Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Протоиерей Алексий Кульберг: Пост – время очищения сердца

Протоиерей Алексий Кульберг: Пост – время очищения сердца

№12 (861) / 22 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Обратимся к цитате из книги Ивана Шмелева «Лето Господне», где описан Чистый понедельник – первый день Великого поста: «… мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается и надо готовиться к той жизни, которая будет. Где? Где-то на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом другое...».

В чем главное предназначение семи недель Великого поста?

– Эти слова чистого сердцем ребенка во многом отвечают на этот вопрос, передают то, что предстоит пережить человеку, входящему в пост. Ни слова о мясе и молоке, ребенок не упоминает о масле, на котором жарить или варить картошку. Он говорит о подготовке к той жизни, которая будет.

Представляете, уже сейчас можно попробовать жить так, как живут там – в Царстве Небесном… Там живут без злобы и обид, без грехов и раздражений, ведь уже Прощеное воскресенье прошло. Прощение испрошено, обиды оставлены позади. Все семь недель для людей открыты двери храмов, где совершается таинство Исповеди, – очищение от зла, без страхов и ужасов, которые наводят на человека СМИ. В Царстве Небесном нет информационных лент, нет интернета и телевидения – люди живут там другими ценностями. Зато есть удивительный восторг от возможности видеть и слышать Бога, беседовать с Ним. Церковь Великим постом дает нам такую возможность, вводя нас в преддверие Царства Небесного на удивительных богослужениях.

И главное, к чему ведет нас пост, – к Пасхе, победе над смертью. Человек, который по-настоящему прожил с Церковью это время, прошел этот путь, оказывается в Пасхе.

Когда мы говорим людям, что есть возможность за время земной жизни приобрести бессмертие, блаженную вечность, многие этого не понимают. Стоит попоститься и войти в Пасху, чтобы насладиться и оценить, что мы можем приобрести ценой поста, покаяния и жизни с Богом. Вот в этом предназначение Великого поста, которое дает нам Церковь.

Пост – это самоограничение. Есть такое сравнение: человек ограничивает себя в четырех стенах, но они стеклянные. И он видит себя со всех сторон, словно видят его окружающие люди. Дает ли Великий пост возможность взглянуть на себя со стороны, взглянуть внутрь себя, в душу свою?

– Священное Писание говорит, что ничего скверного – ни пьяницы, ни блудницы, не войдут в Царство Небесное. Встает вопрос: «А я-то смогу туда войти? Я – хороший человек или скверный, добрый или злой?» Когда мы собираемся в гости, подходим к зеркалу и смотрим на свой внешний вид, то оцениваем, соответствуем ли мы требованиям того общества, куда намерены войти. Когда мы говорим о надежде войти в Царство Небесное, в жизнь вечную, имеет смысл взглянуть не только на наш внешний вид, а посмотреть вовнутрь. Великий пост дает прекрасную возможность человеку увидеть, кто он есть на самом деле.

Судя по социологическим опросам, большинство россиян Великий пост воспринимают как ограничение в еде. При чем тут еда?

– Здесь много компонентов. Мудрость человеческая открывается фразами типа «я есть то, что я ем», «я живу, чтобы есть, или ем, чтобы жить?», «сытое брюхо к молитве глухо». Все очень тесно связано – личность человека, шкала его ценностей. Если для человека главное в жизни – комфорт, то сытость – существенный компонент комфорта. Если человек голоден – ему ничего не надо: сначала хлеб, а потом зрелища. Если у человека вся ценность сосредоточена на желудке, ему трудно думать о вечном, настоящем.

Спросите себя: «Могу ли я прожить какое-то время без утешения себя этой ценностью – вкусной обильной едой? Смогу ли я отстраниться от этого и попытаться жить другими ценностями 40 дней?» Если это удается, то у человека открываются новые грани самого себя.

В жизни есть книги – прекрасное наследие предков; есть рядом люди, которые нуждаются в моем внимании, как я сам сейчас в тарелке еды. Отсутствие привычной пищи – повод внимательно посмотреть вокруг себя. Когда мы сами в чем-то нуждаемся, то начинаем замечать рядом с нами тех, кто тоже нуждается. Я говорю и о людях, и Боге, Который очень нуждается в том, чтобы мы желали видеть Его.

Что такое Масленица в отношении к Великому посту?

– Ко всему нужна подготовка, ничего не происходит вдруг, сразу. Зима не моментально становится летом, и лето не сразу переходит в зиму. Переход от болезни к здоровью занимает определенное время. Вдруг войти в пост и перейти от шумной суетной жизни к сосредоточенному вниманию, к тишине, в которой можно увидеть и услышать Бога, для человека невозможно. В подготовке к Великому посту есть не только сырная неделя, есть Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Все это готовит человека разными способами к посту. Это время пообщаться с друзьями, попросить прощения, получить утешение (для некоторых оно может стать последним в этой жизни – все смертны).

Отец Алексий, Вы начали говорить от воздержании, о самоограничении. От чего мы должны воздержаться, что главное?

– Самый полный и содержательный ответ получит человек, если откроет книгу великопостных богослужений и прочтет там, что есть истинный пост. В чем ограничить? Надо ограничить свой язык, любопытство, зрение, слух, ограничить себя от зла и от глупости. Как это сделать? Пусть Господь Бог подскажет. Без этого поста не будет, хоть ты ешь одни сухари и воду.

Вы запомнили свой первый Великий пост?

– Первым моим постом был Рождественский. Я запомнил сентябрь накануне, когда было принято внутреннее решение, что буду его соблюдать. И вот сентябрь, октябрь, ноябрь проходят в ожидании этого момента. Я понимаю, что это будет для меня что-то трудновместимое.

Ожидание в два с половиной месяца до начала поста, когда я собирался с силами, – это как стояние у края проруби зимой на Крещение, когда надо окунуться. Когда пост начался, все пошло само собой – служба, жизнь, работа. Я тогда не был священником. В 90-е годы трудно было объяснить окружающим, почему вчера ты был такой, как все, а сегодня почему-то ты не ешь с нами на работе борщ с говядиной. Объяснить, донести это с любовью, чтобы люди поняли и не раздражились, не восприняли как надменность со стороны сотрудника, или в семье как превозношение, – это было труднее всего. Но с Божией помощью каждая конкретная ситуация приводила к тому, что люди проникались уважением к тому делу, к которому человек так внимательно относится. И первый Рождественский пост прошел без больших потерь.

О первом Великом посте. Я уже понимал, что такое пост, но Прощеного воскресенья еще не было. В Новый год произошел тяжелый конфликт с очень близким родственником, проживающим на одной жилплощади. Конфликт был глубокий. Когда дело дошло до Прощеного воскресенья, то было понятно, что нет смысла начинать пост, если не произойдет примирения. Первый шаг должен сделать я. И какая радость, как Пасха, произошла, когда я подошел и сказал: «Брат, тут Прощеное воскресенье – надо просить прощение. Ты уж прости меня, пожалуйста, я виноват». Я видел, как глыба, какая-то тяжесть свалилась с его плеч. Он подошел, мы обнялись, и он сказал: «Бог тебя простит, и я тебя прощаю». Это было таким уроком для меня и для всех окружающих, что Великий пост и Прощеное воскресенье стало для всех значимым явлением в жизни.

Процитирую Святейшего Патриарха Кирилла: «Иногда мы оказываемся в таких обстоятельствах, когда строгое следование церковной дисциплине поста невозможно, тогда надо самим определить нечто, от чего непременно стоит отказаться, принести маленькую жертву».

Конечно, нужно говорить об обстоятельствах, надо понимать, что у нас многоконфессиональная страна и даже православные не всегда соблюдают пост (свадьба, день рождения). Отказываться говеющему как бы неудобно, он идет на праздник и сталкивается со скоромной пищей. Что делать в такой ситуации?

– Прежде всего, проявить мудрость. Как пример прочитайте житие св. Спиридона Тримифунтского. Практический совет: хорошо, если у каждого человека, вступающего в пост, будет спутник, который бережно поведет вас по пути Великого поста – духовник. Он поможет вам найти верное решение: например, пойти – не пойти на день рождения. Для каждого индивидуальный подход. Сходите в храм, помолитесь Богу, подойдите к священнику.

В больших городах многие люди тянутся к культуре. Например, концерт духовной или органной музыки могу я посетить, не будет ли это грехом?

– Для кого-то будет, для кого-то нет. Есть люди, которые работают в театре и на концерт органной музыки ходят на работу. Если это воспринимается как развлечение, то это будет неполезно. Если для человека прикосновение к классической музыке будет жизненным открытием, откровением, то я бы не стал бы выстраивать жесткую стенку, что «концертный зал недопустим». Каждый по разумению поступает.

Пост – сильное лекарство, исцеляющее душевные недуги человека. Есть ли послабления в пост для болеющих, беременных, кормящих матерей, несовершеннолетних?

– Беременные и кормящие кормят не себя, а ребеночка, для них пост или ослабляется, или отменяется. Если человеку болящему необходим молочный продукт, то надо брать молоко, творог, а не йогурт или кефир с ярко выраженными вкусовыми добавками. Ограничьтесь простой пищей.

Как можно ограничить детей?

– Лакомство, которое не употреблено ради Бога, – это подвиг. И дети такой подвиг начинают совершать, становятся сильнее и мудрее.

У поэта Андрея Дементьева есть такие строки: «…прощаю всех, кого простить нельзя, кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: не будьте к близким строги, вас все равно всех примирит земля».

– Покаяние – это изменение души, когда человек отвращается от зла и оборачивается ко благу, когда из мертвой душа становится живой, и, как следствие, обретает покой. Кто из людей не хочет покоя? Покой – одно из главных устремлений души человеческой. Устал человек – ищет диванчик, чтобы присесть. Суета, шум – он ищет тишины, и чтобы рядом находились те, с кем спокойно. Покаяние дарует внутренний покой. Покаяние примиряет человека с окружающими, с Богом. Дает тишину, в которой можно слышать голос Божий. Святые этот голос слышали постоянно, они находились в покаянном чувстве. В их душе постоянно звучит покаянная молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Эти слова он не стыдится сказать окружающим: прости меня, что я перед тобой худого сделал.

Почему так сложно попросить прощение?

– Нужно победить в себе то, чего не смог в себе победить сатана. Часто к нам приходит мысль: «Я лучше этого человека». Когда происходит покаяние, когда человек внутри решается преодолеть этот рубикон и признать себя «не центром вселенной», а исполнить слова Писания «всякий смиряющий себя возвысится, а возвышающий смирится», то происходит чудо – Господь нас возвышает. Не мы пытаемся себя сделать, как боги, – это путь сатаны, а Бог нас возносит к Себе. Это драгоценное сокровище, но его стяжать очень непросто, иногда на это уходят годы, а иногда – мгновение: кому как Бог даст. Не попробовал пройти пост, прийти на Исповедь подготовившись – ты точно никогда не узнаешь эту радость обретения покоя от прощения, полученного от Бога и от покаяния.

Покаяние и прощение идут рука об руку, но все ли можно простить, например, измену?

– Прощение – чудо, дарованное Богом. Точно так же, как чудо любви. И человеку трудно сказать «прости» и слово «люблю». Это нельзя сделать механически заученным текстом, если по-настоящему. Это труд, это борьба. Но когда это слово сказано и услышано тем, к кому обращено, то в ответ человек получает чудо, радость, счастье. Любовь требует взаимности, нельзя сказать «люблю» в воздух, в пустоту. И нельзя сказать «прости» всем людям. Любить всех доступно только Богу и святым. Господь рядом с нами ставит таких людей, которым трудно сказать «прости», ставит родственников, детей, родителей, жен и мужей, тещу, но Бог не ошибается, когда расставляет вокруг нас таких людей. Он дает нам их, чтобы мы поучились их полюбить так, как Он любит, и поучились просить прощение, поучились ожидать от человека, с которым мы рядом, ответа.

Если мы просим прощение и не получаем ответа, то понимаем насколько ценно уметь прощать самому. Ты ожидаешь от другого человека взаимности в любви и не получаешь ее, страдаешь и в этом страдании понимаешь, ощущаешь, как Бог страдает, когда не получает от нас взаимности, несмотря на то, что терпеливо всю жизнь ее ждет. В возможности прощать и быть прощенным, любить и быть любимым, в возможности поучиться этому среди живых людей есть некая школа, которую Бог дает нам здесь, на земле. Мы обязательно должны ее пройти. И, если мы научимся на людях, то есть надежда эти же чувства сказать по отношению к Богу. И с радостью услышать от Бога в ответ: прощаю и люблю.

Просят ли прощение священники на чине прощения?

– Заканчивается вечерняя служба, и священник просит прощения у всех, кто в храме. Кажется, что это легко. Трудно попросить у того, кого ты реально обидел. А у всех сразу, сказав казенные слова, – легко. Но священник, который старается быть искренним в своем служении и общении с паствой, произнося «всем», произносит каждому. В эти слова надо искренне вместить вину за все. В этом чине люди кланяются до земли и говорят: Бог простит, и я прощаю. Я воспринимаю как долг – поклониться перед каждым прихожанином. На первом сельском приходе, где было 15 прихожан, эти поклоны были в охоту, когда их стало 40, 80, а потом 180 – тяжело, но с каждым поклоном – явное ощущение той Божией силы, которая восполняет твою собственную немощь. Господь дает сил, понимания, радости и прощения каждому его попросившему.

Апостол Павел в Послании к Римлянам отметил: кто ест, не уничижая того, кто не ест. И кто не ест, не осуждает того, кто ест. Наверное, в семьях, где не все постятся, к концу поста нарастает психологический дискомфорт. Насколько важна помощь державших посты тем, кто только собирается это сделать впервые?

– В жизни духовной имеет смысл учиться друг у друга. Читать книги – например, свт. Игнатия (Брянчанинова). Это наставники и учителя в духовной жизни. И как не обратиться к тому, кто рядом, – друзьям, прихожанам, священнику?

Можно ли говорить, что время Великого поста – время особого милосердия?

– Милосердие – «сердце милующее». Пост – время очищения сердца, изгнания из него страстей и возможность водвориться там Господу Богу. Пост – время милосердия, время увидеть рядом с собой того, кого ты раньше не видел, принять в себя чужую боль.

Процитирую еще Святейшего Патриарха Кирилла: «Пост направлен на то, чтобы преодолевать грех. В условиях земной жизни полное преодоление греха невозможно, но возможно возвышение души, ума, сердца к Богу, очищение своей совести».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс