Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (854) → Ольга Кормухина и Алексей Белов: Русский – понятие духовное

Ольга Кормухина и Алексей Белов: Русский – понятие духовное

№5 (854) / 2 февраля ‘16

Есть что сказать

Светлана Ладина: – В Екатеринбургской студии телеканала «Союз» мы принимаем не просто гостей, а наших добрых друзей. С удовольствием представляю вам замечательных музыкантов Алексея Белова и Ольгу Кормухину. Наши зрители написали столько вопросов в ваш адрес, причем таких содержательных, что можно было даже и не готовиться к этой программе, а просто читать то, что люди хотели у вас спросить. Но, если позволите, будут вопросы и от меня, и от зрителей. А сначала – что бы вы хотели сказать?

Ольга Кормухина: – Хотела бы сказать огромное спасибо (думаю, что Алексей со мной согласится) за то, что слушатели задают такие умные, глубокие вопросы, и за то, что я могу гордиться нашей публикой. Это не голословно – дело в том, что на наших концертах бывают разные люди, в том числе и представители разных СМИ. И они говорят, что такой публики уже давно ни у кого не видели в таком количестве. Поэтому спасибо вам большое, друзья, потому что это самая главная, я считаю, оценка артиста. И еще важно: не количество публики, а ее качество.

Алексей Белов: – Я солидарен с Ольгой.

О. К.: – Особенно радует молодежь. Появилось столько умненьких, пытливых ребят, начиная буквально с малолетнего возраста. Им очень нравятся музыка Алексея, те песни, которые я пою, которые мы сочиняем иногда совместно, иногда Леша один. Нам очень нравится то, что они стали выбирать наконец-то музыку. Потом ребята заходят, благодаря музыке, в интернет и слушают наши с вами беседы. У меня очень много вот таких отзывов именно от детей и молодежи: «Спасибо, что вы говорите о том, о чем мы даже с родителями не можем поговорить».

С. Л.: – В вопросах наших зрителей еще и география радует... Ирина из Белгорода обращается: «Здравствуйте, Алексей и Ольга! Помню творчество Ольги с конца 80-х годов. Кассеты «Парка Горького» мы заслушивали до дыр в лихие 90-е. Несколько лет назад была рада снова увидеть вас на телеэкранах, услышать новые песни. Читала множество ваших интервью, смотрела ролики в интернете. Очень приятно, когда исполнители растут творчески и духовно, это не дает закоснеть и нам, вашим слушателям. Вы для нас уже давно не только любимые артисты, но наши путеводные звезды. В свое время на вашем примере была приятно удивлена тем, что воцерковленный человек может быть настолько современным и разносторонним. Скажите, пожалуйста, как вам удается сочетать мирскую, творческую жизнь и Православие?». Наверное, этот вопрос многих интересует.

А. Б.: – Это, наверное, так же, как ходить и дышать. Православие – это как воздух, а все остальное для нас – ремесло. Без воздуха и ремесло не будет спориться. Мы даже не думаем, как нам это удается, мы просто живем. А без молитвы невозможно.

О. К.: – Я бы сказала, что удается еще с помощью духовника, потому что бывают моменты сомнений, а я не люблю сомневаться в тех вопросах, которые могут оказать влияние на других людей. В личной жизни можно посоветоваться с мужем, но в глобальных вещах, которые имеют последствия для других людей, я всегда обязательно советуюсь с духовником. И Леша, кстати, тоже.

С. Л.: – Это к вопросу о том, что у путеводных звезд есть полное осознание своей ответственности за эту путеводность.

О. К.: – Это должно быть прежде всего, прежде таланта. Ответственность должна быть впереди таланта.

С. Л.: – Следующее сообщение – Александра из Элиты пишет: «Доброго утра и теплого дня всем! Многая и благая лета вам, Алексей и Ольга! Обычно люди ищут счастья, желают его друг другу, а что такое счастье для вас как для православных христиан?»

О. К.: – Счастье от слова «с частью», то есть с частью наследства Небесного. Быть с частью – иметь наследство всегда с собой. Помните притчу о блудном сыне? Он потребовал и растратил не на то свою часть наследства… А нужно иметь ее всегда при себе нерастраченной и преумножать то, что дано. Мне кажется, это и есть счастье. Одна простая женщина-паломница сказала у нас однажды на острове: «Счастье – это просто знать волю Божию и ее исполнять». Мне очень понравился этот простой ответ, и я с ним согласна.

С. Л.: – А что для вас семейное счастье?

О. К.: – Когда надо быть с общей частью, когда все общее. Огромное счастье, когда вы смотрите и дышите в одну сторону. Наше дыхание – это Христос, поэтому вот оно и счастье.

А. Б.: – Конечно, надо быть очень внимательными по отношению друг к другу, и не должно быть никаких мелочей, которые упускаются.

О. К.: – В православном браке бывает намного больше искушений. Казалось бы, супруги едины, но надо помнить всегда о том, что где чисто, там и битва. То есть если помыслы и стремления чисты, то враг будет одолевать и одолевает иногда, но с Божией помощью мы проходим эти испытания, и с каждым новым испытанием мы еще больше веруем. Как говорил великий ученый Лейбниц: «Чем больше я верую, тем больше я познаю. Чем больше я познаю, тем больше я верую». И у нас так: чем больше мы познаем, тем больше мы веруем, потому что видим силу Божию.

А. Б.: – Брак – это не санки, в которые сел и поехал вдвоем. Это такое строительство, которое начинается с первого дня брака и заканчивается тогда, когда люди уже отходят в мир иной. Оно никогда не заканчивается, просто появляется больше деталей и все становится интересней, красивее в этом строительстве. Но это нескончаемый процесс.

О. К.: – Это тоже счастье – постоянное сотворчество со Творцом. Все по образу и подобию, а подобие в чем? Подобие Пресвятой Троицы: он, она и Святой Дух; родители, дети и Святой Дух – все время Троица. В творчестве так же: если нет Бога в творчестве, то оно умрет раньше тебя.

А. Б.: – И брак – это творчество.

С. Л.: – Наша зрительница спрашивала: «Как в этой профессии удержаться от тщеславия?».

О. К.: – Я все время вспоминаю, почему мне отец Николай говорил: «Пой на сцене, но при этом обязательно пой еще и на клиросе». Меня спасает клирос, там это все вылезает сразу. Ты не думаешь, как звучишь, а встраиваешься в общий хор. Я заметила: чем дольше не пою на клиросе, тем больше начинаю хромать в профессии. Лучше пересилить себя и пойти рано утром на службу в любом городе, тогда и концерт по-другому проходит, потому что не в голосе счастье. Как-то духом поется.

Я хочу сказать, что меня привело к Богу. Один батюшка говорил: «Как же из этого болота тебя Господь до храма довел?». Думаю, что как раз за отношение к тому, что я делаю публично. Я никогда в жизни себе не позволяла петь и говорить то, что может оказаться неполезным для других. Всегда честно говорю, что меня к Богу привела моя собственная музыка. Я всегда брала песни, у которых планка была выше меня, и тянулась за ними.

Сейчас не хватает общения поколений. Вы заметили, что нас очень сильно разделяют? Наша страна раньше была крепка единством, было гораздо больше уважения поколений друг к другу, потому что мы слушали, читали, смотрели одно и то же. Взаимное постижение истин – это очень важно, и нельзя позволять упускать этот момент, когда нас разделяют. Нельзя терять своих детей в этом: что они смотрят, что слушают? Еще хотела посоветовать родителям. Надо контролировать, что вы смотрите в присутствии детей, что слушаете и о чем говорите. Это очень важно. Они ловят не то, что вы им внушаете, а то, что вы делаете искренне.

С. Л.: – Еще вопрос на детскую тему музыканта Александра Щербакова: «По центральным телеканалам проходит много музыкальных конкурсов, в которых участвуют дети. Большая часть репертуара англоязычная, дети поют взрослые песни, смысл которых им мало понятен, и копируют американскую подачу музыкального произведения, которая сильно отличается от нашей русской благочестивой песенной традиции. Как вы считаете, насколько хороша такая тенденция? И не опасна ли она?».

А. Б.: – Человек, который занимается творчеством (в том числе и дети), хочет всегда попасть на какой-нибудь конкурс. Очень немного таких, тем более в детстве, которые бы вдруг начали заниматься каким-либо творчеством, никем не будучи поддержаны. Я думаю, что конкурс имеет две стороны. Одна сторона профессиональная – это хорошая сторона, а другая лежит в духовной области, и это то, с чем сейчас трудно справиться. Здесь же – конкурс, выявляющий редкие дарования. Благодаря конкурсу «Голос» Ольга увидела несколько талантливых людей, которым очень хочется помогать.

С. Л.: – Вы про «Голос» для взрослых говорите?

О. К.: – Мы сейчас больше детьми занимаемся. Во-первых, благодаря «Голосу», мы открыли нескольких талантливых ребят и стараемся им помогать.

Во-вторых (вернее – самая главная проблема), мы не объясняем нашим детям, что почем. Приведу простой пример: когда мы росли музыкально и были прогрессирующими молодыми музыкантами, проходил фестиваль Woodstock, который дал целую плеяду музыкантов для всего мира, сделал их известными и поднял того же Джо Кокера. Был Дортмундтский фестиваль, концерт на стадионе «Уэмбли», который видели все, во всех странах, в том числе и в Советском Союзе, несмотря ни на какие занавесы. Это была планка, по которой было понятно, что хорошо, а что среднего качества.

А что происходит у нас? У нас пиарится конкурс «Евровидение». Когда меня журналисты спрашивают, как я отношусь к конкурсу «Евровидение», я отвечаю, что это помойка, нормальный уважающий себя артист туда не поедет. Я бы восприняла как личное оскорбление приглашение на этот конкурс.

Что вы хотите от детей, которые, предположим, не хотят ничего слушать на русском? Но они включают «Русское радио» – и кто-нибудь там на русском поет? Дети видят подражание Западу и считают: значит это хорошо, если это делают все, даже родители.

Все эти конкурсы дают хотя бы такой положительный эффект: наконец-то публика начинает понимать, что главное – не то, как артист выглядит и как выпевает ноты, главное – репертуар. Промоутеры пытаются их запустить в стране, а люди не идут. А где ваши собственные песни? Где ваше собственное «я»? О чем вы пришли мне сказать?

Знаете, что такое музыка? Это молитва без адреса, это язык ангелов, и во что мы его превратили? Вот с этого надо было начинать, а потом уже обвинять детей. Я скажу, что благодаря «Голосу» мы открыли нескольких детишек, и одна девочка сейчас поет на клиросе. В этих конкурсах есть что-то хорошее. И везде должны быть наши люди. Как отцы нас учили: если там грязно, то тем более вы там должны быть. Никто с поля боя вас не благословит убегать. Мы ответили?

С. Л.: – Спасибо! Ответили!

О. К.: – Знаете, на другие вопросы ответят прекрасные духовники, священники, тот же отец Димитрий Смирнов.

Грядет 5-й юбилейный фестиваль «Дорога добрых дел». Все удивились, что у нас на фестивале в 2015-м оркестр играл классику. Первая часть 1-го концерта Чайковского длится 18 минут, причем там столько музыкальных взлетов и ниспаданий, что, казалось бы, он заканчивается. И с каждым новым вздохом зрители поднимаются на новую высоту, и в итоге больше всего говорят о классике, потому что она вне конкуренции. Когда потом выходит даже самый лучший, собравший кучу восторгов участник «Голоса», он абсолютно проваливается после Чайковского – у классики очень высокая планка. Даже самая простая публика может этого не понимать, но она это чувствует каким-то шестым чувством. И потом подходят сорокалетние мужчины со слезами и говорят: «Передайте огромное спасибо! Это было откровение, мы в жизни такого не слышали!».

С. Л.: – Еще про этот замечательный оазис, про фестиваль, хочется поговорить, и наши зрители пишут. Ольга из Москвы написала: «Приехав на фестиваль, мы не только можем внести свою лепту в доброе дело – помочь людям с проблемами здоровья или внести посильный вклад на восстановление храма, но и в благодарность услышать Настоящую музыку, живые голоса под звуки симфонического оркестра… На фестивале «Дорога добрых дел» прекрасный состав артистов и прекрасная программа. Мы услышали не только прекрасные роковые композиции, композиции в стиле фолк, но оперные арии в исполнении артистов высочайшего уровня и детские голоса. А еще фестиваль – это прекрасная возможность обрести новых друзей. Спасибо вам, Ольга Борисовна и Алексей Николаевич, за ваш труд не только в музыке, но за ваше благородное дело! Желаем нашему фестивалю роста, чтобы «Дорога добрых дел» стала широкой автострадой для неравнодушных людей».

О. К.: – Нам очень многие люди пишут: «Прежде всего, Ольга и Алексей, спасибо вам за творчество, потому что православному человеку хочется не только духовную музыку услышать, а что-то современное, пойти куда-то с детьми». Кстати говоря, пишут благодарность за то, что наша музыка становится точкой единения между родителями и детьми. Чаще всего дети родителям открывают наше творчество, а иногда родители – детям...

Удивительное дело, но почему-то наш фестиваль «Дорога добрых дел» в народе пошел как православный, хотя на него приезжают люди разных конфессий. Я вообще по натуре объединяющий человек. Например, у нас Лева Аксельрод очень верующий ветхозаветный иудей по Моисею, Рагда Ханиева – мусульманка, которая знает Бога, ведь Бог – это любовь. Я обнимаю каждого человека, и они с удовольствием слушают нас, когда мы говорим о Православии. Этих общих точек соприкосновения очень много, и надо помнить, что у каждого человека свой путь – может быть, последние станут первыми. Никогда не надо забывать об этом. Может, вы упадете, а он вас опередит в том же самом Православии, – поэтому для меня Православие, как говорил митрополит Антоний Сурожский, «это человек, который вышел из центра круга, стал с краю, где ветер, и закрыл других собой, обнял, дал тепло и закрыл от ветра». Вот что такое для меня христианство и Православие.

Мне очень приятно, что этот фестиваль – православный именно по духу и на него стремятся попасть именно семьями. Говорят, что это зарядка на целый год. Причем он у нас еще проходит и в Нижнем Новгороде, но имеет такой этнографическо-фольклорный оттенок, потому что проходит в Музее деревянного зодчества и архитектуры народов Поволжья, который создавала моя мама.

Планируется еще один семейный фестиваль, но это пока секрет. Это будет тоже ежегодный фестиваль, который мы про себя назвали «Слава России – от княжества до империи». Там будут исторические реконструкции, мы хотим показать все величие, красоту и важность путей России для всего мира и, прежде всего, для нас, россиян, всех национальностей и конфессий. Русский – это не национальное понятие, говорят святые, это понятие духовное. Русский – это значит человек духа.

С. Л.: – Еще про фестиваль – Лариса из Москвы пишет: «Хотелось бы услышать, каким образом так дивно и чудесно святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский стал покровителем портала движения добрых дел, которое возглавляете вы».

О. К.: – Это было по наитию. Когда мы искали место для первого фестиваля (а мы думали, что проведем его и больше его никогда не будет), хотели вытащить людей из интернета, чтобы они пообщались вживую и поняли, что разница огромная. Я тогда как раз прочитала серию исторических книг про Пояс Богородицы. Мы попали на реку Угри, рядом с женским монастырем, а мы очень давно почитаем Иоанна Шанхайского с Лешей, и я как-то к нему прониклась.

А. Б.: – Я даже привез частицу его мощей из США.

О. К.: – Этот святой нам уже как родной. Вхожу – и вдруг первая икона, которую я вижу, это икона святителя Иоанна Шанхайского. Он как бы сказал, что будет покровителем, поведет нас. И он вывел нас в Верею, где два года проходил фестиваль, – там расположен храм Рождества Богородицы. У нас там было много чудес. Например, два года подряд кругом дождь, а над фестивалем – круг неба. Люди приезжали на грязных машинах и говорили, что это чудо. А когда мы спустили флаг, сгустились тучи и пошел дождь. Я всегда участникам фестиваля говорю: «Следите за помыслами: ни тщеславных, ни меркантильных помыслов у вас не должно быть на нашем фестивале, тогда у нас все получится лучше, чем мы ожидали». Так и происходит, потому что Господь видит, чего мы хотим добиться этим фестивалем, и помогает нам.

С. Л.: – Я понимаю, что фестиваль – это огромная радость, но, наверное, это еще и усталость, гигантский груз ответственности.

О. К.: – Чудом Божиим как-то все свершается. Конечно, за этим стоит еще огромный Лешин труд. Все, что касается музыкального наполнения фестиваля, репертуара артистов, особенно маленьких, Алексей в этом главный.

С. Л.: – Ольга Борисовна, я могу предположить, что Вы любите Достоевского, по тому, что Вы говорите, и по тому, что я видела на Вашей страничке «ВКонтакте», – любимые цитаты. У Вас зритель спрашивает: «Какие книги сформировали Вас и Ваше мировоззрение? Какие книги Вы посоветовали бы прочесть сегодняшней молодежи?».

О. К.: – Я читала с детства очень много – сутками, ночью с фонариком под одеялом. Книги, наверное, были моими главными воспитателями. Например, в шестом классе я прочитала всего Бальзака, 24 тома. Что я тогда могла понимать? Но что-то, видимо, поняла. Честно говоря, важно не то, что мы прочтем, а то, что мы перечитываем. А перечитывать все больше хочется Евангелие, жития святых, советы святых отцов и Достоевского, Чехова, Гоголя, Пушкина.

Если посоветовать чтение детям, то эти четыре автора обязательно должны быть. Они все очень разные, но вкупе дают просто потрясающий результат. Это такая плодородная почва для юной души, на которой чему-то дурному прорасти будет труднее.

А. Б.: – Очень часто вспоминаю историю про старца Нектария, который совсем юным попал в Оптину пустынь и часто засыпал в алтаре. Его выгоняли оттуда, а Амвросий Оптинский говорил: «Ничего, Николка проспится, всем пригодится». Потом у него было послушание при библиотеке, а библиотека была фантастическая в Оптиной пустыни. Получилось так, что он сам себя образовывал, он все это перечитал, выучил несколько языков, он знал все книги, которые там были. Даже люди, которые приезжали в Оптину пустынь, спрашивали: «Какой университет окончил ваш батюшка?». И однажды вечером он, еще не будучи старцем, процитировал по-французски несколько строк из книги одному знаменитому писателю о красоте природы. А однажды старец сказал: «А ведь все эти книги не стоят и двух строчек из Священного Писания». Думаю, что нам сейчас интересней читать именно Священное Писание.

О. К.: – Мне бы очень хотелось сказать огромное спасибо нашим зрителям, друзьям, единомышленникам, особенно нашей публике, потому что вы – наши главные спонсоры. Всю жизнь я ни у кого никогда не просила денег, потому что не умею этого делать. Я хочу отдать вам низкий поклон и сказать огромное спасибо, потому что именно на ваши деньги, которые вы платите за билеты, альбомы, мы можем себе позволить делать это маленькое чудо – наш фестиваль и помогать юным талантам.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс