Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

№10 (859) / 9 марта ‘16

Уроки Православия

В этой теме:

Уроки Православия
Протоиерей Артемий Владимиров: Великий пост

Окончание. Начало в №5 (854) – 9 (858)

Ольга Баталова: – Известно, что у каждой страсти есть своя противоположная добродетель. Так, чревоугодию противоположно воздержание, сребролюбию – нестяжание, гневу – кротость и так далее. А можно ли грехам противопоставлять какие-то конкретные благочестивые дела и поступки, и если да, то что является противоположностью греха осуждения?

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – С точки зрения современного правосудия противоположностью осуждения является оправдание. Оправдание в качестве средства борьбы с осуждением – действительно вещь полезная. Старец Сампсон написал как-то в письме одному из своих духовных чад: «Тебе Господь для чего ум дал? Высшую математику, что ли, изучать? Ум есть – вот и придумай ему оправдание». Нам очень нужно и полезно, чтобы наше сердце не оставалось в состоянии осуждения. Оправдание нужно тогда, когда мы уже осудили и надо поправить эту ситуацию. Тогда да, я согласен, лучше выдумать совершенно фантастическое оправдание, чем оставить на сердце осуждение. А добродетелью, противоположной осуждению, можно назвать смирение, а можно и то, что мы уже называли, – любящее сердце, которое не будет осуждать. Это связано с тем, что осуждение действительно гнездится очень глубоко.

О.Б.: – Подтвердить эти слова можно такой притчей. Стояли у дороги два человека и беседовали. Шел мимо них по дороге пьяница и подумал: «По всему видно, что эти люди обсуждают, в какую бы пивную им отправиться, чтобы хлебнуть после трудного дня кружку-другую пива». И, забыв о том, куда он шел, пьяница отправился в кабак. Проходил мимо беседовавших развратник. Взглянул он на них и сказал себе: «Прямые люди! Никого не стесняясь, стоят и в открытую решают, в какой публичный дом им отправиться сегодня вечером». Взыграла тут в блуднике похоть, и он, забыв свои дела, отправился в притон. А после шел мимо беседующих праведник и, увидев их, подумал про себя: «Вот добрые люди! Оставили суету, нашли время и ведут добрую беседу о спасении. Я же, грешный, уже три дня не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа». И, отложив все свои заботы, праведник пошел поддержать добрым словом больного. Так всегда бывает в мире: праведный повсюду видит добро, а рабу порока весь мир является соблазном ко греху.

Иерей Андрей Никольский: – Мы свободны в описании фактов и в понимании причин, движущих другим человеком. Мы можем приписать ему все, что захотим, но приписываем, как правило, свои мотивы и, соответственно, свои страсти. Это – из-за некоего сродства, то есть то, что нам близко, то мы и видим в других людях.

О.Б.:– Да! Те наши мысли о человеке, за которыми следует осуждение, нас и обличают! Они многое могут рассказать о нас самих – о том, чем мы уже болеем или чем можем заболеть, если не прекратим осуждать других. Святые отцы прямо указывают на такое развитие греха и его последствия. «За какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те же впадаем и сами. И иначе не бывает», – учит преподобный Иоанн Лествичник. А святой Антоний Великий предупреждает: «Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе сам впадешь в руки врагов твоих». И это – тоже слова опыта! Они подобны той краткой и точной формуле, которая появляется в самом конце доказательства сложной теоремы… Но чтобы такая формула появилась, прежде надо много потрудиться. И нам, ученикам, которые только-только осваивают азы веры, для понимания глубины проблемы порой не хватает одних лишь красивых и лаконичных формул в виде святоотеческих цитат, что вполне объяснимо. Отцы, прежде чем сформулировать некое правило духовной жизни, долгое время наблюдали за собой, за окружающими, молились Богу, и Он помогал им увидеть и глубину, и причину духовной проблемы, и пути выхода из нее. Иногда – через какие-то яркие образы или обстоятельства. Наглядные пособия на уроках всегда нужны, поскольку благодаря им ученики могут получить точное представление о содержании предмета. Интересно, а есть ли такое пособие, в котором можно было бы легко увидеть грех осуждения? Например, есть ли некий узнаваемый персонаж?

Иерей Андрей Никольский: – Мы можем заняться изучением отрицательных примеров, но мне кажется, это очень неполезно. Посмотрите каждый на себя – и ужаснитесь! Мы не хотим общаться с теми людьми, которые нам неприятны, и если заставляем себя общаться с ними (хотя бы для изучения отрицательного примера), то становимся на опасный путь, ведь с кем поведешься, от того и наберешься. Мы не заметим, как переймем что-то ненужное и неполезное. Зачем?

О.Б.:– Но показывает же Господь в Евангелии фарисея! Чем не отрицательный персонаж и не образчик осуждения?

Иерей Андрей Никольский: – Я думаю, этот случай не только для осуждения; это не просто отрицательный пример, ведь там же показано и другое: ты можешь выполнять все заповеди буквально, но быть далеким от Бога, и в этом плане это пример положительный. То, что фарисей поставил себя выше мытаря, – да, это отрицательный пример, но как бы не абсолютно отрицательный. Да, поступать так не надо, но заповеди-то выполнять надо. Вот и фарисей: заповеди выполнял, а к мытарю относился неправильно. Господь показал нам, что здесь присутствует формальное выполнение заповеди, не христианское. А христианское – на самом деле это даже не выполнение заповедей, это сама жизнь – устроение своего сердца в соответствии с заповедями так, что человек живет и просто не может смотреть на мытаря сверху вниз.

О.Б.:– И потому будем помнить, что хотя само слово «фарисейство» означает религиозное лицемерие, личину праведности и набожности и состояние честолюбивого самодовольства, оно еще при этом всегда соединено и с внутренним превозношением над ближними и придирчивым судом над их действительными и кажущимися недостатками...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Фарисейство не только делает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло души его, к его осуждению перед Богом. Для чувства покаяния фарисей недоступен. И даже явный грешник, впавший в смертные грехи, оказывается способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою».

Иерей Андрей Никольский: – Осуждение – это наше отношение к миру. Исправляется оно всей христианской жизнью. При этом нам помогает борьба с бытовыми, мелкими, совершенно несущественными осуждениями, которыми полна наша жизнь. Нам помогает внимание к себе, когда мы замечаем, что не осудили. Но замечаем не для того, чтобы порадоваться: вот какие мы хорошие, смогли не осудить, – а для того, чтобы использовать этот навык в дальнейшем. И в этом плане нам нужно быть внимательными к своим грехам, которые мы за собой знаем и которые для нас действительно тяжелы, потому что человек не будет осуждать другого за тот грех, которому сам подвержен. Потому что иначе ему пришлось бы осудить и себя, а самолюбие наше не дает нам этого сделать: мы не осуждаем людей, грешащих нашими грехами. Это тоже нужно и можно использовать во спасение, потому что и в этом мы научаемся не осуждать.

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс