Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №13 (862)
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это очень серьезный, даже болезненный вопрос. Его осознание касается церковной практики просвещения, оглашения. Мы много лет говорим о том, что необходимо оглашение – перед Крещением людей необходимо учить вере (я не говорю о ситуациях, когда они в больнице, на войне, в армии – это особые случаи, а когда человек находится в мирной жизни и у него есть время подготовиться). В наши головы закралось убеждение, что для спасения достаточно Крещения, поэтому готовить человека ни к чему – Бог Сам его научит. Это ложное представление – все равно, что сказать: «Главное родить, а каким будет человек, не важно!» – ведь никто так не говорит: почему-то мы вкладываем свои силы в образование, в воспитание детей (удачно или неудачно – это уже другой вопрос).
Получается, если христианин, человек крещеный, но не верующий, не ведущий жизнь христианскую, тоже не спасается за одно Крещение, ведь слова Божии не выполнены: «Кто будет веровать и креститься – спасен будет». А веровать – это «принять в голову» какие-то основы веры, а жить по вере. Это очень серьезный вопрос. Нужно много сил вкладывать в оглашение, чтобы человек, крестившись, действительно был верующим, а иначе, получается, мы просто крестим и выпускаем людей с полной уверенностью, что все хорошо.
– Но если так все хорошо, то откуда в нашей стране, где около 70% населения считает себя приверженцами Православия, такое количество абортов или иных беззаконий, как нравственных, так и уголовных?
Протоиерей Андрей Канев: – А мы говорим: давайте бороться с абортами. Если бы у нас крещеные люди были христианами, то не было бы проблем с абортами, с сиротами и стариками, не было бы разных других социальных проблем. Это только потому, что люди не живут по вере. А это очень серьезная тема. Отсюда же возникает тема поминания на Литургии, участия в таинствах этих людей, тех, которые формально крещеные, но не воцерковленные, не идущие ко Христу.
Мы начинаем искать другой подход: где граница Церкви? Либеральное мышление говорит так: спасутся не только верующие, воцерковленные, но, может, еще и другие спасутся? И начинается растягивание границ Церкви до бесконечности. А на самом деле в словах святителя Игнатия границы Церкви очень четко обозначены: только малое стадо, о котором говорит Господь, – не все в мире, не все человечество, ведь ему дана возможность прийти ко Христу. А мы начинаем искать казуистику: этот вроде хороший, да и этот неплохой, а этот много сделал для страны...
– Мы упомянули, что в Церкви сегодня есть люди, которые не считают обязательным учиться вере, недооценивают святоотеческую традицию, либо легкомысленно к ней относятся, и вольно или невольно пытаются сдвинуть, расширить те границы, которые Церковь выстраивала веками ради сохранения веры, ради заграждения ее от разрушительных влияний мира. Но что значит расширить границы? Представим себе новатора, который ради расширения своей жилплощади взял и убрал входную дверь в квартире. Чем это закончится? Как в любом доме должны быть двери, так и в Церкви есть вполне определенные границы. Они обязаны быть, как и во всем нашем миропорядке.
Протоиерей Андрей Канев: – Отсутствие границ, допустим, времени – вечности, есть граница. Это только у интересно мыслящих людей вечность в виде ста лет. А вообще вечность – это бесконечность. Есть текучесть времени и бесконечность.
Есть граница? Граница – это смерть человека.
Добро и зло – есть граница? Конечно, есть – это момент, когда ты выбрал совершать зло.
Везде есть граница. У Церкви тоже есть граница, которая охраняется не нами, а Богом. Мы должны совершенно быть тверды, и не надо стесняться своей веры. Это правда, это торжество веры, торжество Христа – что Он пришел для всех и дал возможность спастись всем, но только тогда, когда человек сам захочет к Нему идти. А мы говорим, что «спасутся все», поэтому живи как хочешь. Плоды этой современной философии уже видны. Когда приходят христиане и говорят: «Так и так – все спасутся, зачем мне напрягаться? Зачем эта церковная жизнь, все эти ваши обряды, посты, грехи – не грехи? Ведь все спасутся же. Ну, помучаешься лет 100 и все. А иначе Бог не Любовь».
А вот в том-то и дело, что это есть проявление любви: дать возможность человеку, который утопает в тине, – кинуть ему спасательный круг. А он еще возмущается: «А что круг такого цвета? Почему он один, почему не несколько? Где ваша любовь? Почему слишком жестка обертка этого круга?».
Это очень серьезная проблема, и о ней нужно говорить, основываясь на наших с вами учебниках, в том числе и на том, который мы изучаем сегодня. Мы должны четко понимать, что мы живем здесь не чтобы развлекаться, а чтобы осознать, что мы делаем, переоценить это, попытаться исправить, насколько это возможно. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.