Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (854) → Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Господь говорит: Вера Христова сформировала тысячелетнее историческое бытие великой России

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Господь говорит: Вера Христова сформировала тысячелетнее историческое бытие великой России

№5 (854) / 2 февраля ‘16

Архипастырь

Сама форма такого общения как чтения не нова. Мы знаем, к примеру, чтения литературные – Тургеневские, Пушкинские и так далее. Каждый из подобных форумов имеет научно-познавательную цель. Общество старается найти нечто приемлемое для воспитания, нечто новое, которое бы раскрывало то или иное явление или ту или иную личность с точки зрения различных ракурсов жизнедеятельности.

Рождественские чтения, как правило, имеют свои собственные тематические формы, которые из года в год помогают в поиске взаимодействия с обществом, которое после XX столетия – очень непростое в Российской Федерации. Они помогают верующим людям, сторонникам и последователям Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вести разговор о том, как раскрыть миру образ Спасителя, Его подвиг, и то, как вера Христова сформировала тысячелетнее историческое бытие великой России.

Из язычества мы пришли к Киевской Руси. Затем прошли через татаро-монгольский период, где велико было влияние Святой Церкви на сохранение самосознания православных людей, находящихся под очень жестоким гнетом иноверного народа: важно было сохранить русского человека, наследника византийской культуры и киевской. И наконец – освобождение от ига. А затем – выживание в условиях смены религиозного вектора, становление Московского государства, сохранение преемственности с Киевской Русью. И по сей день – сохранение характера русича и интернационалиста: много национальностей за время татаро-монгольского периода вошло в содружество с нами, в сожительство с русским народом. Далее – период Петровской эпохи, где надо было выжить Православию под тяжелым прессингом государя-императора Петра I, понять его идеологию и стремление к Западу, осознать, что Петр, при всех его ошибках, не был предателем Православия. Период царствования династии Романовых, а потом – революция и тяжкий эксперимент построения коммунистического будущего, который завершился крахом Советского Союза, с которым миллионы человеческих сердец, так или иначе, связывали свое будущее бытие.

Церковь должна была в каждый из этих периодов выносить самое позитивное, благородное, находясь под топором или дулом того или иного времени, ради сохранения матушки-России. И всегда у Русской Православной Церкви в первую очередь главная забота была о человеке, труженике земли, крестьянине, и равноценная, равносильная, неусыпная и неустанная попечение, прямое участие в воспитании человека-воина. Церковь должна была объяснить воину, что такое отдать жизнь за государя и за народ.

Воинская служба никогда не была легкой. Достаточно изучить хотя бы историю Суворова – на его личном примере раскрывается вся сила православного духа, духа героического, российского воина. Флот, все сухопутные войска имеют необычную силу духа. Казачество. Все они скреплялись духовным патриотизмом, который начинался с понятия Отчизны на Небесах. Дом Божий – это храм и вся Родина. А Дом Богородицы – дом союза между Богом и человеком. Есть обязательства перед Богом у воина – сохранять этот дом, поэтому и говорили: «Пойдем и погибнем все за Дом Богородицы – за Россию!».

В советский период, когда никакого Бога не признавали, казалось бы, простые верующие солдаты – были: и матросы, и НКВДники, и ГПУшники шли эшелонами и погибали. Казалось бы, Церковь не принимали, другая система воспитания была, но волей-неволей к великим героям православным, таким, как Александр Невский, Ослябя и Пересвет, Илья Муромец, богатырям и монахам – все обращались.

На сегодняшний день восстанавливается связь и создаются условия для углубленного знакомства с Церковью и для окормления вооруженных сил Российской Федерации. Священник Русской Православной Церкви, духовник (не капеллан – слово чуждое, и задачи у капелланов другие) в крупных и значимых воинских частях флота содержится как воспитатель, при поддержке Министерства обороны, и выполняет не обращение солдат в христианство, а, в первую очередь, сохранение веры во Христа, Господа и Спасителя у тех молодых воинов, которые пришли верующими и попадают в экстремальные условия, в сложную среду, но обязаны, если нужно, ценой жизни служить российскому народу и государству, зная, что если предстанет пред Богом – как ангел в непорочности и герой Отчизны.

Такие случаи были в Первую и Вторую Чеченскую войну, где Церковь еще робко начинала возобновлять свою миссию в Вооруженных Силах. Сложным было понимание, но героических поступков наших ребят, именно связанных с верой Христовой – целый список: и командиры, семейные люди также отдавали свои жизни, исполняя государственный приказ.

Важно, чтобы понимал человек с оружием в руках на службе у государства, что выше долга на земле у него нет, чем готовиться отдать жизнь за родной дом, за Дом Богородицы: за папу, за маму, за невесту, а если девушка – за своего любимого жениха. Но для этого должна быть как горизонтально, так и вертикально внутренняя платформа, лежащая на фундаменте знаний о Создателе мира и на чувстве непокинутости Всевышним, неоставленности в экстремальных условиях, на войне, учениях, да и здесь, в аудиториях.

У нас в епархии есть один священник, офицер, и он в Ужуре пятый год очень успешно ведет при воинской части и духовную, и воспитательную работу. Специфика работы в вооруженных силах отличается от работы на приходе или в университетском храме. Здесь накапливается опыт, доселе незнакомый, нераскрытый, и на Рождественских чтениях этот опыт рассматривается, чтобы потом в квинтэссенцию взять на вооружение и нести служение спасению душ, сохраняя нравственность и мораль у человека, который связал свою жизнь с тем, чтобы быть воином ради правды Божией, которая заключается в счастье и свободе родной земли, тем более – в современных условиях. Отрадно, что нынешние Рождественские чтения уделяют внимание направлению взаимодействия с воинством.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс