Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 3

Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 3

№10 (859) / 9 марта ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №9 (858)

Отец Алексий говорит: в свое время не было ни одного православного человека, который бы не знал Псалтирь наизусть.

– Это было излюбленное чтение, это была молитва. Это была сосредоточенная жизнь, не было таких внешних отвлекающих моментов, которые есть сегодня. А сегодня человек, к сожалению, не может сосредоточиться. Это, наверное, одна из задач врага рода человеческого – таким образом похитить человека, ведь самое главное в нашей жизни – знать себя. Святые отцы так и говорили: познай себя и хватит с тебя. Мы не можем не только познать себя, но даже внутренне не можем сосредоточиться на молитву. Мы рассеянны, живем миром мыльных сериалов, каких-то историй, концертов, переживаний за других, но не за свою душу. Ток-шоу, какие-то новости будоражат внутреннее состояние человека, постоянно работает телевизор, радио, так что человек, к сожалению, сейчас полностью рассеян и становится легкой добычей врага рода человеческого.

А вот раньше человек не имел этих факторов, отвлекающих его от Бога и от внутреннего созерцания. Он видел природу, замечательный, красивый мир, который также ему открывал Бога. Он был глубоко верующим человеком, сосредоточенным, и сам внешний мир, сама природа, которая окружала его, девственная, естественная, также помогала ему внутренне сосредоточенно обращаться к Богу. Почему уходили в тишину, на природу? Потому что сама природа помогала общаться с Богом.

И люди были внимательны, прислушивались к каждому слову Псалтири. Если не могли его объяснить глубоко словами, то сердцем уясняли Псалтирь очень глубоко, придавая значение каждому акценту. Видели не только буквальный смысл, но и таинственный, понимали, что вместе с этим пророк что-то сказать хотел очень важное, глубокое, что открывало бы человеку не только тайну человеческих общений, искушений, испытаний, но и самого Господа, Которого ждало человечество и о Котором говорит псалмопевец Давид.

Изучение Псалтири – как открытие для себя некоей внутренней тайны, Божественного Промысла, Божественного замысла и тайны домостроительства Божиего. Поэтому каждое слово Псалтири легко ложилось на сердце и усвоялось не рассеянным, а сосредоточенным умом. Так что легко и запоминалась Псалтирь, и те, кто стремился к этому, знали ее наизусть. Во многие монастыри невозможно было поступить, если человек не знал Псалтири наизусть. Каждый, даже не умеющий читать, знал Псалтирь наизусть, вот как любима была она народом.

А в настоящее время многие не понимают Псалтирь только из-за того, что она требует внутреннего напряжения, внутренней сосредоточенности, тишины. Если нет тишины, тяжело молиться, тяжело размышлять, тяжело рассуждать, тяжело усваивать саму Псалтирь. А у нас везде шум, если не вызывающий, то отвлекающий. Невозможно человеку выдавать мудрость, если он не имеет сосредоточенности. Столько шумов, столько отвлечения, чтобы увести человека, чтобы он мог остановиться и послушать себя!

Задача Псалтири – противостоять всему этому, любовь к Псалтири – это как раз показатель того, что человек отошел от шума, от этой отвлеченности и приступил к самому главному делу своей жизни – к богомыслию. Кто любит читать Псалтирь, тот если еще не вступил в богомыслие, то стоит на его пороге.

Итак, 3-й псалом. Первые псалмы больше посвящены внутренним переживаниям Давида, и эти переживания очень сильными были. Мы знаем, что Давид согрешил и грех вошел в его семью через те великие переживания и трудности, с которыми столкнулся он в своем доме через грех своего сына Авессалома. Давид переживал очень сильно, он не мог понять, почему именно близкие восстали на него. И 3-й псалом начинается так:

«Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя».

Понятно, когда восстает враг внешний, он всегда желает боли, пораженности человека. Соперники во внешней, политической жизни – это понятно: они никогда не желают добра, соперник не относится к сопернику радостно, с доброжелательством. Это мы видим и в современном мире, когда между странами есть дипломатия, но нет любви, есть толерантность, но нет подлинного христианского отношения.

Почему, например, Церковь выступает против толерантности, почему мы не принимаем толерантности? Толерантность – это некая терпимость человека, то есть я терплю его, но при этом я его ненавижу, эта терпимость внешнего сдерживания, но не внутреннего изменения самого человека.

Внутренняя ложь.

– Да, ложь, самообман. И при определенных обстоятельствах ненависть прорывается, она не может внутри постоянно сидеть и не выйти наружу. Почему? Потому что всякий нарыв выходит наружу. И вот мы видим, как толерантность, которая так усердно внушается, или дипломатия между странами прорываются иногда. И соперничество, когда кто-то побеждает, показывает, насколько ненавидят друг друга и как быстро пропадает толерантность, когда нужно кого-то уязвить, уколоть и показать свое превосходство.

Об этом псалмопевец Давид и говорит: «ся умножиша стужающии ми?». Стужающии – те, кто хотят зла ему. А кто хочет зла? Восстали на него его подданные, ради которых он живет, ради которых проявляет великую заботу. Раньше-то власть всегда заботилась о своем народе, все делала, чтобы укрепить свой дом: это царь, это пророк, это хозяин земли, и все его подданные – это его дети. И все в государстве делалось, чтобы укрепить его, сделать более счастливыми, богатыми и удовлетворенными жизнью подданных. То есть царь всегда жил не ради себя – он никогда не был временщиком, он готовил свой дом для передачи своему сыну. Каждый из нас знает, что мы все делаем для своих детей, стараемся, чтобы они имели полноту в этой жизни, чтобы у них был полный достаток, хотим им что-то оставить после своей смерти, чтобы они не испытывали хотя бы первоначальных трудностей. Таким же было отношение царя как хозяина. Поэтому, естественно, Давид и говорит: «Это мой дом, и я забочусь о вас. Почему же многие восстали, почему предали?», пошли за сыном его Авессаломом, а его оставили и предали. Сам сын его предал, восстал против него. Это неестественно, ведь он-то ему блага желал, простил ему совершенный грех. И поэтому с таким порывом Давид обращается к Богу:

«мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго».

Зная набожность псалмопевца Давида, его молитвенное горение, многие говорят: «ну, коль он находится в таком состоянии, значит Господь оставил его, значит Господь не хочет больше покрывать его». А многие даже доходили и до того, что говорили: «Ежели он в таком состоянии, значит нет Бога, в Которого он верит».

Бывает очень часто в нашей жизни, когда верующие находятся в каких-то трудностях, испытаниях и гонениях, говорят: «Где бог ваш?». Об этом говорили и Христу: «Ты говоришь, что Ты Царь – тогда сойди со креста, и мы уверуем в Тебя». Люди меряют, когда находятся в таких состояниях, мерой человеческой, забывая, что в каждом случае нашей жизни есть еще и духовная составляющая, есть Божественная десница, которая воспитывает тебя в терпении, смирении, во внутреннем изменении. Дальше мы увидим, что скажет на все это сам псалмопевец Давид, а он будет раскрывать духовную глубину и богатство именно такого состояния: восстали на тебя близкие, ты находишься в затруднительных обстоятельствах, которые могут тебя ввергнуть в отчаяние и уныние, но ты не отчаиваешься, не унываешь, ведь с тобой Бог, ты чувствуешь десницу Божию.

Но – «мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго». То есть и Господь оставил, а другие даже смеются: где твой Бог, Который должен тебе помогать, которому ты так молишься… Господь здесь испытывает, насколько же человек остается верен Богу в трудностях и испытаниях. В радостях – да, когда полный дом, когда хватает всего, легко быть с Богом. Хотя некоторые и тут забывают о Боге.

«Человек – это звучит гордо...»

– Да, «это я такой успешный, это я умный, это я создал целую империю»... Но мы видим, как все изменяется в нашей жизни. Здесь Псалмопевец проявляет стойкость. В Псалтири есть и земное, буквальный смысл, но есть и таинственный, духовный смысл. Святые отцы обращают внимание на то, что, кроме всего прочего, на нас еще восстает враг рода человеческого через помыслы, через внутренние переживания, через поиск правильного пути в такой ситуации. И не нужно забывать, что псалмопевец Давид здесь говорит, что и враг рода человеческого восстает на тебя либо через помыслы, либо через людей. И нужно противостоять духовно этим испытаниям и искушениям.

«Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою». Здесь псалмопевец Давид, невзирая на испытания и искушения, обращается к Богу. Он говорит: я понимаю, осознаю, что заступление мое в Боге моем, и я не отступлюсь от Бога даже в таких обстоятельствах, но буду взывать к Тебе гласом моим. «И Господь услышит мя и вознесет главу мою», то есть Господь защитит его в трудных обстоятельствах, как защитит любого человека, который в подобных обстоятельствах не поддастся никаким бесовским страхованиям, а будет молиться Богу, и Господь тогда поразит врага рода человеческого, который восстает на тебя либо через мысли твои, либо через смущения, либо через видимых врагов, желающих тебе злое.

«Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея». Псалмопевец Давид говорит, что он из глубины души взывает к Богу. Очень важно понимать, что такая молитва не должна быть поверхностной, она должна быть очень сильной, крепкой. Она не может быть связана с какими-то большими, сильными славословиями, она не заключается в продолжительности, в количестве молитвенного правила. Некоторые думают: чем больше я буду говорить Богу слов, тем я быстрее достигну результата. А псалмопевец Давид говорит: «гласом моим ко Господу воззвах». Оно исходит из глубины твоего сердца, как будто ты его не только языком говоришь, но всем своим существом, сердце вторит словам, которые произносят наши уста. Именно тогда Господь и слышит человека, когда молитва внутренняя, сердечная. Каждое слово должно проходить через сердце, тогда будет достигать до Бога – «и услыша мя от горы святыя Своея». Говорится о горе Сион, которая являлась символом присутствия Бога на земле, самым святым, видимым местом пребывания Бога.

Мы можем говорить, что Господь пребывает на всяком месте, но сугубо Господь пребывает в церкви. И когда псалмопевец Давид указывает на определенное место пребывания Бога на земле, то мы скажем, что для нас Сионом, горой святой является каждый храм, где совершается Евхаристия, где совершается молитва. И если Господь сугубо слышит человека, то слышит на молитве, которая совершается в храме Божием, в Церкви совершается. Вне Церкви нет спасения, святые отцы так и говорят: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не отец». Многие сейчас говорят: я в душе верю, я могу помолиться везде, но, когда мы так молимся, Господь нас не слышит. Надо и веровать правильно, и молиться там, где есть особая сила и присутствие Божие, а присутствие Божие, конечно, в храме Господнем. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, то посреди них Я».

Если говорить о месте «горы святыя», то это некая высота. Гора парит над всей землей. Когда мы хотим видеть человека, то ему предоставляется постамент, указывающий на его особое положение, его все хотят лицезреть. Так и Господь восходил на возвышенное место, так и архиерей становится на специальном месте, которое называется кафедра и ставится посредине храма.

Естественно, если мы говорим о горе святой, то мы можем говорить и о Небе, потому что высотой, где пребывает Бог, символом этого является Небо – престол Самого Бога.

«Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя». В этих словах глубочайший двойной смысл, который говорит о состоянии, в котором находился псалмопевец Давид. Он, конечно, находился в тяжелейшем состоянии. Уснул и во сне находился в тяжелом состоянии. Кто из него может вывести? Когда только я восстал, Господь защитил меня. Святые отцы говорят, что это состояние пророк не принимает на самого себя, но говорит именно о будущем воскресении. Псалтирь очень много говорит о Воскресении Господа, в Псалтири много очень мест о Христе, много мессианских мест. Здесь, конечно, говорится о воскресении и о Самом Господе, о крестных Его страданиях – Господь уснул, спал, восстал. И Господь так же и Давида спасет.

Он говорит о своем будущем, что придет время, когда Господь воскресит нас, мы все восстанем от того сна, в котором находимся. Но в то же время и духовный сон имеется в виду, потому что мы в своей жизни пребываем, как во сне.

«Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя»... Он говорит именно о состоянии, в котором находится. Многие люди изменили, многие оставили Давида. Кто окрест нападает на человека? Со всех сторон и спереди, и сзади, и по бокам, везде искушает? Конечно, враг рода человеческого. А если человек живет с Богом, то он не боится нападающих, и не только людей, но и врага рода человеческого.

И дальше опять мессианское место – псалмопевец Давид за несколько тысячелетий до Пришествия Христа восклицает:

«Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». А зубы грешников – это, конечно же, сравнение: у животных, если сокрушить зубы, значит убрать их силу, потому что у животного сила в зубах, он может причинить вред, победить неприятеля только за счет зубов. Когда нет зубов, то нет силы. Поэтому Господь сокрушит зубы грешников, уберет от них силу, на которую они опирались. Но в то же время и в прямом понимании Господь сокрушит зубы грешникам. Человек ничто не может съесть. Всегда есть желание съесть что-то вкусное. И овощи, и фрукты, и другие продукты радуют нас в разные времена. А человек, который не имеет зубов, ест пищу протертую, в которой нет уже вкуса, ест одну кашу. Поэтому, действительно, когда ты не имеешь зубов, ты не имеешь ни вида, ни доброты и не имеешь земного понимания жизни.

«Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое».

Конечно, Господь дает спасение людям верующим, конечно, Господь дает благословение человеку верующему, благословение в его земной жизни. Этими словами псалмопевец Давид заканчивает 3-й псалом. Он говорит: если вы хотите иметь благословение Божие, если хотите иметь счастье, достаток, спокойствие в своей жизни, то вы должны быть Божиими людьми, вы должны всегда уповать на Господа, невзирая на то, что жизнь может преподносить разные испытания, разные искушения. Господь даст тебе возможность Своей благодатью преодолеть эти трудности, а затем даст такое благословение, что ты в достатке почувствуешь благодать, мир и тишину этой жизни и отголосок Царствия Небесного еще здесь, на земле, а потом в Вечности приобщишься к нему. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс