Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Диакон Сергий Муравьев: Чтение во время поста

Диакон Сергий Муравьев: Чтение во время поста

№12 (861) / 22 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Сергий, давайте прежде всего напомним нашим телезрителям, в чем заключается смысл Великого поста, когда он в этом году начинается и когда мы встретим праздник Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней.

– Для того, чтобы понять суть Великого поста и цель жизни христианина вообще, сначала надо понять, кто такие христиане. Христиане – это люди, следующие за Христом. И чтобы понять, как следовать за Христом, мы должны обратиться к Священному Писанию и Евангелию. А Евангелие от Матфея говорит нам, что когда Христос вышел на проповедь, то первое Его слово было: «Покайтесь!» Это очень важно, потому что именно с глубинного покаяния начинается истинная духовная жизнь. А чтобы понять, что такое покаяние, нам в нашей повседневной жизни с ее суетой зачастую не хватает времени. Мы заняты семьей, какими-то попечениями, учебой, заботами, и у нас нет времени остановиться. Но Церковь заботится о своих чадах и особым образом выделяет в богослужебной жизни несколько недель для того, чтобы мы смогли всецело погрузиться в это состояние покаяния, отбросить всякое житейское попечение и обратиться внутрь себя, чтобы увидеть, что в этой жизни не так.

Ведь если мы обратимся к самому понятию термина «покаяние», то увидим, что это на самом деле не раскаяние в совершенном поступке – это уже следствие покаяния, – а глубинная перемена жизни, понимание, что ты двигаешься не в том направлении, что где-то ты промахиваешься, не попадаешь в цель. А цель в жизни каждого христианина, каждого человека и вообще всего человечества – это Христос. И все мы двигаемся, следуя за Ним, к общему воскресению и к общей радости.

Христос показал нам пример жизни, и Он показал нам и пример поста. Все мы знаем из Евангелия, что перед тем, как выйти на проповедь, Он испытал себя сорокадневным постом в пустыне, где Его искушал дьявол. Беря пример с нашего Божественного Учителя, мы также постимся сорок дней.

Великий пост – самый древний канонический пост, который существует в Церкви. Он берет свое начало от первых веков. Мы знаем, что и в апостольских правилах есть упоминание об этом, то есть это древняя церковная традиция. Цель поста – Светлое Христово Воскресение. И мы готовимся к нему. Как, например, ко дню рождения мы заранее покупаем подарки, нарезаем салаты, одеваемся и т.д., так и здесь мы духовно приготавливаем себя к Божественной трапезе – радости Светлого Христова Воскресения.

Перед постом есть так называемые предуготовительные недели, которые готовят нас к самому посту. Церковь очень чадолюбива, поэтому готовит своих чад к принятию этой духовной пищи – строгому посту. Как в армии, прежде чем поставить солдата в караул, его обучают: он проходит курс молодого бойца, в ходе которого он учится собирать и разбирать автомат, учит основы Устава, какие-то уставные положения, так и здесь. Так как мы воины Христовы и стоим на страже своей души, нас постепенно приготовляют к этому посту, чтобы мы вошли в него уже во всей полноте. В этом году Великий пост, или Святая Четыредесятница, начинается 14 марта, а заканчивается он Светлым Христовым Воскресением 1 мая.

Так как сегодняшней темой является «Чтение и Великий пост», давайте поразмышляем о том, стоит ли вообще что-либо читать в Великий пост или нам достаточно тех чтений, которые предлагает в этот период Церковь. А мы знаем, что она предлагает нам весьма немало из Священного Писания.

– Действительно, в определенные моменты своей богослужебной жизни Церковь предлагает прихожанам и молящимся услышать определенные отрывки из Священного Писания, и это несет в себе глубокий смысл. В дни Великого поста мы прочитываем многие книги из Ветхого Завета: Премудрости Соломоновы, Псалтирь и многие другие.

Если говорить о богослужебном круге, то эти книги так или иначе прочитываются в храме, но если говорить о домашнем чтении, то будет честнее сказать, что я не знаю, стоит что-то читать или нет. Возможно, это звучит резко, поэтому поясню. Дело в том, что если сказать, будто во время Великого поста не стоит читать никакую литературу, то это будет откровенной ложью, потому что всем очевидно, что чтение назидает, чему-то нас учит и даже в какой-то мере дисциплинирует. Поэтому от чтения отказываться нельзя. Но если сказать, что читать необходимо, то здесь нужно выделить конкретную для всех общую меру чтения: что конкретно читать, как читать, какие стихи и т.д.

Однако каждый человек – индивидуальность, микрокосмос, целая живая душа, и к каждому нужен свой индивидуальный подход. Здесь, скорее, нужно для себя решить, какого склада у тебя душа. Естественно, это все нужно решать с духовником или приходским священником. Все должно идти через Церковь.

Соответственно, читать необходимо, при этом читать можно разную литературу. Можно вспомнить Игнатия (Брянчанинова), который говорил о том, какую именно литературу нужно читать в Великий пост, потому что мы живем в определенном социуме и у всех нас разное послушание в этой жизни. Кто-то является монахом, а кто-то мирянином, кто-то занимает высокие должности, а кто-то – нет, поэтому для каждого нужна определенная литература.

Например, Игнатий (Брянчанинов) не советует читать в Великий пост людям, которые живут в миру, аскетическую святоотеческую литературу, направленную на тех, кто подвизается в иночестве, т.е. идет монашеским путем, потому что это связано с определенными духовными проблемами в жизни: в этой литературе даются некие идеалы иноческой жизни, и, начитавшись, можно вообразить себе, что так можно жить и в миру. Но это будет ошибкой, которая вызовет диссонанс внутри человека, что может привести к различным духовным состояниям, которые мы называем прелестью. Но это в самом худшем случае.

Поэтому данный вопрос очень широк и индивидуален, и его нужно решать, скорее, в индивидуальном порядке, в зависимости от социального статуса, душевных способностей и расположенности к определенному чтению. Это лично мое мнение. Но читать необходимо, так как это помогает набираться книжного знания и вникать в жизнь Церкви.

Давайте теперь сосредоточим свое внимание конкретно на Священном Писании и зададимся следующим вопросом. Сегодня люди очень заняты – семья, работа, какие-то дела, церковные послушания, и в современном ритме жизни очень сложно научить себя регулярно читать Священное Писание, причем читать как должно в Великий пост, т.е. прочитывать несколько книг из Священного Писания целиком. Учитывая такое положение дел, как часто мы можем прибегать к чтению Священного Писания или как часто мы должны прибегать к нему в дни Великого поста?

– Действительно, мы все очень занятые люди, и мирская суета захватывает абсолютно всех: и церковнослужителей, и священнослужителей, и мирян – все мы в этой суете. Но пост как раз для того и существует, чтобы особо напомнить нам, что, несмотря ни на что, мы должны выделить для своей собственной души определенный промежуток времени. Так, на чтение нужно выделять 10–15 минут в день. В принципе, одну главу из Евангелия можно вдумчиво прочитать за 20 минут, думаю, это не составит труда.

Пост и существует, чтобы как-то себя сковать, поставить себя в рамки некой крайности, довести до какого-то определенного предела. К этому нас приводит и пост в пище: мы доводим себя до определенного состояния, и только тогда узнаем, каковы мы настоящие, какие мы на самом деле, а не тогда, когда нам хорошо, когда мы в тепле и сытые. В пост все полезет наружу. Следовательно, мы должны в некотором смысле даже понуждать себя к чтению, но при этом необходимо следить за тем, чтобы не переусердствовать. Подходить нужно с разумом, читать до́лжно, но в меру. В Православной Церкви есть традиция прочитывать за Великий пост четыре Евангелия. В принципе, это реально. Если сложить все главы четырех Евангелий, то получается 89 глав, которые можно прочитывать по две главы в день. Но вопрос опять же в том, насколько это будет полезно. У кого-то усвояемость материала больше, у кого-то меньше, у кого-то свободного времени больше, у кого-то меньше. Нужно для себя решить, сколько времени я точно смогу выделить на чтение отрывка из Священного Писания, и стараться соблюдать эту норму, отложив при этом какие-то свои дела, например не посмотреть вечером телевизор. Такие вещи нужно на время убрать из своей жизни и обратиться к Священному Писанию, потому что в своей молитве мы обращаемся к Богу, а Бог через страницы Священного Писания обращается к нам, и сопрягать молитву и чтение Священного Писания очень важно.

Естественно, Великий пост – это еще один повод обратиться и к страницам Ветхого Завета, потому что все наше богослужение и молитвенная культура построены на текстах Священного Писания. У нас библейская вера, и те образы, которые предлагаются нам даже не в дни Великого поста, в большинстве своем берутся из Псалтири. Это хвалебные и покаянные гимны, которые представляют собой наилучший пример того, какой должна быть молитва, дают образ молитвы. Естественно, она научает молиться нас самих, и не только по молитвослову, что хорошо, но и от чистого сердца. То есть Псалтирь – это определенная школа, а образы Псалтири располагают человека к богообщению, открывают сердце человека Богу.

Вполне возможно, что человек, начавший читать Библию в пост, может быть, и впервые, пойдет дальше и решит заняться библеистикой. Кто знает? Это уже иной виток, но мы знаем, что если у человека просыпается реальный интерес к Священному Писанию, то он уже не ограничивается только его чтением.

– На самом деле замечательно, если человек действительно заинтересуется текстами Священного Писания. Есть такое понятие – «Библейское богословие». И Церковь живет этим библейским богословием, даже если в какой-то степени и не осознает этого.

Сейчас можно услышать, что Великий пост – это время, когда мы умерщвляем свою плоть. Это так, но во многих умах возникает идея эллинистического дуализма античной философии, что тело – гроб, и возникает ненависть к своему телу. Но это не библейский взгляд, не взгляд христианина. Мы не ненавидим свою плоть, мы ее любим, но просто выстраиваем правильную иерархию ценностей, где душа стоит выше тела и не тело руководит душой, а душа – телом. И во время Великого поста мы пытаемся вернуть все на нужное место, а это все исходит из Библейского богословия. Еще апостол Павел говорил нам, что плоть – это совокупность и тела и души. Это очень важно понять, чтобы правильно выстроить нашу духовную жизнь. Соответственно, занимаясь библеистикой, с этим всем начинаешь знакомиться. А это целый мир! Если это понять, то это тебя захватывает, ты в это проникаешь, начинаешь питаться этим молоком, жить этим и значительно больше понимаешь в духовной жизни.

Потому что нужно понимать, что текст Священного Писания писался на определенном языке, определенными людьми, в определенном историческом контексте и был адресован определенным людям. И чтобы понять, что именно автор хотел донести до тех людей, мы должны погрузиться в исторический контекст той эпохи, погрузиться в тот язык, чем и занимается библеистика. Это очень интересно. И если людей, начавших читать в Великий пост, это чтение захватит, то они начнут изучать какую-то критическую литературу и обратятся к русской библеистике, которая в свое время дала большие плоды.

Естественно, русская библеистика несколько отстает от общемировой, но у нас есть замечательные толкователи, например Феофан Затворник, мы можем обратиться к святоотеческим толкованиям. Но здесь опять-таки проблема в том, что святые отцы, например Иоанн Златоуст, составивший толкования на послания апостола Павла, тоже используют определенные термины, которые были характерны для той эпохи, т.е. получается, что нам нужно толкование на толкование. Наверное, только этим и осложняется чтение святоотеческой литературы I тысячелетия. Но если брать наших относительных современников, можно читать толкования Феофана Затворника на послания апостола Павла. Это чтение вполне понятно для нас, потому что святитель Феофан изъясняется более понятным для нас современным языком. Также можно обратиться и к современным библейским исследованиям, например, архимандрита Ианнуария (Ивлиева), Десницкого и многих других исследователей, которые дают схему, как заниматься библеистикой и изучением текстов Священного Писания. Если чтение Священного Писания приводит нас к таким результатам, то этому можно только порадоваться.

Необходимо, чтобы непосредственно сами прихожане заинтересовались таким чтением, чтобы была личная ответственность. Надо, чтобы на каждом приходе были библейские кружки, когда люди собираются вместе, совместно читают и обсуждают Священное Писание. Потому что, когда ты читаешь священный текст, то смотришь на него с точки зрения своего жизненного опыта, своих знаний, а когда есть сотоварищ, которому так же интересен этот текст, он смотрит со своей точки зрения, со своего опыта, и вы друг друга дополняете. Когда это большой кружок, то это святое дело – читать и изучать священные тексты. Начнешь больше понимать в богослужебных образах, богослужении и в нашей жизни.

Мне хочется еще сказать о том, что на Библии, на Священном Писании основывается все богословие и все церковные науки. Священное Писание становится основой для того, чтобы развить наше православное учение. Может быть, Вы расскажете нашим слушателям о том, какие еще богословские и церковные науки выходят из Священного Писания, основаны на нем, помимо библеистики, которая непосредственно работает со священным текстом?

– Спасибо за вопрос, Михаил. Мне хотелось бы вас немного поправить: правильнее сказать, что все наши науки выходят из Священного Предания. Православное богословие учит, что Священное Писание – это часть Предания. Священное Писание родилось в Церкви, зафиксировано ею, создан канон священных книг. Еще мы знаем, что есть так называемые апокрифы, которые описывают события Священной истории, но не прошли рецепцию Церкви, то есть Церковь не одобрила их как богодухновенные книги, однако из них возможно брать какие-то описания. Некоторые наши двунадесятые праздники, как это ни странно, берут свое начало из апокрифов, то есть из них берутся некоторые сюжеты. Как человек, занимающийся литургикой, вы должны это знать. Вернее будет сказать, что Церковь живет в Святом Духе, и все в ней рождается через общение во Святом Духе, и Священное Писание в том числе. Поэтому не будем говорить, что все вышло из Священного Писания, но стоит сказать, что все взаимосвязано, так как мы говорим, что все имеет один источник.

Священное Писание богодухновенно и имеет своим источником Бога. Несмотря на то, что оно писалось несколько тысячелетий и эти книги были написаны разными авторами, в разном историческом и политическом контексте, даже на разных языках, – все равно источник один – это Бог, Который вдохновлял священнописателей, фиксировавших священное Божественное откровение, которое и есть Библия. Стоит сказать, что этот же источник является основополагающим для других дисциплин, если так можно выразиться. Дисциплина – это определение, «ограничивание» какой-то области знаний. Скорее всего, Православие не свод каких-то указаний, это жизнь, состояние во всей полноте. Мы не можем выделить что-то отдельное и сказать – что это Православие, но должны воспринимать все в совокупности – богослужебную традицию, библейскую традицию и богословие.

Мы знаем, что для того чтобы выразить троический догмат, отцам-каппадокийцам в IV веке пришлось прибегнуть к эллинистической, по сути языческой, философии. Но, обращаясь к ней, они поставили эту философию на службу Церкви, поэтому можно сказать, что все наши дисциплины родились в общине, которая жила Святым Духом, которая живет тем Утешителем, к Которому мы обращаемся в молитве «Царю Небесный», призывая Дух Святой, чтобы Он сошел до нас.

Если говорить о дисциплинах, то, естественно, это литургика и богословие. Есть разные виды богословий, которые берут определенную отрасль духовной жизни и жизни человеческого разума. Естественно, Бог непознаваем по Своему естеству, но мы можем что-то о Нем говорить, чтобы не уклониться в идолослужение.

Скажите, пожалуйста, краткое пожелание нашим телезрителям на предстоящий пост.

– Желаю всем с честью и достоинством пройти этот путь Великого поста. Хотелось бы пожелать, чтобы все было с разумом, без фанатизма. Православие как пиджак, в который ты врастаешь, и он всегда тебе велик, ты всегда узнаешь что-то новое. Желаю всем не останавливаться на пути этого роста и жизни в общении с Церковью через таинство Евхаристии и через любовь к ближнему. Будем жить по заповедям. Есть одна хорошая цитата: «Посещайте много книг, но живите в Священном Писании». Я желаю всем жить в Священном Писании, посещать воскресные богослужения и быть единой Христовой Церковью.

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс