Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №10 (859)
Золотые ворота
Продолжим прогулку вдоль восточной стены города. На практике осуществить ее не так просто. Для того, чтобы идти вдоль стены, касаясь ее рукой или просто на максимально близком расстоянии, нам придется пробираться через мусульманское кладбище. И кладбище здесь, естественно, неспроста.
Золотые ворота стоят на своем историческом месте. Сегодня они закрыты, ими, действительно, никто не может пользоваться, и думается, что в ближайшем будущем тоже. Свою историю они начинают еще от ветхозаветного храма. Во времена Господа и даже еще более ранние от Золотых ворот шел мост, который соединял старый город Иерусалим с Масличной горой. Этими воротами и этим мостом пользовались только священники, и притом раз в году. У евреев есть особый день – день очищения. На иврите он называется Йом Кипур. Бывает он обычно осенью, после еврейского Нового года.
Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) – праздник переходящий, соответственно, и Йом Кипур тоже. В день очищения весь израильский народ постится: 24 часа израильтяне не едят и не пьют, и просят у Бога прощения за все грехи, соделанные ими за год. И во времена, когда в Иерусалиме стоял еще храм Бога Живого, в этот день совершалось особое жертвоприношение. Торжественная процессия священников выходила через Золотые ворота, шествовала по мосту и оказывалась на Масличной горе. Там был устроен специальный жертвенник. На нем приносилась в жертву всесожжения красная корова. Корова была оранжево-красной масти, без единого пятна и порока. И она полностью сжигалась, до пепла. Этот пепел смешивали с водой и брали пучок иссопа (иссоп – это растение, ореган сирийский, он у нас растет даже в садах, и можно класть его в чай). Пучок иссопа использовали при окроплении народа пеплом красной коровы, смешанным с водой. Это считалось обрядом очищения. В самом же храме также совершалось особое богослужение. Как мы знаем, священник входил во Святая Святых единственный раз в году и просил у Бога прощения за грехи Израиля. Затем, выйдя, он возлагал руки на козла, которого потом по мосту, через Золотые ворота, изгоняли из храма – считалось, что козел несет на себе грехи народа. И его выгоняли на Елеон, в Иудейскую пустыню, на восток.
Отсюда пошло выражение «козел отпущения»?
– Да, совершенно верно. Таким образом, эти ворота были нужны для особых целей. Пользовались ими только священники. За пределами Иерусалима, под стенами, в Иосафатовой долине, хоронили умерших (хоронить в черте города запрещалось). Мост был устроен таким образом, что имел три этажа. В связи с этим Иосиф Флавий писал: «Даже у самого смелого воина, если бы он посмотрел вниз, закружилась бы голова». То есть, мост был необычайной высоты. Это было сделано для того, чтобы священники могли пройти через кладбище, ведь им было запрещено прикасаться и приближаться к умершему телу. А тройной мост позволял им соблюдать ту чистоту, которая по закону Моисея была необходима.
Именно через этот мост вошел в Иерусалим наш Спаситель, именно этими воротами. Это было предсказано заранее, об этом и пророк Захария сказал: «Радуйся, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице». И ожиданием этого входа Царя в Иерусалим в то время жили все люди. Только не ожидали, что Он войдет – и не явит потом никакого чуда в том смысле, что не появится вдруг легион воинов, не свергнет римскую власть, не свергнет нечестивого царя, который в то время правил (очередной потомок Ирода). Они не ожидали, что Он придет для того, чтобы принять на Себя позорную казнь. И не могли предположить воскресения. Поэтому вход Господень в Иерусалим для нас трагическое событие.
Слово «Иерусалим» на иврите женского рода. Поэтому пророк Исаия пишет, что Иерусалим – как невеста, которая уготована и ожидает прихода Жениха. Но, когда Жених пришел, она кричала: «Распни Его!» – и не признала Его. Поэтому Золотые ворота всегда вызывают чувство скорби, трепета, когда смотришь на них с Масличной горы – оттуда особенно хорошо их видно.
Нынешние ворота были построены в византийские времена, верхушка сделана в VIII веке, но фундамент тот самый, времен Господа Спасителя. А замурованы они были тоже в VIII веке мусульманскими правителями. С VII по XX век Иерусалим находился в руках мусульман, с небольшим перерывом на 200 лет, когда были крестоносцы. А в VIII веке были правители из рода Омейядов, они верили в то, что через эти ворота придет Царь, Спаситель, и очень боялись, что Он захватит власть, поэтому ворота замуровали.
Мало того, они устроили под ними кладбище. По какой причине – это вопрос очень интересный. К тому времени существовало еврейское кладбище на склоне Масличной горы в Иосафатовой долине. В самой же долине были христианские могилы времен Византийской империи, которая правила Иерусалимом с IV по VII век. И мусульмане переняли традицию (как правило, именно это они и делали – перенимали традиции у христиан и иудеев, наполняя их иногда своим, каким-то другим смыслом), – так вот, традиция эта говорила о том, что именно здесь будет Страшный Суд, всеобщее воскресение умерших. Таким образом, устроение здесь кладбища – это желание первыми встать на Суд, первыми приветствовать Царя.
У православных христиан (да и вообще у христиан) есть, скорее, особое покаянное чувство, когда мы думаем о Страшном Суде. Как один священник сказал: «Мы все осуждены, и надежда только на амнистию». А у иудеев и в какой-то степени у мусульман чувство совсем другое. Иудеи уверены, что они предстанут на Суд как истцы, как обвинители, а не как обвиняемые, что наконец-то они будут оправданы, а все прочие народы за то, что гнали их, за то, что приняли, как они полагают, «неправильного» Спасителя, то есть Христа, Господа нашего, будут наказаны. У евреев такое дерзновенное стремление встать первыми на Суд, получить оправдание, поэтому у них там огромное кладбище, и могилы там стоят до миллиона долларов.
А мусульмане устроили свое кладбище хитрым образом – прямо под стеной Старого города. Здесь две причины. Одна из них та, что просто не было другого места, уже все занято. А во-вторых, есть предание о том, что они не хотели, чтобы Мессия пришел скоро – им все-таки хотелось еще поцарствовать, пожить спокойно – и, зная, что Он как священник не может идти через кладбище, решили таким образом преградить Ему путь. Вот такая легкая путаница была у них в головах, но, тем не менее, кладбище существует.
Так что страх перед Золотыми воротами у мусульман сохраняется до сих пор. Но зато им принадлежит право молитвы на Храмовой горе, а сама гора принадлежит общественной мусульманской организации «Вакф». Точнее, это место не является чьей-то частной собственностью, но контроль над ним принадлежит мусульманам. Соответственно, на Храмовой горе запрещено молиться кому бы то ни было кроме мусульман. Запрещено проносить какие бы то ни было предметы, связанные с религией: иудеям нельзя заходить туда в кипе или с молитвословом, а нашим священникам – с наперсным крестом, женщинам – с крестиком, который видно на груди и т.д. При входе на Храмовую гору стоит израильский охранник, который отбирает все это. Ты можешь потом вернуться, сделав огромный круг, забрать свои вещи, но чаще всего люди бывают заранее предупреждены гидами, чтобы ничего подобного с собой не брали, даже в сумке. Нельзя пронести на Храмовую гору, например, свечи и т.п. Потому что считается: если представители других вероисповеданий помолятся там, то потом они могут сказать, что теперь эта гора принадлежит и им тоже (христианам или иудеям). Так что это не очень спокойное место, где нередко бывают стычки, возникают проблемы.
А дальше от Золотых ворот стена поворачивает на юг, и мы оказываемся у совершенно дивного места. Это вход в ветхозаветный храм. Тот самый, древний, которым входили Господь, Матерь Божия, апостолы и праведные Иоаким и Анна. Все, что мы знаем о храме из Евангелия, было там. Сохранились ступени, по которым ходил и поднимался в храм Господь. Лестница, действительно, большая, высокая, в два пролета. Был отдельный трехарочный вход в храм и двухарочный выход из храма, так как народа в праздник бывало очень много. Это место называется «Раскопки второго храма» или Офель. Это археологический заповедник, и его можно посетить, паломники имеют такую возможность. Только там дорогой платный вход, – но это очень, конечно, интересно.
Но при этом остается центральная, главная святыня, важнее всех восьми ворот и всех археологических раскопок, вместе взятых – Храм Гроба Господня.
– Да, это так. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что, если стоишь на Храмовой горе рядом с мечетью «Золотой купол», которая предположительно находится на месте ветхозаветного храма, то видишь, что слева от тебя, по прямой линии, – Гроб Господень, а справа, по той же прямой линии, – Масличная гора. Ты стоишь в точке, которая соединяет Ветхий Завет (Соломонов храм) и Новый Завет (Храм Гроба Господня). Это одна прямая линия – и дальше Масличная гора, где произойдет Второе Пришествие Господа. Ты стоишь между настоящим, прошлым и будущим – на той оси, которую можно на самом деле продолжить. Вефиль – Иерусалим – Хеврон – своего рода духовная ось земли, как один из гидов ее назвал. И как раз Гроб Господень, часовня «Золотой купол» и Масличная гора тоже лежат на одной линии. Ощущение потрясающее, там очень близко небо, и хочется вместе с апостолом Иоанном Богословом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это ощущение того, что у Бога времени нет, и что Второе Пришествие одновременно и очень далеко, и очень близко. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.