Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

Иерей Андрей Никольский: Не судите и не будете судимы

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №5 (854) – 7 (856)

Ольга Баталова: – Человек, осуждающий себя, способен без труда найти оправдания для другого. И напротив, тот, кто легко осуждает ближнего, как правило, так же легко оправдывает себя… Святитель Феофан Затворник пишет об этом так: «Что за болезнь – пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в наших разговорах, как осуждение». И святитель Феофан учит: «Решительным средством против осуждения является то, чтобы самого себя считать осужденным. Кто почувствует себя таким, тому некогда будет судить других, и он уже будет повторять одно: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!»

Чем же опасно для нас осуждение? Тем, что мы, как уже было сказано, нарушаем заповедь Божию. Осуждая, мы вершим суд над человеком, то есть берем на себя Суд Божий. Кроме того, мы рискуем сами впасть в тот же самый грех, который и осуждаем. Потому бороться с осуждением в любых его проявлениях нужно обязательно, и святые отцы и церковные писатели в своих сочинениях предлагают нам способы этой борьбы. Но начинать ее всегда нужно с попытки разглядеть ту самую страсть, которая и приводит нас к греху осуждения...

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Москва): – Прежде всего мы видим то, что нам сродно. То есть если мы видим в людях какой-то грех, обращаем на него внимание, то скорее всего это сигнал о том, что наше сердце просто-напросто вожделеет этот грех. Поэтому мы его и видим. Ну а дальше, как мы выражаем к нему свое отношение, – уже не важно. Наше сердце как бы касается этого греха, «щекочется», возбуждается им. Пусть даже немножко осуждая, оно утешается этим грехом. Поэтому на самом деле здесь можно говорить не о вытеснении греха через осуждение, а о приобщении греху.

О.Б.: – Как все благие помыслы и добродетели, так и все греховные помыслы, мечтания и страсти имеют сродство между собой; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, родственную первой и неразлучную с ней – то же самое происходит и с грехами: подчинение одному греховному помыслу влечет за собой невольное подчинение другому, а стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей родственную, и произвольное совершение одного греха втягивает нас в невольное впадение в другой грех, рождаемый первым.

Святитель Игнатий приводит разные примеры такого сродства, святитель пишет: «Кто отказался от осуждения ближних, тот начинает видеть те свои грехи и немощи, которых он не видел в то время, когда занимался осуждением ближних. И напротив, кто осудил ближнего, тот естественно ощутил презрение к нему; а значит и стяжал гордость. От презрения при высоком мнении о себе (а эти два состояния неразлучны) появляется ненависть к ближнему. От ненависти и памятозлобия появляется ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца в человеке начинают преобладать плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть, умерщвляется вера в Бога, надежда на Него, рождается стремление к корыстолюбию и славе человеческой. Все это приводит человека к совершенному забвению Бога и отступлению от Него». Таков путь неправды, и упаси нас Господь идти этим путем!

Иерей Андрей Никольский: – Перед нами стоит задача: победить в себе осуждение; приобрести навык сердца – как правильно и как неправильно поступать в этой жизни…Задача наша в том, чтобы правильно воспитать свое сердце, чтобы оно научилось правильно реагировать на этот мир. Это не достигается рассуждением. Это достигается тем, что мы заставляем наше сердце все больше и больше жить с правильным отношением к миру.

Из храма мы должны выходить мирные и радостные. Святые говорят нам, что это состояние мира и радости надо хранить. Серафим Саровский после Литургии, причастившись, никого не принимал; он берег это возношение ума и сердца к Богу, которое получил на молитве в храме, и не хотел с ним расставаться. То есть он ценил это больше, чем ту сотню людей, которых он мог принять в воскресный вечер. Преподобный Серафим знал, что без этого – без того, чтобы не хранить себя с Богом, – невозможно жить.

Поэтому лучше нам уйти от оценок поступков людей… Будем помнить слова Господа: «Мне отмщение, Аз воздам» и другие Его слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Мы должны беречь в своем сердце мир и чистоту. Этого достаточно. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс