Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Иеромонах Макарий (Маркиш): Греховные страсти и борьба с ними

Иеромонах Макарий (Маркиш): Греховные страсти и борьба с ними

№12 (861) / 22 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в № 11 (860)

Расскажите, какие страсти могут быть в человеке?

– Они имеют достаточно широкий спектр. Страсти можно по-разному сортировать, упорядочивать, конкретизировать. Я бы хотел напомнить, что не столь существенно то, на что направлена страсть, сколь важна ее сила, то, насколько она владеет нами. Есть такой писатель, которого у нас считают детским (большая часть его произведений написана для детей), Борис Николаевич Житков. Это был гениальный писатель, и некоторые его короткие рассказы я бы отнес не к детскому чтению, а рекомендовал почитать и взрослым. Мне вспоминается один его рассказ под названием «Как я ловил человечков». Тому, кто не читал его, я бы рекомендовал прочитать. Это совершенно детская история, написанная детским языком: мальчик, которому всего лет шесть от роду, рассказывает о том, как он жил у бабушки. Он увидел очень красивый пароходик, с которым ему захотелось поиграть. А дальше у ребенка возникает фантазия: ему кажется, что в этом кораблике живут человечки. Он почему-то абсолютно в этом уверился, и под конец этого детского рассказа звучит уже недетская речь: «Я не мог ничего сделать. Я должен был пойти и поймать этих человечков!» Мальчик понимал, что разрушит этот пароходик, потому что мог поддеть его и открыть только консервным ножом, и он сломал кораблик в попытке поймать этих человечков, такая всепобеждающая страсть владела им тогда. Казалось бы, что тут такого: ну сломал ребенок кораблик – и что теперь? Но реализация страсти в душе этого несчастного мальчика точно демонстрирует развитие любой страсти: будь то алкоголизм, когда человек уходит в запой, сексуальные преступления или ощущения наркомана, требующего для себя очередную дозу... Поэтому для нас важно знание и понимание того, что происходит в нашей душе.

Но не надо себе придумывать страсти. Бывает, люди начинают говорить на Исповеди священнику примерно следующее: «О, батюшка! У меня страсть чревоугодия: я очень люблю блины поесть». Это не страсть. Если вы любите есть блины – это хорошо. Не надо только их во время поста со сметаной есть, а так пеките себе блины, ешьте сами и угощайте ими своих близких. Какая же это страсть... Но человек говорит в ответ: «Батюшка, ну как же так... У меня же страсть!» И дальше начинает работать фантазия. Это так же неразумно и неправильно выдумывать себе страсти, как и поддаваться им. Надо понимать, что если вы что-то любите и это не причиняет вам вреда, не парализует и не вводит вас в плачевное состояние, то это хорошо, ничего плохого здесь нет.

Телезрительница из Рыбинска спрашивает: «Возникает такое навязчивое состояние: ты что-то сделал и тебе хочется еще раз перепроверить, повторить это. Как с этим бороться?»

– Вот мы совсем недавно говорили о депрессии. Навязчивость – это тоже состояние из сферы невропатологии или малой психиатрии. Скажем прямо, в том случае, когда вы ощущаете навязчивое состояние или вам кто-то об этом говорит, то нужно без промедления обращаться к специалисту. Приведу такой пример: выхожу я из дома на улицу и думаю: «Ой, а я точно дверь закрыл?» Возвращаюсь, проверяю – да, все закрыто. А дальше иду и опять думаю, что я, наверное, когда возвращался домой в первый раз, не до конца все проверил, нужно бы еще раз вернуться и посмотреть. Здесь уже должен прозвенеть тревожный звонок: это ненормально, когда человек по два-три раза возвращается домой, чтобы удостовериться, закрыл он дверь за собой или нет. Нормальный человек этого делать не будет. Если вы начнете замечать за собой подобные симптомы, то нужно обратиться к врачу. Хочу сказать, что повреждения нашей нервно-психической сферы, разного рода патологии необязательно бывают губительными и не всегда приводят нас к психиатру – избави нас, Господи, от этого, – но подобные нарушения существуют. Не нужно этого бояться. Если у человека, к примеру, заболел зуб, ухо, голова или нога, то он идет и лечится у специалиста. Точно так же необходимо поступать и в этом случае. Медицинская помощь будет только содействовать вашим усилиям по устранению тех или иных негативных особенностей вашей психики.

А связаны ли страсти между собой?

– Да, к сожалению, и духовный, и психологический, и медицинский опыт говорит нам об этом. Есть такое пессимистическое высказывание, которое, правда, не всегда бывает справедливым, хотя убеждение достаточно распространенное: страсть никогда не исчезает полностью, она может лишь замениться другой. Например, человек пьянствовал, был законченным алкоголиком, потом пошел к так называемому гипнотизеру, психотерапевту, экстрасенсу – и его «закодировали» на год или навсегда. Но это не значит, что вот он был пьяницей, а теперь сразу же стал хорошим парнем. Этот человек будет испытывать разные негативные нагрузки на свою психику, и очень вероятно, что у него станет возникать в греховной сфере что-то другое.

Поэтому часто его близкие говорят: «Вот раньше он пил, был добрым человеком, а теперь «закодировался», не пьет и стал злым как змей. Невозможно стало даже рядом находиться. Ничего ему не нравится!» Разве же это хорошо? Нет. Поэтому борьба со страстями должна быть целостной, духовной. Ведь если у вас, допустим, диабет, то это же не значит, что он находится где-то в ухе, голове или ноге. Это поражение всего организма. Так же и страсти – это поражение всей личности, борьба с ними требует целостного движения от греха к добру, от бесовской силы ко Христу. Вот об этом надо всегда помнить и ни в коем случае не давать возможности одной страсти заменяться на другую. И, подводя итог этому рассуждению, хочу сказать, что есть лишь одна страсть, которая не является укоризненной и ее развитие всегда спасительно для нас, – это полноценная всепобеждающая любовь к Господу и нашим близким. Если я свою страсть к алкоголю, играм, злобе отставлю от себя и заменю всемерной любовью ко Христу, то в этом будет заключаться моя победа над ней. Но такое, к сожалению, не всегда бывает.

Скажите, а насколько легко или, наоборот, тяжело бывает побороть в себе ту или иную страсть?

– Здесь очень многое, если почти не все, зависит от самой личности. Человек по своей природе, которая неотъемлема от него, существо свободное. Казалось бы, я тут противоречу сам себе: раз я свободное существо, то значит: хочу – пью, не хочу – не пью. Но если вы откроете документ Русской Православной Церкви о свободе, достоинстве и правах человека, то в нем очень четко проводится граница между свободой выбора и свободой от зла: свободой от чего-то и свободой к чему-либо. Так вот свободы от зла у нас, к сожалению, нет. Мы все в той или иной форме подвержены разного рода греховным наклонностям, и вся наша жизнь – это стяжание, приобретение свободы от зла. Но свобода выбора есть у нас у всех. Возьмем, к примеру, пьяницу, человека, подверженного страсти – одной из самых распространенных греховных и губительных в нашем современном обществе. Когда он говорит вам: «Все, я больше не пью!», то вы прекрасно понимаете, с кем имеете дело. Но у него есть свобода выбора и он может сказать: «Да, я качусь вниз. Господи, помоги мне остановиться! Люди, помогите мне!» Такой выбор в пользу движения к Богу, к добру, прочь от греховной страсти может сделать каждый. Жаль только, что его делают не все, и те пьяницы, которые утверждают, что они не пьют, а только выпивают и могут в любой момент, если захотят, «завязать», выбирают зло. А тот, кто в слезах и печали приходит к врачу, священнику или близким и говорит: «Помогите мне! Я знаю, что погибаю, что я спиваюсь. Это мой грех!», делает свой выбор в пользу добра. Да, он не освободился от зависимости, мы знаем, что от алкоголизма невозможно освободиться, поскольку это неизлечимая болезнь. Но в условиях правильного режима жизни, самосознания человек может войти в состояние устойчивой ремиссии.

Я, конечно, здесь использую сугубо медицинские понятия, но, выражаясь простым языком, можно сказать так: если раньше человек пьянствовал, то теперь он не выпивает ни грамма, как говорится, полностью «завязал», перешел на режим сухого закона для себя. Ему живется не очень-то легко, потому что кое-какие симптомы его продолжают терзать. Особенно тяжело приходится в этом отношении наркоманам. Есть такая ужасная истина, которая знакома наркологам, выраженная известной фразой: «Героин умеет ждать». Это значит, что наркомания, героинозависимость неизлечима, так же как и алкоголизм, и если человек прошел курс реабилитации и дезинтоксикации, то это не говорит о том, что он полностью освободился от своей зависимости. Она продолжается, но уже нет паралича воли, и человек достаточно свободен, он живет в соединении с волей Господней, выйдя из порочного круга наркотической культуры, он не общается больше с наркоманами. Хотя живется ему непросто – героин умеет ждать. То же самое касается и запойных алкоголиков: им живется чуть легче, чем бывшим наркоманам. Но и те и другие победили свою страсть, отдав себя Господу, передав свою искаженную, извращенную, слабую волю Христу, исполняя не то, что хочет их больное «я»: «Хочу выпить или в очередной раз опохмелиться», а исполняя то, что говорит Господь.

И другие греховные губительные страсти – такие, как лудомания или сексуальные нарушения, о которых как-то неловко говорить, но они существуют и о них все прекрасно знают, – можно победить точно таким же путем: предав себя воле Божией, отказавшись от своей греховной воли. Выход из них сопровождается гораздо меньшими последствиями для человека. Что же касается лудомании или игромании, то те, кто постарше, помнят, когда у нас по всей России законодательным образом стали запрещены азартные игры. Тогда практически сразу исчезли все игровые автоматы, перестали работать казино, хотя еще в начале 2000-х годов они были широко распространены. Многие священники, которые тогда служили, помнят, что не было и дня, чтобы к ним на Исповедь не приходил человек и не говорил: «Батюшка, я не знаю, что происходит. Я получил зарплату, шел домой и сам не понял, как зашел в клуб и все проиграл». Это звучало примерно так же, как если бы кто-то сказал: «Я не знаю, как это случилось, но вот на улице прошел дождик и меня намочил». Когда же все азартные игры стали под запретом, то практически сразу же за этим исчезли и лудоманы. Люди освободились от этой страсти, хотя, конечно, и неизвестно, может быть, они заменили игроманию на алкоголь, драки или еще что-то, но все же эта страсть сравнительно легко миновала.

А в чем тогда заключается смысл, если человек, к примеру, преодолев в себе страсть к винопитию, страдает и терзается? Может, тогда лучше и не надо избавляться от этого?

– У алкоголика возникнет цирроз печени или он попадет в тюрьму за езду в нетрезвом состоянии, а может быть, убьет кого-нибудь... Все мы прекрасно знаем, что те страсти, о которых мы с вами говорим, разрушительны для человека. Не надо нашим телезрителям объяснять, что алкоголизм или наркомания – это путевка в смерть. Люди, подверженные страсти лудомании, разрушали свои семьи. Так что тут особо не о чем рассуждать. И если у кого-нибудь страсть к еде достигнет определенного уровня, то и здесь можно сказать об утрате человеком своей свободы. Поэтому страсть – это всегда зло, потому что в этом случае происходит утрата свободы, данной Богом человеку как образу Божию. А к каким неприятностям, бедам это приводит в земном существовании! И это проявляется по-разному: кто-то разрушает свою семью из-за супружеской неверности, кто-то губит свое здоровье, чрезмерно объедаясь, а у кого-то рушится карьера из-за того, что он тратит все время и энергию, играя в компьютерные игры. Так что средств угробить себя достаточно много на этой земле, и не надо им давать хода.

Телезрительница из Омска спрашивает: «Как преодолеть в себе привычку к сквернословию и раздражительность?»

– Это разные вещи. Раздражительность включает в себя два разных феномена. Одна ее сторона выглядит примерно так: вот моя рука, возьмите иголку и уколите меня в ладонь – мне будет больно, и я никуда от этого не денусь. Точно так же и душа человека испытывает боль от раздражения, как чувствует тело укол иглой. А уже дальше от меня зависит, как я реагирую на это раздражение: поднимаю лапки, отдаю себя этому эмоциональному потоку огорчения, озлобления, обиды или нет. В этом кроется вторая сторона раздражительности. Отсюда начинается поле моей борьбы с ней: я должен сжать зубы, не раскрывать рта, сложить руки и не распускать их, чтобы моя раздражительность, факт того, что мне больно, не вылилась наружу; должен поставить заслон врагу. Когда же человек не ставит защиту, оказывается неспособным на это, то мы видим, как в нем действует страсть. Конечно, есть разные люди – и они по-разному реагируют на боль. У кого-то кожа как у слона, слабо чувствительна к боли, а у кого-то она такая же тонкая, как у канарейки.

Поэтому одному чихать на то, о чем говорят, а кому-то очень больно и обидно, но и тот и другой должны научиться противодействовать этому выплеску зла на ближних, на окружающий мир. И сквернословие часто бывает лишь симптомом его выплескивания – вместо того, чтобы повесить себе замочек на уста, а ключик от него отдать Господу Богу, сказав: «Господи, возьми Себе, и когда я смогу сказать что-то хорошее, отдай его мне обратно, а пока я буду молчать!» Вот с таким подходом потихоньку можно побеждать в себе скандальность. Нужно для полноты картины добавить, что сквернословие часто бывает привычкой, а не симптомом злобы и раздражительности, последствием многолетнего злоупотребления нецензурной лексикой. Как бывает у человека привычка к словам-паразитам и один постоянно «нукает», а другой «мекает», так и здесь. Это дурная привычка, но она не является страстью, потому что проходит помимо воли и устраняется другим способом: вниманием к себе и своей речи.

Верно ли, что грех – это единичное проявление страсти?

– Грех – это лишь некий фон. С грехом мы все боремся, все ему противостоим. Согрешая, мы причиняем вред себе, своим ближним, обществу, но не всякий грех приводит к страсти. Однако некоторые вредоносные начала, укрепляясь, развиваясь в нашей душе, парализуют волю и приводят к возникновению страсти. Понаблюдайте внимательно за собой, за окружающими, это, конечно, не значит, что вы должны постоянно им тыкать в лицо и говорить: вот у вас такая-то страсть! Но ведь часто бывает так, что человек приходит с работы, включает телевизор, начинает смотреть новости (не порнографию какую-то!) по скандальному какому-нибудь каналу и час или полтора сидит, злобствуя и проклиная всех и вся, с матерком или без матерка – это уже не суть важно. Человек при этом даже не осознает, что это грех. Со стороны это, как говорится, и ежу понятно, что таким образом он отравляет себя. И если удастся его убедить, что так он губит себя, то он поймет, что это действительно страсть. И когда человек в следующий раз, придя домой, захочет включить телевизор, а близкие скажут, что этого делать нельзя, то ему станет скучно и он начнет ругаться со своей женой, вместо того чтобы смотреть очередную дрянь по новостному каналу. Так пойдет борьба с этой страстью.

А как быть, если мы не хотим совершать те или иные злодеяния, но вдруг сорвались? Что теперь делать?

– Есть очень простая практика – выражаясь святоотеческим языком, можно сказать так: упал – встань, опять упал – снова вставай. Упасть – это дело человеческое, а лежать в грязи – дело дьявольское. Такое лежание в грязи можно уподобить страсти, параличу воли: вот я упал, лежу и не хочу ничего с этим делать. Это страсть! Такое очень часто бывает с курящими людьми: желающих бросить курить у нас много, а успешно бросивших намного меньше. И как тут не вспомнить замечательное высказывание Марка Твена: «Нет ничего легче, чем бросить курить: я уже раз двадцать бросал». Если это не шутка, если человек на самом деле пытается бросить курить, а у него не получается, то надо понимать, что это страсть. У человека никотиновая зависимость, которая порой возвращается обратно, и каждый священник, любой серьезный человек об этом знает. Надо продолжать вести борьбу по примеру военных действий, когда идет позиционная война с врагом и территория отвоевывается метр за метром, а потом неприятель может перейти в наступление и отбить позиции, отвоеванные у него. Самое главное, не сдаваться, не отступать и искать помощи в Церкви, в покаянии, может быть – и в медицине тоже. Я, конечно, не силен в наркологии, но хороший нарколог может подсказать какие-то средства, которые смогут помочь в борьбе с никотиновой зависимостью.

Как достичь совершенства в борьбе с той или иной страстью?

– Достичь совершенства – это очень амбициозная цель. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», – говорит Спаситель. Отсюда следует, что достижение совершенства – это перспективная цель каждого человека. Если говорить в контексте нашего разговора, то достичь совершенства – значит избавиться от страсти. Каждый человек, которому удалось в этом достичь успеха, может сказать: «Да, я раньше пил, был пьяницей, а теперь не пью ни одного грамма и пить не собираюсь!» Это хорошо, значит он смог преодолеть в себе эту страсть. Курильщик, бросив курить, смог избавиться от своей зависимости. Я прекрасно помню своих бабушку и дедушку. Это были 60-е годы, и хотя тогда еще официальной борьбы с курением не было, но мой дедушка всегда прислушивался к мнению врачей. Однажды ему кто-то из них сказал, что курение вредно для здоровья, и он, как мне потом рассказывали взрослые, в тот же день бросил курить. Бабушка же, несмотря на то что у нее были серьезные болезни, говорила: «Мне нельзя уже бросать курить! Я уже столько лет курю, так что буду курить и дальше». И хотя она дожила до 78 лет, это не значит, что с нее надо брать пример.

Нам нужно всем сделать себе следующее напоминание: избавляясь от одной страсти, ни в коем случае не впадать при этом в другую. Нередко бывает так, когда людям, которые бросают курить, пить, принимать наркотики, грозят разного рода неприятности в эмоциональной сфере.

Наша программа заканчивается. Что бы Вы хотели пожелать нашим зрителям напоследок?

– Хотелось бы пожелать всем радости и духовных успехов в будущем.

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс