Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В чем смысл Великого поста?
– Великий пост – особое время. Длится он семь недель. Это самый продолжительный и самый строгий пост в году. Главный смысл поста – подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. Пост состоит из двух частей: 1– непосредственно сам Великий пост и 2– Страстная седмица, которая начинается после Вербного воскресения и длится до Пасхи. В эту седмицу мы также постимся, вспоминаем страдания Христа Спасителя.
Если посмотреть в историю, то есть разные упоминания о времени начала поста, его продолжительности и строгости. Сложно сказать, когда сложилась окончательная традиция проводить пост так, как мы проводим его сейчас. В V в. Лев Великий увещевает христиан, чтобы они соблюдали 40-дневный пост, как повелели апостолы. Но в дальнейших исторических документах мы не находим подтверждение тому, что это именно апостольское постановление. В разных Церквах Малой Азии, Поместных Церквах мы видим, что кто-то постился неделю, кто-то меньше – 1–2 дня, кто-то больше. Уже к VI–VII вв. формируется традиция соблюдать пост именно в течение 40 дней в память о том, как Христос постился 40 дней в пустыне. Моисей и Илия постились в какие-то сложные моменты истории, чтобы этим показать свою верность Богу и желание через самоограничение достигнуть чистоты сердца и ума.
Первоначально Великий пост был именно временем подготовки к празднику Пасхи. Он был установлен для тех, кто хотел принять Крещение, для оглашенных. В первые века люди более серьезно подходили к подготовке ко Крещению. И крестили в основном в большие праздники – Рождество, Пасху и накануне этих дней – в Сочельник и Великую Субботу. Одной из составляющих подготовки было не только чтение Евангелия, знакомство с духовной жизнью, но и пост.
Сами христиане тогда еще не постились. Со временем многие христиане, чтобы не было искушений, стали держать пост именно в поддержку тех, кто хотел принять Крещение. Христиане должны были быть примером. Поэтому сказать точно, когда Великий пост сформировался в таком виде как есть, сложно, но это где-то рубеж V–VI вв.
В чем заключается его смысл?
– В том, чтобы ограничивать себя в пище животного происхождения, в развлечениях, более серьезно относиться к своей внутренней жизни, к чтению Священного Писания, к страстям и немощам, которые есть у каждого человека. Очень часто, живя в повседневной жизни в суете, мы забываем, что у нас есть душа, которая требует определенного питания. Порой даже люди верующие часто скатываются по духовной лестнице – здесь не успели прочитать молитву, здесь проспали и не пришли в воскресный день на службу, здесь еще что-то. И, в конце концов, постепенно мы не поднимаемся по духовной лестнице, а опускаемся.
Чтобы покаяться, посмотреть на себя не со своей колокольни, а с точки зрения заповедей Божиих, и дается нам время поста. Когда мы ограничиваем себя в одном, другом, третьем, наш ум просветляется, мы начинаем видеть то, что не видели вчера.
Поэтому пост – не просто диета. Многие люди сейчас соблюдают диеты, чтобы похудеть, избавиться от заболеваний. Пост многогранен и заключается не только в воздержании от пищи. Прежде всего, мы должны посмотреть на себя, свою жизнь, свои слабости. Бывает, приходит пожилой человек в храм и спрашивает: «Батюшка, у меня есть болезнь желудка, и мне врачи посоветовали каждый день принимать кисломолочные продукты (а некоторым даже и мясо). Как нам быть? Мы хотим поститься. Но на постной пище нам становится плохо и уже не до молитвы и не до духовных размышлений».
В этой ситуации надо посмотреть, а какие у нас есть слабости. Кто-то, может быть, не может оторваться от телевизора и смотрит не только новости, но и все сериалы, все развлекательные программы. Кто-то очень любит поговорить по телефону. Кто-то любит посидеть во дворе на лавочке и посмотреть на тех, кто входит в подъезд, кто выходит из подъезда и их обсуждает. Часто эти обсуждения переходят в осуждение. Многие родители своих детей стараются приучать к посту. Это хорошо, но должна быть мера. Каждая семья решает этот вопрос со своим духовником. Что интересно, подростку не сложно ограничить себя в приеме какой-то пищи – мяса, сладостей, но от компьютерной игры ему отказаться очень сложно. Тогда самым важным для такого подростка во время Великого поста будет воздержание от тех игр, которые не приносят нам чаще всего пользу, а бывают во вред. Многие подростки, даже православные, играют в такие игры, где есть насилие, жестокость и кровь, потом это переходит в их реальную жизнь. Они начинают огрызаться на родителей и учителей, проявляют жестокость по отношению к своим ровесникам. Тогда Великий пост будет хорош, когда человек, увлеченный компьютерной игрой, может закрыть ее на все время поста. И в семь недель может переосмыслить свое отношение к игре.
Важно понять, что не пища отдаляет нас от Бога, а отдаляют от Бога нас наши страсти. Они могут показаться незначительными, но мы понимаем, что для нашей души они очень вредны. Поэтому надо набраться мужества и силы воли, попросить у Господа помощи, чтобы с первого дня Великого поста оградить себя от искушений, которые нашу душу повреждают.
Вопрос из Санкт-Петербурга: «В первый день Великого поста в храме читают канон Андрея Критского, но он значительно изменен, смесь русского и старославянского. Откуда это пошло?».
– Наверное, вы попали в храм, где священник сам решил перевести со старославянского языка некоторые малопонятные слова для тех прихожан, которые, может быть, первый раз пришли в храм. Есть перевод канона Андрея Критского, но я не могу сказать, что он совершенен, и для человека, только-только переступившего порог храма, полезно будет прочитать этот канон дома на русском языке. Но все-таки славянский язык передает намного больше покаянного состояния, настроя, который присутствует в каноне. Мы все очень любим этот канон.
Я бы спросил благословение Правящего архиерея на то, чтобы именно во время богослужения заменять чтение на славянском языке чтением на русском. Может быть, такое благословение и было бы получено. Может быть, вам стоит прийти в другой храм, где чтение будет точно на славянском языке, чтобы не было такого смущения.
Вопрос из Белгородской области: «В Евангелии совпало воскресение с Пасхой иудейской. А у нас как?».
– Христиане празднуют Христово Воскресение в день воскресный. Это постановление было принято в 321 году на I Вселенском Соборе. Одно из условий – Пасха христианская всегда должна быть после Пасхи иудейской: именно на иудейскую Пасху Христос был предан, распят и умер на Кресте и воскрес после иудейской Пасхи. Пасха иудейская связана с чудесным избавлением еврейского народа от египетского рабства – тогда ангел смерти прошел мимо домов иудеев, косяки которых были помазаны кровью жертвенного ягненка. Евреи широко отмечают этот праздник, вспоминая это чудо, когда в Египте были умерщвлены все первенцы мужского рода, в том числе наследник фараона, а в домах евреев все было спокойно. Это был особый знак от Бога для богоизбранного народа еврейского, что Господь с ними. И они уже без боязни могли выйти из Египта, чтобы идти в Землю обетованную. Это история праздника Пасхи ветхозаветной, иудейской. Для нас Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения. Пасха – «прохождение мимо». Праздник сначала назывался Воскресение Христа из мертвых. Потом мы переняли у иудеев это название. Основное название – Воскресение Христово.
Вопрос из Кузбасса, Раиса: «Можно ли принимать в пост лекарство в день посещения храма? Есть такие заболевания, что это необходимо».
– Если при каком-то заболевании необходимо лекарство, мы можем его принимать. Другое дело, если мы готовимся к Причастию: по традиции, с 12 ночи перед причастием мы ничего не кушаем и не пьем. Но бывают такие болезни, как сахарный диабет, когда человек принимает пищу в определенное время, например, в 8 или 9 утра, и он должен обязательно сделать инъекцию инсулина или выпить таблетку. В таких случаях он может что-то вкусить в небольших количествах или водой запить таблетку, а потом идти в храм. Мы должны помнить, что для Господа важно прежде всего смирение и благоговение перед Ним. А таблетка, которая помогает нашему здоровью, никак не может повредить нашему отношению с Богом.
Самое главное – надо подготовиться, насколько это возможно, к встрече со Христом, чтобы у нас была совесть чиста: поисповедоваться, очистить свою душу от грехов, примириться со всеми, чтобы ни на кого не было обид, ни злобы. Вот это будет самой лучшей подготовкой.
Вопрос из Нижневартовска: «В Прощеное воскресение я попросила прощение у человека, а он мне не ответил никак. Как мне к этому относиться? Простил он меня или нет?».
– К этому надо относиться спокойно. Самое главное – помнить, что, если мы просим, надо, чтобы это было не просто формальное «прости меня», а искренне желание попросить у человека прощения. И от того, насколько искренне мы сделаем это, во многом будет зависеть и ответ.
Если вы старались от всего сердца попросить прощение у человека, который в силу каких-то причин не ответил вам, то вас это не должно смущать. Вы не должны держать на него обиды и не переживать, простил он вас или нет. Если вы видите, что человек продолжает оставаться негативно настроенным против вас, то лучше всего помолиться о нем, чтобы Господь смягчил его сердце, и никак не показывать, что вы на него в обиде за то, что он не простил вас.
На кого распространяется обязанность соблюдать пост?
– На всех тех, кто хочет достойно подготовиться и встретить праздник Воскресения Христова. Есть категория людей, которые пост, в силу их состояния, возраста, могут соблюдать несколько в ином виде, чем все остальные. Прежде всего, это дети. Здесь нельзя сказать, с какого возраста ребенок должен поститься, – это решают родители. Кто-то приучает ребенка к посту с 7 лет, кто-то раньше, кто-то позже, считая, что ребенок должен осознать смысл поста и относиться серьезно – принять решение сам, готов ли он поститься. Если люди больны и не могут отказаться от кисломолочных продуктов, то стараются взять благословение у священника или духовника на то, чтобы в какие-то определенные дни кушать кефир. Но это не значит, что, если мы берем благословение на кефир и молоко, можно есть торты и пирожное. Если человеку необходимо есть мясо после тяжелой болезни, то можно его есть, а не гастрономические изыски. Беременные и кормящие могут заменить мясо рыбой, или ограничить мясо, но молоко, кефир и сыр – это все необходимо малышу.
Вопрос из Екатеринбурга: «Соевое молоко, соевое мясо можно есть?».
– Когда только появились эти продукты, я сам с удовольствием их покупал. Потом задал себе вопрос: я съел соевую котлету, а где же мой пост и воздержание? Я ограничиваю себя в мясе, но ем котлету, которая похожа на мясную по вкусу. Для чего мы это употребляем? Думаю, что соевый майонез вполне допустим, и то не каждый день, а, например, в воскресение. А соевое молоко и мясо нужно стараться не употреблять, тем более что сейчас соя не натуральная, а с ГМО, и пользы от нее нет никакой. Многие любят в пост пить кокосовое молоко, но это не постный продукт, его готовят так: в обычное молоко добавляют кокосовую стружку. Мы хотим успокоить себя, что это постный продукт или хотим себя в чем-то ограничивать? Соевые продукты, конечно, можно потреблять, но тогда надо себе сказать, что мы не совсем хотим соблюдать пост. Это лукавство.
Вопрос из Можайска: «Молитва Ефрема Сирина читается в пост или весь год?».
– Молитва Ефрема Сирина читается по окончании каждой службы во время Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, молитва читается в конце каждого часа службы. Если в будние дни нет возможности прийти в храм, то можно читать эту молитву и дома. Эта замечательная молитва настраивает нас на доброе расположение ко всем.
Как часто во время поста надо приходить в храм и приступать к таинствам?
– Во время поста, когда есть возможность, лучше бы ходить в храм. Великопостная служба ни с чем не сравнима. Что касается таинств Исповеди и Причастия, – этот вопрос лучше решить со своим духовником. В пост люди стараются причащаться не раз в месяц, как обычно, а два и более раза, чтобы приблизиться ко Христу, попросить Господа освятить их. Каждое Причастие – новая встреча со Христом. Чем чаще мы будем принимать Христа, чтобы Господь исцелял наши духовные повреждения, тем лучше. В пост можно порекомендовать людям причащаться чаще, чтобы почувствовать, что мы не одни в этом мире, что Господь не где-то далеко, а рядом с нами.
Почему на протяжении Великого поста в будни не каждый день совершаются литургии?
– Великий пост – время покаяния, поэтому полная Литургия осуществляется в воскресение. Есть еще Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается в среду и пятницу. Для тех, у кого в течение поста выпадают дни рождения, дни ангела, или нет возможности в выходные прийти в храм, но очень хочется причаститься, – вот для таких людей совершается Литургия Преждеосвященных Даров, когда происходит не таинство, а лишь совершаются молитвы, чинопоследование и Причащение ранее заготовленными дарами.
Воскресенск, брат Андрей: «Какой чай пить в пост – травяной или иной? Можно ли пить чай с медом, сахаром?».
– Чай – напиток постный. У некоторых людей чай становится страстью: 10–12 чашек в день, или густо заваренный. В таком случае надо спросить себя, стало ли это моей страстью, недостатком, привычкой? В этом случае есть смысл себя в этом ограничить. Но если мы пьем чай по 1–3 чашке в день и нет к нему привязанности, то можно пить чай. Сахар – продукт постный, но если съесть не одну, а шесть ложек и наслаждаться этим в течение многого времени, тогда этот чай будет для нас неполезен. Мы можем напиться столько чая, что нам будет не до молитвы. В этой ситуации есть смысл ограничить себя в чае. Можно разрешить и конфеты, и постный шоколад людям, занимающимся умственным трудом. Главное, чтобы во всем была умеренность. Важно выходить из-за стола с небольшим чувством голода.
В первую пятницу Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров, совершается освящение колива. Что это такое?
– Древняя традиция освящения колива идет с 362 года, когда в Константинополе Юлианом Отступником был издан Указ о том, чтобы всю пищу, которая продавалась на рынках, окропить жертвенной кровью. Это было сделано, и тогда явился прп. Феодор, который мученически пострадал в 306 году. Он сказал, чтобы не покупали христиане эту пищу, которая была тайным образом осквернена, и чтобы они варили коливо – простую пищу из пшеницы с медом, фруктами. В первую неделю поста многие христиане стали готовить эту пищу. Этот обычай прижился, и с тех пор практически во всех Поместных Церквах существует обычай на первой неделе Великого поста варить коливо, освящать его и раздавать верующим.
Часто новоначальные христиане пытаются чрезмерно строго соблюдать Великий пост, и бывает, что это идет не на пользу, а во вред. Как найти грань?
– Такая опасность есть. Здесь нужно советоваться с духовником или священником о мере поста. Есть семьи, которые стали очень серьезно относиться к своему духовному состоянию, очень активно стали воцерковляться и налагали на себя серьезный пост и молитвенное правило – и не только не себя, но и на своих детей, которые не понимают, почему все вдруг изменилось. Это приводит к плачевным последствиям, начинаются конфликты, дети уходят из Церкви. Не надо ничего делать бездумно. Богу пост не нужен, постимся мы для себя. При жестких ограничениях мы можем обессилеть до такой степени, что уже не сможем ничего делать. Такой пост не нужен: в таком состоянии тела мы не сможем думать о Боге, а будем думать, как бы дожить до конца этого поста и наесться. Есть опасность, что человек, думая, что он соблюдает пост, совершает тем самым какое-то великое дело и он может попасть в состояние прелести. Некоторые берут на себя самовольный «подвиг» ничего не есть во время поста, а пить только воду – это тоже заканчивается плачевно.
Мы берем пример с Христа, но не надо забывать, что Христос был Богочеловек. Самое главное – ничего не надо делать без благословения: со стороны лучше видно, может человек это понести или нет. Тут надо помнить слова одного святого, у которого ученики не постились так строго, как людям хотелось бы. Он сказал: возьмите лук и натяните немного, затем – больше, потом еще сильней. Они говорят: если мы натянем еще сильней, то тетива порвется. Так же и в духовной жизни. Мы не можем себя так натягивать, нести то, что не можем понести, – мы просто сломаемся. И самое главное – в душе не будет никакой радости. «Постимся постом приятным, благоугодным Господи…» – звучит в песнопениях, то есть наш пост должен быть угоден Богу, чтобы у нас были плоды этого воздержания.
Вопрос из Беларуси: «Можно ли зачинать ребенка во время поста? После лечения, по рекомендации врача, эти благоприятные дни выпадают на пост».
– По традиции, во время поста супруги стараются воздерживаться от близких отношений. Поэтому этот вопрос вам надо решить с духовником. Если после лечения только в это время возможно благоприятное зачатие ребенка, может быть, духовник и благословит вас. Если есть возможность все-таки отложить, попоститься, воздержаться – то это будет более полезно. Потому что мы должны помнить, что для нашего ребенка будет важным не только здоровое тело, но и состояние души. Сейчас много детей физически здоровых, но совершенно неуправляемых, со сложным характером. Мы должны помнить, что ничего просто так не бывает. Поэтому вопрос этот очень непростой, и его лучше решить со священником, который знает вашу семью и вашу ситуацию.
Я желаю всем вам провести Великий пост в состоянии духовной радости, чтобы, даже печалясь о своих грехах и раскаиваясь в них, мы понимали, что это делаем для того, чтобы наша душа очистилась и та радость, которая есть во всех нас действительно была духовной радостью.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.