Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (858) → Протоиерей Димитрий Смирнов: О прощении

Протоиерей Димитрий Смирнов: О прощении

№9 (858) / 1 марта ‘16

Беседы с батюшкой

Первый вопрос – о прощении. Нередко человек чем-то огорчает своего ближнего, просит искренне прощения, но кардинально изменить ситуацию не может. Не получается ли, что его прощение формально, потому что другой, может быть, требует невозможного?

– Задача здесь стоит такая – проявление доброй воли человека, который прощение просит и хочет разрушить средостение, которое зло выстроило между людьми. Если он проявляет волю и просит прощения – делает он все правильно. А будет ли результат, зависит от второй стороны.

К сожалению, с большинством людей найти общий язык сложно.

– Поэтому апостол Павел сказал: будь со всеми в мире, по возможности. В Прощеное воскресение о такой возможности заявить очень даже хорошо. Надо огорченной бабушке протянуть руку, а дальше – ее проблемы: если она смирится – примет это, а если нет – то еще придется пострадать, еще помучиться.

Какова главная цель поста? Народ уже идет за благословением кому-то ослабить, кому-то видоизменить пост. И все это, как правило, касается еды. Но, как говорит апостол: еда меня не приближает к Царствию Небесному, не удаляет. Тогда в чем же главный смысл поста?

– А очень удобно этим пользоваться. Ты не можешь без кефира – очень уважаю твои немощи. Ты не можешь без телевизора (кроме «Союза»)? – Могу. – Вот давай, до конца Светлой седмицы отлагаем. А так можешь отвыкнуть. Побороться с пристрастием. Народ мы, священники, должны приучать, что пост – это не только еда. Можно мне ослабить? Можно. Давай в этом ослабим, а в другом прибавим. В чем? Ну, например, еще один канон Божией Матери читать в течение недели. А совсем было бы хорошо прочитать Священное Писание за пост, Новый Завет. Это возможно: преподобный Серафим за неделю прочитывал.

«Подскажите, как укрепить силу воли? Вроде бы пытаюсь себя ограничивать в чем-то неполезном для души, понуждаю себя на добрые дела и все-таки чувствую, что воля не крепнет».

– Воля крепнет от земных поклонов с молитвой. Можно поупражняться – очень волю укрепляет.

Осуждать человека грех, можно судить только его поступок. А как осудить поступок, не осуждая человека?

– Очень просто. Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, ведь никому не нравится, когда тебя осуждают. Нельзя же хороший поступок назвать плохим, и наоборот. А так каждый человек обязательно проявляется в каких-то плохих поступках тоже. Мы с тобой про себя знаем, что мы, например, хорошие и симпатичные. Но если мы осерчаем на кого-то, прогневаемся даже, то мы себя прощаем в этом – нехорошо, что прогневался, но при этом не хотим, чтобы нас подвергли остракизму.

Звонок в студию: «Почему в Писании описано воплощение именно так? У Бога много возможностей было. Почему в Иудее центр воплощения? Почему Господь не создал Себе народ – например, греков и не воплотился в Афинах? Почему только одно место? Могло бы быть по миру много мест».

– Конечно, могло бы. Но так случилось. Дело в том, что Авраам жил совсем не в Вифлееме, был обыкновенный скотовод. И он остался практически единственный верующий на земле. Поэтому Господь, испытав его веру, обещал ему, что из него произойдет народ. Этот народ и поселился там, где Господь ему указал. Господь же не мог прийти к язычникам.

Когда апостол Павел пришел в Афины, он выступал в Ареопаге. Что афиняне сказали? Об этом мы тебя послушаем в другой раз. То есть не приняли его, не поняли о чем речь. А из иудеев очень многие приняли Слово Божие. Просто этот народ в течение полутора тысяч лет готовился к принятию Христа. Он ожидал Мессию. Никто не ожидал, а этот народ ожидал. Господь по Своей природе является кротким и смиренным. Поэтому Он не мог Себя навязывать, Он мог прийти только к тем, кто Его звал и ждал. А это были представители народа Божия. Не все, конечно, приняли. Но этого и не могло быть. Многие исказили Закон Божий, многим Он не подошел, как Мессия. Поэтому и оказалось, что Вифлеем. Все это из-за нашего праотца Авраама, который является отцом всех верующих во Христа.

Вопрос из Пскова: «Как Вы относитесь к наградам священников, мирян? Не идет ли это вразрез с Евангелием?».

– Не знаю. У меня полведра всяких наград. Я даже не помню всех. Во всяком случае, для меня проблема, не заглядываю в бумаги, которые тоже каждый раз надо искать. А так очень хорошо: значит, начальство замечает труды. Бывают общественные организации, есть государственный орден. А что? Пусть будет. Но отношусь к этому я ровно. И до потолка не прыгаю и не огорчаюсь на этой почве. Дали награду – очень хорошо, с любовью и смирением принял. Однажды меня сам Патриарх к 60-летнему юбилею наградил в Успенском соборе, и по «Союзу» показали – это симпатично выглядело! А какое тут противоречие? Это самая такая обычная вещь. И в светской жизни людей награждают, и в церковной. Этим отмечают некие этапы жизни человека. Это вехи. Понятно, что мы трудимся для Господа. Если на Суд Божий кто поступает весь в орденах – это еще не обязательно, что Господь примет по орденам. Но некоторая выгода есть: мне, например, пенсию дали побольше за то, что я ветеран труда и имею государственную награду. Бензин нынче дорог.

Получая награду от людей, не теряет ли человек награду от Господа на Небесах? Значит, его труды замечены, оценены, значит, он уже получил воздаяние за них?

– Если на одну чашу весов положить труды, а на другую орден, то все равно перевесит. Например, некий человек строит храм. Ему от Церкви – благодарность, что он послужил делу спасения людей, и дают орден. Понятно, что те средства, которые он потратил на организацию дела, – несоизмеримо больше. Поэтому это проявление вежливости и участия со стороны Церкви.

Храм может построить человек состоятельный. Или председатель какой-то администрации похлопотал о земле – дал, не препятствовал, а способствовал – надо его в этом поощрить. А награда на Небесах – там речь совсем о другом. Речь идет о тщеславии. Если человек тщеславится своими орденами – то все пропало, это не по-христиански. Человек должен скромно, ровно и спокойно относиться к своим регалиям.

Вопрос из Лобни. Р. Б. Ксения: «В одной из лекций профессор А. И. Осипов сказал о Крещении: церковный Устав запрещает над людьми, находящимися в бессознательном состоянии совершать таинства. Вот ребенок, младенец ничего не соображает, а родители, священники их крестят. Еще неизвестно, что из этого ребенка потом получится, может быть, он будет потом безбожником или вообще поменяет веру. Почему разрешается крестить младенцев?».

– Почему крестят, я не знаю. Обычно 90% крестят из каких-то суеверий. Я не спрашиваю об этом у людей. У большинства из них нет никаких аргументов. Недавно я крестил мальчика Мишеньку, родители и крестные – верующие, понятно, что они будут взращивать из этого Мишеньки христианина. В этом случае понятно, почему они крестят. А большинство людей, я не знаю, зачем крестят, потому что у них даже аргументов нет. Я участвовал в одной передаче Малахова – с огорчением об этом говорю, что туда пошел, – речь шла как раз о Крещении. И один человек возмущался из-за того, что он зашел в один храм, третий, пятый – его цена не устраивала. В одном 1,2 тыс. руб., в другом 1,5 тыс. руб. и т.д. Я спрашиваю: «А зачем тратить такие бешеные деньги для Крещения младенца?» Он говорит: «Я вообще не хотел, жена принудила».

Люди сами не знают, что они хотят. К нам это не относится. С другой стороны, что тут делает священник? У нас много сот лет по традиции, когда родился младенец, его приносят крестить, и поэтому священнику очень трудно сказать: «Знаешь что? Символ веры прочти». Вдруг чудо – он прочел. Священник спрашивает: «Что такое «во Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь»?». Точно не ответит – и я, по правилам Церкви, могу дать от ворот поворот.

Но это сделать невозможно. Есть такое выражение – люди это не поймут. Поэтому священник крестит в надежде, что люди, в конце концов, узнают, и долг этого священника, пользуясь желанием людей креститься, рассказать и о самом Крещении, и об ответственности и родителей, и крестных, и того, что они хотят совершить. Вот так было бы правильно… А Алексей Ильич совершенно прав.

А захочет ли ребенок быть православным?

– Что значит – не захочет? Это же зависит от воспитания и от примера родителей и крестных. Это, в некотором смысле, и невозможно не захотеть.

Если крестные ни Символа веры не знают, ни основ веры – в этой ситуации Крещение имеет смысл?

– В большинстве случаев оно не имеет никакого смысла. Потом это все оживет. Как некая спящая красавица: вот она спит, и благодать Божия коснется сердца человека.

Вопрос: «В Евангелии от Иоанна есть четкое определение Христа, что отец иудеев дьявол. И сами они признались, что кровь Его на них и на их детях. О какой богоизбранности может идти речь?».

– Не надо путать разные вещи. Я говорил про отца нашего Авраама. А у Христа есть еще разговор о подлинном израильтянине. Если вам не нравятся евреи, то, приходя в храм и глядя на иконостас любого храма, особенно если иконостас шестирядный, вы увидите, что там практически одни евреи. Матерь Божия – еврейка, пророки и апостолы – все евреи, все праотцы – евреи.

Что вы так нервничаете? Народ богоизбранный. В чем избранничество? В том, что сохранили веру в Единого Истинного Бога.

Но это было до Христа. Малая часть Израиля пошла за Христом – это первая Церковь мучеников. Все они были Римским государством, потому что Иудея была частью Римской империи. Они все отдали жизнь за Христа. Может быть, вы слыхали про 14 тысяч избиенных младенцев? Это все первые страдальцы за Иисуса Христа. Тут нет вашей правоты.

Да, «отец ваш диавол» – говорил Он. Кому? Фарисеям, которые с помощью своего лукавства исказили истинную веру. Господь и нас предупреждал: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Человек, даже если он родился в богоизбранном народе, но следует лицемерию и искажает учение, которое народ богоизбранный получил от пророка Моисея, уже отец лжи. Тут нет никакого противоречия.

Христос избрал апостолов из простых людей. Например, Нафанаил – вот истинный израильтянин, в ком нет лести.

– А я вам больше скажу, раз вы такой антисемит: мы – Церковь – и есть истинный Израиль. Христос – наш Мессия. Тяжело? Но это факт.

Вопрос из Челябинской области: «Хочу поступить в православные кадеты в Свято-Алексеевскую пустынь. Я могу это сделать? Мне недалеко будет?».

– Поговорите с отцом или матерью, посмотрите географическую карту. Далеко или нет – не знаю. Если папа с мамой благословят – можно и далеко поехать, если они посчитают, что образование в этом кадетском корпусе достаточное для вас.

Георгий из Молдовы: «Есть ли какое-то оправдание, зачем человек даже умеренно употребляет алкоголь? Для чего он нужен и действительно ли необходим нам?».

– Почему необходим? Очень даже обходим.

Есть некое оправдание. Апостол Петр говорит Тимофею: отныне не пей воду, но с вином.

– Апостол имел в виду дезинфицирующие свойства – апостол Тимофей сильно болел. Не так давно некоторые рекомендовали при язве желудка лечить ее спиртом. Просто прижигали, и язва зарубцовывалась. А главные слова из Писания говорят: не опивайтесь вином, ибо в нем есть блуд. Вино в большом количестве изменяет сознание человека.

А в небольшом? Вот тут как раз имеется в виду умеренное употребление – вино радует сердце человека.

– Вино как настой из винограда, ничего в этом зазорного нет. Плохо – пьянеть. Если человек немножко уже опьянел – это уже грешно. Потому что он свой разум низводит на нижний уровень. А сильно выпил, так это вообще свинья свиньей. Древние греки говорили: пьянство – это добровольное безумие. Человек, когда пьяный, – дурак дураком, свинья свиньей. Образ Божий приводить в состояние свинское – это грешно перед Богом. Это все равно, что топтать икону.

Люди не задумываются. Отмечают все, что только можно. Отмечают и крестины, и Венчание.

– Потому что цель – выпить, а не само Крещение. Не вникают. Так же – помянуть. Хотя поминание – это вспомнить на молитве, выпивка вообще тут ни причем. И на поминках выпивают вместо того, чтобы молиться. Это отвратительная хамская дикость. От христианства очень далеко отстоит.

Вопрос Нины: «В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит: первый день недели откладывай для Церкви. В наши дни, чтобы в воскресенье пойти в храм, тоже надо задуматься и отложить Церкви, чтобы Церковь сытая была?».

– Вы тут что-то недопонимаете. Сытость Церкви – в благодати Божией. А Церковь – это не люди в рясах. Церковь это мы все, крещеные люди. Поэтому мы жертвуем не на Церковь, а на храм. А если вы что-то жертвуете другому человеку – это тоже на Церковь, на самое себя: доброхотным даянием мы свое сердце умягчаем, чтобы воспринять благодать Божию. А сытость – это совсем не обязательная вещь.

Вопрос из Твери: «Нужно ли мне вспоминать человека, если он совершил самоубийство? Или забыть, и все?».

– Интересно, какие надо употреблять старания, чтобы забыть? Это же от нас не зависит. Чтобы что-то забыть, надо очень долго бить молотком себе по голове.

Забыть – это совершенно неправильно. Забывать не надо. Надо человеку, который дошел до такого состояния, сострадать. Иногда приходит в храм женщина и говорит: я 8 лет как овдовела и никак не могу мужа забыть. Зачем же забывать? Надо молиться об упокоении души. Как можно забывать? Наоборот, страдаем, если что-то забыли. А тут что – человека вычеркнуть из жизни? Мне кажется это бессовестно. А вам?

А как забыть обиду, нанесенную кем-то?

– Есть алгоритм. Читаем Писание: молитесь за обижающих вас. Почему Господь сказал это? Чтобы обида прошла. То есть молитва за обидчика изглаживает недобрые чувства к нему.

Вопрос: «Раньше просила прощения у матери – она не прощала. Сейчас я уже боюсь просить прощения, боюсь насмешки с ее стороны».

– Что бояться? Если она в ответ кидается кастрюлей с борщом, тогда не надо, конечно, ее раздражать – оставить в покое. Попросила, и ладно – лучше разойтись в разные стороны.

Одна наша прихожанка приняла Крещение, раньше была мусульманкой. Мать ее за это прокляла: вовек тебя не прощу. Она ходит такая унылая: я не могу, родная мать, никак не могу до нее достучаться...

– Ты бы ей Евангелие почитал. «Кто Мне отец, мать, брать, сестра? – спросил Христос. – Тот, кто слушает слово Божие». Мать – уже в прошлом. Теперь мать у нее – это Церковь. Отец – Господь Бог. Разве не читаем мы в Писании: враги человека – домашние его. Матери же не объяснишь – вот если бы она сама пришла, тут она бы поняла. А если прокляла, откроем Писание и читаем: благословляйте проклинающих вас. Добро творите творящим вам напасть. Раз приняла Крещение, надо идти дальше.

Матери и отцы разные бывают. Я лично знаю одну женщину, она еврейка. Когда она приняла Крещение, мать ее топтала ногами, так переживала, что дочь приняла Крещение. А какая была вражда против Церкви в разные времена? Когда болотные кикиморы пришли к нам во власть в 1917 году, что они с нашим народом сделали? Настоящий холокост. Взять Дзержинского. Один человек подсчитал, что лично он обагрил руки в крови 1700 000 – 2 млн. человек. Это только на Дзержинском, у которого «чистые руки там, ясная голова…». Поэтому по сравнению с тем, что сделали эти люди с нашим народом, все ужасы гитлеризма мне кажутся детским садом. Даже немцы...

В первые годы войны в плен сдавались миллионы – никто не хотел воевать за большевиков. И солдат-украинцев они просто отпускали, разоружив, потому что некуда было в лагеря. И только когда немцы стали издеваться над местным населением и в лагерях вымаривали голодом, многие солдаты бежали. Тогда люди понимали, что сдаваться в плен немцам нет никакого смысла – это такая же верная смерть, как и у Сталина. Поэтому выбрали борьбу с врагом насмерть. Все поняли, даже наши правители, что Гитлер совершил очень большую ошибку: ему бы все зверства прекратить. Никто не хотел воевать за советскую власть, все все бросали, хотя были отдельные очаги сопротивления, Брестская крепость, их было тоже немало. Но в первый год 2 млн человек сдалось в плен. Кто верил советской власти? Это только в кино показывают.

Вопрос из Челябинска: «Нас очень интересует вопрос об электронных паспортах. Мы читали Откровение Иоанна Богослова, там сказано: кто примет печать на чело, тот отречется от Господа. Как нам это воспринимать?».

– Верите ли вы нам с отцом Александром? Но как только будет электронный паспорт – я первый его приму. И сейчас я прихожу в аптеку, даю социальную карту – мне на 10 % дешевле. Есть люди, которые некоторых вещей боятся, но надо бояться не этого. Нужно бояться греха, осуждения.

В наше время из антихристовой программы уже многое воплощено в жизнь. Например, в нашем законе о здравоохранении есть статья о суррогатном материнстве. Это разве не сатанизм? В нашем родном государстве разрешены аборты. Это что, не сатанизм? При чем тут паспорт? Если вы хотите бороться против антихриста – надо рожать и воспитывать детей. И не водку пить, а трудиться. Богу молиться и детей своих в вере воспитывать. Бояться нужно не этого. Тот, кто это внушает, – это человек, помраченный умом.

Вопрос: «Как помочь детям, приучить к порядку, посту? Муж не постится, при детях выражается нецензурно. Как мне вести себя и как объяснить детям?».

– Уже никак. Поезд ушел. Надо замуж выходить за христианина, который будет и жену любить, и поститься, и в храм ходить.

А если мы выбираем себе в супруги человека прямо противоположного, то как тут объяснить? Ваша ситуация безвыходная.

Детям можно читать много священнических текстов, но все бессмысленно. Воспитывает детей в семье отец, его пример гораздо более важен, чем пример матери. Вы в своей жизни совершили большую ошибку. Можно попытаться что-то исправить, но вам надо удесятерить свои усилия, чтобы нейтрализовать этот яд. Ваш вопрос такой: я готовлю щи со сметаной, а мой муж сыплет туда мышьяк, и дети после этого болеют. Как мне быть, что посоветуете? Так же и здесь: ваш супруг своей матерщиной травит своих детей. Но это ваш избранник. Вы когда-то очень погорячились и теперь попытайтесь вычерпать мышьяк из тарелки с супом.

Спаси всех Господи. Поздравляю с началом поста. И надо приготовиться к искушениям, особенно в первую неделю поста – диаволу очень не нравится, когда мы постимся, и он старается всех поссорить. Поэтому будьте на страже своей души.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс