Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Евгений, предлагаю поговорить на тему Великого поста и дел милосердия во время этого благодатного периода. Но прежде ответим на телефонный звонок.
Я из Екатеринбурга, меня зовут Елена. У меня такой вопрос: сестра моего мужа – человек скучающий, и до поста мы созванивались часто. А сейчас идет Великий пост. Я следую правилам ограничения, в том числе пустых разговоров, и я ограничила эти звонки. И сразу пошли обиды. Посоветуйте, что делать: оправдываться перед ней или объяснять (она старше меня на 10 лет и нецерковный человек)?
– Всегда лучше договариваться, всегда можно обозначить, что мы выходим на Великий пост. Великий пост – это воздержание, в первую очередь – от греха, и поэтому мы не случайно с самого начала Великого поста просим Бога: «Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». То есть Святая Церковь выделяет из множества грехов и пороков эти четыре, по-видимому, ключевые, и в них вставляет в том числе и празднословие. Поэтому можно поговорить, попросить общаться поменьше.
Давайте перейдем к нашей теме, к делам милосердия. Все-таки Великий пост – это период, когда человек должен думать не только о том, что он ест и что не ест.
– Давайте. Вспомнилось слово преподобного Ефрема Сирина: «Дорогие христиане, пусть вся ваша жизнь будет богослужением». Не делить, что богослужение – это на вечерне или на утрене, в храме на воскресной Литургии. Вся жизнь должна быть богослужением. Как говорит апостол, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию.
Каждое дело может быть совершено во славу Божию. И не случайно Церковь дела милосердия называет литургией после Литургии. То есть, если мы называем Литургией общее дело – мы собираемся на общее дело помолиться, то, помолившись, мы идем вместе на следующее общее дело – на служение ближним. Это дела милосердия.
По воскресеньям после Литургии у Вас каждую неделю собираются добровольцы.
– Да, мы всех приглашаем в добровольцы, дорогие екатеринбуржцы. Потому что из других городов дистанционно, наверное, сложнее это сделать. Хотя можно, по крайней мере, для обмена опытом приехать и посмотреть, как этот процесс вообще настраивается. Каждое воскресенье в час дня у нас проходят встречи с добровольцами. И каждую неделю приходит от 5 до 10 новых на собеседование. Мы с ними знакомимся, выясняем, нет ли тяжело душевнобольных людей. Цель первой встречи – посмотреть, насколько человек адекватно и в добром уме и твердой памяти принимает решение о добровольческом служении. А дальше мы уже планируем, куда человек пойдет, – в дом ребенка, в дом престарелых, в детский дом-интернат. Знакомимся, выясняем, что человек может, что ему интересно, и направляем в тот или иной отдел или проект. Далее в течение нескольких дней с человеком связывается координатор добровольцев, который уже более четко обозначает задачи.
Ответим на телефонный звонок.
Меня зовут Александр, звоню из Уфы. Батюшка, если на Великий пост, да и не только на Великий, выпадает какое-нибудь спортивное мероприятие, соревнование, можно ли его смотреть? Не целый день, конечно, а полтора-два часа. Не будет ли это праздностью?
– Вообще, я советовал бы христиан во время Великого поста сделать максимально свободным от информационных технологий. Выйти из сетевых групп на это время, с различных форумов и, конечно, с телевидения. В одной из передач я делал подсчет, что, если человек 2 часа в день смотрит телевизор, 14 часов в неделю и так дальше, то за жизнь из 50 лет человек просто вычеркивает более 4 лет! Здесь надо разумно подходить. Два часа в день – это много; два часа в выходной день – как поощрение, это допустимо. А так – жалко времени.
Отец Евгений, еще один телефонный звонок.
Батюшка, я сама мусульманка, а дети мои православные. Старшего сына я схоронила. И получается, что молюсь и по-мусульмански, и по-православному. Хожу в церковь и стою на молитвах, когда батюшка служит, а вечерами молюсь по-мусульмански. Это неправильно? Это грех?
– Молиться никогда не грех. Обязательно надо молиться и просить Господа, чтобы Он дал Свое внимание, Свою заботу и Свою благодать сыну. Но надо понимать, что самое главное единство, которое есть в жизни, – это единство веры и духа: каждый из нас рано или поздно перейдет порог вечности, и очень хочется, чтобы мы оказались в одном месте, чтобы наша встреча с Богом была совместная и радостная. А для этого, конечно, нужно быть в одной вере. Помоги Господи вам.
Спасибо большое, батюшка, за ответ. Когда мы говорим о делах милосердия и вообще о епархиальной Службе милосердия, вспоминается сестричество, сестры милосердия. Они работают над самыми разными проектами – обязательно и об этом поговорим. Но мы как-то в меньшей степени говорим о мужчинах. Но ведь при храме, насколько я знаю, уже создано братство? Расскажите, батюшка, чем занимаются люди, с какими целями создается братство при православном храме?
– Если сказать точнее, оно создано при Службе милосердия, в него входят братья из разных приходов. Мы не ставим цель всех собрать в один приход, чтобы сохранять добрые взаимоотношения и с духовниками, у которых окормляются братья. Объединяют дела милосердия, совместное служение, добровольчество.
Мне вспомнилась самая первая встреча в 2011 году. Тогда пришло 20 человек, и 17 из них были крепкие, здоровые русские мужики. Это было настолько потрясающе: сидят трезвые, здоровые, красивые, где-то моего возраста, чуть помладше, 30 – 40 лет мужчины – верующие, активно участвующие в Службе милосердия.
Потихонечку мы стали организовывать совместные дела и в службе, и в приходе, и в паломнических поездках. Замечательная возможность – объединять добровольцев и прихожан в таких поездках. И пришла идея, что должно быть братство – как дополнительная возможность на пути ко спасению: любая организация дает ресурс совместной молитвы, братского общения, братского плеча, помощи. Тогда и жить становится легче.
Еще один телефонный звонок. Как вас зовут?
Вы меня знаете, наверное.
Да, Евгений Александрович, здравствуйте!
У меня вопрос о прощении, как к этому относиться? В Евангелии Христос говорит четко: «Если твой брат согрешил против тебя – выговори ему, если он покается – прости». Но есть же моменты, когда он не собирается каяться. Допустим, человек совершил подлость, и мы его автоматически прощаем. Не способствуем ли мы большей подлости этим? Простить, может быть, и надо, внутри себя, но внешне хотя бы не показывать ему этого. А то мы только будем поощрять его!
– Прощать или не прощать? Давайте попробуем ответить. В Евангелии говорится, что, если человек согрешит против тебя и, обратившись, скажет «каюсь!», то прости ему. Но покаяние – это не слова, покаяние – это дела. Как говорит апостол Иаков, покажи мне веру со слов твоих, а я тебе явлю веру от дел своих. Как тело без духа мертвое, так и вера без дел мертва есть. Покаяние всегда должно выражаться делами – изменением ситуации, изменением отношения, жизни. Если человек просто болтает о прощении, но никак не меняется, то в этом нет никакого покаяния. А прощение подразумевается, когда человек обратился и сказал: «каюсь, прости меня!» или, как обычно говорят, «прости, я больше не буду». И если седмижды семьдесят раз так произойдет, то «остави ему» – говорит Господь. Потому что нам важно мир в своем сердце сохранить.
Как человек живет со своим неисправлением – это его ответственность. Но если мы не прощаем, то нас Отец Небесный не простит. Поэтому надо научиться прощать. Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам», то есть не нужно на себя брать суд Божий. Если человек «злостный неисправляльщик», благослови его, помолись за него, поделай ему доброго здоровья и можешь не вступать с ним в общение, потому что «будет тебе яко язычник и мытарь». Ведь совсем не обязательно быть с человеком в контакте. Просто надо к нему доброжелательно относиться.
Еще один телефонный звонок.
Батюшка, я сейчас читала Евангелие от Матфея, и меня заинтересовало, что это обозначает. Перед тем, как Христа распяли на кресте, Он проповедовал в храме и сказал такие слова, уходя: «Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!». Что это обозначает? Какой храм Он оставит – то ли храм в сердце каждого человека, и Он оставляет его, когда человек не с Богом, то ли Он храм оставит. Объясните мне, пожалуйста.
– Речь в данном случае идет о народе иудейском. Господь обращается к Иерусалиму: «Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз Я хотел собрать тебя, как птица собирает птенцов под крылья свои. Я посылал к тебе пророков. Но Иерусалим, избивающий пророков и прогоняющий посланных к тебе! Хотел собрать, но вы не собираетесь на Мою проповедь, вы ее не слышите, вы не следуете за Мною. Се, оставляется вам дом ваш пуст...». И Господь обращается и призывает язычников. А говорил Он это накануне Своего восшествия в Иерусалим, то, что мы называем Входом Господним в Иерусалим, накануне Вербного воскресенья. И, уходя из города Иерусалима, здесь Он говорит про конкретное событие, что «не увидите Меня, пока не воскликните: благословен Грядущий во имя Господне!». И когда через несколько дней Он вошел в город, весь Иерусалим встречал его «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!».
Батюшка, вернемся к разговору о встречах добровольцев. Вы ведете постоянную работу по привлечению новых людей в свои ряды. Неужели «из полка» выбывает так много или просто их не хватает? И, во-вторых, об огласительных беседах. Беседы построены так, что всегда к этой группе можно присоединиться.
– Да, одно из первых дел, которое мы положили в основание развития прихода, это обучение вере. Поэтому были организованы огласительные беседы. Они состоят из двух этапов. Первое – вероучительные беседы. 12 встреч, рассматриваются самые азы веры, Евангельская история, таинства… А второй этап – разговор о страстях. Важно, чтобы человек не только теоретически узнал основы веры, но и попытался практически к себе применить. Следующий цикл – разбор святоотеческого учения о страстях: очень важно человеку понять, что он из себя представляет, посмотреть в зеркало святых отцов и провести себе предварительную диагностику, чтобы сделать первые (а, может, и не первые, а более глубокие) шаги для подготовки к Исповеди. Занятия построены так, что присоединиться можно с любого из них.
Поэтому желающий изучать веру начиная, например, с пятого занятия, дослушивает потом со следующей группой. Это очень удобно, потому что нет необходимости ждать 3 – 4 недели, и группа поддерживается всегда в определенном количественном составе.
Что касается добровольцев… Спрос рождает предложение. Каждый день в Службу милосердия обращаются люди за помощью – на дому одиноким и престарелым, и в социальных учреждениях возникает нужда. Приходят люди, и для них находятся новые послушания. Кто-то устает, кто-то на время уходит в отпуск. Это живой процесс.
Батюшка, еще один телефонный звонок и потом тогда продолжим. Мы вас внимательно слушаем. Давайте познакомимся. Откуда к нам дозвонились?
Меня зовут Вероника, я из Чебоксар. Я постоянно слушаю батюшку Евгения Попиченко и очень благодарна за все его советы. У меня вопрос по поводу Евангелия – нужно ли читать Евангелие по одной главе или можно больше? И по порядку ли читать или можно, когда захочешь, открыть любую страницу и почитать. Как это сделать правильно?
– Спасибо, Вероника. Евангелие читать надо: это один из замечательных источников Божией благодати. И слава Богу, что вы это дело любите. Любовь приходит не сразу, она воспитывается через труд, через молитву ко Господу. Что касается порядка. Обычно, это общецерковная практика, читать по одной главе в хронологическом порядке. Глава за главой, один евангелист, другой, третий, четвертый. И потихонечку формируется представление о том, как Господь во времени и проповедовал, и шел к цели Своего земного пути. Но когда выпадает минутка свободного времени, можно открыть Евангелие на любом месте и почитать, свое сердце укрепить. А можно взять и прочитать за один присест – сколько получится. Лишь бы читали внимательно, с любовью, с благоговением. Прочитали, перекрестились, поцеловали страницу дорогой книги и, благоговейно ее закрыв, положили на святое место – к иконам или рядом с молитвенным уголком.
Батюшка, у нас не так много времени. И поэтому я попрошу рассказать несколько историй из Вашей работы и жизни. Мне говорили о том, что замечательная есть притча или рассказ о Мамином-Сибиряке.
– Это не притча, это история из жизни. Мы живем в такое время, с одной стороны, вроде как благополучное, а с другой – в каком-то смысле несчастное, когда человек просто «раздерган» между рекламами, между тем, что хочется, и тем, что можется. Когда я был ребенком, мы даже когда очень хотели кушать, и было-то – бутылочка газировки «Буратино» и бублик. И вот так очень скромно, аскетически мы могли перекусить. А сейчас у любого подростка такое искушение: и чипсы, и орешки, и сухарики, и соки, и все, что поврежденной грехом душе угодно: любую прихоть за ваши средства.
Дмитрий Мамин-Сибиряк когда был маленький, тоже чего-то там захотел. Но, к его счастью, у него папа был священником. Да, у нашего уральского писателя папа был священником. И когда он услышал от Димочки такое пожелание, он не забыл, а вечерком посадил своего малыша на коленки: «Ну, давай, Димочка, с тобой поговорим. У тебя обувь на ножках есть?».– «Есть». – «Не жмет?». – «Не жмет». – «Не дырявая? Хорошо. У тебя хлеб на столе есть?». – «Есть».– «Не голодаешь? Сыт?». – «Сыт».– «Крыша над головой есть? Хорошо. Не капает?». – «Не капает». – «Не мерзнешь?». – «Нет». – «Ну, вот, дорогой мой сын. То, что у тебя есть, это необходимое, то, что тебе нужно. А то, что ты попросил, это прихоть».
Так вот, время Великого поста – это, в том числе, время работы над собой, время разбираться со своими прихотями. У нас настолько развращена душа, которая хочет всего подряд и не в меру, что эти прихоти лишают человека свободы выбора, что человеку необходимо.
Дорогие мои друзья, очень радостно вновь вам напомнить, что продолжается Великий пост – время особое, время для воспитания своей души. Для сотрудников нашей Службы милосердия мы проговорили дополнительные духовные упражнения, которыми хочется с вами поделиться. В первую очередь я предложил почитать «Лествицу» – замечательное духовное произведение преподобного Иоанна Лествичника. Это уже более или менее взрослая пища для тех, кто привык к святоотеческому чтению. Хорошо поразбираться, подумать, вместе почитать это удивительное духовное произведение, которое воспитало тысячи и тысячи святых преподобных отцов. К молитвенному правилу можно присоединить молитву преподобного Ефрема Сирина, взяв такое дополнительное духовное упражнение, вместе с поклонами. И обязательно, дорогие мои, организуйтесь так, чтобы хотя бы несколько раз за время Великого поста побывать на Литургии Преждеосвященных Даров – без понимания этой службы, без ее осмысления, трудно себе представить богослужения Великого поста. Помогай нам всем Господь.
Расшифровка:
Анна Поздняк.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.