Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Протоиерей Артемий Владимиров: Развивать в себе чуткость, недоверие к собственному сердцу

Протоиерей Артемий Владимиров: Развивать в себе чуткость, недоверие к собственному сердцу

№12 (861) / 22 марта ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860)

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского женского монастыря в Москве: – Божия благодать является учительницей, наставницей, которая, особенно во время богослужения в храме, воспользовавшись нашим сосредоточенным предстоянием Богу, покажет тебе все зоны поражения, все, чем ты болеешь. Нас спрашивают: «Кто же поможет нам поставить диагноз?» Сам Господь, Он, вышеестественно действуя Своею благодатью, только бы найти простого и незлобивого человека. Простого, то есть такого, как ребенка, который умеет довериться Небесному Отцу; а незлобивого, то есть умеющего сочувствовать, сопереживать, иначе говоря, жалеть людей. Если ты после Исповеди все еще остаешься «гюрзой» или «эфой», которая жалит всякого, наступившего на ее хвост, то Божия благодать закроется, она не станет обнаруживать себя, потому что подобное стремится к подобному. Бог человеколюбив и милостив, и предстоит «суд без милости, не сотворившему милости». Так и останешься во тьме, и чем больше ты получил от Господа, тем большее осуждение потерпишь. Но если ты трудишься и зазираешь себя всякий раз, когда тебе мысленно хочется кого-то осудить, если ты стараешься жить по закону великодушия, если признаешь всех собратьями по несчастью, как будто бы собранными в одной палате, инвалидами: у одного нога загипсована, у другого нога вытянута на цепи, у третьего бинты после ожога покрывают всю главу так, что видны только глаза (слава Богу, уцелевшие!); если исполнишься состраданием к людям, то Бог всему тебя научит, и в час предстояния Ему на службе Божия благодать тебе напомнит даже забытые тобою грехи, которые, кажется, уже канули бесследно в Лету забвения. Только стой, как березка, вытянись, как струнка, забудь все и вся вокруг себя, внемли себе и обратись к сокровенному миру своей души. И после Исповеди, полной, без утайки (я говорю то, что знаю по собственному опыту), в которой мы сами себя осудим и казним, а Бог нас милует, ты обретешь в своей душе вот эту величественную учительницу, наставницу, врачевательницу, и она все покажет тебе.

Вот, к примеру, чревоугодие, которое тебя мучает уже 20 лет и заключается в том, что ты относишься к еде не как к лекарству, а как к чему-то, что тебя услаждает, чем ты упиваешься, при том что ты никогда не соблюдаешь меры, но всегда чувствуешь отягощение, от тебя отходит легкость, радость бытия. Ты встаешь из-за стола, оставаясь «цыпленком табака», придавленным этой довольно позорной и очень коварной и противной страстью.

А вот тщеславие. Ты все время говоришь о самом себе, и «я» никак не может у тебя встать на надлежащее ей место – последней буквы алфавита. Когда ты делаешь что-либо доброе, достойное, то всегда по непонятной причине (тебе непонятной, а ежику-то понятно) привлекаешь людей, чтобы они стали «невольными» свидетелями твоего благородного поступка. Хочешь что-то подарить ближнему – всегда вынешь из сумочки предмет, припасенный тобою: «А вот это Вам сие! А вот Вам сие!» А вокруг-то народ, закусив губу, стоит и думает: «Ну какой же фрукт!» Все тайное сами делаем явным, не понимая, что там, на Страшном Суде, сгорит всякая добродетель, ставшая по нашей воле предметом всеобщего внимания и обсуждения.

Божия благодать покажет тебе самые сокровенные уголки твоей души. Сколько в тебе, оказывается, таится недоброжелательности! На людях ты корректен, сдержан. Коллеги тебя уважают за умение вежливо поздороваться, попрощаться, а копни поглубже – ты яблоко гнилое. У тебя тайное превозношение над коллегами, у тебя чувство какой-то собственной значимости, может быть, даже исключительности, и поэтому ты позволяешь себе выносить очень жесткие оценки своим друзьям, мысленно их уничижая, вместо того чтобы видеть в них светлые стороны натуры и отмечать те таланты, которые у них присутствуют, а у тебя нет. И никто лучше, полнее, глубже не откроет нам область поражения грехом, нежели Дух Святой, живущий в нашем сердце.

Думаю, что для наших сегодняшних собеседников самый важный тезис, самое важное открытие – это Бог, желающий спасения кающегося грешника, который является в нас Диагностом, Врачевателем, Хирургом. Нужно только отсечь смертные грехи, очиститься от недостойной христианина брани – сквернословия; прекратить смотреть порнографическую блудность в компьютере, при том что супруга убеждена в том, что вы смотрите по телевизору с ней только передачу «Наш сад», в то время как вы у себя в кабинете заглядываете в такую клоаку, откуда выбраться, как кур в ощип попавши, уже невозможно без настоящей, глубокой Исповеди.

И эту-то учительницу – благодать Господню – нужно уметь слышать и слушать, ею руководствоваться, через чтение святых отцов выверять ее действие, но более всего ценить тот сокровенный час предстояния Богу, особенно в Божием храме, где Дух Святый властно в светлом облаке осеняет общество христиан, и ручеек нашей маленькой молитвы, входя в мощный поток молитвы соборной, возносит наши умы и сердца к Престолу Божию.

Вспоминаю, как юношей, впервые принесшим Исповедь на первом курсе филологического факультета, был просто поражен, изумлен тем Царством, которое во мне открылось. Если раньше сердце было стоячим болотом: ни дуновения, ни ветерка, одни только миазмы, испарения, бесчисленное море страстей, то после Исповеди Божия благодать, как некий незримый свет, обнажив во мне мрачные долины, буераки, пропасти, никогда уже не оставляла своего водительства. Когда я падал через малое время, вновь восставляла меня, а когда вдруг впадал в обольщение, думая: «Это я сам! Эврика! Мне открылось!» – она скрывала свое действие. И так месяц за месяцем, год за годом свершалось очищение, которое, конечно, не завершилось и по сей день.

Нам, дорогие друзья, нужно уподобиться двухлетним младенцам, крепко держащимся за подол своей матери. Нам надо развивать в себе чуткость, недоверие к собственному сердцу, самоукорение, внимательную молитву и умение всецело вверять себя Божиему Персту так, чтобы следовать за Агнцем, куда бы Он нас ни повел. А ведет Он нас как раз в юдоль покаяния, просвещая мало-помалу наше сердце, указывая нам на источные грехи: гордость, похоть и злобу, как грибницу, порождающую все производные страсти. Но об этом мы поговорим с вами в следующий раз. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Евгения Осипцова

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс