Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Протоиерей Георгий Еварестов: Образование в воскресной школе

Протоиерей Георгий Еварестов: Образование в воскресной школе

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Сегодня речь пойдет о воскресных школах и, в частности, о воскресной школе при вашем храме. Это будет проецироваться на все воскресные школы: видимо, процессы характерны для всех воскресных школ. Как появилась ваша воскресная школа? С чего все начиналось?

– Наша воскресная школа появилась достаточно давно по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия; в то время, когда это было в юрисдикции Московской областной епархии, как собственно и везде после 1990-х годов, стала возрождаться такая замечательная стезя при храме, как воскресная школа.

Воскресная школа – это уже плод сегодняшний. До революции при храмах существовали церковно-приходские школы, которые были образовательными учреждениями (но, наверное, сравнивая с сегодняшними образовательными учреждениями, – начального порядка: они были 2 – 3 – 4-летними, в зависимости от возможностей епархии или прихода). Мы – условные преемники, в жизни нашего храма произошли такие же печальные события, как и во всей стране, когда вновь пришедшая власть в 1917 году объявила религию вне закона, врагом, и все, что было связано, в частности, и с церковными школами, было запрещено.

При нашем храме до революции существовала церковно-приходская школа для крестьянских детей (так она называлась). В ней учились до 150 крестьянских детей из села Александрово, где находится храм, и из окрестных сел. Это были дети, живущие здесь, и обучение там было бесплатное. Более того, детей кормили, одевали, их снабжали учебниками, тетрадями, чернилами, ручками, перьями. Недавно в нашем распоряжении открылись дореволюционные церковно-приходские книги, где можно посмотреть сметы (так называемые «сметы нуждные»), которые составлялись для потребы, для этих занятий. Наша школа – условная преемница традиционной (в смысле – только традиции), поскольку у нас все это происходит иначе. Она именуется на сегодняшний день «воскресная школа» – это общепринятое название, скорее пиитическое. В нашу воскресную школу мы берем детей совсем маленьких, начиная с 4-х лет. Это подготовительные 2 – 3 года в зависимости от того, когда у ребенка день рождения: он приходит в школу, когда ему почти четыре года или четыре с небольшим. В зависимости от этого до общеобразовательной школы он проводит у нас либо два, либо три года.

Посещение только по воскресеньям?

– Нет. Школа у нас очень большая: в этом учебном году в ней 137 детей, из них 2/3 – это малыши, то есть дети 4 – 6-летнего возраста. Они занимаются в будние дни, конечно же, не ежедневно. У каждой возрастной группы есть свое расписание занятий. И как раз в воскресенье занятий не происходит, несмотря на то, что школа называется воскресной. В воскресенье дети на Литургии, они исповедуются (те, кому уже положена Исповедь), причащаются, поэтому будни недели – это как раз их учебные дни. Более того, у нас занятия происходят по аналогии с общеобразовательной школой: и в первую смену, то есть детей приводят в утренние часы, а кому это по тем или иным причинам неудобно, и во вторую смену, которая занимается во вторую половину дня. Так складывается расписание и жизнь воскресной школы. Эти занятия происходят по расписанию в течение всех будней недели.

Школа располагается в отдельном здании?

– Да, и это здание более 100 лет назад (в 90-х годах XIX века) было построено последним владельцем этого имения на свои средства. При церкви было построено тогда замечательное кирпичное здание для церковно-приходской школы – теперь этим зданием распоряжаемся мы, и распоряжаемся именно так и с той целью, с которой здание было воздвигнуто.

Какая самая главная задача воскресной школы?

– Воспитать верующего человека. Воскресная школа – не образовательное учреждение, мы не учим, хотя параллельно с такими предметами, как Закон Божий, который изучается во всех возрастных группах соответственно детскому возрастному восприятию, как жития святых, мы учим детей читать, писать, считать. Есть категория родителей, которые, узнавая о нашей школе, пленяются тем, что можно ребенка отдать сюда на два года до общеобразовательной школы, чтобы его научили и приготовили к поступлению в первый класс. Есть еще одна существенная подробность: занятия в нашей воскресной школе бесплатные. Она существует на средства, пожертвованные благотворителями целенаправленным образом именно для воскресной школы – чтобы там была школьная мебель (она есть), чтобы были учебники (они есть); каждый год покупаются дидактические материалы: раскраски, альбомы, фломастеры, краски, карандаши – все то, что необходимо для художественного детского школьного творчества. Детей кормят в школе, и все это бесплатно для родителей.

Это как-то совмещается с детским садом?

– Я думаю, что сравнение уместно, но с детским садом – не совсем буквально: в детский сад мы отдаем ребенка утром и забираем в пять часов вечера. В воскресной школе ребенок проходит свои занятия: в четырехлетнем возрасте – это 2 часа, ребенок попадает к нам на занятия на 2 часа, в это время происходят занятия, ребенка кормят, и потом ребенок с родителями уходит домой. Поэтому с детским садом сравнение лишь возрастное: мы берем малышей.

Какой крайний возраст?

– С 4-х лет. Если придет ребенок, которому 6 лет, мы возьмем его, соответственно, не в 4-летнюю, а в 6-летнюю группу. Мы берем самых маленьких. Считаем, что это удачно: они очень восприимчивы, им, как правило, очень нравится, они с удовольствием всем занимаются. Мы готовим во всех возрастных группах праздники – это, конечно же, Рождество и Пасха, бывают еще промежуточные постановочные стихотворные сценарии. Вот такая творческо-художественная жизнь в тех или иных проявлениях у них происходит.

Как набираются преподаватели в вашу воскресную школу?

– С преподавателями все получилось так: судил Господь, что после 1990 года, когда из бывших союзных республик стали уезжать наши граждане, в Щапово (так теперь называется наше село Александрово) вернулся человек, который здесь родился. Он был военным в Прибалтике и вернулся со своей супругой и с детьми. Его супруга окончила педагогический институт в Даугавпилсе. Она приобщилась к Церкви и, имея замечательные педагогические способности, взяла на себя началополагающее время обустройства тогда еще нашей будущей воскресной школы.

Какой год это был?

– Это было около 15 лет назад, или даже и больше. Сначала не было даже этого здания, в котором мы сейчас располагаемся: там находилась сельская библиотека. Мы занимались в храме: в нем ставились лавки, на них садились дети. В общем, достаточно обычное начало для возрождающегося в 1990-х годах храма.

Другие педагоги стали появляться позже. Опять же так судил Господь, у нас есть замечательные мамы, и это отдельная история. Приводя ребенка в воскресную школу, мамы тоже воцерковляются: видя, как дети приобщаются и к Церкви, и к самой школе, тоже получают некую заинтересованность в этом. И наши педагоги состоят из мам, которые имеют педагогическое образование, и они, изучив курс того или иного предмета, очень успешно стали педагогами. И даже когда их дети окончили нашу воскресную школу (а выпусков было уже достаточно), они продолжают оставаться и дальше на этом педагогическом поприще (подвизаться, говоря церковным языком).

Идет ли музыкальное воспитание в воскресной школе?

– Да. У нас в воскресной школе идет музыкальное воспитание. Более того, у нас преподавательница занимается (но это уже по желанию родителей и склонности детей) уроками фортепиано, сольфеджио. В обязательном порядке у нас все дети участвуют в хоре, правда, хоровая стезя у нас лишь налаживается.

Я думаю, что с течением времени, Бог даст, все это обретет достаточно профессиональные очертания. Более того, мне представляется, что заниматься музыкальными занятиями стоит в рамках воскресной школы применительно к богослужению. Уже 3-й год предпринимаются успешные попытки с детьми готовить службу: берется какая-то служба, заранее разучиваются стихиры на «Господи, воззвах», разучиваются те или иные произведения, которые поются на вечерне, – «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши»… Целая плеяда (если их можно так назвать) детей, которая занимается церковным чтением. Дети читают положенные на службе чтения, как-то: час первый после утрени, Шестопсалмие в начале утрени...

То есть в вашем храме в хоре поют дети, которые учатся в воскресной школе?

– Нет. В том хоре, который постоянно на богослужениях, дети не поют. Это бывают отдельные службы, которые готовятся. Их бывает примерно три службы за учебный год начиная с сентября до мая – детские службы или детские богослужения. Мы их так и называем.

Богослужение от начала до конца исполняется детьми?

– Да. Сейчас наши тщания церковно-практические касательно детей относятся к всенощному бдению. Мы постигаем и изучаем всенощное бдение. На Литургию мы пока еще не вышли, но выйдем непременно...

Отец Георгий, как в вашей воскресной школе воспитывается патриотизм?

– Каким-то особенным образом он не воспитывается никак, то есть патриотических уроков у нас не проходит. Патриотизм – это любовь к тому месту, где ты родился, это любовь к твоей Родине. Что за этим стоит? Наверное, любовь. Только любовь нужно воспитывать и прививать, о ней нужно говорить, ее нужно показывать, ее нужно раскрывать. И я полагаю, что мы в воскресной школе это делаем совершенно невольно, параллельно: вся история нашего благословенного Отечества – это история становящегося Православия. Православие создало Русь. Как замечательно сказал Ключевский, на Куликовскую битву пошли разрозненные полки удельных княжеств, а после победы вернулся русский народ. Так вот это и есть патриотизм: вместе нужно отстаивать свое Отечество – земное, Небесное, душевное, духовное. Это многоценный дар Божий, его нужно беречь, о нем нужно говорить, и тогда его удастся любить.

Вы сказали, что школа существует уже достаточно давно. Какие-то плоды своих трудов Вы смогли увидеть?

– Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Пока никто из выпускников нашей школы не стал священником, не поступил в богословский институт. Этого пока не произошло. Я говорю «пока», потому что поколение еще не доросло – дорастает сейчас. Тем первым ученикам, которые пришли, им сейчас приблизительно 20 лет. Пока мне это неизвестно, поэтому о плодах говорить достаточно трудно. Хотя надеюсь и верю, что те годы, которые в стенах школы проведены, безусловно, какой-то отпечаток и в душе, и в уме детей оставили и, смею надеяться, Господь по милости Своей убережет их от тех печальных сторон и проявлений жизни, которые, увы, в ней присутствуют.

Какие планы развития школы – что у вас задумывается, планируется, какие ставите цели?

– Мне бы очень хотелось расширить музыкальное отделение при воскресной школе, чтобы оно, не отметая иных предметов, которые есть сейчас, было бы пообширнее и представляло собой некое подобие того, что происходит в детской музыкальной школе: расширить количество предметов и само музыкальное воспитание, а может, даже уже не воспитание, а образование было бы и стало бы более профессиональным.

Почему именно музыкальное образование Вы считаете таким важным?

– Как сказал мудрец: «Музыка – это тень Бога на земле». Эта тень Бога может коснуться каждого, и мне очень хотелось бы, чтобы она коснулась… Он будет уметь слушать музыку, он будет уметь слышать духовную музыку, и вот именно тогда тень Бога будет касаться его души.

Вопрос телезрительницы из Зеленограда: «Мы, ныне бабушка и дедушка, воцерковленная семья, в свое время водили своих детей в воскресную школу. Дети выросли, но, к сожалению, воцерковленными людьми пока не стали. Но надеюсь, что зерно посеянное прорастет… Есть ли смысл водить ребенка в воскресную школу, если он не будет видеть примера родителей? В то же время он будет общаться с воцерковленными детьми в воскресной школе. Как Вы видите эту ситуацию?»

– Совершенно определенно вижу и совершенно не задумываясь могу ответить: конечно и безусловно, стоит водить ребенка в воскресную школу. Конечно, стоит отдавать: среда, и Господь Духом Святым обязательно устроит внутреннее душевосприятие должным, надлежащим православным образом. Обязательно стоит.

Вопросы телезрительницы: «Я начинающий преподаватель воскресной школы. Скажите, какими качествами должен обладать ее преподаватель? И второй вопрос: можно ли с детьми подросткового возраста (10 – 13 лет) изучать в ней Ветхий Завет?»

– Помогай вам Господь в вашем начинании, оно замечательно. Я думаю, в первую очередь преподаватель в воскресной школе – это верующий человек. Как раз побудительный мотив преподавателя быть преподавателем в воскресной школе – то, что это человек верующий. Тогда человек будет хорошим преподавателем в воскресной школе. Господь ведь в Евангелии нам говорит о талантах, что, когда дан кому-то какой-то талант, его нужно преумножать. От души желаю, чтобы в вашей жизни так дальше и было.

По поводу второго вопроса: в 12-13 лет изучать каким-то подробным образом Ветхий Завет вряд ли нужно. Такая практика есть в православных гимназиях: там есть курс Ветхого Завета, есть время, посвященное на его изучение. Но если вдруг с группой подростков 12-13 лет начать изучать события Ветхого Завета, может быть, нужно, но очень конспективно и очень схематично – многое в этом возрасте из Ветхого Завета детям будет, конечно же, непонятно. Если начинать все подробно объяснять, то есть изучать, может быть, это не принесет тех плодов, которые были бы желанны.

Господь благословит всех вас и да подаст все потребное по Своей великой милости!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс