Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Сергий родился в 1882 году в городе Житковичи Мозырского уезда Минской губернии в семье псаломщика Петра Родаковского. В 1904 году по окончании Минской духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в Успенском храме в селе Лавришево Новогрудского уезда Минской губернии.
В 1915 году отец Сергий переехал в город Переславль Владимирской губернии, был назначен священником санитарного поезда и в 1916 году направлен на фронт полковым священником 4-го Драгунского полка, где служил до расформирования полка в апреле 1918 года. В том же году епископ Георгий назначил отца Сергия настоятелем Троицкой церкви в селе Таль Бобруйского уезда Минской губернии и возвел в сан протоиерея.
Протоиерей Сергий был арестован 20 февраля 1933 года по обвинению в том, что он «при развертывании коллективизации в деревне Таль повел активную контрреволюционную работу на срыв таковой. Инициатор распространения версии о приезде в Белоруссию Римского Папы, который собирает большие крестные ходы. В феврале 1933 года, выполняя задания по лесозаготовкам, жаловался на плохую жизнь при советской власти, говоря: «Настало время, приходится и мне повозить дрова, какой я уж год страдаю…». В феврале 1933 года, хороня церковного старосту, плачущим женщинам говорил: «Не плачьте, он страдал за Христа, помер в заключении».
Будучи допрошен, отец Сергий сказал, что виновным себя не признает; хорошо зная как священнослужитель Евангелие, он в нем не находит никаких указаний на форму государственного устройства, и тем более землеустройства, и потому выступать против коллективизации на основании Евангелия не мог. Евангелие говорит о нравственных отношениях людей и их развитии. «Как сознательный гражданин и христианин, не проводил никакой агитации против советской власти, и указание на то, будто я, ловя рыбу с Семеном Стебуном, говорил, что власть скоро падет, уже потому не соответствует истине, что я с ним никогда рыбы не ловил, а, следовательно, его показания ложны. При погребении Афанасия Муравейко я мог сделать замечания стоящим в головных уборах – это могло быть, но указывать на то, что до этого довела советская власть, я не мог, так как считал бы это агитацией. При разговоре мной сказано, что ко мне являлся на квартиру представитель РИКа вместе с членом сельсовета и предлагал отказаться от священства и послужить советской власти, на что я ответил, что, будучи верующим, на себя маску надеть не могу и, пока есть верующие и есть возможность, буду продолжать священнослужение. Считать себя пророком и указывать, что скоро будет война, я не мог. В церковь вместе с женой я прихожу одним из первых, а равно и ухожу домой последним, так что сопровождающих меня почти никогда не бывает; указание на то, что 30 апреля 1932 года при возвращении домой я вел агитацию с сопровождающими меня, считаю ложью.
Одной из причин уклонения от вступления в коллектив считаю то, что представители местной власти в начале образования коллектива ударили и по религиозным чувствам верующих. Многие стали считать, что вступить в коллектив – это значит отказаться от веры, тем более что в то время и на меня, как представителя общины верующих, посылались все, как говорится, беды: непосильный налог, почти в полтора раза более доходности; суд, выселение из дома, который прихожане купили в 1927 году для квартиры священника; лишение имущества, так что была отнята моя последняя кровать, чугуны и прочее (о чем была подана жалоба прокурору, ответа на которую до сих пор не имею), и принудительные работы в продолжение шести месяцев. Без сомнения, все это влияло на верующих, которые смотрели на меня как на мученика за веру. При наделении колхоза землей, когда там происходили беспорядки, я находился на работах и приезжал домой только для совершения богослужения и необходимых треб. Совершая в настоящее время требоисправления как для единоличников, так и для коллективщиков, я не делаю никакой разницы между ними; ни один из вошедших в коллектив не может пожаловаться на иное отношение к себе как к единоличнику; как на одних, так и на других я смотрю с их нравственной стороны. То, что вступивший в коллектив должен быть неверующим, я считал такой взгляд неправильным. Для убеждения других допускаются меры убеждения, а не принуждения. В заключение могу сказать, что возводимые на меня обвинения считаю ложными».
24 марта протоиерей Сергий был допрошен в последний раз. «Слухи о том, что будет ехать Римский Папа, по деревне Таль ходили, – сказал он, отвечая на вопросы следователя. – От кого слышал, не знаю: я над этим только посмеялся, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю».
21 апреля 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Сергия Родаковского к расстрелу. Он был расстрелян и погребен в безвестной могиле.
Надо постараться, прожив жизнь, оставить в сердцах людей след нашими добрыми делами и деятельной любовью. И тогда наверняка, когда мы окажемся по ту сторону, найдется хоть один человек, который воздохнет от всего сердца о поминовении и упокоении нашей души.
Расшифровка:
Наталья Маслова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.