Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

Диакон Павел Сержантов: Ключевые темы церковной догматики

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) – №15 (864)

О.В. Баталова: – Новый цикл лекций кандидата философских наук диакона Павла Сержантова для студентов Николо-Угрешской семинарии и зрителей ТК «Союз» называется «Ключевые темы церковной догматики». Ключевыми принято называть темы, которые помогают открывать что-то новое, важное, в нашем случае – в догматическом учении Церкви, и потому тема богопознания, несомненно, ключевая. Отец Павел уже сказал, что откровение о Боге бывает естественным и сверхъестественным, что человек может познавать Бога различными богословскими методами, в частности апофатическим – то есть путем отрицания. Примером такого метода может быть определение IV Вселенского Собора, где говорится о тайне соединения Божественной и Человеческой природы во Христе, которые «соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно». Мы остановились на эпизоде из Деяний, когда апостол Павел пришел в Афины и обратился с речью к эпикурейским историческим философам: те собрались в Ареопаге, чтобы разобраться в новом и странном учении, которое принес им пришлый проповедник. И Павел, встав посреди Ареопага сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Эта проповедь в афинском Ареопаге как бы повторяется в Ареопагитском корпусе, который как раз прославляет (очень сложным византийским языком) неведомого Бога. Мы Бога не можем знать, Бог выше нашего познания, в Ареопагитском корпусе Бог называется даже Сверхбогом – Сверхбожественное существо. Когда мы говорим, что «Бог – это некое существо», то Он сразу попадает в разряд прочих существ, как люди, как планеты. И это, конечно, Бога недостойно – это ниже Бога, и поэтому он пытается вырваться из оков нашей словесной ограниченности и говорит, что Бог – это Сверхбог, Он выше того, что мы можем о Нем подумать. На самый разный лад в Ареопагитском корпусе проводится мысль, что Бог не есть ум, Бог не есть человек, Бог не есть мир, Бог не есть все то, что мы можем назвать, все то, что мы можем объять нашим разумом. Это отрицательное богословие.

Догадливые люди, конечно, уже понимают, что помимо отрицательного богословия должно быть богословие положительное. И оно есть: катафатика, катафатическое богословие. Положительное богословие о Боге что-то утверждает. Можем мы о Боге что-то утверждать? Можем. Например, «Бог есть Троица» – это утверждение? Это утверждение, основанное на сверхъестественном Откровении о Боге: Он Сам Себя таким образом открыл, Он открыл, что Он Троица.

Богословие положительно в Православной Церкви есть точно так же, как и богословие отрицательное. С богословием положительным нам привычнее иметь дело, когда мы о Боге что-то утверждаем. Например, мы говорим, что Бог Всеведущий: Бог – это разумное Существо, и Его разум всемогущий. Это мы о Боге что-то утверждаем, – но тут надо делать поправку на то, что, конечно, Бог Всеведущий, все знает (нам важно это подчеркнуть), но ведь Его знание отличается от нашего знания, Его ум отличается от нашего ума: знак равенства мы не можем ставить.

То есть когда мы движемся в линии положительного богословия, мы не должны забывать об отрицательном богословии. Когда мы движемся в линии отрицательного богословия, мы не должны забывать о положительном богословии. Положительное богословие воспринимается, как самое обычное дело: «А как же еще?» Оказывается, можно по-другому богословствовать о Боге, это будет точно так же верно. По-другому – это в русле отрицательного богословия. Это явление отрицательного богословия характерно только для православной традиции? Конечно, нет.

У некоторых может сложиться впечатление, что оно – характерная особенность только православной традиции. Но мы ее найдем и у неправославных, и у нехристиан – она там будет жить по-своему, но тоже будет. Мы ее можем найти и в древнегреческой философии, и в древенеиндийской мысли. И что, мы тем самым православное богословие приравняем к языческому богословию, как оно было у греков, у индийцев? Конечно, нет. Понятно, что и греки, и индийцы признавали, что первооснова нашего бытия выше нас, выше того, что мы можем знать. Но при этом представляли они себе ее иначе. И у греков и у индийцев первооснова бытия, пусть даже словом «бог» ее будут называть, – это существо имперсональное, неличностное. Они считали, что если бы бог, первооснова нашего бытия, был существо личностное, то значит тем самым он ограничен, тем самым это уже не первооснова – есть что-то более фундаментальное, надо копать глубже, идти дальше в своей мысли, добираться до самых истоков, до самого первоначала, и это первоначало обязательно должно быть за пределами категории личности.

Может ли православный человек согласиться с таким богословским рассуждением? Нет, и еще раз – нет. Мы утверждаем, что Он выше нас и что Он непознаваем. Об этом свидетельствует православное отрицательное богословие. А положительное богословие говорит: да, конечно, Бог непознаваем, – но Он дает Себя познать, как Троица, Триединство Божественных Лиц, как Личностное Существо – Отец, Сын и Дух Святой. Это Откровение Божие. И это не делает Бога ограниченным. Вот что интересно.

При том, что мы обнаруживаем какие-то сходства в православной богословской мысли и в богословской мысли других религий, мы не должны забывать про различия, а они очень существенны. Сходства нам важны? Важны. Нам важно, что даже люди, принадлежащие к культуре, далекой от православной, все-таки доходят до каких-то положений, которые и в православной культуре есть, какие-то крупицы истины ими высказываются (что Бог выше нас, выше познания), но при этом мы не должны забывать, что о Боге они судят, как язычники, и они не знают Откровения Божественного о личности, они не знают Откровения о Троице, и это очень существенный момент. Это значит, что люди не встретили Бога Троицу. То есть для кого-то этот неведомый Бог стал Богом ведомым, а для кого-то так и не стал, кто-то так и остался в стороне. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс