Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (860) → Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

№11 (860) / 15 марта ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – 10 (859)

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Православное схоластическое богословие стало возникать в Византии у греков, а у нас – позже, в XVIII – XIX вв., и от этого времени нам остались статьи, монографии и учебники догматического богословия, которые принадлежат вот этому руслу – схоластике. Какие два самых знаменитых? Два тома православного догматического богословия митрополита Макария Булгакова – самый известный труд. В этом труде мы должны видеть все стороны – посмотрите, какая там великолепная тематическая подборка святоотеческих текстов! Еще более объемный и фундаментальный труд – это догматика в пяти томах епископа Сильвестра (Малеванского).

Схоластическое богословие формируется в Средние века, сохраняет свое влияние в Новое время, а вот в Новейшее время на схоластическое богословие обрушивается очень жесткая критика. Это было связано с тем, что поменялась культура, поменялись ориентиры, Аристотель уже не так актуален. Есть другие философские направления, которые могут быть для богословов и для философов более интересными, чем просто философия Аристотеля. Что это за философское направление? Какие еще тут возможны другие пути? Разные и порой неожиданные. Ну, например, можно комбинировать богословские православные тексты с марксистской философией, – представляете? Казалось бы, Карл Маркс был когда-то верующим христианином в молодости, но очень быстро ушел из христианства и вообще из религиозного мировоззрения и вообще стал человеком, с которым связаны устойчивые представления, как о жестком антирелигиознике, для него религия – это неприемлемо. Как он выражался, «религия – это опиум» народа: для богатых есть опиум – это наркотики, а есть наркотики дешевые, общераспространенные, – это религия, как он считал, сомнительное утешение людей. Согласитесь, эти слова («религия – это опиум народа») мог сказать человек только неверующий, нерелигиозный. Правда, иногда они звучат немного в другой трактовке – «опиум для народа»: это уже мысль иная, здесь подразумевается, что кто-то для народа изготавливает опиум, священники обманывают народ, – но в исходной формуле там не было мотива, что кто-то обманывает народ, там было, что народ сам одурманивается религией: ну надо как-то забыть весь этот кошмар, в котором он живет. А вот Маркс считает, что по-настоящему этот кошмар не надо забывать, а надо бороться, надо вставать на борьбу за свои интересы людей угнетенных, людей бедных против богатых, надо включаться в классовую борьбу и вот тогда эти все массы угнетенного человечества на каком-то этапе победят, и тогда будет и социализм, и коммунизм, счастливое общество и так далее.

Казалось бы, эта философия очень далека от религии… Она действительно далека – как же ее можно сочетать с христианским самосознанием? В XX веке такие попытки были, и в России появляются авторы, которые пишут в русле так называемого христианского социализма (очень странное такое название, но тем не менее такое было, принимало философские формы, порой это было окрашено в политические тона) – это в обновленческом движении было: пришла советская власть и возник обновленческий раскол, раскольники-обновленцы пытались философствовать на новый лад, то есть то, что Ленин как бы выполняя то, что нам завещал Господь Иисус Христос, и сам по себе марксизм – это течение, которое можно сочетать с христианством. Это уже попытка богословствовать на совершенно новый лад, и мы с вами будем обозначать этот совершенно новый лад присущим ему словом – Новое время или модерн (соответственно, Новейшее время – это постмодерн, а Средневековье – это премодерн).

Выступающие с этих новых, современных богословских позиций (под современным я имею в виду не 2015 год, а принадлежащее к эпохе) строят богословие другого, нового направления. Оно называется по названию эпохи – богословский модернизм. То есть это те богословы, которые считают, что пора отказаться от схоластического наследия, потому что это средневековое, слишком устаревшее, и надо богословствовать по-новому. Как? Один из вариантов – христианский социализм, это какие-то обновленческие опыты в богословии.

Пусть вам не покажутся событиями только XX столетия, эти события происходят здесь и сейчас. Возьмем, например, Римо-Католическую Церковь. Когда-то схоластическое богословие как раз формировалось усилиями католических богословов, когда-то в конце XIX – начале XX века появились первые католические влиятельные богословы-модернисты и из Ватикана по этому поводу прозвучала критика модернистского католического богословия. Но учение Фомы Аквинского, хотя оно в конце XIX века и мыслилось как вечное, всегдашнее для Католической Церкви, но все-таки в ней оно ушло в прошлое, сторонников томизма, неотомизма по пальцам можно пересчитать, и все-таки разного рода модернистские проекты там появляются и появляются.

Все-таки, если в России – такое явление как христианский социализм, попытки богословствовать и философствовать в русле христианского социализма, то в Латинской Америке в католическом ареале есть такое направление как теология освобождения, богословие освобождения. Главная мысль эта же самая, марксистская: люди угнетены, есть империалисты, есть власть богачей, надо ее свергнуть, Христос призывает нас к борьбе, к активной жизненной позиции. И это все говорят люди, которые, с одной стороны, считают себя католиками, а с другой стороны, в их мысли прямо ощущается Карл Маркс. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Ирина Еремина

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс