Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 1

Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 1

№12 (861) / 22 марта ‘16

Святые отцы называют это время весной для души. И как весной нас все радует – и солнце, и погода, и свежий воздух, и обновление земли, так и во время Великого поста нас радует все, потому что мы духовно обновляемся, освобождаемся от греховного бремени, просветляемся. И внутренняя радость, которая наполняет нас за счет избавления от всего наносного и греховного, конечно, не может не веселить нас, не подчеркивать особенное состояние нашей души.

Многие говорят: начался Великий пост, я сейчас начну худеть. А это ли самое главное в посте?

– В посте диета – не самое главное. Некоторые говорят: Великий пост – это ущемление моих прав и свобод, я не вижу смысла в посте. Применяют даже выдержки из Священного Писания, вырывая их из контекста: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст». Иные говорят, что в Священном Писании Сам Господь дал человеку заповедь поститься. Такие мнения появляются из-за того, что в последнее время человек больше прислушивается к самому себе, своему внутреннему голосу и самый большой авторитет для него – он сам. Как я воспринимаю, как я хочу воспринимать то, что происходит вокруг меня, так и должно быть. Это большое заблуждение. Никто из нас не должен судить со своей колокольни, но каждый должен прислушиваться к опыту Церкви и быть послушником Церкви. Святые отцы говорят нам: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Откуда взялось такое понимание Великого поста? Как у протестантов главное – вера в Спасителя, а так живи, как хочешь.

Если мы внимательно изучаем Священное Писание, то еще в раю Господь дал первое повеление – поститься. Была одна заповедь – послушание, чтоб люди не вкушали от древа добра и зла. Когда произошло нарушение поста, то человек был лишен всего, природа и мир восстали против человека, и человек стал добывать хлеб в поте лица, а жена рожать чад в муках.

Господь дает нам эту заповедь, чтобы мы духовно преображались. Господь, придя на землю, Сам показал путь ко спасению, и кто пойдет этим путем, придет к ногам Спасителя.

Земное служение нашего Божественного Спасителя началось с 40-дневного поста в Иорданской пустыне. В Священном Писании говорится, как Господь спустился с горы Преображения и увидел, что его ученики находятся в смущении из-за того, что один человек привел к ним бесноватого сына и попросил исцелить его, но ученики не смогли исцелить. Тогда Господь Сам исцелил его, изгнал из него беса. После чего ученики подошли к Господу и спросили: почему мы не смогли изгнать беса? Господь ответил: сей род побеждается только постом и молитвой.

Мы должны помнить, что есть противостояние добра и зла, есть ангел-хранитель, есть ангел-губитель. Это противостояние – вечно живое. Когда человек живет материальной жизнью, он погружается только в жизнь земную, забывая, что есть Небо и духовная жизнь, и объясняет все то, что с ним происходит, только земными понятиями: виноваты люди, обстоятельства, правительство, экономическая политика и т.д. Человек не понимает, что это с ним происходит из-за противостояния между доброй и злой силой. Писатель Ф. Достоевский сказал: «В мире борется добро со злом, а поле битвы – сердце человека». Выбор всегда за человеком и зависит от самого человека, от его духовных сил, от его духовной крепости.

Где взять эту крепость, как противостоять злу? Где взять видение того, к чему нас может привести то или иное действие или слово? Эти силы мы можем черпать только в посте и молитве. Когда человек постится и молится, тогда он духовно обогащается, наполняется, и все оскудевающее в нем духовное восполняется. И тогда человек может противостоять злу, которое встречается в этой жизни и с которым он ведет постоянную брань.

Где брать силы, чтобы все это совершать? Тут надо помнить, что пост – подвиг. Некоторые современные богословы, опираясь на святоотеческое учение, говорят, что тот, кто постится, очень смелый человек. Некоторые боятся приступать к посту. И не потому, что не могут, а просто боятся. А боязливый человек никогда не станет героем. Только смелость помогает человеку преодолевать большие трудности и достигать серьезных результатов. Смелым нужно быть, чтобы жениться, пойти в монастырь… Здесь не надо бояться будущих искушений и трудностей.

Чтобы приступить к посту, нужно обладать смелостью, и это замечательное качество дается человеку только за счет поста. С одной стороны, ты приступаешь к посту, с другой – сам пост тебя внутренне обогащает и делает смелым.

Похудеть во время поста – тоже неплохо, но не это главное в этом пресыщенном мире. Хотя мы жалуемся на свою тяжелую жизнь, но при этом большой процент нашего населения страдает от лишнего веса, а многие ведут непрестанную борьбу, но в итоге излишний вес побеждает. И при этом не каждый может, когда постится, отказать себе в еде.

Здесь нужно ограничить свою волю – я хочу есть это и это, а мне нельзя. В итоге человек отдается воле Божией. Такой человек за время поста приобретает очень хорошие качества. Часто мы творим нашу волю, и она нам досаждает и порой приводит к такому состоянию, из которого приходится очень тяжело выбираться. Если человек постится, исполняет волю Божию, то сегодня Господь повелевает ему поступать именно так, и здесь он ограничивает свою волю. Мы призваны исполнять волю Божию – и просим, чтобы Господь творил с нами Свою волю. За счет этого приходят смирение и терпение.

Что значит «исполнить не свою волю, а волю другого человека»? Это значит смириться, иметь мир с людьми, которые тебя окружают. И ты в итоге в мире с сами собой, своими близкими и Небом.

Ограничение в пище – это не совсем пост. Ограничение в пище не должно быть фанатичным. Сейчас идет тотальное изучение ингредиентов: как бы мне не оскоромиться десятыми или сотыми долями процентов молочного продукта. Это крайность. Во время поста не стоит досконально изучать каждый продукт, но в то же время мы не должны себе позволять лишнего, помня, что пост – не время воздержания от каких-то продуктов питания. Пост – воздержание языка, злословия, клеветы, воздержание чувств, воздержание от развлечений. Искоренить в себе какие-то страсти. Человек должен остановиться, посмотреть вперед-назад и понять, что делает неправильно. Пост – это время внутреннего преображения. Если мы постимся телесно, то тогда обновляется только наше тело. Если еще будем воздерживаться духовно, то также будем обновляться, восстанавливаться, становиться добрее, чище, светлее.

За счет поста мы должны укрепиться в исполнении главной заповеди – возлюбить Господа всем сердцем, всей душой и всем помышлением своим и научиться любить ближних своих.

Критерием суда человека на Страшном Суде будет именно наше отношение к нашим близким. Господь не спросит, каким постом мы постились – Великим или Рождественским, а будет спрашивать, какое отношение мы имели к своим близким, кого мы посетили, кого накормили – одели, а кого не заметили в этой жизни.

Если человек неправильно понимает, в чем состоит пост, то можно увидеть нечто другое.

Если человек начинает поститься, то дома происходит нечто удивительное. Человек, не соблюдающий пост, говорит, что «мои близкие постятся, и для меня это самое страшное время жизни». Там и шум, и крики: «Я пощусь, а вы не поститесь, вы меня искушаете, не смотрите телевизор, не включайте радио, почему вы это едите? Почему вы смеетесь? Почему говорите такие слова? Почему так одеваетесь?» – человек начинает ущемлять в правах своих близких лишь только потому, что он сам постится, не являя тем самым любовь, а, наоборот, отталкивая от Бога, от Церкви. Если такой образ рождается у верующего во время поста, то зачем нам все это? Лучше не поститься, не молиться, чтобы не становиться таким недобрым, раздражительным человеком.

За счет поста мы должны воспитывать свое сердце, и оно должно быть любвеобильным и внимательным по отношению к нашим близким, чтобы они почувствовали, что, постясь, человек стал чище, лучше, заботливее. Чтобы, наблюдая за таким человеком, им тоже захотелось стать верующими, попоститься, сходить в храм, попытаться стать таким же чистым и светлым.

Звонок в студию. Московская область: «Почему-то в храмах бытует мнение, что на всенощное бдение не надо причащаться, а на причащающихся в это время прихожане смотрят с осуждением?».

– Речь идет, наверное, о Пасхальной ночи. Еще на некоторых приходах говорят, что нельзя причащаться в Родительские субботы, на Светлой Седмице, во время святок и т.д. На последнем Архиерейском Соборе этот вопрос поднимался, и был принят документ «Об участии верных в Евхаристии». Наши архиереи рекомендовали всем нам искоренять практику, когда, например, в Пасхальную ночь, Родительские субботы и прочие большие службы отказывают людям в Причастии.

Это возникло, скорее всего, в советское время, когда народа было много, а храмов и духовенства – мало. Сегодня, когда открыто много храмов, в великие праздники можно причаститься.

Какие есть рекомендации для тех, кто хочет впервые поститься Великим постом?

– Просто взять и начать поститься. Здесь может быть много искушений. Об этом сказал премудрый Сирак: «Сыне, ты встал на путь служения Богу, так приготовь душу свою к великим искушениям, к великим испытаниям». Может быть, будет много непониманий. Когда начинаешь поститься, не надо афишировать перед своими близкими: через это тоже могут прийти испытания – многие начнут искушать тебя всякими яствами, посмеиваясь над тобой, не потому, что они хотят сделать тебе плохое или свернуть тебя с этого пути, а лишь потому, что у них появляется зависть: ты постишься, а мы нет.

Тем, кто постится, следует избегать праздников. Тем, кто вступил на поприще Великого поста, надо помнить, что главное – угодить не человеку, а Богу. Надо помнить, что любой подвиг может совершаться с Божией помощью. Здесь нужна молитва, надо почаще бывать в храме, исповедоваться, собороваться, причащаться. Это дает благодать, силы, укрепляет человека. Когда бывают сильные смущения, чувствуется, что вот-вот, и ты сойдешь с дистанции, надо помолиться и поговорить со своим духовным отцом, наставником, священником. Кто доходит до конца, всегда испытывает большую радость, ощущает, что может управлять своей плотью и приносить радость душе.

Звонок в студию. Тамбов. «Я хочу в этот пост воздерживать себя не едой, а другими жизненными ситуациями, от которых я зависима: выход в социальные сети, не играть в компьютерные игры, не ругаться, не заниматься сексом, больше читать духовной литературы. И в еде тоже?».

– Если говорить о полноте поста, то и в еде – тоже. Как говорится в Священном Писании, когда сердце омрачено излишним – едой и питием, оно уже не имеет такой остроты. Пресыщенный человек не может молиться, и страсти его будут одолевать сильнее. Полнота поста заключается в том, чтобы мы все гармонично вместили. Но если вы только вступаете на этот путь, то первый шаг может и в этом заключаться, но на этом нельзя останавливаться. Если нынешний Великий пост будет заключаться в том, о чем вы сказали, то в следующем вы должны прийти к тому, чтобы воздержаться еще и в пище. Тогда вы получите совершенно другие ощущения.

Как постится духовенство? Если ли какие-то отличия от мирян?

– На Руси сложилась удивительная практика. Мы живем по Типикону (и монастыри, и миряне). Нет у нас отличия от поста мирян, духовенства и монашествующих. Это эталон, но он не является обязательным для исполнения мирянами. А как тогда должен поститься мирянин? У нас нет Устава для мирян. Меру этого Устава регулирует духовник, давая при необходимости те или иные послабления своим прихожанам. Это вписывается в нашу практику и этого не надо смущаться. У нас разные подходы к посту. Одни ищут разные лазейки, чтобы не поститься – например, плановая поездка во время поста. Если там не будет возможности поститься, то надо будет потом покаяться. Есть и другая крайность в отношении поста. Некоторые имеют серьезные заболевания, им не рекомендовано поститься, но по своей ответственности они не могут нарушить пост, и это приводит к тому, что уже после первой недели они не могут встать, у них обостряются заболевания и дальше они не могут нести постное поприще и даже молиться, а просто пребывают в великой немощи.

Когда благословляет священник, не надо говорить, прав он или не прав. Зная внутреннее состояние, физическую немощь своего прихожанина, он дает необходимые рекомендации.

Звонок в студию. Саратов. «Раз в год ко мне приезжает внучка, и мы с ней ходим в храм на Причастие. Ей 10 лет, она подошла к нашему священнику и попросила Правило к подготовке к Причастию, и батюшка сказал ей вычитать весь канон. Дома она посмотрела объем и отказалась читать. Больше я не смогла уговорить ее пойти в храм причаститься. Что делать?».

– Мы не должны перегружать Правилом тех, кто не может понести это. На Архиерейском совещании как-то подчеркивалось, что полное Правило следует вычитывать взрослым, детям – рекомендуется, но в меру. Для ребенка, который причащается раз в год, похвально, если он прочтет несколько молитв, или сколько сможет, или вы можете почитать хотя бы молитвы ко святому Причастию, без канонов – это будет вполне достаточно. Вы не согрешите, если объясните своей внучке, что сами прочтете ей определенные молитвы, а она их послушает и пойдет на Причастие. Потому что в молитвенном правиле говорится, что ты должен либо вычитать, либо прослушать.

В Великий пост читается молитва Ефрема Сирина. Что это за молитва и что она дает?

– Это очень сильная молитва. Она настраивает на покаяние и в то же время говорит о том, что мы должны делать, и что не должны: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

Нет ничего отвратительнее, чем леность. Мы просим, чтобы в нашей жизни не было праздности – она рождает грехи человека, сочиняет те вещи, которые приносят ему огромный вред; не празднословьте, не осуждайте...

Молитва Ефрема Сирина очень часто звучит коленопреклоненно, потому что мы понимаем: победить то, о чем говорится в ней, или достигнуть того, о чем говорится в этой молитве, невозможно человеческими силами. Это можно приобрести с помощью Божией. Если Господь нам поможет, то мы сможем прийти к этому. Это и молитва, и назидание. Коленопреклоненно мы просим Господа дать нам сил, чтобы стяжать и победить.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс