Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Как Вы считаете, чего от нас ждет Господь в Великом посту?
– Господь ждет от всех христиан того же, что мы должны делать и в обычной жизни. Время поста выделено Церковью, чтобы мы посвятили его духовной жизни, попытались выявить греховные привычки, страсти, дурные наклонности, в них раскаяться, побороться с ними и исправиться. Приготовительные недели к Великому посту очень подробно настраивали всех верующих в ходе богослужения и в Евангельских чтениях на то, что нам всем предстоит делать.
И первое, что я бы отметил, – покаяние. Это главное, к чему Господь призывал всех: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мы понимаем, что покаяние – начало и дверь спасения. Именно к покаянию Церковь призывает нас во все дни Великого поста. Покаяние должно сопровождаться воздержанием. Пост – не диета, но воздержание, духовный инструмент, через который мы могли бы увидеть свои страсти и побороться с ними.
Когда мы говорим об увеличении молитвенного правила, различного рода духовных деланий (чтение Священного Писания, коленопреклоненные молитвы, более частое приготовление к таинствам Исповеди и Причастия), мы должны помнить, что Господь призывает нас к деятельному покаянию, чтобы мы ставили перед собой задачу работать над грехами, могли потрудиться над собой с пользой не только для самих себя, но и для окружающих нас людей.
В Неделю о Страшном Суде, в очередной раз обратившись к описанию Страшного Суда, в Евангелии мы услышали призыв Господа о помощи ближним – накормить голодных, приютить бездомных, посетить болящих или в темнице заключенных, одеть нагих. Таким образом, послужив ближнему, мы должны послужить Самому Христу, сделав очень важное дело для спасения своей души.
Приоритеты расставлены Священным Писанием. Мы должны стараться соединять молитвенную часть своей духовной жизни и приготовление к покаянию. Покаяние должно быть деятельным, чтобы исправляться самим и творить добрые дела, потому что вера без дел мертва.
Времена меняются. Какие дела милосердия сейчас наиболее актуальны?
– Несмотря на развитие цивилизации и технический прогресс, многие люди страдают, болеют, умирают, находятся в очень стесненных обстоятельствах. За развитием цивилизации мы не всегда способны это заметить. Сейчас много говорят, что большое количество людей уходит жить в виртуальный мир. И там гораздо труднее заметить человека нуждающегося. Помощь может быть разной – материальная, гуманитарная, можно выслушать такого человека, проявить сочувствие, навестить. Для одинокого человека это очень ценно. Речь не идет всегда о материальных затратах, но об оказании внимания, соучастии в том или ином затруднительном положении другого. Не думаю, что призыв Спасителя потерял актуальность.
Ваш профиль – тюремное служение. Есть ли реальная необходимость в милосердии по отношению к заключенным?
– Безусловно, да. Речь не только о том, кем мы считаем заключенных, – к сожалению, для большинства обывателей, тех, кто никогда не соприкасался напрямую с тюрьмой, родственниками осужденных, жертвами преступлений, заключенные – ужасные люди. Внешние люди не желают приближаться, чтобы постараться понять, что происходит с человеком, попадающим в тюрьму. Многие свое понимание о тюрьме и осужденных строят по кинофильмам, новостям по телевидению и в интернете, которые негативным потоком выливаются в наше сознание. Формируется определенное отношение к осужденным, которого в истории Святой Руси не было. Тогда человек, совершавший преступление, был преступником, убийцей, разбойником до тех пор, пока его не поймают и не посадят в тюрьму. Сразу после его ареста он переходил в категорию людей несчастных, которым нужно было подавать милостыню, о которых нужно было заботиться и сожалеть им. Такое чувство сострадания само по себе играло очень большую роль.
Осужденный, даже в том случае, когда отбывает наказание за реальное преступление, как правило, винит кого-то другого. Как и большинство людей, во всех неприятностях мы стараемся найти причину вовне, снять с себя вину. У преступников точно так же: кто-то всегда виноват, какие-то обстоятельства сложились, что-то подтолкнуло, кто-то спровоцировал. Такое состояние напитывает человека чувством несправедливости, жаждой мести по отношению к тому, кто послужил настоящим виновником совершенного преступления. Немилосердное отношение к ним только утверждает осужденных в таком жестокосердии. К сожалению, у нас достаточно высокий процент рецидива, но это отдельный разговор.
Когда осужденные освобождаются, они встречаются с тем, что общество их отторгает. В советское время человеку приходилось нести бремя изгнанника, было трудно полноценно адаптироваться. Сейчас законодательство предусматривает возможности погашения судимости, выезда заграницу, получения образования. Но, тем не менее, мы говорим, что отторжение обществом осужденного, клеймение его ожесточает сердце человека, который наталкивается на то, что его никто не ждет, не любит, не хочет понять, тем более, поддержать. Все эти обиды приводят к тому, что человек вновь совершает преступление и возвращается в тот мир, который ему понятен. Это все очень печально. В результате многократно совершаются преступления против обычных граждан. Это замкнутый круг общего жестокосердия, взаимного отрицания. Это неверное поведение. Милосердное отношение друг к другу может помочь разорвать этот порочный круг.
Роль священника в тюрьме в целом понятна – он несет весть Евангелия для тех, кто о Христе не слышал, и окормляет тех, кто уже с Ним встретился. Но роль мирянина не совсем ясна. Господь заповедал посещать только христиан в темнице?
– Вы задаете два разных вопроса. Христос заповедал посещать не только христиан – когда Господь говорил: «В темнице был, и вы пришли ко Мне», Он не говорил, что надо посещать именно учеников. Когда посылал апостолов для проповеди иудеям, конкретно говорил: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите». Но по отношению к служению, напротив, в притчах о помощи ближним мы видим, как Господь призывает к милосердному отношению друг к другу, независимо от того, христианин ли человек или нет.
Мы прекрасно знаем, что в первые века христиане посещали своих единоверцев исключительно по той причине, что Римская империя преследовала их несколько столетий. Когда наступила эпоха императора Константина Великого, и гонения прекратились, исторические свидетельства говорят о том, что тюрьмы опустели, так как христиан там было большинство. Христиане посещали своих единоверцев, чтобы их поддержать, помочь, утешить.
Гонения повторились в XX веке в России. Сейчас мы поднимаем все больше и больше дел, связанных с канонизацией святых, и все больше узнаем, что христиане проповедовали о своей вере в местах лишения свободы, поддерживали друг друга, несли свой мученический и исповеднический венец до конца.
В другое время Церковь помогала узникам независимо от их вероисповедания. В этом заключен очень важный миссионерский аспект. Закончились гонения, но Церковь продолжала посещать узников. Это право посещения узников закреплено в церковно-исторических документах и законодательных актах V–VII вв. Миссионерское, диаконическое служение Церкви в полной мере проявлялось и в тюремном служении в том числе.
Помощь мирян в делах милосердия в местах лишения свободы в сегодняшней ситуации, когда доступ священнослужителей в режимные учреждения ограничен, а тем более, в условиях следственных изоляторов, может быть существенной. Священник тратит время на совершение богослужений, Исповедь, Крещение. Это все требует очень большого количества времени. При этом очень много нуждающихся просто в общении, в том, чтобы с ними поговорили, ответили на простые вопросы о вере, Церкви, христианской жизни. Миряне, которые имеют хотя бы какую-то степень церковного образования, могут существенно помочь. Даже простое сопровождение священника тоже полезно. Пока священник исповедует, мирянин может поговорить, прочитать молитвенное правило, петь, провести огласительные беседы перед Крещением.
Тюремное служение развивается на протяжении последних 25 лет. Начало пастырского окормления – с 1989 года. Четверть века – серьезный срок. Мы стали понимать, что совершение богослужений – не единственное, что может делать священнослужитель. Раньше священник на законном основании мог войти, организовать встречу, построить храм, организовать общинную жизнь. Теперь, когда все это есть, мы думаем о том, как расширить свое служение, развить индивидуальное общение с желающими этого, с представителями и сотрудниками правоохранительной системы, родственниками осужденных, которые нуждаются в поддержке, бывшими осужденными.
Безусловно, мы учитываем и тот опыт, который приобрели сами за минувшие 25 лет, и опыт зарубежных стран, имеющих столетия непрерывного служения.
Для мирян очень большое поле деятельности. Есть проекты, когда миряне помогали в совершении богослужении, потом создавали целые направления деятельности образовательного и социального характера. Таким образом, открывались благотворительные организации, фонды, которые развивали целые направления миссионерской и диаконической деятельности. Потом они становились самостоятельными единицами на поле тюремного служения.
Вопрос телезрительницы: «В народе бытует поговорка: «Добрыми делами выстлан путь в ад». Правда ли это?».
– Мне бы сейчас не хотелось углубляться в анализ этой поговорки, но я могу точно сказать, что это не имеет отношения к делам милосердия. Там говорится: «Благими намерениями выложена дорога в ад». Одно из толкований – человек может только намереваться делать добрые дела и успокаиваться, надеясь, что он завтра или послезавтра начнет их делать. Успокоенный своими намерениями, он будет продолжать жить греховной жизнью.
С другой стороны, мы знаем другую поговорку: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда». Побуждения человека не всегда сопровождаются разумностью, целесообразностью, элементарным умением сделать то, что он намеревается. Добрые пожелания и усилия, благочестивые порывы могут в каком-то случае принести вред. Надо быть духовно трезвым, внимательным к тому, что ты делаешь и как. Хорошо бы иметь наставника, духовного руководителя в тех добрых делах, которые ты собираешься совершить.
Стоит человек нуждающийся, но он просит милостыню в таком месте, которое вызывает подозрение, например, у метро, где много злачных мест. От него тянет алкоголем. Тут для многих большой вопрос – подавать или нет. Человек собирает средства не на хлеб насущный, а на водку. Это один из вопросов, которые задают люди. Мы знаем слова Евангелия: «Просящему у тебя дай», но понимаем, что милостыня превратится в очередную дозу алкоголя или наркотиков, человек продлит свою страсть или станет ближе к физической смерти. Таких вопросов очень много. Что здесь будет актом милосердия, сострадания, а что будет формальным исполнением заповеди? Есть простая рекомендация: выяснить, в чем человек нуждается. Может быть, действительно стоит купить ему хлеба и воды, чтобы подкрепить силы, но не помогать в развитии его страсти.
Я хотел проиллюстрировать этот вопрос – буквальное исполнение заповеди и оказание милостыни может подвигнуть человека к печальному состоянию. Все нужно делать с головой, рассуждением, пониманием того, что ты делаешь.
Считаете ли Вы, что служение в тюрьмах является исполнением заповеди о любви к врагам, так как многие вернутся обратно к преступной деятельности?
– Да, можно сказать, что это исполнение заповеди о любви к врагам, в том случае, если мы всех осужденных будем считать своими врагами. Другое дело, если мы с вами будем рассматривать какой-то отдельно взятый случай, когда насилие совершается внутри семьи. Отец семейства совершает насилие в семье, ведя асоциальный образ жизни, и попадает за решетку. Он может винить членов своей семьи в том, что его жизненная ситуация привела его в тюрьму. Безусловно, в таком случае родственники с ужасом ждут освобождения того человека, который неминуемо должен вернуться в семью. В таких ситуациях мы стараемся помогать, если родственники обращаются к тюремным священникам и просят сделать хоть что-нибудь. Настолько иногда бывает отчаянное положение, что люди понимают: домой возвращается тиран, человек, который уже многократно получал срок лишения свободы за пристрастие к наркотикам, алкоголю. Они прекрасно понимают, что страсть вернется, потому что такие преступления совершались неоднократно. И они говорят: «Пожалуйста, помогите! Деньте его куда-нибудь либо спрячьте нас!».
Мы знаем, что помочь можно на том этапе, когда человек готовится к освобождению. За полгода до этого ему пытаются спрогнозировать будущее место жилья, работы. Понятно, что эти прогнозы часто не сбываются – и человек возвращается в неблагополучную среду. Одними внушениями осужденному трудно донести что-то кардинальное, чтобы он ментально изменился, тем более, если это человек неверующий и ему безразлично все, что говорит священник с позиции веры, христианской нравственности и благочестивой жизни. Такие тяжелейшие случаи бывают. Индивидуальное общение с тем кругом людей, которые так или иначе включены в тюремную систему, – это очень важная работа, потому что она относится непосредственно к конкретному человеку, делом которого необходимо заниматься. Его должен кто-то выслушать, войти в положение, потому что осужденных в учреждении порядка 1000 человек. Христианская община составляет от 30 до 50 человек, с ними достаточно удобно работать, потому что эти люди осознанно приходят в храм, хотят изменить свою жизнь, готовы на многое, чтобы привести себя в порядок. Но остальная масса осужденных, чьи родственники обращаются за помощью, неверующие и не тянутся в этому. Тогда процесс помощи им и их семьям очень индивидуальный и трудоемкий. Подготовка квалифицированных мирян, которые имели бы опыт тюремного служения, конечно, могла бы очень серьезно помочь.
Мы молимся за своих врагов, надеемся, что Господь чудесным образом изменит этого человека или каким-то образом сможет помочь тем людям, у которых нет другой надежды, кроме как на помощь от Господа. Так бывает достаточно часто: когда человеку некуда больше обратиться и неоткуда ждать помощи, он обращается к молитве. «Сила Божия в немощи совершается».
Тюремное служение чрезвычайно сложное; весь этот мир настолько специфичен, что мы говорим о людях, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах. Это как люди на войне или те, кто рискует жизнью, работая в чрезвычайных ситуациях – на пожарах, наводнениях, землетрясениях. Человек, находящийся в такой ситуации, по-особому себя ведет и ощущает. Всем потом нужны реабилитация, психологическая разгрузка, чтобы привести себя в порядок.
Тюрьма – экстремальная ситуация для человека, который там находится. И здесь для мирян очень большое поле деятельности, но, чтобы не «наломать дров», а именно во благо использовать возможности, которые дает Господь, нужно четкое духовное руководство и определенная подготовка. Единицы к этому служению приходят. Если они чувствуют, что это полезно, душеспасительно, может принести много пользы тем, кто трудится и принимает этот труд, они остаются в нем на годы. Мы таким мирянам очень благодарны и понимаем, что огромное количество программ развития, которые мы еще даже не начинали развивать, ждет своего усердного труженика – «жатвы много, а делателей мало». Это касается и нашего служения.
Телезрителям, которые прониклись Вашим призывом, следует обратиться в тюремный отдел епархии?
– Существует отдел Санкт-Петербургской епархии по тюремному служению. В других епархиях тоже есть такие отделы, и мы прекрасно общаемся. Если человек, живущий в Санкт-Петербурге, будет иметь желание заниматься с осужденными женщинами, есть изолятор в центре Петербурга, а колония находится в поселке Саблино. Нужно понять, что именно человек хочет делать. Можно вместе со священником посещать места лишения свободы, можно оказывать гуманитарную помощь через переписку или сбор посылки тем осужденным, которые обращаются с многочисленными просьбами, можно, не выходя из дома, участвовать в организационной деятельности и координации всего этого движения.
Есть яркий пример, который мне очень многое открыл. В Москве была конференция по работе с ВИЧ-инфицированными. Было интересное обучение, где приводили в пример одну из диаконических организаций, где работает огромное количество волонтеров. Водитель делает свою работу в рабочее время, а после тратит час времени, чтобы подвести пожилого человека в поликлинику или отвезти волонтера с лекарствами из одного пункта в другой. Человек, знающий компьютер, тратит личное время, чтобы координировать деятельность через интернет. В волонтерском движении можно применять свою профессию, не обязательно соприкасаясь с той системой, куда, может быть, подходить страшно. Это можно делать с рабочего места или даже не выходя из дома.
Расшифровка:
Наталья Маслова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.