Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое пост?
– Пост – Божия заповедь. О посте мы можем посмотреть в Книге Бытие, где Бог дает ограничение первым людям, чтобы они воздерживались по своей воле от того, чтобы употребить плод познания добра и зла. На страницах Священного Писания читаем: пост – это добровольное ограничение по исполнению Божественной воли. Оно и называется постом – внутренним ограничивающим фактором для самого себя, для сохранения целостности себя. Мы, современные люди, должны помнить, что пост – прежде всего, духовная практика, которая делает человеческое естество (и телесное, и духовное) более совершенным, более полезным для нас самих для того, чтобы попасть в Царство Небесное. Пост – великая добродетель, которая необходима для каждого человека.
Когда и как был установлен Великий пост?
– Великий пост имеет райские корни, но его развитие можно проследить через всю историю Ветхого Завета и Нового Завета – и в послеапостольские времена, и до наших дней. Он имеет начало от Самого Бога. Поэтому историю возникновения поста следует изучать, и каждый человек должен подходить к посту осознанно. Пост совершенствует человека.
Великий пост установлен Господом нашим Иисусом Христом, когда Он после крещения был отведен Святым Духом в пустыню и там постился 40 дней и ночей. И впоследствии взалкал (жаждал воды, еды), так как Он ничего не ел и не пил. Сам Господь постился, показывая этим, что является истинным Человеком и истинным Богом. Предваряя те споры, которые возникли позднее о природе Господа нашего Иисуса Христа, скажу: Господь Своей жизнью, Своим примером, поступками, действиями всячески показал нам, православным людям, Кто Он на самом деле. Он – Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек.
Великий пост установлен в подражание посту Господа. Мы называемся христианами потому, что являемся подражателями и учениками нашего Божественного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа. Он облекся в кожаные ризы, которые мы носим сегодня. Господь не обрел какое-то новое тело, Он был таким же, как и мы, но у Него не было потребности в грехе. Он был безгрешен во всем, но пребывал в теле тленного человека. Поэтому Господь нам показывает, что человек должен и может совершенствоваться. Потому, что Господь пришел на землю, исполняя волю Своего Отца, Он называется вторым Адамом. И людям Он показал правильный путь на собственном примере. Он показывал, что человеческая плоть иногда должна быть изнуряема, чтобы привести свое духовное чувство в определенный настрой для молитвенного общения с Богом.
Каков критерий того, что пост проходит правильно?
– Пост всегда будет проходить правильно, если он будет проходить под наблюдением духовника, по благословению Церкви, когда человек не будет уходить в крайности и впадать в маргинальные явления – полный отказ от еды, а будет принимать пищу, не содержащую продуктов животного происхождения, не будет показывать свое вегетарианство или сыроядение. Пост – духовное явление. Роль поста в том, чтобы мы привели свои духовные чувства в норму, в порядок для того, чтобы мы ощущали благодать Божию на самих себе. Чтобы наша мысль всегда была направлена к Богу. Это невозможно будет сделать, если человек будет жить плотскими страстями, будет отвлекать себя духовно и нравственно различными вещами.
Великопостное делание – духовная практика. Это приведение в порядок своих чувств, своего тела, воздержание от определенных продуктов и мирских действий, упражнений, чтобы перенастроить себя для нормальной способности общаться с Богом. Пост совершается ежегодно. Пост обуздывает человеческую плоть, чувства, неистовость. Он освобождает человека от страсти. Пост – это средство достижения духовной свободы человека.
К каким чувствам должен стремиться человек во время поста?
– Это и душевные, и духовные чувства, когда молитва льется из сердца, когда сторонние образы не привязываются к молитве, когда ощущаешь духовную теплоту, когда без помех можешь обращаться к Богу. Человек ограничивает себя в увеселениях, начинает чувствовать смысл слов Священного Писания: когда человек забивает свои эмоциональные чувства азартом, грехом, фильмами, театром и другими вещами, которые не напоминают о Боге, то ограничение себя, связывание потусторонних чувствований, бывают полезными, чтобы чувствовать ту соль, которая есть на страницах Священного Писания.
Если человек во время поста вынужден находиться в мирском темпе, в котором мы живее, и не может резко ограничить себя, есть ли возможность внешне находиться в этом темпе, а внутренне перестроиться?
– Можно. Наша Православная Святая Церковь всегда с человеком. Вот человек в силу своей профессиональной обязанности продолжает работать, но он помнит, что не может отвлекаться на какие-то темы, которые отвлекают его от Бога. Или актер. Исполняя роль, он помнит, что сейчас время Великого поста, и если роли идут вразрез с христианским пониманием, то православный человек от роли, которая может искусить его и зритель может искуситься, постарается убежать.
Пост – это время, когда в атмосфере веет особый дух, и православные люди чувствуют его. Они понимают, что Великий пост – это когда сама природа напоминает человеку, что необходимо в это время перестроиться, перенастроить свой духовный камертон. И он будет свою жизнь строить таким образом, чтобы достойно встретить Воскресшего Христа.
Великий пост – это только гастрономическое ограничение или это все-таки духовный подвиг?
– Любой пост имеет и духовную составляющую, и гастрономическую. Гастрономическая составляющая, по рекомендации Церкви, не должна принести вреда организму человека. Но духовная составляющая превыше всего. Что толку, если человек выполнит все предписания Типикона, но не избавится от привычки осуждать, воровать, грешить любыми грехами, не избавится от блудных помыслов, не избавится от того, что оскверняет тело человека? Толк в этом гастрономическом воздержании? «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», – апостол Павел подчеркивает, что толк не в том, что мы набиваем свою утробу, и пища, которая попадает в желудок, превратится в ничто.
Мы должны воспитывать в себе нашу душу, внутреннего человека, который был бы пригодным для Царства Небесного. Пост – это педагогическая мера, которая призвана воспитать внутреннего человека, сделать его обновленным, потому что в пост человек обещает Богу избавиться от каких-то страстей, осуждения, роптания. В пост человек дает себе обещание и перед Богом дает обещание. Например, не будет курить, пить, не будет грешить теми грехами, которые оскверняют его душу и тело, которые направлены против Бога.
Пост – это педагогическая мера, которая очень важна для человека. Если человек не будет совершенствоваться в чтении, он очень скоро разучится читать. Если человек, обладающий профессиональной привычкой, профессиональными тонкостями, не будет их совершенствовать, то он утеряет это научение. Так же и пост призван к тому, чтобы поддерживать способность человека к духовной жизни. Чтобы человек мог реализовать себя не как физическое животное, а как духовное существо, духовное творение. Пост призван возродить в человеке духовного человека, сделать из человека падшего, падающего – совершенного человека, каким хочет видеть нас Бог.
Как правильно поставить задачи на Великий пост?
– Прежде всего, надо жить по тем рекомендациям, которые дает наша Церковь. Мы находимся в окормлении Русской Православной Церкви. У нас есть своя история, традиция жизни в посте, есть предуготовительные недели, которые рассказывают человеку о том, как необходимо жить, как необходимо подготавливаться, как необходимо молиться, как необходимо вести себя в Великом посту. Мы помним, что есть неделя, когда можно употреблять мясо, чтобы человек наелся, запасся необходимыми веществами на определенное количество времени. Есть неделя сырная, когда человек уже мясо не ест, а употребляет кисломолочные продукты.
Церковь подготавливает определенным образом – и гастрономическим, и духовным. Богослужебный темп становится более насыщенным, человек подготавливается к более длительному слышанию Священного Писания, особенно Ветхого Завета, больше читается Псалтири, кафизм и канонов, делается больший упор на духовную составляющую, каким человек должен быть. Приводятся образы падения древнего человека, восстановления нового человека. В них мы, прежде всего, должны найти наше положение – где мы находимся: либо близко к пропасти, либо на пути к ней, либо далеко от нее. И время Великого поста дает возможность задуматься, на каком мы месте, в каком мы направлении, не отвернулись ли мы от Бога, почувствовать живую реальную связь с Богом, с Небом. Что мы из себя представляем в духовном плане? Не пустышки ли мы духовные, не иссяк ли в нас дух, который мы должны поддерживать, как поддерживают в очаге огонь, так и мы животворящий дух должны поддерживать в себе при помощи молитвы, доброделания, христианской жизни, памятования о Боге. Мы должны это помнить и смотреть, какой баланс внутреннего потенциала в нас, и если он низкий, то мы должны его восполнять такими делами, которые, несомненно, угодны Богу.
На чем следует сделать акцент во время Великого поста, чтобы не перегнуть палку?
– Акценты направлены на то, чтобы человек осознал свою греховность, освободился от мысли, что он все может и Бог ему не нужен, чтобы человек освободился от тех дел, которые он творит. Пост призван обратить внимание именно на эти поступки человека, чтобы он обрел Бога и обратил внимание на Его отсутствие внутри себя. Поэтому у нас в Церкви есть православные практики, которые совершенны по своей природе.
Не надо больше никуда обращаться, ничего искать на стороне, потому что в нашем православном христианстве все есть в преизобильном совершенстве. Мы можем поделиться своим опытом с другими, но перенимать духовный опыт, имея такую святоотеческую школу, нам нет необходимости. Поэтому мы должны реанимировать все это – надо, чтобы было духовное чтение. Не надо сразу отказываться от всего в Великий пост. Бывают такие рьяные, что перестают общаться со своими детьми, мужьями, женами… Эти люди не понимают духовной сути поста. Начинают измождать себя диетой, которую сами для себя придумали, которая не является постом, озлобляются на весь мир и не возрождают при этом в себе нового духовного человека, который все время умаляется и не может достичь того совершенства, какое хочет увидеть в нас Бог.
Не должно быть никакого перекоса, должен быть царский золотой путь – воздержание, молитва, памятование о Боге и близких, хождение в храм Божий, домашняя молитва. Это будет полезно и тем, кто имеет к Церкви поверхностное отношение, – не прихожанам, а «захожанам» храма. Но если они будут узнавать о посте, видеть людей постящихся, но в то же время и радующихся, видеть благодатный огонек в глазах людей, и им захочется пойти в храм, получить такой же заряд, то в этом ничего плохого нет. Мы, православные христиане, должны уметь делиться опытом своего богообщения со всеми внешними, которые не имеют этого духовного опыта; почерпнуть его мы можем из святоотеческого наследия – например, свт. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого, свт. Игнатия (Брянчанинова), Феофилакта Болгарского, Феофана Затворника, – и познавать дух истины, которая находится в Священном Писании, в Священном Предании, одухотворять себя молитвою и добродетелью.
Если бы каждый Великий пост и каждый последующий пост закреплял бы в человеке такое направление, для души человека была бы огромнейшая польза.
Что можно посоветовать человеку, который только-только входит в церковную жизнь?
– Такие люди должны молиться, поститься и жить духовной жизнью по силам. Они должны иметь опытного духовника (или священника). Непосильные нагрузки могут погубить. Пост несется по мере возможностей человека, по мере его способности понести тот или иной духовный груз. Например, на богослужении получить нагрузку на свое сердце, на духовный мозг.
Необходимо сообразовывать Великий пост с тем, кто хочет его понести. Так, для профессора это будет определенный темп и стиль жизни, исследование Священного Писания и молитв, исследование научных фактов и доказательств, которыми преи-зобилует Церковь. Если он будет делать это в пост, то Господь откроет ему и о сущности его духовного подвига, даст определенную направленность мысли, даст сердце, которое захочет познавать Бога, даст условия, которые будут способствовать изучению Священного Писания и духовных отцов. Мы должны помнить: когда человек открывает свое сердце для Бога, в него приходит Святой Дух, поселяется и делает свою работу – она невидимая, она духовная.
Как соотносятся курение и алкоголь с постом?
– Это абсолютно противоположные вещи. Все одурманивающее человека, обманывающее человеческий мозг, отводит человека от Бога. Такой человек не может постигнуть Бога, он становится чуждым делам Святого Духа, не может постигнуть того, что хочет донести до нас Бог. Бог не хочет влезать в нас помимо нашей воли – Он творил человека богоподобным и желает, чтобы человек испытывал бы такие же чувства любви, как Сам Господь. Если человек этого не хочет, если он бежит от источника благодати, то становится ущербным.
Господь не хочет, чтобы человек страдал и унижал себя этим. Если мы поняли пагубность своих грехов и поступков, тогда Бог простит. А если ты приходишь к Богу в непотребном виде (пьяный, накуренный, после греха) и думаешь, что Он тебя простит, то тут, я думаю, можно только гнев Божий вызвать и отвращение, если человек не понимает, к какой святости он прикасается.
Пост – не отказ от пищи, не голодовка, это правильное отношение к своему телу, здоровью, к своей душе как к дарам Божиим. Все, что мы имеем, – дар Божий. Поэтому мы все это должны ценить и благодарить Бога, что Он дал нам и тело, и душу, и чувствование мира (духовного и материального). И когда мы постимся, то вспоминаем об этом особым образом.
Как поститься людям, которые не могут поститься в полной мере, – беременным, студентам, пожилым, детям?
– Беременные женщины могут поститься духовно, отказаться от вредных привычек, если такие есть. Детям и пожилым надо поститься по мере возможности, благословляю кисломолочные продукты. Не забывать молиться и обрести Бога, почувствовать нищету духовную. Студентам питаться в столовой и не грешить грехами юности.
Хорошо в пост давать себе список заданий: научиться молиться, научиться христианской жизни, избавиться от мало-мальского греха (например, осуждения). Так потихоньку человек начинает освящаться и за свою жизнь облачается в духовные брачные одежды. Он становится пригодным для Царства Небесного, куда попадают только ради человеколюбия.
Мы должны исполнять слова Христа. Если вы работаете на каком-то предприятии, у вас есть начальник, и он говорит вам определенный алгоритм ваших обязанностей. Если вы их не выполняете, то будете уволены. Христос хотел бы видеть, чтобы мы соответствовали Его правилам. Поэтому, хочешь или не хочешь, надо меняться. И не надо восставать на Бога, не надо уподобляться Деннице.
Если Господь увидит наши добрые намерения, то Он будет нас целовать, потому что Он понимает наши слабости.
У нас есть воля, мы можем ее развивать в отношении познания Бога. Если мы ее, как талант, закопаем, и покажем Богу, что она есть, но я не умножал ее – не увеличивал потребность в Боге, то Господь заберет и выгонит.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.