Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

№12 (861) / 22 марта ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – 11 (860)

Сегодня мы продолжим знакомство с историей христианского богословия. Эта тема стала первой в курсе церковной догматики, который кандидат философских наук диакон Павел Сержантов прочитал для студентов Николо-Угрешской духовной семинарии, а заодно и для наших «Уроков Православия» – был дан краткий обзор истории античного и средневекового богословия, названы отличительные черты, особенности, наиболее яркие христианские богословы каждого периода, обозначены ключевые проблемы и задачи, которые приходилось решать в ту или иную эпоху. Затем отец Павел перешел к периоду новой истории и рассказал, как развивалось богословие в эпоху модерна, а именно, о новом направлении – так называемом богословском модернизме. Он говорил о теологии освобождения, которая вобрала в себя не только оригинальные богословские и философские поиски, но и широкое социальное движение. И оказалось, что это направление совсем недалеко отстоит от идей марксизма.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Какие другие философские проекты нового времени XIX-го века можно было взять и связать с христианским богословием, помимо марксисткой философии, и были ли такие попытки? Конечно, были. Например, мне довелось читать книгу двух авторов-богословов – насколько я помню, это были А. Горский и Н. Сетницкий, которые находились под сильнейшим влиянием философии Н. Ф. Федорова; был такой русский философ, человек своеобразный, очень оригинальный, у него была центровая идея – воскрешение отцов, главное христианское дело – это воскресить отцов. Мы живые люди, у нас есть родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки, они уже отжили, они уже мертвые. Разве это естественно – быть человеку мертвым? Нет. Разве Христос не Воскрес, не восстановил жизни человеческую? Да, восстановил. И вот Федоров считал, что каждый из христиан должен тоже думать об этом: как воскресить отцов, как послужить тоже вот этому великому делу всеобщего воскресения? И это забота христианской жизни, мысли, действия, социальной активности и так далее. Там были эпизоды – чуть ли не до магического сознания все доходило. В работах самого Н.Ф. Федорова это довольно далеко от того, что мы привыкли считать христианской мыслью. А вот нашлись два богослова, которые попытались это поближе подвинуть к Православию – они мало известны, но все-таки такая попытка была.

Более известные попытки были связаны с великой, могучей фигурой русского философа Владимира Сергеевича Соловьева. У него тоже была идея, очень для него важная, – это идея всеединства: все, что есть, все многообразие мира, по сути своей, в корнях своих едино. И вот переживание этого единства, осмысление этого единства для философа Соловьева было просто делом жизни, он из этого развивал особую свою философию. И поскольку он считался православным христианином, он, конечно, пытался придать ей какое-то христианское звучание. Христианское и одновременно философское – так появляется его учение о Софии – Премудрости: София как раз и есть вот эта скрепа, то, что скрепляет мир, приводит его в единство.

За Соловьевым, очень влиятельным мыслителем, появился ряд богословских трудов, посвященных теме Софии. Если угодно, это тоже можно отнести к разработкам очень своеобразного, но богословского модернизма (только здесь, в отличие от схоластики, мы видим, что на эту богословскую школу оказывает влияние философия Соловьева, а не Аристотеля, но тоже очень сильный философский компонент, очень сильный, чрезвычайно сильный, настолько сильный, что для богословия это чересчур). Есть современный такой богослов, уже старенький очень – Христос Яннарас, греческий богослов (на русский переводилась его «Вера Церкви» – это вводный курс, труд по догматике). У Яннараса как раз очень ощутимо влияние экзистенциалистской философии, Хайдеггера, других авторов, некоторые авторы за это его критикуют, впрямую модернистом не называют, но речь идет именно об этом (в частности, его критикует современный православный догматист Жан Клод Ларше).

В XX столетии возникают еще некоторые богословские события и некоторые направления, которые надо нам с вами отметить. Это прежде всего направление, связанное с именем нашего отечественного богослова протоиерея Георгия Флоровского. Это направление называется «неопатристический синтез» (что такое патристический? То же самое, что святоотеческий), то есть попытка сделать синтез, свести воедино святоотеческую мысль в новых условиях: попытка взять за базу святоотеческое учение – прочесть отцов так, чтобы мы сохраняли единство их мысли, понимали, что мы не по частным мнениям каким-то скачем, а берем самую суть и в тоже время берем вопросы нашей жизни, которые сейчас встают, в новых условиях: пытаемся прочитывать отцов так, чтобы мы находили у них ответы на вопросы нашей жизни, не только той, которая была в IV веке, в VI веке, в VII, в XX, XXI веке. И отец Георгий Флоровский считает, что такое обращение к святоотеческой мысли нас уводит не назад, не в Средневековье, не в античность, а вперед – знаменитая формула неопатристического синтеза: «Вперед, к отцам!»

У Флоровского идея такая: схоластическое богословие, которое возродилось в Католической Церкви (он в книге своей очень резко пишет), «пленило православных богословов, взяло в плен», и появление православной схоластики – это время «западного пленения», когда святоотеческая мысль немножко отодвигается на второй план, схоластическая мысль вытесняет святоотеческую. Это его, конечно, не устраивает, он рассматривает попытки уйти от схоластики, которые предпринимались в XX веке, но видит их недостаток в том, что это, по сути, богословский модернизм, попытка поменять философскую подоснову богословствования, заменить Аристотеля на, допустим, Владимира Соловьева. Его это не устраивает. Взамен он предлагает идти «вперед к отцам», смотреть на происходящее вокруг нас, на волнующие здесь и сейчас вопросы – и читать отцов, вникать в их мысль, жить, как они жили, них находя выходы из тупиков нашего сознания, из переживаемых нами кризисов.

Отец Георгий Флоровский – не единственный православный догматист, который может быть вписан в русло неопатристического синтеза. Например, мы можем из крупных догматистов назвать Владимира Николаевича Лосского, догматистов других Православных Церквей (был такой румынский догматист отец Думитру Стэнилоае). (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс