Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста во всех храмах на вечернем богослужении читается канон преподобного Андрея Критского. Какое значение для нас он имеет? Почему читается в первые дни поста?
– Пост многодневен. Традиционно принято начинать пост с особой строгости, чтобы настроить себя на все 40 дней. Если мы будем подходить к посту расслабленно, то хорошо попоститься не получится.
Первая постная неделя – самая строгая. Покаянный канон Андрея Критского играет роль камертона, настраивающего христианина на весь пост. Покаянный канон – это диалог преподобного Андрея Критского со своей душой, которая призывается к покаянию. Канон дает покаянный настрой, чтобы подготовиться к Страстной Седмице и Светлому Христову Воскресению.
Чем обусловлено количество дней, когда читается Покаянный канон преподобного Андрея?
– Канон создавался преподобным не чтобы его читали на первой седмице Великого поста, а как личное переживание покаяния, как личная молитва, как диалог с собственной душой. Хотя преподобный Андрей был великим подвижником, тем не менее он осознавал себя великим грешником. Если почитать канон, это прекрасно видно. Он огромен по объему и читается в середине Великого поста в день Мариина стояния полностью. Это довольно трудно, ведь пребывать в молитве продолжительное время нелегко, да и физически непросто, поэтому на первой седмице он частями читается в течение четырех дней. Канон читается в Великий пост дважды: разделенный на четыре части и полностью.
Как христианам правильно относиться к посту? Обычно начинается большая суматоха: что есть – что не есть, что покупать – что не покупать? Формируется отношение к посту как к диете.
– Идя на передачу, я специально распечатал песнопения первых четырех дней. В богослужениях содержится очень много нравоучений для нас. В первый день Великого поста поется такая стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похоти отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост есть истинный и благоприятный». На русский язык это можно перевести так: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу. Истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью, клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный».
Как видим, в этом тексте практически ничего не сказано о еде. Это не означает, что мы не должны поститься физически, но это говорит о том, что для святых отцов пост – это в целом воздержание и понуждение себя в чем-то. Понуждение себя в молитве, в чтении святых отцов, воздержание в разного рода развлечениях. Это повод задуматься о том, что мы делаем и как.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии красной нитью проходят слова Христа: «Покайтесь!». Покаяться – значит измениться. Например, Закхей в Евангелии покаялся, наше же покаяние заканчивается на кончике нашего языка. Что Вы скажете об этом?».
– Действительно, очень часто у православного христианина, который раз в неделю приходит в храм, исповедуется и причащается, возникает ощущение, что он это напрасно делает. Это действительно так – ведь перечисляются одни и те же грехи и может показаться, что никакого смысла в таком покаянии нет, но это не так. Если мы вообще не будем обращать внимание на эти грехи, то еще больше будем согрешать. Очень часто, впервые придя на Исповедь, человек начинает каяться в смертных грехах, которые настолько сильно помрачают совесть, что ему под давлением совести приходится идти в храм. Но когда он постепенно становится церковным человеком, эти грехи уже не исповедует, хотя и кается в течение всей своей жизни; он начинает замечать те грехи, мимо которых раньше проходил. Тот же самый гнев он может исповедовать в течение 10 лет каждую неделю. Но в первую неделю он согрешил сто раз гневом, а через 10 лет – в десять раз меньше. И я бы не сказал, что это не есть движение человека.
Конечно, у каждого свой путь, но если человек старается и к таинству Покаяния приходит с желанием поменять свою жизнь, хотя бы чуть-чуть (пусть эти грехи иногда мы совершаем несознательно, невольно, как говорится, выскочило слово – не поймаешь), человек осознает этот грех и в следующий раз постарается не допустить, чтобы грубое слово выскочило. И чем быстрее он на этот грех обратит внимание, тем скорее тот будет искоренен. Такое покаяние не то что не бесполезно, а имеет самые конкретные плоды.
Как искоренить это состояние, чтобы не было ощущения, что я каждый раз прихожу, одно и то же называю, и ничего не меняется?
– Как-то я посмотрел фильм «День сурка». Мне весь фильм казалось, что главный герой в конце должен стать христианином. Он им не становится, но по всей задумке должен был стать. Христианину стоит поучиться у этого героя. Этот фильм не оригинален, но в каком-то смысле учит жить одним днем.
Мы очень часто проживаем жизнь, а не живем, воспринимаем ее как некую данность – надо дожить до вечера, закрыть глаза. Нам не хочется ее прожить, прилагая свое сердце, участвуя душой в каждом деле. Но сказано: «Не пекитесь о завтрашнем дне». Люди приходят и говорят: «Все, я с завтрашнего дня начинаю новую жизнь». Новая жизнь начинается не с понедельника, а здесь и сейчас, в эту секунду. Начиная ее, человек замечает вокруг себя нечто более ценное, чем ему казалось раньше, и тогда жизнь из серой превращается в жизнь в красках. Тогда и покаяние, пусть ежедневное, пусть еженедельное, становится каждый раз новым, и человек заново его переживает.
Как правильно понимать фразу: «Поститься постом приятным?»
– Среди православной литературы встречается книжка «Постимся постом приятным: рецепты постной кухни». Конечно, «пост приятный» к постной кухне имеет отдаленное отношение. «Пост приятный» – как некая радость нашей души. Весь год мы все о себе, любимых, а тут раз – и надо задуматься о душе. «Пост приятный» радует сердце христианина, необходимость молитвы радует сердце верующего человека. Действительно, иногда бывает тяжело поститься, приходится бороться с собой, но радость этого труда превозмогает все немощи.
Вопрос телезрительницы Надежды из Челябинской области: «Во время Великого поста у близкой родственницы будет 40 дней. Нужно ли ехать на поминки, ведь там будет непостный стол?»
– Ответ на самом деле несложен. Конечно, поехать нужно, не поехать в этой ситуации будет даже грехом, потому что ваше отсутствие там будет воспринято негативно. Подумают: «Вот какие христиане! Из-за своего поста не хотят приехать на 40-й день близкой родственницы».
Но пост не заключается только лишь в воздержании от пищи, и само по себе вкушение непостной пищи во время Великого поста по какой-то вынужденной причине не является осквернением. Великие святые вкушали пищу в тех ситуациях, когда у них не было другого выбора. Христианину не подобает, оказавшись в незнакомом месте, начать ковыряться в тарелке, говоря: «Я этого есть не буду. Это уберите. У меня пост – готовьте для меня отдельно». Но при этом, конечно, нельзя, оказавшись в гостях в пост, начать себе специально подкладывать побольше всего: «Я в гостях и буду есть».
Мне кажется, вам следует этот вопрос со своим духовником решить, но, по-моему, вам лучше поехать, принять участие, постараться, если будет возможность, придерживаться поста.
Продолжим тему вкушения-невкушения определенной пищи. Если мы заглянем в церковный календарь, то увидим, что там чаще всего написан монастырский устав. Существует ли устав для мирян?
– Это беда современной церковной жизни. Выпускают кучу календарей, где написано: сухоядение, вареное без масла, вареное с маслом, и люди начинают пытаться это все реализовывать. В монастырях в Великий пост полагается вкушать один или два раза в день в определенное время. Чаще всего вкушают в 9-м часу, то есть в 15.00. Пост – это не только вкушение определенной пищи, но и невкушение никакой пищи в определенный момент. Для монахов, для тех, кто ведет подвижнический образ жизни, такой устав нормален.
Мирянин же, принимая на себя строгие монастырские правила поста, оказывается человеком, который едет на одном колесе. Три устойчивых колеса – дух, душа и тело. Когда мы все части одновременно развиваем, тогда наша телега поедет, но на одном колесе далеко не уедешь. Такой пост может быть даже опасен для духовной жизни, особенно для начинающего христианина, поэтому в обычной приходской практике, конечно, никто монастырскому уставу не следует. Есть благочестивые люди, которые ведут глубокую духовную жизнь, находясь в миру, и они соблюдают строгий пост. Это хорошо, но распространять такие правила на всех нет смысла. Если человек будет ходить и все время думать только о пище и соблюдении всех этих строгих предписаний, это уже будет не пост, а диета. Преподобный Серафим Саровский своим сестрам советовал вкушать сухарик, чтобы не думать о пище, а спокойно молиться. Лучше уж скушать что-то вареное с маслом, чем ходить целый день и думать об этом. Но не надо себя и оправдывать: «Я сейчас скушаю и не буду думать об этом».
Мы уже упоминали книги рецептов постной кухни «Постимся постом приятным». Понятно, что нужно иметь меру, нельзя переедать. Если до поста полную тарелку, то в пост – чуть меньше. Стоит ли эти рецепты использовать? Иногда постная кухня получается повкуснее мяса и рыбы. Умельцев много, рецептов тоже достаточно много. Не окажется ли это пародией на пост?
– Здесь стоит избегать крайностей. Например, день рождения приходится на Великий пост. Мы хотим порадовать наших детей, близких, приготовить какие-то постные блюда, и в этом желании никакого греха нет. Но есть такая проблема, что в пост мы начинаем тратить денег больше, чем не в пост. Это неправильная ситуация. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что когда мы постимся, то должны посчитать, сколько денег мы тратили на еду, и треть денег отдать на добрые дела, на еду же тратить меньше. И очень часто такое встречается, к сожалению, в церковной жизни: «Сегодня мяса нельзя, я куплю семгу», хотя можно купить минтай, который гораздо дешевле. Христианин должен быть начеку: если он мясо заменяет самой дорогой рыбой, какой тут пост!
Вопрос от телезрительницы Галины из Екатеринбурга: «В календаре указано, что первые два дня Великого поста предполагается воздержание от пищи и пития. Что это дает нам?».
– Мы уже говорили, что первые два дня и первая неделя самые строгие в плане воздержания и молитвенного подвига, потому что настраивают нас на весь Великий пост. Поэтому, согласно монастырскому уставу, до участия в Литургии Преждеосвященных Даров в среду было принято не вкушать пищу. Но это относилось к монастырям, и я сомневаюсь, что простые миряне такое соблюдали, кроме самых благочестивых.
Нужно соизмерять пост со своими силами, с тем, как проводил предыдущий пост, чтобы новый Великий пост был на ступенечку выше и сложнее для меня. Нужно смотреть и на то, как постятся окружающие, на общую практику. Конечно, лучше в первую неделю хотя бы до обеда или до вечера воздерживаться от вкушения пищи. В первую неделю нужно стараться обеда не вкушать. Это даже легче, чем соблюдать строгое сухоядение, ведь люди работают. Знаю людей, которые по два дня не вкушают совершенно спокойно, и знаю людей, которые вкушают вареные овощи и каши сразу после первого богослужения, потому что никакой физической возможности продержаться дольше нескольких часов нет, – всякие болезни есть у людей. Здесь, я думаю, не стоит сосредотачиваться на этом самом посте, а посмотреть на то, как мы живем, как молимся, что делаем для нашего спасения.
Вопросов, касающихся ограничений в еде, уйма. Их можно видеть и на православных, и на светских сайтах. Но давайте поговорим об истинном назначении поста. Для чего он существует? Почему Великий пост называется Великим?
– Он так называется, поскольку это – главный пост, остальные посты – лишь воспоминание о Великом посте, уподобление ему: Великий пост есть пост всех постов, он первый и самый главный. Очень часто встречается такая практика, когда человек, постепенно входя в Церковь, начинает соблюдать Великий пост, не соблюдая остальных постов, потому что соблюдение Великого поста гораздо важнее.
Великий пост – самый главный и самый древний, возник он как составляющая празднования Пасхи. Первоначальный пост был совсем коротким. Сначала он был связан с Великой Пятницей, днем, когда смерти предали Христа, Великой Субботой и собственно праздником Пасхи. Служба Великой Субботы – это постная Пасха. Уже идет мотив Воскресения Христова, но это еще служба наша к Богу, а Пасхальная служба – это служба Бога для нас. Затем возникает пост недельный, как подготовка к этим дням, как переживание дней Страстной Седмицы. Затем уже сформировался пост как Четыредесятница, 40 дней подготовки к празднику Пасхи. Современный пост длится 48 дней: 40 дней подготовки к Страстной Седмице и, собственно говоря, Страстная Седмица и Пасха, которые не включаются в Великий пост.
Вопрос телезрительницы: «Как Церковь молится во время поста о здравии и об упокоении? Можно ли подавать записки, служатся ли сорокоусты? Существуют ли ограничения в поклонах?».
– В Великий пост полная Божественная литургия совершается только в субботу, воскресенье и в праздник Благовещения, который приходится на будний день. В будни полные Литургии не совершаются, поэтому частички о здравии и упокоении не вынимаются. Но в течение всего Великого поста совершаются заупокойные богослужения – литии и панихиды, несколько суббот поста заупокойные, где также совершаются молитвы об упокоении. Конечно, сорокоусты, ввиду того, что Литургия совершается в субботу и воскресенье, не совершаются каждый день. Но есть поминовение, которое священнослужители стараются вычитывать каждый день в алтаре, но это зависит от практики конкретного прихода и храма.
Сама традиция несовершения Литургий в период Великого поста связана с тем, что Литургия – это праздник, и если она совершается, то поста в строгом смысле этого слова как невкушения пищи вообще или сухоядения нет. Когда совершается полная Божественная литургия, чаще всего можно и вареное, и масло. Соответственно после Литургии сразу же полагается трапеза без отложения до вечера. Причащение Тела и Крови – это радость, поэтому в пост в будние дни, кроме Литургии Преждеосвященных Даров, не совершаются Литургии, но поминать и молиться об упокоении и здравии наших близких, конечно, не только можно, но и нужно. Мы должны молиться за ближних в домашней молитве, в храме, когда священник поминает, когда служится лития.
Очень часто люди приходят в храм только в субботу вечером и в воскресенье утром и удивляются: «Мне хочется всю службу постоять на коленях, а в воскресенье нельзя поклонов». Вне поста мы редко делаем поклоны. Очень хорошая традиция – читать вечерние молитвы на коленях, особенно последнюю молитву – «Исповедую Тебе, Господу Богу моему». При совершении Литургии в будний день в определенный момент Уставом предполагается земной поклон, но, к сожалению, нечасто люди бывают на этих вседневных службах. В будни полагаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина при пении определенных тропарей и чтении определенных молитв. Весь ход богослужения меняется в это время. Эту молитву с поклонами можно добавить к вечерним молитвам в постное время. В обычное, непостное время поклоны можно и даже нужно делать при домашней молитве, в храмовой молитве, это нормально для христианина. Исключение – Пятидесятница, время от Святой Пасхи до Праздника Святой Троицы, воскресные и особо праздничные дни, двунадесятые праздники, святки (время от Рождества до Крещения), когда земные поклоны отлагаются в силу того, что это праздничные дни. А во все остальное время, как форма выражения нашей молитвы, поклоны только можно приветствовать
В будни совершается Литургия Преждеосвященных Даров?
– Литургия Преждеосвященных Даров, по сути, не совсем Литургия, так как во время ее совершения не происходит пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, но это служба Причащения Святыми Дарами, заранее приготовленными на обычной, то есть на полной Литургии, которая служится накануне в воскресенье.
Литургия Преждеосвященных Даров – это храмовая форма Причащения Святых Таин, похожая в каком-то смысле на то, как причащают болящего на дому. Нужно участвовать в этой Литургии, причащаться. Ее Церковь специально назначает в среду и пяток, чтобы подкрепить, поддержать нас, проходящих пост.
Давайте подытожим: что значит поститься?
– Понуждать себя воздерживаться от грехов, страстей, пороков, которые есть в нас.
Можно ли назвать, что христианину во время поста желательно сделать?
– Важно посещать общественные богослужения, например, богослужения первой седмицы. Традиционно все православные посещают канон Андрея Критского, Мариино стояние, субботу Акафиста и другие знаковые богослужения, Страстную Седмицу, которая вся является для христианина средоточием важности и религиозного переживания.
Важна личная, домашняя молитва, потому что общественная – лишь половинка молитвы: без личной общественная страдает и без общественной личная также страдает. Вместе они как два весла, которые ведут лодку. Поэтому в личной молитве стоит сделать усилие, увеличение по отношению к тому, как мы обычно совершали ее до этого времени, – кто читал одну утреннюю молитву, пусть прочитает две. К каждому великопостному богослужению прибавляется молитва Ефрема Сирина, поэтому и мы к вечерним и утренним молитвам должны прибавлять ее. Важен физический пост и ограничение себя в развлечениях. Нужно делать добрые дела, и необязательно искать на краю света человека. Можно найти кого-то вокруг нас, на работе, задуматься: «А чем я могу помочь этому человеку?». Это тоже часть нашего поста.
Важная часть поста – обращение внимания на ту или иную богословскую, святоотеческую литературу, Апостол и Евангелие, которые тоже подвигают нашу душу к молитве, к деланию добрых дел. Это тот настрой, который необходим в течение поста.
Расшифровка:
Наталья Маслова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.