Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №9 (858)
Львиные ворота
Если мы пойдем налево от Цветочных ворот, то скоро обнаружим, что стена поворачивает направо и из северной превращается в восточную. А напротив мы увидим Масличную гору – гору Елеон: восточная стена Иерусалима идет вдоль Масличной горы. Таким образом, с востока Иерусалим защищен от Иудейской пустыни этой горой.
И между Елеоном и Старым городом, перед интересующей нас стеной, лежит Иосафатова долина, которую еще называют долиной Страшного Суда. Согласно пророчествам пророка Захарии и пророка Иоиля, именно в этом месте будет происходить Страшный Суд, то есть Второе Пришествие Господа будет здесь, на Масличной горе и, соответственно, Суд будет в Иосафатовой долине.
Восточная стена Старого города полностью сохранила свое направление, и стоит на том же месте, где она стояла и во времена Христа Спасителя. Подтверждением этому служат и исторические, археологические свидетельства, и просто здравый смысл. Иерусалим много раз разрушался за последние две тысячи лет, и много раз его стены отстраивались заново. Однако из-за очень специфической топографии стена могла стоять только на этом месте и нигде больше.
В восточной стене города двое ворот. Одни – Львиные, о которых сейчас пойдет речь, а другие – знаменитые Золотые ворота, через которые Господь наш входил в Иерусалим (в Вербное воскресенье мы вспоминаем это событие) – но они замурованы.
Львиные ворота, как и все другие, имеют несколько названий. Древнее название их – Овечьи ворота. Правда, Овечьи ворота времен Христа стояли не совсем на этом месте, но где-то поблизости. Почему Овечьи? Вы знаете, что в ветхозаветном храме приносили в жертву овец. И перед жертвоприношением необходимо было овцу омыть. Для этого неподалеку от Овечьих ворот существовала специальная купель – бассейн, устроенный для омовения жертвенных животных. Купель Вифезда существует по сей день, и пройти к ней можно, естественно, через Овечьи ворота – они же ворота Львиные.
Второе название пристало к ним после XIV века, когда Иерусалим завоевали мамлюки и поместили над воротами знак царской власти – двух львов (совершенно очаровательные львы, на мой взгляд, милые, не воинственные, хотя мамлюки были как раз наоборот – совсем не милые и очень жестокие. А львы очень симпатичные).
Ворота еще имеют название Стефановы, согласно византийской традиции, которая ошибочно описывала как место побиения камнями архидиакона Стефана Иосафатову долину – это исторически неверно, потому что первомученик Стефан был побит камнями неподалеку от Дамасских ворот; в VII веке императрицей Евдокией там была устроена величественная базилика – она очень мало успела простоять, персы ее разрушили, но мученическая смерть архидиакона Стефана была именно там, об этом есть исторические свидетельства.
А ворота назвали Стефановыми либо позже, во времена крестоносцев, которые иногда ошибочно определяли какие-то места, либо история была другой. Дело в том, что в Иосафатовой долине действительно стоит храм архидиакона Стефана. Нынешний храм новый и построен не так давно, уже в наше время, но там есть раскопки древнего монастыря. Я пока нигде не могу найти точных сведений, и со многими православными гидами мы обсуждали, почему там стоит храм и как это место связано с архидиаконом Стефаном. У меня есть предположение, что после побиения камнями он был там похоронен. Почему я так думаю? Потому что именно в Иосафатовой долине (напомню, ее другое название – Кедронская, она разделяет Старый город и Масличную гору) как раз хоронили умерших – за городом, по иудейскому обряду, так что это очень логично.
Львиные (Стефановы или Овечьи) ворота – единственные в Иерусалиме, к которым ведет очень крутой подъем. К Яффским воротам тоже идти в гору, но подъем более пологий. А здесь, особенно летом, приходится попотеть.
Войдя в ворота, мы сразу же оказываемся в очень интересной точке: слева от нас – вход на Храмовую гору. Храмовая гора – то место, где стоял ветхозаветный храм: первый – Соломонов, и второй – времен Христа. Там же стоял храм Ирода, который не называют третьим, но фактически он третий. Поскольку Ирод перестраивал храм, во времена Господа еще велись строительные работы. Так вот, войдя в Львиные ворота, слева видишь проход на территорию Храмовой горы. Однако этот проход для нас недоступен. Только для мусульман и только в пятницу, когда они идут на молитву к своей мечети. Для всех остальных вход на Храмовую гору находится с южной стороны города, через арку Робинсона, и, в принципе, посетить Храмовую гору можно.
Однако это место крайнего напряжения. Чем ближе к Храмовой горе, тем больше чувствуется это напряжение. Лишь только войдя в Львиные ворота, сразу же видишь израильских солдат, которые там постоянно дежурят (хотя в других воротах их нет: именно из-за того, что Храмовая гора очень близко, и могут быть какие-то провокации. Дело в том, что Храмовая гора – это место, которое свято для иудеев как место ветхозаветного храма. Оно свято для мусульман как второе место по значению после Мекки, потому что, по их верованиям, именно здесь было вознесение пророка Мухаммеда, когда он был взят на седьмое небо, и ему был показан рай. И также, по верованиям иудеев и мусульман, на этой горе находится краеугольный камень, с которого началось творение мира. Этот камень когда-то покрывал ветхозаветный храм, а сегодня его покрывает мусульманская часовня «Купол над Скалой» – тот самый знаменитый золотой купол, который вы видите на всех панорамах Иерусалима).
Что мы здесь обнаруживаем? Что купель Вифезда – в двух шагах, что она была близко к храму; священники могли из храма выходить через специальные ворота, которые были для этого устроены, и омывать животных. Кроме того, мы узнаем, что праведные Иоаким и Анна жили около Овечьих ворот, их дом возле купели Вифезда – место Рождества Матери Божией – почитается с IV века. На сегодня от дома Иоакима и Анны осталась только подземная, пещерная часть, то есть, те комнаты, которые были вырублены в скале (все, что было снаружи, естественно, не сохранилось). Эту территорию делят между собой католики и православные – у католиков это монастырь Святой Анны, и православный монастырь праведных Иоакима и Анны находится здесь же.
Войдя в Львиные ворота, мы попадаем сразу же к местам, связанным с Матерью Божией. Если же мы с вами через Львиные ворота выходим из города и спускаемся вниз, то попадаем в Гефсиманию, к гробнице Матери Божией – здесь все очень близко.
Для человека, который не живет в Иерусалиме и, может быть, раз в жизни там побывает, такое паломничество – это событие №1, написанное на сердце золотыми письменами. Но у живущих рядом с такими святынями нет ли опасности привыкания к ним?
– Мы тоже люди, имеем определенную долю чувств, эмоций, которые иногда проявляются помимо нашей воли. Конечно, в эмоциональном плане, живя постоянно рядом и часто бывая у этих святынь, можешь иногда и не испытывать такого подъема, который был, когда ты прикладывался к ним первый раз в жизни. Однако мы здесь живем и проходим путь христианина – точно такой же, как вы проходите в России, а кто-то – в Японии или Америке. У нас тоже бывают тяжелые искушения, скорби, сложные обстоятельства. И когда ты в таком состоянии приходишь к святыням, то, конечно, помощь и утешение получаешь необыкновенные: милость Божия, которая изливается на человека у святых мест, настолько непропорциональна нашим грехам, настолько велика, что только благодарить можно Бога. Поэтому мы, по своему недостоинству, иногда можем и привыкать, но Господь нам не дает так относиться к святыням, попуская какие-то искушения и испытания (или мы сами себе их попускаем). Когда бежим потом ко Гробу Господню или к Божией Матери, то получаем утешение и получаем почти такое же чувство, а может быть, и больше, чем то, когда приходили сюда первый раз в жизни.
Наверное, это можно сказать и о тех паломниках, которые часто бывают в Иерусалиме. И ведь никто не говорил, что хороши только определенные формы, некая экзальтация, слезы и т.д. Наоборот, ценится трезвость.
– Да, совершенно верно. Святые отцы и опытные духовники нас учат, что на свои собственные слезы особо обращать внимание не нужно. У всех людей это по-разному, у кого-то слезы близко, у кого-то нет. Это все очень субъективно. Другое дело, что Святая Земля и для нас, и для паломников, которые приезжают сюда регулярно, становится частью духовной жизни. Это трудно объяснить сразу. Конечно, человек может спасаться и у себя в храме в каком-нибудь малюсеньком селе, и даже без храма (в определенных страшных обстоятельствах, как было при коммунистах). Но Святая Земля может стать частью твоей духовной жизни, и тогда, конечно, это очень много, очень большая поддержка, большая сила. Особенно богослужения на святых местах.
Львиными воротами, хотя ведут они формально все в тот же Мусульманский квартал, пользуются христиане, стремящиеся на Литургию к гробнице Божией Матери в Гефсиманию. И монахини-румынки, монахини-гречанки, благочестивые миряне, спеша, рано утром (иногда в будний день, перед работой) в Гефсиманию, именно через эти ворота выходят из Старого города и идут на Литургию к Царице Небесной. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.