Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Псалтирь – Эта Книга Ветхого Завета как никогда близка к нам и наталкивает нас на размышления о сегодняшнем дне...
– Действительно, Псалтирь имеет такую многогранность, которая и духовно нас утешает, и в то же время дает некую надежду, потому что всякая молитва не остается незамеченной перед Богом. Господь дает на наше обращение всегда ответ. Это первый момент. А второе – удивительные слова, которые мы слышим в Псалтири, мы нигде их в жизни не услышим, особенно в современной жизни, которая наполнена всякими словами, но не наполнена словами Божиими. И, конечно, когда мы будем говорить сегодня о псалмах, а мы начнем с первого псалма Псалтири Давидовой, то здесь нам нужно понимать: мы будем говорить о вещах многообразных – всякое Священное Писание дается человеку к научению. Кроме его внешней, так скажем, исторической канвы, присутствует и буквальный смысл, он присутствует везде и всюду – конечно, и в Псалтири, но Псалтирь еще и несет за собой огромный таинственный духовный смысл, и некие его моменты, даже пророчества: Псалтирь много пророчествует о Пришествии Христа Спасителя, о том, что предстояло пережить или перенести в Своем служении нашему Божественному Спасителю. Отношения людей – от иудеев до язычников, фарисеев и книжников, – это все, конечно, заложено в пророческой части Псалтири. Но Псалтирь всегда являлась утешением.
Мы, конечно будем в руках держать Псалтирь, мы немного нерадивые по сравнению с теми добрыми временами нашей исторической действительности, когда многие знали Псалтирь наизусть.
Батюшка, мы все восторгаемся гением Пушкина, гением Шекспира, других поэтов. А когда читаешь Псалтирь, невольно возникает вопрос: насколько же гениален в творчестве должен был быть псалмопевец? И возможно ли такую красоту изобразить человеку?
– Невозможно. Человек может изображать всякое внешнее. Но чтобы соединить внешнее и внутреннее, духовное и пророческое, нужно обладать особым даром. Поэтому мы и называем Давида не просто писателем, поэтом, а пророком и псалмопевцем, восхищаемся талантами, которые Господь дал ему, и, конечно, особым даром пророчества о тех временах Спасителя, к которым было направлено стремление всего Ветхого Завета.
Открываем первую кафизму и первый псалом, которым начинается очень часто вечернее богослужение, когда имеет особый статус – полиелейной службы, Всенощного бдения, на котором всегда поется в начале вечернего богослужения псалом «Блажен муж»:
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе
То есть сразу же псалмопевец Давид раскрывает глубочайший смысл нашего стремления, нашего желания: блажен муж. Какой человек – блаженный? Если перевести это слово на русский язык, то, конечно, это счастливый человек, а мы знаем, что счастье – это полнота некой внутренней удовлетворенности, внутреннего мира: если человек имеет этот внутренний мир, если он сам не раздражается и никого не раздражает вокруг себя, это счастливый человек.
Не надо счастье связывать с теми земными богатствами, которые мы имеем: все, что человек приобретает и все, что он имеет – это некая сиюминутная радость, которая потом либо превращается в пустоту, либо в отягощенность того приобретения, которое мы делаем в своей земной жизни. И только внутренняя полнота, уверенность и успокоенность, только вера в Спасителя, исполнение заповедей Божиих дает человеку полную внутреннюю успокоенность, то есть, дает ему счастье.
Если мы разбор сделаем слова «счастье», то, конечно, корнем слова будет являться «часть». Счастлив тот человек, который становится частью Самого Бога, а частью Самого Бога мы становимся когда приступаем к святым таинствам Исповеди и Причастия. И тогда человек становится частью Бога, он успокаивается, становится самым счастливым, потому что становится сыном Божиим, наследником обетованных благ от Самого Господа.
А что Господь дает в наследство человеку? Конечно, Он дает ему вечность, потому что Он обладает вечностью, и поэтому мы становимся сынами Божиими, чтобы быть участниками этой вечности, этого вечного богатства – Царства Небесного. Господь уже в Новом Завете скажет: «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, остальное все приложится вам».
Блажен муж. Можно поду-мать именно современному человеку, что если звучит слово муж, значит, нет никакого отношения к жене, но это не правильно: муж – это полнота. Потому что жена была от мужа создана и когда мы говорим «муж», подразумевается все человечество. Это мышление ветхозаветного человека, и мы знаем, что муж и жена это плоть едина. Когда говорилось о муже – это, конечно же, говорилось о жене и о детях. Конечно, нужно понимать это мышление, и оно объясняется нам, когда вспоминаем слова Священного Писания: за Господом ходило много людей, слушали Его Божественные глаголы – кто-то приходил услышать, кто-то увидеть Христа, кто-то – получить внутреннее облегчение, а кто-то – исцелиться от различных болезней, которые имели, а кто-то, может быть, примириться с Богом: те грехи, которые были у них, давили на них. И тогда около Христа Спасителя собиралось огромное количество людей. Евангелист описывает это так – около Христа, например, было пять тысяч человек, и поясняет дальше: «кроме жен и детей», считали мужчин, как тех, которые являются основанием жизни на земле, а потом уже и присовокупляли всех остальных.
Здесь собрание имеется в виду в прямом смысле собрание или какой-то переносный смысл слова «совет нечестивых»?
– Дальше уже псалмопевец все это поясняет. «И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Конечно, пояснение идет, блажен муж, который не идет на совет нечестивых, то есть людей, которые собираются, совещаются, чтобы замыслить. Если брать святоотеческое толкование этого места, то, конечно, блажен муж, который не прислушивается к тем помыслам, которые всевает в наш разум враг рода человеческого. Это очень важный момент, ведь всякое злодеяние и всякий добрый поступок, конечно, у нас формируется сначала в нашей голове через те мысли, которые мы принимаем, развиваем, затем впускаем в наше сердце – и совершается какой-то поступок. Поэтому всякое злое начинается всегда с совета, то есть, оно не сразу появляется, оно не воплощается, – начинается именно с совета нечестивых. Это и в физическом понимании, и в материальном нашем земном понимании – мы можем сначала пойти посоветоваться, и если человек богомудрый, то тогда этот совет правильный, и человек совершает доброе дело. А если человек исполнен греха, то он со стороны своих страстей будет и советовать. Поэтому в нашей земной жизни христиане ходят на совет к кому? К своему духовному отцу, наставнику, тому, кто служит истине и правде, – кто не будет служить и советовать по страстям, по какому-то человеческому произволу, а будет всегда советовать так, чтобы этот человек не согрешил, но всячески исполнил заповеди Божии. Поэтому здесь и совет такой, блажен муж, то есть, счастливый тот человек, который не идет на совет нечестивых и на пути грешных не ста. То есть, он не стоит на пути грешных и не научается от них неправде, и на седалищи губителей не седе.
Тут очень важные моменты в человеческой жизни отмечает псалмопевец Давид: нужно не идти, не стоять и не сидеть. Очень важно… Тот, кто идет, еще не укоренился в этом, он ищет какого-то совета. Кто стоит на пути, для того уже грех возрастает и он уже имеет некое стремление, а то, кто уже сидит, тот погружен в этот грех. Поэтому здесь Псалмопевец говорит, что всячески мы в своей жизни должны избегать: и шествия ко греху, и стояния во грехе, ну а сидение, лежание во грехе – это значит, вечное пребывание в нем. Поэтому вот этих греховных состояний, в которых человек может пребывать, нужно избегать от начала до конца. Поэтому и сидение на седалищи губителей, то есть, тех, кто уже замышляет самое плохое и вредное о человеке. То есть, конечно, замышляет враг рода человеческого: если брать духовный, мистический, таинственный смысл Священного Писания, то, конечно, нужно избегать общение с врагом рода человеческого.
Но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. Нужно всячески стремиться исполнять заповеди Божии, и учиться этому закону день и ночь – «пребывать всегда в правде Божией», говорят святые отцы. Мы можем совершать земные дела, но в помыслах, в мыслях своих мы должны пребывать и день и ночь в правде, в Законе Божием, в исполнении воли, которую нам Господь заповедовал через заповеди Божии. И в тоже время пребывать в молитвенном, духовном общении и день, и ночь.
Это возможно человеку, поэтому, например, если будем изучать Священное Писание Нового Завета, то Господь, обращаясь к нам, говорит «непрестанно молитесь». Как непрестанно молиться? Человек же не может постоянно пребывать в молитве – у него бывает состояние сна, состояние какой-то работы тогда, когда он оторван от молитвы. На самом деле это неправильно, человек может и делать и пребывать в Иисусовой молитве, и когда человек пребывает постоянно в молитве, то, когда он отходит ко сну, он в подсознании своем продолжает все равно молиться, общаться с Богом. Поэтому Псалмопевец и говорит: нужно научаться денно и нощно Закону Божьему.
И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет
Очень замечательные слова. То есть, если человек будет пребывать в Законе Господнем, а в Законе Господнем воля Божия, то очень важно творить не свою волю, а Божию, благую и совершенную. Если мы будем жить по воле Божией, то мы все будем пребывать в добре. Если мы будем пребывать в своей воле, «человеческая воля, – как говорит народная пословица, – загоняет человека в неволю»: человеческая воля после грехопадения направлена ко греху, и человек больше стремится исполнить дела своей похоти, своих страстей, нежелание уступить воле своей гордыни, своего тщеславия и своего превозношения. Поэтому и Господь говорит, и Псалмопевец говорит, что воля Божия – это пребывание человека в Законе. И тогда будет человек, как древо, посаженное у источника вод.
Мы, когда бываем в самой засушливой местности, например, на Святой Земле, то вокруг Иордана мы видим много очень зелени и деревья – такие насыщенные, с красивыми цветами, обильная листва на них, и мы знаем: где достаток влаги, воды, там и дерево такую имеет красоту и ни в чем не нуждается, листва постоянно не угасает, солнце и вода наполняет это дерево, и мы даже у этого дерева не видим ствол – листва прикрывает все. Так и человек, который пребывает в Законе Господнем, ни в чем не нуждается в своей жизни. У него есть все необходимое, он прикрыт от врага рода человеческого благодатью Божией, как дерево прикрыто листвой.
В тоже время, мы знаем, что дерево, которое растет у источника воды, приносит и достойный плод, и всегда есть плод, потому что этому дереву всего хватает. Так и человек, который живет в Законе Божием, приносит достойный плод, и его жизнь не является бесплодной и, значит, будет великим оправданием на Страшном Суде Христовом. Такое очень удивительное сравнение с деревом дает Господь, чтобы мы не были такими бесплодными и имели в своем стремлении, основании исполнение заповедей Божиих, тогда человек будет достаточен, живя на земле, и вся, eлика аще творит, успеет...
То есть он никогда не будет пребывать в унынии, но в духовном отношении будет всегда утешен от Господа. Этим утешением станет благодать, которая будет подаваться ему за счет исполнения заповедей Божиих, будет его утешать и будет помогать ему в любых скорбных обстояниях.
Не тако нечестивiи, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли… Не так бывает с теми, кто не живет по заповедям, по воле Божией. Они, как прах. Что значит прах? Прах не имеет основания, прах, носимый ветром, не может иметь постоянного места – он не имеет оседлости, а значит, не имеет никакого богатства. Богатство приобретается только так, когда человек возделывает свою землю, свою делянку. А если этой делянки нет, то мы знаем: как цыгане, которые ничего не имеют, только ездят со своими узелками, но им негде приткнуть главу (сейчас, конечно, есть и другие цыгане, которые имеют все, но это такое сравнение).
Нечестивым Господь не дает какого-то пристанища на земле, не дает им утешения, не дает им внутреннего успокоения. Здесь мы с вами, кто знает Священное Писание, становимся свидетелями. Например, мы знаем, что иудеи восстали на Христа, они не приняли Его, они уподобились нечестивым, которые изгнали святого из среды своей. Что происходит с этим народом? Мы становимся свидетелями, что Господь лишает их земного отечества, они, как прах, разносятся по лицу всей земли. И они буквально до 1948 года, пока не было создано еврейское государство, не имели пристанища на земле. И по сей день у них нет места для совершения молитвы, они молятся у Стены Плача, у них нет своего храма.
Мы помним ответ равноапостольного князя Владимира, когда выбирал он веру, он сказал: «Что же вы не имеете своей земли, своего государства, а как же вы тогда»...
– Проповедуете свою веру? И что вы хотите, чтоб и нас Господь по всему лицу земли рассеял?» Поэтому псалмопевец Давид очень хорошее дает сравнение, уподобляет нечестивых праху, пыли, которую носит ветер по земле и которая не имеет своего пристанища, не имеет основания и, наверное, больше досаждает окружающим, чем приносит утешение. Дерево приносит утешение, дерево визуально даже радует глаз человеку, под ветвями дерева можно спрятаться от солнца, можно спрятаться от дождя. Дерево – это жизнь, это источник жизни, а вот пыль всегда приносит досаждение, и вот нечестивых именно сравнивает псалмопевец именно с пылью, с прахом, который носится по лицу всей земли.
Сего ради не воскреснут нечестивiи на суд, ниже грешницы в совет праведных. Вот здесь очень хорошо говорит псалмопевец, что не воскреснут нечестивые на суд. Почему? Мы знаем, что будет Второе Пришествие, там все воскреснут. Но почему не воскреснут? Да потому что суд не будет ими заниматься, они осуждены уже по своему злому какому-то деянию. Ведь судья чем занимается? Он доказывает подсудимому его вину. А здесь не нужно доказывать. Когда убийца совершает свой грех, он убийца, он осознает это. И суд констатирует только, что он это сделал и поэтому ему предъявляют обвинение и определяют какое-то наказание. И вот здесь Великий Судия, наш Творец не будет доказывать нечестивому его какой-то грех, недостойные поступки, а он просто приходит на суд, чтобы получить наказание и затем вечно мучиться.
...Ниже грешницы в совет праведных. Опять-таки, ни о каком совете праведных здесь и не может идти речь, потому что нечестивые не будут вместе с теми праведниками, которых Господь знает поименно, яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
Псалмопевец говорит, что Господь знает заранее путь грешных и путь праведных. Ему не нужно давать какие-то доказательства. И если Он видит грешного человека, то грешный человек еще здесь на земле бывает наказан и не будет оправдан в вечности. Но Господь знает и путь праведного человека. И тот праведный, который, может, и терпит какие-то поношения, какие-то, может быть, скорби в своей жизни, пусть он никогда не забывает, что его правда явлена перед Лицом Божиим и Господь пошлет какое-то утешение – если не сейчас, сразу, то, конечно же, в будущем.
Первый псалом настолько удивителен, глубок и радостен – с одной стороны, показывая путь, по которому должен идти человек, а с другой стороны, давая утешение, потому что перед Лицом Божиим ничего не забыто, и Господь уже как будет посылать награду праведному человеку в этой жизни, так и будет оправдывать его в вечности.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.