умение сочувствовать, улыбнуться человеку, проявить радушие, приветливо с ним поговорить, деятельно о нем позаботиться, дать ему то, что он просит, а может быть, и сверх того, если имеется такая возможность, как учит нас милосердный самарянин. Таким образом, везде и всюду царский путь в том, чтобы больше исполнять и малого не забывать, не уклоняться ни одесную, ни ошуюю, ни в леность – бездеятельность, ни в тщеславие – при видимом изобиловании добрыми делами. А главное, уметь себя всецело вверить Небесному Отцу, прося, чтобы Он руководил нами, нашим медленным восхождением, чтобы Он указывал нам и порядок сражения со страстями и вместе с тем давал силы держать оборону против всех злых желаний вместе взятых.
И, конечно же, не забудем при этом, что мы недостойные чада Пресвятой Девы Марии. Она перераспределяет Божественный свет, который льется от непостижимого Существа Божия. Она подлинная Матерь, Родительница всех нас. Она не спускает с нас Своего материнского взора, и поэтому, уповая, надеясь на Нее, мы никогда не погибнем. Она все подправит, подкорректирует, упадем – восставит и даст еще нам дух мирен, дух радости, дух рассудительности, по которому окружающие могут судить: на правильном пути мы находимся или нет. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Наталья Коваль
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.