Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Священник Вадим Коржевский: О подготовительных неделях Великого поста

Священник Вадим Коржевский: О подготовительных неделях Великого поста

№9 (858) / 1 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Для чего установлены подготовительные недели Великого поста?

– В подготовительные недели Святая Церковь готовит своих чад к подвигу телесного и духовного воздержания. Когда заходит речь об этих неделях, то имеются в виду три недели – Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде. И последний день перед Великим постом – воспоминание Адамова изгнания. Для чего эти недели установлены? Главным образом, чтобы приготовить духовно, но не только. Телесно тоже эти недели готовят.

Первая подготовительная неделя – Неделя о мытаре и фарисее – сплошная, а затем среда и пятница будут постными днями. И последняя неделя – более сугубое воздержание, когда отменяется вкушение мяса. Это делается, чтобы безболезненно для нашего желудка вступить в подвиг Великого поста.

Тут важен духовный настрой, и Церковь в первые дни и недели поста говорит нам, что пост – не повод гордиться. Пример дает нам фарисей, который хвалился своей праведностью, который эту праведность поставил целью, вследствие чего был осужден Богом. А мытарь, который ничего не делал и, более того, имел тяжкие грехи, вышел из храма оправданным только за то, что каялся.

Великий пост – это время покаяния, поэтому от нас требуется заранее настраиваться на покаяние. Кроме того, в Неделю о блудном сыне мы видим, что Господь принимает наше покаяние, даже если мы ничего не делаем. Его милосердие настолько велико, что Он принимает нас.

В последний день Недели Страшного Суда Церковь напоминает нам о нашем конце, о суде за наши дела и тем самым настраивает на поприще Великого поста.

Какой урок мы можем извлечь из Недели о мытаре и фарисее?

– Вспомним притчу: в храм вошли два человека – грешник и праведник. Из храма грешник вышел оправданным, а праведник – осужденный Богом. Поэтому урок этой притчи простой – не надо надеяться в деле своего спасения на свою праведность, надо надеяться на Божие милосердие.

А нужна ли тогда праведность, если не от нее спасение? И Господь сказал, что Он пришел не праведника спасти, а грешников призвать к покаянию.

– Но, с другой стороны, Господь говорил, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете в Царство Божие. То есть Он требует от нас праведности.

Другой вопрос, что это за праведность? Мы в Неделю о мытаре и фарисее слышали такие слова в тропаре канона утреннего богослужения: «Фарисею потщимся подражать добродетелям, и поревновать мытарю во смирении». С одной стороны, мы должны подражать фарисейским добродетелям, а с другой – ревновать о смирении мытаря. Мы не должны, с одной стороны, гордиться, а с другой – не должны подражать мытарю в его грехах. Что делать мытарю, который вчера покаялся и вышел из храма оправданным, а сегодня стоит перед выбором – остаться с прежними его делами или же взять пример с фарисея, то есть приобрести праведные дела? Согласно мысли этого тропаря получается, что нужно подражать фарисею, потому что праведность необходима. Праведность – условие для спасения. Но праведность должна быть выше той праведности, которая есть у фарисеев: Господь, когда говорит о фарисейской праведности, ее не отвергает – Он говорит, что она недостаточна для спасения, но необходима.

Что такое фарисейская праведность? Во-первых, она основывается на Законе Моисея. Этот Закон осуждает грубые проявления греха. Сказано: не убивай, не прелюбодействуй, не кради. Во-вторых, внешняя исправность фарисейской праведности – по Закону Моисея, соблюдены все внешние постановления. Но если посмотреть внимательно, по-другому не получится. Закон Моисеев осуждает грубые формы проявления греха. Следовательно, соответствующей ему праведностью будет та, которая внешне формально соблюдает все эти постановления.

От нас же требуется большее. Господь сказал: ибо Я говорю не только не убивай, но даже и не гневайся. Сказано: не прелюбодействуй, говорю: не вожделевай. То есть наряду с делами требуется держать и внутреннее расположение – мысли, чувства. Когда человек решается на такие новые требования, то сталкивается с такой проблемой: исполняя заповеди Бога, он понимает, что выполнить их не может в силу своей испорченности внутренней. Всякий, кто зачат во грехе, болен грехом. Как больному грехом невозможно делать дела здорового, так и грешнику невозможно быть праведным. Строго говоря, праведным является тот человек, который не согрешает. За всю историю человечества был один такой праведник – Иисус Христос. Другие, говоря, что они безгрешны, обманывают, по слову святого апостола Иоанна, только самих себя и демонстрируют незнание самих себя и истинного положения вещей. В частности, они не понимают, что невозможно больному быть здоровым.

Человек исправляется благодатью Божией, а благодать дается только смиренным. Когда человек сталкивается с исполнением заповедей, он познает свою немощь, свою болезнь. И тогда он приходит в состояние смирения. И Господь уже дает этому смирению благодать. Заповеди даны не чтобы их исполнить – это невозможно в силу нашей греховности. Они даны, чтобы познать свою немощь.

Здесь парадокс христианской праведности: когда человек очищается от греха, исправляется и внешне, и внутренне, у него обостряются чувства. И он начинает все больше и больше замечать в себе недостатки, немощи и начинает все больше и больше каяться. Вот почему прп. Марк Подвижник сказал, что покаяние совершается соблюдением Евангельских заповедей. То есть человек старается сделать то, что заповедано, и убеждается в своей болезни.

По мере того, как он приобретает добрые дела, внешне он исправен, люди о нем судят как о праведнике, а он при этом замечает недостатки в душе и начинает сокрушаться, скорбеть. И в процессе этом приходит к тому состоянию, которому всегда удивлялись. Вспоминается разговор между одним философом и подвижником христианским, когда философ, недоумевая, спрашивает: «Скажи, как же ты считаешь себя грешным, когда ты праведен? Ты не видишь своих добрых дел, что ты свят?» В ответ слышит: «Я не знаю, что тебе сказать, я считаю себя грешным». В разговоре участвовал прп. Авва Дорофей, и он попытался помочь старцу объяснить и сказал: «Исполнение заповедей рождает привычку к смирению». По мере того, как человек познает свою немощь, стараясь исполнить Евангельские заповеди, он приходит к смирению. И за смирение получает Божию благодать – Бог вознаграждает нас не за наши труды и добрые дела, а за рождающееся от них смирение. Так что, если мы хотим приобрести праведность спасительную, то должны совместить внешнюю фарисейскую праведность и то настроение, которое имел мытарь.

Вопрос из Краснодарского края. «Надо воздерживаться от страстей, в том числе от гнева и раздражения. А как быть при воспитании детей? Ребенку говоришь 3–5 раз, а он не слушается. В конце концов начинаешь гневаться, раздражаться, кричать. Как бороться, с христианской точки зрения, с этими грехами?».

– Отвечу словами блаженного Августина: люби Бога и делай что хочешь. Любовь научит, как надо поступать. Но это должна быть любовь истинная, безусловная, как ее называют психологи. Когда любишь не потому что, не за что-то, а любишь несмотря на. Эта любовь требуется от родителей к детям. Родители должны любить своих детей так, как любит Господь. Он любит всех одинаково – и праведников, и грешников. Конечно же, дети проявляют непослушание, у них есть свои страсти, и задача родителей и воспитателей – с этими страстями бороться вместе с детьми.

Можно применять и какие-то строгие меры. Единственно правило при этом – нельзя заботиться только о себе, о своем покое. Есть такая родительская ошибка, из которой, собственно, и рождается раздражение на детей, несправедливый гнев: это когда родители думают о своем покое. Из-за стремления к своему покою родители наказывают детей. Дети это чувствуют, возмущаются справедливо и не слушаются: они видят, что родители не о них заботятся, а думают только о себе.

Великий пост – это не время, когда нельзя проявлять никаких эмоций и чувств. Гнев – это необходимая энергия, вложенная Богом для совершения добрых дел. Единственное, что она неправильно функционирует.

Есть такое понятие как праведный гнев?

– Святой Василий Великий называл эту силу нервом души. Как природная сила, гнев должен сопротивляться злу, а добро воспринимать, развивать. Здесь важно не переходить границу. Страсть – такое движение души, которое переходит границу должного. Есть у нас потребность в питании, но когда эта потребность переходит границы, начинается грех¸ переходящий в страсть, которая мучает нас.

Можно проявлять недовольство поведением ребенка, можно его наказывать. Согласно Священному Писанию, ребенка нужно наказывать: если родители не будут этого делать, то тогда они будут плакать, видя, каким он стал. Виноваты они будут в этом. Люби Бога, люби образ Божий (то есть ближнего), и делай что хочешь. Любовь подскажет, как правильно реагировать, как правильно применить то или иное наказание.

Вопрос из Самары, Наталья: «Болею тяжелой формой сахарного диабета. Как мне выдержать пост?».

– Очень просто. Больные освобождаются от телесного поста. От них не требуется воздержания, но это не значит, что у них нет возможности поститься. Они могут воздерживаться в другом плане. И это даже важнее. Можно поститься глазами – не смотреть на то, что вредно для души, ушами – не слушать то, что будет неполезно для нас, руками – не совершать никаких злых дел. Есть такой орган, от которого исходит всякое зло в нашей жизни, – это язык, и воздерживаться от осуждения, клеветы, пустословия, смехотворства: это тоже будет воздержание, приятное Богу. Поститься есть возможность любому человеку. Я не вижу здесь повода, чтобы скорбеть и смущаться.

Богу приятно воздержание от грехов. Пост установлен, чтобы помочь в подвиге борьбы с грехом, возвысить дух к Богу, вознести мысль к духовному, помолиться, раскаяться в своих согрешениях. Одним словом, есть целый спектр возможностей, как провести Великий пост. Надо обращать внимания не на ту часть поста, которая рассчитана на здорового человека, а стараться делать то, что я вам сказал.

Вы рассказали суть притчи о мытаре и фарисеи. Только ли одними притчами готовит нас Церковь к Великому посту?

– Не только. Мы видим изменения в богослужении. Добавляются новые песнопения – тропари Недели; пение 136-го псалма, который был воспет Израилем, когда они находились в плену в Вавилоне. Душа изнывает от плена и молится Богу. Используется целая новая книга – Триодь Постная, которая охватывает 70 дней, как в Вавилоне Израиль провел в плену 70 лет. Это возможность прийти в себя, возможность осознать те недостатки, которые у нас есть, и избавиться от них.

Вопрос из Минска: «Есть ли общие правила поста для беременных женщин?»

– Общих правил поста для беременных женщин нет. Это тот случай, когда разрешается послабление. И каждая женщина сама решает, в какой степени она может поститься или не поститься. Как правило, не советуют поститься, ребенку необходимо питание.

Поговорим о 136-м псалме «На реках Вавилонских». Что означает последний стих псалма? Он многих смущает.

– Если вспомнить историю, то это то настроение, которое имели евреи, находясь в плену и желая освободиться. Это желание выражается таким восклицанием: «Блажен, кто схватит и разобьет младенцев твоих о камень!». Мы должны понимать эти слова духовно. Камень – это Христос, а младенцы – греховные мысли и желания, которые мешают вырваться из плена, и нужно через призывание имени Христа разбивать эти греховные начатки движений, мыслей, чувств. Если оставить их, то они вырастут, и у нас может не хватить сил побороть эти страсти.

Чему учит Церковь в следующие подготовительные Недели?

– Притчей о блудном сыне Церковь показывает, что даже если у нас множество грехов, даже если мы расточили все, что имели, если мы потратили на это целую жизнь, то все равно нет такого греха, который бы победил Божеское человеколюбие. Нужно вернуться, и Господь примет этого грешника, было бы только раскаяние. Простит его и, более того, – вознаградит.

Интересно поведение старшего сына – праведника, который не ушел далече, а остался с Богом – Отцом Небесным. Мы видим, что он возмущается таким милосердием Божиим. Это тоже урок для тех праведников, которые, видя, как грешники приходят к Богу и получают спасение, не должны завидовать и возмущаться Божиим человеколюбием.

Те люди, которые ратуют за справедливость, говорят: «Где эта справедливость? Почему Бог не наказывает грешников?» – эти люди походят на старшего сына: они не могут понять, что если бы Господь ко всем относился справедливо, то не было бы человека спасенного. Все бы погибли, потому что у всех есть грехи, за которые можно наказать.

Надо не справедливости требовать, а искать любви в нашей жизни, в стране падшего естества. Бог нам показывает эту любовь и учит ей. Неделя о Страшном Суде настраивает на соответствующий лад: мы должны, понимая, что нас ждет, заботиться заранее, чтобы суд над нами был добрый, чтобы Господь не осудил нас за наши прегрешения. В этом контексте не понятно поведение людей, которые после Недели Страшного Суда начинают «гулять» – широко празднуют непонятно что, целую неделю гуляют перед Великим постом. Тем самым они игнорируют наставления Церкви.

Накануне совершается память усопших – это тоже повод задуматься, что нас всех ожидает кончина и Страшный Суд. И мы должны, помня о вечности, вести себя соответственно.

Последний день – изгнание Адама из рая за невоздержание, тоже настраивает нас на то, чтобы Великий пост мы провели по возможности строго: как Адам был изгнан из рая, так и мы можем лишиться этого радостного настроения души, которое составляет блаженную вечную жизнь.

Последнее время широко отмечают масленицу. Насколько это соответствует духу подготовительной недели? Откуда идет этой обычай?

– Конечно, не соответствует. В Церкви богослужение практически постное. В среду и пятницу богослужение совершается по великопостному чину, не совершается Литургия, читаются молитвы Ефрема Сирина. В этих песнопениях звучит одна мысль – что наступило время предпразднества воздержания, начало покаянию, и тем, что Церковь уже запретила вкушать мясо, показано, что эта неделя полупостная, то есть ее требуется провести более воздержанно, нежели предыдущую.

Сложно сказать, откуда пошел обычай, но приведу высказывание Феодора Студита: это обычай эллинского празднества. Какого конкретно, он не указывает. Тихон Задонский в своем поучении тоже упоминает об этом – это были обычаи греческого народа, он очень восстает против такого обычая и говорит, что те христиане, которые нарушают Устав Церкви, не могут именоваться ее чадами.

Масленицу надо проводить воздержано, это необходимо и для физического вступления в пост. Потому что, если накануне ел обильно, то сразу начинать воздерживаться – вредно для здоровья.

Вопрос из Калужской области: «Дети постоянно смотрят телевизор. Старший сын в храм не ходит. Как его отлучить от телевизора во время поста, чтобы он не обозлился?»

– Здесь единственная рекомендация такая: насильно мил не будешь. Нельзя заставить человека прийти к Богу, если он этого не хочет, из-под палки. Надо показать пример. Даже если он согласится прийти в храм, это не будет означать, что он пришел для покаяния и молитвы. Он пошел, чтобы мама больше не ругалась.

Почему он перестал ходить в храм? Это повод задуматься родителям. Почему они не смогли удержать его в этом добром стремлении. Может быть, они сами жили соответствующим образом и только в последние время пришли к Богу. Если это так, то нужно время, терпение и понимание, чтобы ребенок созрел и смог самостоятельно принять правильное решение – отказаться от просмотра вредных фильмов и передач. Тем более, я так понимаю, возраст достаточно большой, когда ребенок в силу возраста протестует. Надо оставить его и молиться за него и показывать пример собственной жизнью.

А в пост можно смотреть телевизор?

– В пост смотреть телевизор можно, запрещения такого нельзя дать, смотреть можно вообще все что угодно. Но бывает информация полезная и вредная для души – важно выбирать. Если в пост телезрители будут смотреть телеканал «Союз», то вреда не получат, а только пользу для души. А по каналу НТВ – получит больше вреда. Запретить смотреть вообще – неразумно и неправильно. Мы должны научиться управлять своими чувствами, зрением, языком. Для этого дается не только Великий пост, но и вся наша жизнь.

Обобщая все вышесказанное, хочется пожелать всем должным образом внять наставлениям, которые нам дает Святая Церковь, правильным образом воспользоваться приготовительными неделями и Великим постом. Мы должны понять, что требуется не только каяться, но и научиться не грешить, а то у нас в народе говорят: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься. Грехи нужны, чтобы привлекать милосердие Божие. Но мы должны научиться владеть собой и понимать, что заповеди – это не цель, а средство, чтобы прийти к Богу. Не тратьте время впустую, и подготовительные недели надо использовать себе во благо и вступить в Великий пост, настроившись духовно, и потом с радостью встретить Светлое Христово Воскресение.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс