Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Иерей Максим Устименко: Литургия Преждеосвященных Даров

Иерей Максим Устименко: Литургия Преждеосвященных Даров

№10 (859) / 9 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров?

– Литургия Преждеосвященных Даров совершается исключительно в дни Святой Четыредесятницы и в первые три дня Страстной седмицы. В дни Великого поста она служится в среду и пятницу. На Страстной седмице – в понедельник, вторник и среду. Дополнительно Литургия Преждеосвященных Даров может служиться в дни полиелейных святых, например, если память 40 мучеников Севастийских приходится на седмичные дни, первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. У нас в Санкт-Петербурге служится дополнительно в память преподобного Серафима Вырицкого. Если на будни приходятся храмовые праздники, тоже совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически она служилась в среду и пятницу на Сырной седмице. Затем это вышло из практики, поэтому в эти дни Литургия у нас отсутствует.

Расскажите, пожалуйста, о самом названии «Литургия Преждеосвященных Даров».

– «Литургия» в переводе с греческого – «общее дело». Предполагается, что все пришедшие в храм будут участвовать в таинстве Евхаристии. Но поскольку в седмичные дни Великого поста не предполагается совершение самого Евхаристического канона, то причащаются Дарами, освященными ранее на Литургии святителя Иоанна Златоуста (исключение – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда служится полная Литургия свт. Иоанна Златоуста). Преждеосвященные Дары хранятся с воскресного дня на святом престоле. По количеству Литургий, которые будут служиться на неделе, заготавливаются и освящаются Агнцы, от которых потом и причащаются все верные.

Исторически мы связываем эту Литургию с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной – папа Григорий Великий. Она существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах. Эти Дары сохранялись и разносились диаконами или диакониссами между верующими, которые не смогли присутствовать на богослужении, иногда это доверялось даже самим мирянам. Так появилась традиция сохранять Дары на престоле. Но для Литургии Преждеосвященных Даров Дары оставляются после последней Литургии святителя Иоанна Златоуста, чтобы причащаться ими в будние дни.

Почему не совершается полная Литургия в седмичные дни Великого поста? Само слово «Литургия» означает «общее дело» – верные вступают в общение с Воскресшим Христом и друг с другом. Евхаристия – это всегда великий праздник, Пасхальная радость. Но в дни Великого поста христиане добровольно низводят себя в разряд кающихся. Поскольку кающиеся были приравнены к оглашенным, которые на Литургии верных не присутствовали и не причащались, могли присутствовать только на Литургии слова, когда читается Слово Божие и говорится проповедь. В дни Великого поста все христиане приравнивались к кающимся и лишали себя возможности в принесении анафоры. Анафора – дело всей Церкви – от предстоятеля до мирян, это момент возношения Святых Даров на Литургии. Но чтобы не лишать себя общения с Господом, в среду и пятницу верные причащаются от Преждеосвященных Даров, что служит великой радостью и подкреплением духовных сил.

Именно поэтому наш пост является строгим с понедельника по среду, когда по Уставу вечером дозволяется вкушать вареные овощи. В четверг и пятницу вечером Уставом дозволяется выпить немного вина. В среду и пятницу люди причащались и после этого приступали к трапезе. Вкушению этой трапезы предшествовала вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Служилась она примерно в 14 часов. Сейчас в нашей практике мы совершаем вечерню в 17–18 часов, а в седмичные дни Великого поста случается, что все службы соединяются: часы, изобразительны, вечерня. Они совершаются с утра, а в понедельник добавляется еще и утреня. Единственный раз, когда в современной традиции сохранилась память служения вечерни в 14 часов, – служба выноса Плащаницы.

В храме Пророка Илии на Пороховых, например, совершается две Литургии Преждеосвященных Даров: утром и вечером. Люди после работы могут прийти причаститься.

Расскажите о практике подготовки к вечерней Литургии Преждеосвященных Даров...

– В Санкт-Петербурге традиция служения Литургии Преждеосвященных Даров вечером началась с подачи приснопамятного митрополита Никодима (Ротова). Тогда в Троицком соборе, за исключением Первой седмицы Великого поста, когда по вечерам положено читать Покаянный канон Андрея Критского, было принято служить две Литургии: утром и вечером. Владыка Никодим сам ее служил и сам причащался.

Впервые вопрос о вечерней Литургии был поднят в 1968 году в Зарубежной Церкви, в частности, митрополитом Антонием Сурожским. Христиане в наши дни работают и не могут прийти утром в будни в храм. А служба очень красивая, трогательная, носит покаянный характер, очень много земных поклонов. В то же самое время это великая радость – приступить к Евхаристической Чаше и соединиться с Господом. Поэтому с тех пор было дозволено совершать эту Литургию вечером. По возможности, тем, кто может полностью выдержать с полуночи до момента Евхаристии вечером, желательно не есть и не пить. Конечно, это будет похвально, но Церковь учла вопросы икономии. Для тех, кто не может поститься такое количество времени, минимальный пост – шесть часов. То есть примерно после полудня желательно не есть и не пить. Кто не может отказаться от питья, то нужно не пить хотя бы 3 часа. А те люди, которые совершенно не могут поститься, например, диабетики, могут вкушать пищу. Для них Евхаристический пост отменяется.

Как приуготовляются Дары для Литургии Преждеосвященных Даров?

– Дары – это святой Агнец. Он готовится таким же образом, как на обычной Литургии: вырезается из просфоры, прободается ее правая сторона в воспоминание прободения ребра Христова, из которого истекли Кровь и вода. Часто делают несколько Агнцев.

Приготовленные Агнцы – изъятые части просфоры с крестом и надписью «Иисус Христос Ника». Три Агнца для полной Литургии и два и более для Литургии Преждеосвященных Даров освящаются на полной Божественной литургии. Агнцы, которые оставляются для служения Литургии Преждеосвященных Даров, напояются Евхаристической Кровью Христа. Если есть приспособленные для этого дарохранительцы, то Дары сохраняются в них в течение недели. Если нет, то, по подобию дарохранительницы, берется дискос, который покрывается покровцом и колпаком, чтобы Дары не пылились, и чтобы, не дай Бог, их не попортили грызуны (могут быть и такие случаи). На Литургии Преждеосвященных Даров один Агнец изымается, и на нем служится Литургия, от него причащаются духовенство в алтаре и верные, которые желают приступить ко святой Чаше.

Вопрос телезрительницы: «Что делать, если по недоразумению на заупокойной ектении были прочитаны и заздравные записки. И читаются ли записки на Литургии Преждеосвященных Даров?».

– Традиционно записки на ней читаются, хотя, поскольку анафора не совершается, частицы не вынимаются – нет проскомидии в полном виде. Чтение записок не несет тот смысл, который имеет на полных Литургиях. Что касается ошибки прочтения записок о здравии на заупокойной ектении, я понимаю смущение верующего человека, но не нужно относиться к церковной молитве, как к магическому действию. Это досадно и неприятно, но у Бога нет мертвых: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых» – у Бога все живы, поэтому это не более, чем недоразумение. Не имеет смысла проявлять такое беспокойство. Для священнослужителя и того, кто подавал эти записки, это повод быть повнимательнее.

Литургию Преждеосвященных Даров иногда называют «вечерня с Причащением», не употребляя слово «Литургия». Чем это вызвано?

– Скорее всего, тем, что Литургия предполагает анафору. Анафора – это Евхаристический канон, когда хлеб и вино в чаше силой молитвы всей Церкви прилагаются в истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, от которых мы причащаемся. Анафоры на Литургии Преждеосвященных Даров не имеется, поэтому это больше Евхаристическая вечерня. До пения «Да исправится молитва моя» с коленопреклонениями это в полном виде вечерня, затем переход на краткую Литургию, содержащую Великий вход, ектению, молитву с просьбой о достойном Причащении Тела и Крови Христовых и пение молитвы «Отче наш». Перед Причащением христиане даже самых первых веков читали молитву Господню.

Многие смущаются тем, что упоминается папа Римский Григорий Великий или Двоеслов.

– Римский престол очень древний. Он восходит к временам апостола Петра. Понтификат папы Григория Двоеслова приходился на 590–604 годы после Рождества Христова. Он очень хорошо был знаком с византийской богослужебной традицией. В те времена трения, к сожалению, уже существовали между православным Востоком и латинским Западом. Но Церковь в те времена была едина, еще не произошло раскола Церквей.

Предполагается, что Литургию Преждеосвященных Даров святитель Григорий привез на Запад с Востока. Исследователи предполагают, что таковая существовала и до папы Григория Двоеслова. У него есть сочинение, которое по-гречески называется «Диалоги» и представляет собой беседу из жизни италийских отцов и монахов в виде вопросов и ответов. Ответчик – сам Григорий Великий, а вопросы задают ученики. Название сочинения «Диалоги» никак не могли перевести на славянский язык, поэтому перевели «Двоеслов». На латинском Западе эта Литургия существует по сей день. Католики в пост каждый день служат мессу в полном чине. А в Великую Пятницу, когда у нас вообще не полагается Литургии и Причащения (за редким исключением, если человек умирает), у них в этот день на Литургии слова читаются пророчества, Апостол, Евангелие о страданиях Христа, совершается чин поклонения Кресту, и после этого происходит Причащение Преждеосвященными Дарами. Это единственное исключение, когда на латинском Западе служится эта Литургия, хотя сами католики такого термина не знают. Имени папы Григория – Двоеслов – они не знают, помнят его как Григория Великого.

Звонок телезрительницы из Сургута: «Что такое «Причащение в осуждение»? Надо исповедоваться перед Соборованием или после него?».

– О Причащении в осуждение говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Это касается того, что человек внутренне должен испытать свою совесть перед Причастием. В Русской Церкви сложилась традиция исповедоваться перед участием в таинстве Евхаристии (мы не будем говорить, насколько связана Литургия с таинством Исповеди, потому что никак не связана – эта привязка возникла в Русской Православной Церкви и стала традиционной). Самое главное – нельзя приступать к таинству Евхаристии, если ты имеешь на кого-то обиду, с кем-то была ссора, и нет душевного покоя. Необходимо, прежде пойти, примириться с ближним.

Литургия – принесение бескровной Жертвы. Чтобы приобщиться этой Жертве, необходимо примириться, необходим сердечный, внутренний, душевный покой, когда мы не имеем ни на кого зла, обиды в сердце. Все это нужно оставить, только тогда можно подходить к Святой Чаше и надеяться, что это Причащение спасительно и не будет в осуждение.

Конечно, необходимо очень тщательно готовиться, чтобы приступить к таинству, но, когда священник читает молитву Херувимской песни, в которой молится не от лица общины, а от себя, он говорит: «Никтоже достоин» – нет достойных людей, только по великой милости, благости и любви Божией мы дерзаем приступать к Тайне Святой Евхаристии. Дерзая, мы надеемся, что Причастие нам служит во спасение и жизнь вечную.

У нас сейчас есть Синодальный документ, который говорит, что к Соборованию во дни Великого поста могут приступать все верные, достигшие совершеннолетнего возраста, поскольку грех рассматривается Церковью как болезнь. Еще идут споры, только ли больные могут участвовать в Соборовании. На мой взгляд, приступать могут верные, те, кто регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Хорошо, если перед Соборованием человек поисповедуется, причастится, поучаствует в Таинстве Соборования и после него еще раз приобщится Святых Христовых Таин. Но этот вопрос нужно обсудить со своим духовником.

Как обстоит дело с Причащением младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров?

– Этот вопрос затрагивает не только практические, но и богословские и исторические аспекты – как формировалась Литургия Преждеосвященных Даров, в каком виде дошла до нас. Греческая, Болгарская и Сербская Церкви причащают младенцев. В русской традиции мы не причащаем тех младенцев, которые не способны вкушать частицу Тела Христова. Младенцы с 2–3 лет, которые спокойно причащаются частицей, имеют возможность причаститься за этой Литургией. Родилось это из того, что в XVII веке в русские служебники проникают исправления Литургии. Латинское схоластическое богословие стало постепенно проникать в русское богословие, сначала в Киев, затем в Москву. Впервые оно попадается в русских служебниках при Патриархе Иоакиме, к концу XVII века прочно закрепляется. Это было связано с евхаристическими спорами между латинским Западом и православным Востоком. У католиков после раскола Церквей на Литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа после произнесения слов: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое». Многие говорят, что у них нет эпиклезы, но на самом деле она предшествует установительным словам. Католики четко говорят о том, что после установительных слов хлеб становится Телом Христа, а вино – Кровью. Мы же говорим, что Тело и Кровь Христа пресуществляются после произнесения эпиклезы, то есть призывания Святого Духа, и все поклоняемся, а в храме в это время хор поет: «Тебе поем».

Известно, что примерно до XIII века взгляд на Литургию Преждеосвященных Даров и Святые Дары был совершенно иным, чем на византийском Востоке. Во-первых, есть упоминание о том, что Преждеосвященная Литургия совершается ради освящения Святой Чаши. То есть, Чаша освящалась тем, что в нее влагалась частица святого Тела Христова и в ней находилась Кровь Христова. Интересно, что до этого же времени Агнец не напоялся Кровью на полной Литургии, но сохранялся на престоле в сухом виде в дарохранительницах, а затем преломлялся и освящался. При этом произносились те же самые слова при вложении в святой потир частицы Тела Христова. Но затем, по примеру того, как заготавливаются запасные Дары на весь год для больных на дому, этот Агнец стал напояться Кровью. Постепенно, с проникновением мнения о том, что Дары становятся Телом и Кровью, и обязательно должны быть произнесены установительные слова, стало считаться, что нужно напоять Агнец Кровью, хотя еще в Русской Церкви до XVII века Святые Дары не всегда напоялись. Затем под влиянием идеи, что только с установительными словами может пресуществиться вино в Чаше в Кровь, стали напоять Агнец. Вложение напоенного Кровью Тела Христова в Чашу с вином является святыней, но не самой Кровью Спасителя. В Русской Церкви в связи с этим и сложилась традиция не причащать младенцев.

В некоторых храмах Санкт-Петербурга есть иной подход – там сохраняют Святую Кровь в Чаше. Поэтому младенцев там причащают после Литургии, но это как исключение. Я сам недавно столкнулся с такой ситуацией: к нам в собор зашла женщина и спросила, может ли она причаститься. Я сказал, что может, раз она готовилась, исповедовалась, прочитала молитвы. Она сказала, что готова, но у них в Ставропольском крае батюшка не дозволяет причащаться на Литургии Преждеосвященных Даров и говорит, что на ней могут причаститься лишь больные и немощные люди. Конечно, это не совсем верная практика, хотя она и существует. Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что пастырь, который не причащает на Литургии мирян, уподобляется пастырю, который пасет самого себя. Эта Литургия служится для всех верных. Все верные, которые испытали совесть и подготовились, имеют право участвовать и причащаться. И это не обязанность, как и пастырь причащается не по обязанности, а привилегия. Мы – единое Тело Христа, поэтому приобщаемся все вместе.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как нужно готовиться к Литургии Преждеосвященных Даров?».

– Готовиться нужно так же, как и к полной Литургии свт. Иоанна Златоуста, – вы читаете молитвы, поститесь, исповедуетесь и натощак причащаетесь. Единственное исключение, что в благодарственные молитвы включается тропарь святителю Григорию Двоеслову.

Вопрос телезрительницы: «Каким образом поминать почивших в Светлую Седмицу?».

– Есть чин служения Литургии по чину Светлой Седмицы. Вы можете в день памяти новопреставленного родственника подать в храме записку на проскомидию – именно на ней в это время поминаются усопшие. После Литургии можно встретиться с родными, посетить кладбище, поприветствовать усопшего словами «Христос Воскресе!» и помянуть его в день Радоницы, когда совершается панихида по Пасхальному чину. Самое главное – в день поминовения обязательно постарайтесь прийти и помянуть в храме усопшего. Усопший – уснувший до времени Второго Пришествия Христа, и он уснул, чтобы воскреснуть из мертвых. У Бога нет мертвых, все живы, и человек уже вкушает Пасхальную радость на Небесах, поэтому мы молимся о прощении его грехов и веруем, что Господь его воскресит из праха.

Когда и как лучше приступить к Литургии Преждеосвященных Даров, ведь служба очень длинная?

– По мере возможности. Великий пост – особое время, когда мы постимся физически, духовно, воздерживаем свои мысли и чувства. К таинству Евхаристии необходимо приступать как можно чаще. Все верные имеют право приступать и на полной Литургии, и на Литургии Преждеосвященных Даров, хотя бы раз в неделю, а тот, кто имеет возможность, то два или три раза. Это будет очень благочестиво.

Литургия Преждеосвященных Даров не очень продолжительна – она начинается с возгласа «Благословенно Царство» и идет примерно около часа. Но во многих местах перед Литургией читаются все часы и изобразительны, и она становится достаточно продолжительна. Каждому нужно узнать, во сколько начинается богослужение в вашем храме, готовиться, приходить и приступать к таинству Причастия.

Расшифровка:
Наталья Маслова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс