Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Среди богатейшего литературного наследия митрополита Вениамина, которое, по его подсчетам, составляет 18 тысяч машинописных страниц, особое место занимают жития святых и воспоминания о личных встречах с подвижниками. Именно рассказы об этих встречах и составили эту книгу.
По словам составителя профессора Алексея Константиновича Светозарского, митрополит Вениамин (Федченков) на протяжении своей долгой жизни встречался со многими православными подвижниками. Дважды ездил к святому праведному Иоанну Кронштадтскому и сослужил ему за Литургией; окормлялся у схиигумена Германа Зосимовского и преподобного Нектария Оптинского; советовался в сложных обстоятельствах со схимонахом Валаамского монастыря Никитой (Филиным) и иеромонахом Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Исидором Грузинским. Находясь в Крыму, исповедовался у епископа Херсонского Иннокентия (Солотчина). Митрополит Вениамин считал своим долгом описать эти встречи, понимая, насколько важно запечатлеть образ «живого святого».
Впервые его книга вышла в 1998 году, была издана впервые и значительная часть включенных в нее работ. Тогда сборник явился настоящим событием. Нынешнее, второе издание подготовлено с учетом изменений, произошедших за последние годы: некоторые подвижники, о которых говорил Владыка, были канонизированы, а монастыри, упраздненные в годы советской власти, вновь открыты. Стремясь максимально широко представить агиографическую тему в наследии митрополита Вениамина, редакция сочла необходимым дополнить первое издание «Божьих людей» трудами о священномученике Вениамине (Казанском) и архиепископе Феофане (Быстрове). С ними Владыка общался на протяжении трех десятилетий, в том числе и в эмиграции, – до отъезда в США в 1933 г.
Рассказы размещены в хронологическом порядке, начиная с описания поездки тогда еще семинариста Ивана Федченкова в Тамбовскую губернию к отцу Василию Светлову, великому молитвеннику, самоотверженному пастырю – «обыкновенному» сельскому священнику, – и заканчивая житием архимандрита Дионисия (Чудновца), бывшего духовником епископа Вениамина в период его участия в Белом движении.
Как отмечает автор-составитель, хронологическая организация материала позволяет представить духовный путь автора. Завершают книгу комментарии, написанные Алексеем Константиновичем, которые дополнены необходимыми разделами.
По словам профессора, дух и форма записок митрополита Вениамина во многом определяется той особой, свойственной «старым людям» (людям старой России, представителям образованного класса), манерой повествования, которая вырабатывалась благодаря многолетней привычке поверять свои мысли, чувства и впечатления дневнику, размышлять с карандашом в руках. Эта манера создает особый, доверительный, почти исповедальный тон. И так как главная задача автора – достойно запечатлеть образ «живого святого», то бесценны любая деталь, любой мелкий штрих, подмеченный во время непосредственного общения. Например, отмечает составитель, об известном по всей России и даже за ее пределами монастыре – Свято-Введенской Оптиной пустыни – написано много. На страницах книги Владыки Вениамина мы встречаемся с уже знакомыми образами подвижников. В частности, со старцем Анатолием, со скитоначальником отцом Феодосием, с оптинскими скитниками, с которыми митрополит Вениамин был знаком лично.
Однако центральной фигурой в Оптиной для Владыки был старец Нектарий, о котором он сохранил самые светлые воспоминания и которого считал одним из своих наставников.
Составляя жизнеописание схиигумена Германа, митрополит Вениамин использовал записи знавших его людей. Все материалы, собранные и переданные духовными детьми старца, были переписаны митрополитом Вениамином в одну тетрадь. И над этой «своей» рукописью Владыка много работал. Он удалил повторяющиеся сведения, сгруппировал текст отдельных воспоминаний так, чтобы получилось связное повествование. Полученный текст разделил на главки, дав им названия. Ничего своего Владыка сознательно не вносил. В тексте составленного им жизнеописания встречаются некоторые несоответствия, но митрополит Вениамин не берется исправлять их, устраняя лишь самые явные. Таким образом, духовный писатель исполняет главное – сохраняет и доносит до нас записи, сделанные со слов самого отца Германа.
Каждый рассказ Владыки Вениамина (Федченкова) о подвижниках Православной Церкви, живших на рубеже XIX и XX веков, содержит описание жизненного пути, подвигов и чудес угодника Божиего, свидетельства современников.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.