Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (567) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Архипастырь

 – По законуЦерковь отделена от государства, но на данный момент Русская Православная Церковьактивно старается влиять на общественную жизнь. Почему?

 – ПравославнаяЦерковь не занимается политикой и не влияет на жизнь в смысле каких-то политическихнаправлений.

Церковь имеет свое предназначение – нравственно влиять на людей,живущих в нашем обществе, и воспитывать их, чтобы направить на путь спасения,на путь в Царство Божие. Церковь и люди церковные стараются помочь окружающимобрести истину, которая ведет нас к вечной блаженной жизни.
 Как пишетсяв Евангелии, мы не от мира сего – мы думаем не о чем-то земном, не об утехахи благополучии, а о небесном, о вечном, о блаженном. И если кто-то из людей,находящихся у власти или состоящих в какой-либо политической партии, стал верующим,конечно, этот верующий политик, власть несущий человек уже совершает служениев политической и во властной жизни на основе своей веры – он проводит в своейжизни и деятельности те идеалы, ценности, к которым нас призывает Православие.Он уже более трезво смотрит на жизнь, видит все проблемы и старается что-то исправить на основе не только светских законов, но на основе еще законов Божиих,законов нравственности.
 И когда такойчеловек начинает поступать по-христиански, начинается противостояние: «почемуон лезет со своими законами Божиими и пытается как-то преобразить светскую жизнь?».Так получается, потому что общество еще не поняло, что пока мы не возвратимсяк Закону Божиему, пока не будем жить по заповедям Божиим, нам сложно будет преодолетьтрудности в нашей жизни – бандитизм, убийства, жестокость, кровопролитие и нравственнуюраспущенность.
 Никакимисветскими законами их победить невозможно – их можно победить только тогда,когда общество постарается жить по заповедям Божиим и определять прерогативойсвоей жизни нравственные ценности, чтобы создать особую атмосферу нравственнойжизни. И тогда греховные светские дела окажутся как бы на втором плане и совсем,может быть, исчезнут. Вот к этому нужно стремиться.
 И чем большебудет у власти людей с глубокой верой, со страхом Божиим, с любовью к Богу и к ближнему, тем скорей они смогут на своих местах создать атмосферу добра, благожелательности,честности, добросовестности, что приносит много радости всем. Что в этом плохого?
 Некоторыеговорят, что Церковь влияет на политику. Нет, она просто показывает, указываетпуть, который должен избрать самостоятельно и добровольно каждый человек. И если человек изберет путь добра, то это добро он будет нести везде, где бы онни был: в политике, во власти… Я думаю, это хорошо, если мы будет проводитьв жизнь добро, а не зло.

 – Я не понимаютакого термина, как прелюбодеяние. Что является прелюбодеянием: моральная изменавторой половине или физическая, или все это в совокупности?

 – Слово«прелюбодеяние» предваряет приставка «пре-», это означает «что-то превосходное».Любодеяние есть грех блуда, а прелюбодеяние есть блуд в большей мере и большейстепени тяжести греха. Любодеяние – это когда человек совершает грех блуда внебрачного союза, то есть до брака, он свободен; но по учению нашей Церкви и Божиемублаговолению, по нашим каноническим правилам это грех большой – когда человекдо брака вступает в подобные отношения, не будучи зарегистрированным, венчаным.
 К сожалению,это стало сейчас очень модно и для многих едва ли не норма жизни. А это большойгрех – я бы сказал, смертный – грех блуда.
 А если человеквступил в брак и имеет уже законную жену и еще ищет на стороне другую, или,наоборот, другого – это блуд в превосходной степени – грех прелюбодеяния. Тяжелейшийгрех, приносящий очень много вреда душе человека.
 Конечно,человек, совершающий эти грехи, поначалу думает, что это просто наслаждение,удовлетворение своих страстей, и больше ничего. На самом деле за собой этотгрех несет огромные страдания, болезни, терзания души и тела. И это не случайно,потому что действительно грех этот очень тяжел.
 Грехи прелюбодеянияи любодеяния начинаются с души человеческой, из нашего сознания, из наших мыслей,а потом развиваются и переходят к совершению собственно греховного дела. Конечно,нужно понимать, что человеческое существо испорчено грехом, и влечение к противоположномуполу, казалось бы, естественно. Но человек должен быть внимательным к себе,чтобы это влечение не приобрело такую силу, когда человек не может владеть собой.Особенно часто это бывает в брачном союзе, когда человек живет уже с законнойженой, c законным мужем, имеет детей. Это, к сожалению, часто встречается в современном обществе, когда одна из сторон не внимательна к себе и допускаетвлечение к постороннему человеку. Возникает такое сильное влечение, что человекне может уже владеть собой и уходит жить к другой или к другому. Иногда говорят,что это «самая сильная любовь», что человек «никогда раньше подобного не чувствовал»– это обман в высшей степени, потому что грех прелюбодеяния никакого отношенияк высокому понятию любви не имеет! Это просто большое искушение диавольское– когда естественное влечение приобретает силу греховную. К этому еще примешиваетсяи вражеская диавольская сила, которой человек не смог противостоять.
 Потом, конечно,пыл проходит, человек видит, что он ошибся, что был неправ, совершив страшныйгрех, но… искушение уже совершилось. Бывает, что человек вновь возвращаетсяв свою семью, супруги друг друга прощают и продолжают совместно жить дальше.Бывает, что по своей гордыне человек не хочет этого делать, и это очень плохо.
 Поэтому оченьважно понимать, что влечение друг к другу еще не любовь – это греховность самоудовлетворения.И человек должен понимать: если так предаваться своему влечению, то каждый деньможно найти другого кандидата и опять сказать, что это «самая настоящая любовь,которой еще никогда не случалась». Это самообман – постоянный и бесконечный.Поэтому человек должен уметь себя ставить в определенные границы, чтобы не допуститьтакого глумления над собой, не допустить измены, предательства своих близкихи родных.

 – Я бы хотелаузнать, каково официальное отношение Церкви к игральным и гадальным картам,и можно ли гадать на картах. Спасибо.

 – Как-то в Стамбуле, в прошлом – Константинополе, я зашел в константинопольскую Софию.И там экскурсовод, православная, хотя живет в Турции, рассказала нам интереснуювещь. На фресках, которые сохранились чудом на стенах этого величественногоконстантинопольского собора Софии, она показала нам некоторые символы нашейЦеркви и сравнила их с изображениями на игральных картах.
 Получается,что символика нашей Церкви – и орудие страданий Христа Спасителя – Крест, и другие символы изображены на картах. Получается, что мы, играя в карты, как она объясняла, глумимся над этими символами, которые имеют глубокий смысл. ВедьГосподь и копьем был пронзен, а «пики» и есть символ копья, а «трефы» – символкреста. Они все – символы нашей веры, а люди, играя в карты, глумятся над ними.
 Если естьжелание во что-то поиграть, не надо забывать, что есть много интересных безобидныхигр, не задевающих святыни Церкви. Поэтому, я думаю, у человека, который попользовалсякартами, все-таки в душе есть какое-то сомнение, что это не совсем правильно,неспасительно и неполезно. И для того чтобы свою душу успокоить, лучше всегосовсем исключить карты из своей жизни – есть и другие, более правильные способыпроводить свободное время.

 – У нас в храместавят компьютер. Как Вы к этому относитесь?

 – Сейчастакие времена, когда требования контролирующих органов нашей власти намногоповысились. Они требуют, например, сдавать документы отчетности строго в электронномвиде – хотим мы этого или нет. Конечно, было лучше, как в прежние времена –написали от руки и сдали отчет. Но сегодня требуют, чтобы мы сдавали всю документациючерез компьютерные программы.

 – Владыка, в течение многих лет я являюсь прихожанкой одного храма. Однако по работе мнетак много приходится общаться с людьми, что участвовать в приходской жизни у меня нет никакого желания. Иными словами, в храм я прихожу только на богослужения,жизнь прихода и других прихожан меня не интересует. Правильно ли я поступаю?

 – Это хорошо,что человек ходит в церковь регулярно, как это и положено каждому христианину– в воскресные и праздничные дни быть на службе и молиться, почитать тот или иной праздник. Но мы должны сейчас уже поменять свое отношение к храму: не толькоприходить, но еще и быть полезными приходу, не просто быть «захожанкой» – помолиласьи ушла, а быть прихожанкой: участвовать в жизни прихода, что-то делать.
 Мы потерялихорошие традиции, которые сохраняли даже в советское время – мы собирались вместе,работали, совместно перед праздниками убирали храм, прибирали территорию; не отказывались, когда священник попросит оказать какую-то помощь ближним, немощным,болящим и так далее.
 Нужно проявлятьсвое христианство не только в том, что ходишь в Церковь, на этом не надо останавливаться,надо дальше идти, развиваться и совершенствоваться, приступить к второму этапудуховного и церковного развития – когда становятся настоящими и полноправнымиучастниками жизни прихода, когда прихожанин приходит в храм и знает всех, ктовместе с ним приходит в церковь, знает их состояние, нужду, заботы, проблемы,помогает их решать. На приходе должна быть единая семья. И отдельные приходыуже приходят к таким братским и сестрическим встречам, организуют работу по оказанию помощи нуждающимся и болящим.

 – Я неоднократнов православной литературе читала, что когда деньги на улице находишь, подниматьнельзя. Так ли это?

 – Я думаю,можно их поднимать. Если вы смотрели, скажем, на копейку, то на ней изображенвеликомученик Георгий Победоносец – великий святой нашей Церкви. Если вы этикопейки соберете и не будете бросать куда попало – это будет добрым делом, благоговениемк нашим святыням.
 Может быть,вам эти копейки не нужны, но можно их подать нуждающимся – в то же время мыизбавим святыню от глумления, от поношения.

 – Скажите, пожалуйста,как отделить грех от человека? Любить человека или ненавидеть грех, которыйесть в нем? Это так трудно, я стараюсь, но у меня не всегда получается.

 – Действительно,мы должны любить всех людей, но ненавидеть грех, который совершает человек в своей жизни.
 Когда мыстараемся жить благочестиво и богоугодно, то всегда замечаем в себе свои грехи,слабости и немощи. Мы знаем, как тяжело бывает нам самим избавиться от греховнойпривязанности, греховной наклонности, как много трудов надо прилагать, чтобыхотя бы приостановить тягу и действие того или иного греха в нашем сердце.
 И когда какие-то греховные действия мы видим у другого человека, то должны сразу увидеть себя:«Я то же самое делаю, в те же ситуации попадаю, а бывает, еще хуже, чем кто-то из близких». Тогда мы не будем ненавидеть человека, а будем ненавидеть грех,зная, какой он мерзкий и как трудно с ним бороться. И будем даже, наоборот,жалеть человека и сочувствовать его состоянию, помогать ему избавиться от греховныхнаклонностей.

Беседовал Илья ЮКОВ

Расшифровка аудиозаписи — Лидия ЕЖКОВА

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Самым убедительным доказательством существования Бога является то, что люди молятся на протяжении тысячелетий…». Из интервью телеканалу «Россия»

Из интервью телеканалу «Россия» — Ваше Святейшество,в годовщину Вашей интронизации я хочу напомнить нашим зрителям, как это было,и, глядя на эти кадры, я хочу Вам задать вопрос. Что Вы считаете своим главнымсвершением за истекший год, и было ли что-то, о чем, быть может, Вы сожалеете? — Я, конечно,сожалею.

 
125 лет Екатеринбургской епархии

Екатеринбургской епархии 125 лет

 Начало христианствав пределах епархии современно появлению здесь русских поселенцев, совпадающемус временем покорения Ермаком Сибири (1581 г.).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс